«Организация и проведение командных игр на физкультурном занятии в ДОУ» Методическая разработка
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему
В методической разработке представлен опыт организации командных игр для детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях ДОУ. На данных занятиях используются умения и навыки различных движений, выполнение которых направлены на формирование у дошкольников интереса и любви к спорту, на воспитание у детей ответственности за результаты совместной деятельности; великодушия к проигравшим, уважительного отношения к соперникам, быть справедливыми и честными в спортивной борьбе.
Данная разработка предназначена для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 27 станицы Анастасиевской
муниципального образования
Славянский район
«Организация и проведение командных игр на физкультурном занятии в ДОУ»
Методическая разработка
Автор: Табакова С.А., инструктор по физической культуре
Станица Анастасиевская, Славянский р-он, Краснодарский край
2016 год
Аннотация: в методической разработке представлен опыт организации командных игр для детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях ДОУ. На данных занятиях используются умения и навыки различных движений, выполнение которых направлены на формирование у дошкольников интереса и любви к спорту, на воспитание у детей ответственности за результаты совместной деятельности; великодушия к проигравшим, уважительного отношения к соперникам, быть справедливыми и честными в спортивной борьбе.
Данная разработка предназначена для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ и родителей.
Пояснительная записка:
Я работаю в МБДОУ № 27 ст. Анастасиевская инструктором по физической культуре 6 лет по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Наблюдая за детьми подготовительных к школе групп, я отметила снижение интереса у детей к занятиям физкультурой. Даже подвижные игры, рекомендованные программой, не вызывают у них большого интереса. Как правило, в этих играх ( например, «Совушка», « Пятнашки» и др.) только один ведущий, которым все хотят быть. Если ребенок не выбран ведущим (например, считалкой), то возникает реакция обиды, нежелания играть в другой роли, часто отказ от игры вообще, слезы. В каждой возрастной группе таких детей – лидеров от 3 до 5-6 человек, что вызывает у меня сложность в организации этой части занятия. Причем игры эти не меняются по своей структуре от ясельного возраста до подготовительной группы.
Дети «заставили» меня задуматься над этой проблемой. В прошлом - я профессиональная спортсменка - гандболистка. Это и натолкнуло меня на мысль о использовании командных игр на физкультурных занятия с детьми 6 -7 лет. Все, как в большом спорте: команды, разминка, судья ( или несколько судей), цифровое табло, 2 тайма, перерыв, азарт, болельщики, победы и поражения…
2
Вводная часть.
Тема: «Организация и проведение командных игр в ДОУ на физкультурном занятии»
Цель: развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи: - забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка;
- формирование у дошкольников интереса и любви к спорту;
- развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
- совершенствование умений и навыков движений;
- развитие выносливости, координации и меткости;
- формирование дружеских отношений, взаимопомощи в условиях соревновательной деятельности
- воспитание у детей ответственности за результаты совместной деятельности; великодушия к проигравшим, уважительного отношения к соперникам, быть справедливыми и честными в спортивной борьбе.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка
Основная часть
Существует несколько командных игр, которые можно применять в дошкольном возрасте. Первая игра, с которой я познакомила своих воспитанников – это «Перестрелка».
Описание игры «Перестрелка»
Задачи: совершенствовать умение бросать мяч одной рукой; развивать координацию, глазомер и точность броска.
Содержание: дети делятся на две команды по 4 – 5 человек, каждый игрок берет в руки по два маленьких мягких мяча и расходятся к противоположным стенам зала. Большой резиновый мяч кладется судьей на середину площадки. По свистку дети могут переместиться ближе к мячу и, бросая маленький мяч, стараются попасть в большой так, чтобы он покатился в сторону ворот соперника. В моем случае воротами является вся стена зала. При касании мяча стенки засчитывается гол, судьей дается
3
свисток к прекращению игры, дети собирают мягкие мячи и расходятся к противоположным стенам. Мяч большой занимает место в центре зала. По свистку игра повторяется ( счет продолжается).
