консультация из опыта работы
консультация по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №50»
Консультация из опыта работы
На тему:
« РОЛЬ ЗИМНИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Составила: Илалова Р.Р.
инструктор по физической культуре,
I квалификационная категория
Нижнекамск, 2014г.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Оно осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений , способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд; с другой – специально организованные подвижные игры и упражнения по физической культуре в зале и на свежем воздухе ; направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Подвижные игры и упражнения - это, как одно из основных средств комплексного развития ребенка – его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитание у них воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно – связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость .Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых качеств.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр и упражнений на свежем воздухе ( особенно зимой). При активной двигательной деятельности на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а , следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелая одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движение детей. Следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников в зимнее время. А для этого надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки детей и в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе( особенно зимой) приобретают особую ценность. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.
Там , где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке ( можно было бы поиграть в интересные игры в снежных постройках, посоревноваться в беге, метании и т. д.), дети и в зимнее время двигаются много и охотно. Если есть возможность, надо защитить детскую площадку от ветра, например: оградить ее снежными валами, снежными фигурами зверей, сделать сугробы в разных местах площадки, особенно вдоль забора, веранды. Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить постройки для разнообразных движений. Хорошо заранее предусмотреть места их расположения, преимущественно по краям площадки, а середина оставалась свободной для подвижных игр и упражнений. Благоустраивая игровую площадку, необходимо учитывать конкретные условия, например, к уже имеющемуся на ней возвышению сгрести снег и устроить горку, подсыпать снег к бревну, обложить его кругом снегом – и получится снежный вал, по которому можно ходить, спрыгивать с него, перебрасывать через него снежки. Оставшийся от спиленного дерева , пенек послужит основой для снежной фигуры медведя, зайца, оленя, в лапах, которых укреплены корзина, ящик и т. п. Между деревьями, но там, где нет низко свисающих веток, прокладывается лыжня. Из заранее заготовленных сугробов делаются снежные валы ( длиной 3-4 м ) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр. В прочно сделанном валу прокапываются отверстия – ворота для пролезания. По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах, лыжня, горки.Обледенелые места посыпаются песком . Для многих игр необходима разметка – обозначение линии « старта», границы « городка», « домиков». Разметку можно сделать синькой или анилиновым красителем, разведенные в горячей воде. Через 15 - 20 минут проведенные кистью линии полить водой для образования ледяной корочки – это позволит им сохраниться в течении зимы.
Особое внимание надо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий.
Следует быть внимательными к ребенку, занятому подвижной игрой или физическими упражнениями на свежем воздухе, чтобы он не превысил свои реальные возможности, как это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое « шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений – признаки чрезмерной нагрузки. Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгоряченный игрой ребенок может охладиться. Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной, например: после неоднократного скатывания с горки, предложить медленно покатать куклу по ровной дорожке, игру в « ловишки» сменить на метание снежков в цель. Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышение температуры воздуха к концу прогулки - и постараться не допускать ни перегрева, ни охлаждения играющих детей.
Подвижность ребенка также во многом зависит от его двигательных умений, от того, владеет ли он такими естественными движениями, как ходьба, бег, прыжки, метание. Эти движения составляют основу большинства подвижных игр, в которые играют дети. Успех в игре определяется легкостью выполнения двигательных действий, в следующих движениях:
ходьба по следам; ходьба, поднимая колени; ходьба приставным шагом вправо и влево; восхождение на горку и спуск с нее; ходьба змейкой между прутиками или вокруг сугробов;
бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей и увертыванием;
упражнения в равновесии – ходьба по снежному валу прямо, боком, приставным шагом, перешагивание через снежки, палочки;
прыжки на месте и продвигаясь вперед ( расстояние 3-4 м ), спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух или на одной ноге;
подлезание под ветку, в снежном тоннеле;
метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).
ИГРЫ НА СНЕЖНОЙ ПЛОЩАДКЕ:
Скатай шар!
Попади в колпак!
Сбей кеглю ( городок )!
Веселые снежинки!
Трудный переход!
Накорми медведя ( зайца )!
Заморожу!
Снайпер!
Осада крепости!
Проведи шайбу ( хоккей )!
Катание на санках!
Санный поезд!
Ледяные дорожки! и другие.
Все подвижные игры и упражнения как в зале , так и на свежем воздухе способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и т. д. Они создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным - комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Таким образом, подвижные игры и упражнения – действенное средство физического развития и воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...
Консультация из опыта работы" Разговор с детьми"
1)Как правильно знакомить детей с детской художественной литературой.2)Значение прочитанной литературы на поведение ребёнка.3)Поведение взрослых- пример для подражания....
Консультация из опыта работы. Формирование творчества при обучении детей современным танцам
Духовная жизнь ребенка Полноценна лишь тогда, когдаон живет в мире иг...
Консультация из опыта работы"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста."
Важное значение для здоровья и благополучия ребёнка имеет правильная организация режима дня,питания, сна, бодрствования. и конечно же проведение гигиенических процедур!...
Консультация из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание через игровую деятельность!"
консультация из опыта работы...
Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...
Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...