Статья. «Организация проведения занятий с использованием игр-эстафет в условиях педагогической поддержки».
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Статья. «Организация проведения занятий с использованием игр-эстафет в условиях педагогической поддержки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. «Организация проведения занятий с использованием игр-эстафет в условиях педагогической поддержки».

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях относительно молодое направление в образовании, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и индивидуализации. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определила приоритетные цели и задачи, решение которых потребовало построения адекватной системы психолого-педагогической поддержки. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования организационный раздел основной образовательной программы также должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов.

В стандарте обращается внимание на то, что работа в детском саду направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации и индивидуализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Технология «педагогическая поддержка» введена в педагогику Газманом О.С., который доказывал право ребенка на построение собственного индивидуального социального опыта.

Если рассматривать значения понятия «поддержка» с педагогических позиций, то поддержка со стороны педагога предполагает «стать опорой», «не дать упасть», «укрепить» то, что заложено в природе ребенка или иными словами:

- помочь другому обрести уверенность,

- подкрепить то положительное, что есть в личности,

- удержать от того, что мешает развитию, что является тяжестью, грузом.

Выделяют следующие тактики технологии «педагогическая поддержка».

Кредо тактики «защиты» - ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Кредо тактики «помощи» - ребенок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом.

Кредо тактики «содействия» - ребенок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора.

Кредо тактики «взаимодействия» - договор - это испытание свободой и ответственностью, ребенок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора.

Использование тактических приемов технологии «педагогическая поддержка» предполагает учет индивидуальности ребенка. При этом педагог должен направить свои усилия на то, чтобы ребенок понял, что происходит с ним в конкретной жизненной ситуации, принял происходящее без ущерба для своего здоровья (вариант первоначальной неудачи) и научился преодолению трудностей, связанных с жизненными ситуациями.

Руководство процессом игр-эстафет.

Усвоение игр-эстафет и поведение детей во время игр-эстафет в значительной степени зависят от правильного руководства ею. Необходимо начать игру организованно и своевременно. Задержка снижает эмоциональный настрой участников, уменьшает готовность детей к игре. Во время проведения эстафеты взрослый двигается между линиями препятствий лицом к детям, шагами назад и вперед и словесно помогает выполнению движений, подбадривает детей, подсказывает рациональный способ выполнения задания и последовательность выполнения движений. Далее руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. Руководитель делает поправки и замечания, не останавливая ход эстафеты. Если большинство участников допускают одинаковую ошибку, то после окончания эстафеты педагог указывает на общие ошибки и вносит поправки.

Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. Сознательная дисциплина содействует лучшему усвоению игры, хорошему настроению ее участников. Необходимо воспитывать у детей сознательное отношение к своему поведению в игре, направлять их на товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помогай отстающему!», «добивайся цели вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет команда!».

Игрой надо руководить так, чтобы сам процесс ее доставлял детям удовольствие. Это возможно только в том случае, если участники смогут проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их.

В процессе игры надо учитывать наиболее опасные моменты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, ходьба и бег по гимнастической скамейке, препятствия) и быть готовым к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре.

В играх-эстафетах трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Поэтому не рекомендуется сразу проводить игру-эстафету большой подвижности, т.к. это может вызвать чрезмерное мышечное напряжение. Надо обеспечить оптимальные нагрузки каждому ребенку. Интенсивные периоды физической нагрузки следует чередовать с отдыхом, который организуется между играми-эстафетами. Надо учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка возрастает. Дети, увлеченные игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свое самочувствие. Дошкольникам свойственно переоценивать свои силы, поэтому педагог должен помнить о возрастных и индивидуальных особенностях детей, их состоянии здоровья, не полагаться на желание детей продолжать соревнование.

Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Существуют различные методические приемы для изменения нагрузки. Можно увеличивать перерывы между эстафетами, используя их для разбора общих и индивидуальных ошибок, подсчета очков каждой команды, уточнения правил передачи эстафеты, назначения помощников для судейства, сокращать дистанции для пробежек, уменьшать число игровых заданий в последующих эстафетах, менять уставших детей на запасных игроков и т.п. Можно увеличивать подвижность участников игры, добавляя препятствия, увеличивая дистанции пробежек, разделяя команды на части и включая в соревнования встречные эстафеты для повышения активности, изменять исходные положения игроков на старте, делить зал по диагонали.