Правила: каждый игрок имеет право бросать маленький мяч в большой любым подходящим для данной ситуации способом. Ему разрешается брать в руки любое количество маленьких мячей, подбирая их на своей половине поля. Запрещается переходить на поле соперника ( т.е. пересекать линию центра), касаться большого мяча рукой или ногой, а также запрещается касаться большого мяча маленьким, если он находится в руке.
Организационно-методические указания: игра проводится в два тайма по 3 мин с перерывом в 1 - 2 минуты, используя игровой стретчинг.
Пособия и оборудование: мяч большой; мячи мягкие малые – по 2 шт. на каждого игрока команды; числовое табло; свисток.
Я составила сравнительную таблицу методических требований к проведению физкультурных занятий, возрастных особенностей детей 6 – 7 лет [1] [3] и тому, что развивается при проведении игры «Перестрелка».
Возрастные особенности | Что дает игра | |
1 | Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, прыгать через скакалку дети могут в течение 5 мин | Продолжительность тайма 3-5 мин |
2 | Сращение между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны. Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки. Эти особенности необходимо учитывать при проведении подвижных игр, игровых упражнений и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам (Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова, 2002). | Мягкие тряпочные мячи не опасны для здоровья при случайном попадании в лицо. |
3 | На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). | Дети соблюдают правила поведения, поступают «как надо», воздерживаются от недозволенного. |
4 | Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) : сила, уравновешенность и особенно подвижность развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. | С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной обстановки при проведении спортивной игры. Детям необходимо быстро принимать решение, менять действия, выбирать движения, находить свой темп. |
5 | Именно в этот период формируются три типа мышечных волокон, различающихся организацией метаболизма и сократительными свойствами. Значительно возрастает сила и быстрота ребенка, совершенствуются координационные способности, увеличивается ловкость и гибкость, происходит дальнейшее развитие мышц рук. (Н. А. Ноткина, 2001). | Дети этого возраста уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям , т.е. менять темп, появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает |
6 | К особенностям, связанным с уровнем развития центральной нервной системы, надо отнести также недостаток точности в движениях детей. Для того чтобы выполнить какое-нибудь движение точно в соответствии с данным заданием, нужно хорошо осознать движение, суметь напрячь нужные мышцы с достаточной силой и выключить из работы другие, ненужные, правильно дозировать напряжение мышц во время их работы и т.д. (Л. Н. Цымбалова, 2004). | Координация движений, необходимая при метании и попадании в движущийся предмет, дает большую экономию в затрате энергии. |
7 | Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Средняя частота сердечных сокращений детей 6 – 7 лет - не менее 140—150 ударов в минуту (Л. Н. Волошина, 2005). | Средняя ЧСС: 1-й ребенок – 115 уд/мин 2-й ребенок – 136 уд/мин |
8 | Бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье - их физиологическое значение очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечнососудистого и дыхательного аппарата, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо (М. А. Рунова, 2000). | |
9 | Двигательная активность детей зависит от методики организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. | Используется групповой метод проведения игры |
10 | При правильно построенном занятии физиологическая кривая -графическое изображение частоты сердечных сокращений (ЧСС) постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная ЧСС обычно достигается после проведения подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. После вводной части занятия ЧСС возрастает на 15-20%, после основной - на 50-60% по отношению к исходной величине, а после подвижной игры учащение достигает 70-90 % (до 100%). После заключительной части ЧСС снижается и может превышать исходные данные на 5-10%, однако спустя 2-3 минуты должна возвратиться к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами. | Начало занятия – 102 уд/мин; Начало основной части (игры) – 114 – 122 уд/мин; Конец игры - 138 - 152 уд/мин; Конец занятия – 102 -108 уд/мин. |
Заключительная часть
Игра эта отвечает всем требованиям физиологии дошкольного возраста, в частности, детей 6 -7 лет. В этот период у детей происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма, значительно возрастает сила и быстрота ребенка, совершенствуются координационные способности, увеличивается ловкость и гибкость, происходит дальнейшее развитие мышц.
Список используемой литературы:
- М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер «Возрастная физиология: физиология развития ребенка»
- М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева«Теория и методика физического воспитания» - М.: Просвещение, 1985.
- Е.В.Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг» - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Интернет – ресурсы.
6
Приложение № 1
Структура проведения физкультурного занятия с использованием командной игры
В занятии сохраняется структура трех частей (вводной, основной и заключительной).
В первой (вводной) части ставится задача подготовить организм детей к выполнению более сложных, интенсивных движений. Сюда входят различные виды ходьбы, бега, построение для выполнения общеразвивающих упражнений.
В основной части решаются задачи совершенствования умений и навыков движений, развитие выносливости, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях. Как обычно, начинается с общеразвивающих упражнений ( комплекс - по выбору педагога). А вот дальнейшие движения (упражнения на равновесие, прыжки, лазание, бег) заменяются одной спортивной игрой, которая проводится в 2 тайма по 3 – 5 мин с перерывом в 2-3 мин. По желанию детей это может быть просто пассивный отдых. А можно предложить элементы стретчинга – упражнения на растяжку мышц, на координацию. Например: «Веселый жеребенок», «Кошечка», «Лебедь», «Лягушка», «Бабочка», «Черепашка».
В заключительной части решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к спокойному: проводится малоподвижная игра (например, «Запрещенное движение» или «Вершки и корешки»[2]), подводится итог игры (объявляется счет и команда – победитель), заключительное приветствие команд.
7
Приложение № 2
Описание командных игр
- «Выбей соперника»
Задачи: совершенствовать навык броска мяча одной рукой; развивать ловкость, точность движения, меткость.
Содержание: зал делится пополам, каждая команда находится на своем игровом поле. От команд выделяется по 3 игрока, которые находятся за лицевой линией своих соперников. Задача команд – быстро выбить соперника с поля. Для этого игроки должны попасть в соперника мячом. При этом можно сделать передачу своему игроку, находящемся на противоположной стороне площадки.
Правила: каждый игрок имеет право выбивать. Засчитывается только прямое попадание. Если игрок другой команды поймал мяч, попадание не засчитывается. Запрещается заходить на половину поля соперников. Побеждает команда, сумевшая выбить за определенное время больше игроков – соперников.
Организационно-методические указания: при большом количестве игроков для равномерного участия можно организовать 3 – 4 команды.
Пособия и оборудование: мяч среднего размера; свисток.
- «Футбол паучков» ( тараканий футбол)
Задачи: развивать силовую выносливость.
Содержание: зал делится пополам, каждая команда находится на своем игровом поле у стены. Способ передвижения – на руках и ногах животом вверх ( как паучки). Мяч располагается судьей в центре поля. По свистку – игроки приближаются к мячу и, пнув его ногой, стараются забить гол в ворота ( или чтобы мяч коснулся стены соперников). Побеждает команда, забившая больше голов.
Правила: каждый игрок имеет право передвигаться по всей площадке и пинать мяч. Игра проводится без вратарей. Запрещено менять способ передвижения, вставать на ноги, а так же касаться мяча руками. За нарушение – удаление с поля на 1 минуту, игра не останавливается. После забитого гола игра продолжается по свистку: мяч - в центре поля, игроки – у стены на своей половине.
Организационно-методические указания: игра проводится в два тайма по 3 мин с перерывом в 1 - 2 минуты, используя игровой стретчинг.
8
Пособия и оборудование: мяч большого размера; свисток; ворота; числовое табло.
- «Волейбол с воздушным шаром ( или надувным пляжным мячом) и ракеткой»
Задачи: совершенствовать навык владения бадминтонной ракеткой; закреплять навык удара ракеткой сверху; закреплять знания правил игры в волейбол.
Содержание: игроки делятся на две команды по 6 человек и располагаются на своей половине, как в волейболе, но с бадминтонными ракетками в руках.Выигрывает команда, забившая больше очков за определенное время.
Правила: подача мяча производится с лицевой линии после забитого очка. Смена игроков на площадке происходит по кругу( как в волейболе).
Организационно-методические указания: игра проводится в два тайма по 5 мин с перерывом в 1 - 2 минуты, используя игровой стретчинг [4].
Пособия и оборудование: сетка волейбольная; ракетки бадминтонные на каждого игрока команды; мяч пляжный надувной; свисток; числовое табло.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....