Продолжительность игр-эстафет зависит от количества участников, их возраста, содержания игр-эстафет, от места проведения, темпа, предложенного руководителем. Заканчиваются игры-эстафеты общей ходьбой на месте, упражнениями на восстановление дыхания, пальчиковой гимнастикой, спокойными заданиями (отгадать загадки, собрать головоломку; игры малой подвижности на внимание и др.). Задача этих упражнений постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку.

По окончании игры подводятся итоги и оценка игры-эстафеты.

При оценке игры-эстафеты воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и указывает на нарушения правил. При разборе игры-эстафеты лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты.

Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда-победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично. Чтобы сгладить переживания детей проигравшей команды, желательно провести ритуал рукопожатия между командами. Необходимо учить детей переживать неудачи и справляться с негативными эмоциями, однако следует отметить, что игры-эстафеты должны приносить детям радостные переживания. Педагогу необходимо подбадривать детей, вспоминать их успехи и строить планы на дальнейшие победы. Всем детям, участвовавшим в соревновании, вручаются индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки). В группе можно оформить альбом наград с фотографиями, а также может быть оформлена стена славы «Наши чемпионы» и многое другое.

Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности, настойчивости).

Игры-эстафеты должны обеспечить разностороннее развитие моторики детей, а также способствовать формированию умения действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры. Необходимо использовать игры-эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и с разной организацией детей, с различными вариантами построений команд, с более сложными сочетаниями упражнений, с непривычной для детей последовательностью выполнения заданий, с нетрадиционным делением зала.

Следует подбирать игры-эстафеты так, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Такая система работы подводит детей к правильному выполнению движений, к выполнению основных правил в эстафете, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений, формирует умение детей передавать эстафету.

Итак, главное требование, которым надо руководствоваться при подборе двигательных заданий для игр-эстафет, - соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.

При этом необходимо учесть общий уровень физического и интеллектуального развития детей данной возрастной группы, уровень сформированности элементов техники движения, уровень их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности; время года, время в режиме дня, место проведения игры-эстафеты.

На выбор игр-эстафет влияет время года. В прохладную погоду проводятся такие игры-эстафеты, в которых все дети по нескольку человек одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение и уменьшить время ожидания. Зимой в игры-эстафеты необходимо включать игровые задания с санками, лыжами, со снежками и др. В сырую погоду не следует проводить игры-эстафеты на улице, т.к. дети, болея за игроков своей команды, переживают и кричат — это может спровоцировать простуду. В жаркую погоду проводятся игры-эстафеты спокойного характера, малой и средней подвижности, исключающие опасность перегревания. При подборе игр-эстафет для улицы необходимо учитывать наличие на площадке спортивных снарядов, естественные условия.

При отборе игр-эстафет нужно учитывать и время в режиме дня, при этом еще учитывается предшествующая и последующая деятельность детей. Утром рекомендуются игры-эстафеты с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движению (с мячом, с обручем, с гимнастическими скамейками, с гимнастическими палками, веревочками и пр.). Также утром проводятся игры-эстафеты большой подвижности с несколькими игровыми заданиями, с непривычным направлением движения в игре, с нетрадиционным делением зала.

Между занятиями, особенно если они связаны с длительным пребыванием в относительно неподвижной позе (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны игры-эстафеты средней и малой подвижности. Назначение таких эстафет активный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

Прием пищи также учитывается при отборе и проведении игр-эстафет. Игры-эстафеты большой подвижности проводятся через 25-30 минут после еды, но и не перед едой: эмоциональная и физическая нагрузка повышают возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей и вызвать излишнее утомление.

Двигательное содержание игр-эстафет должно согласовываться с условиями проведения. Игры-эстафеты с бегом на скорость, с метанием на дальность и в цель, с ходьбой и бегом в необычных условиях (в горку, по песку, по снегу, по мелкой воде) невозможно организовать в помещении.

Итак, при подборе игр-эстафет необходимо учитывать:

1. Педагогические задачи, которые будут решаться в играх-эстафетах.

2. Форму занятия, в которое включена игра-эстафета.

3. Состав команд по количеству участников, по двигательным способностям, по возрасту и полу.

4. Уровень физической подготовленности детей.

5. Условия и место проведения игры-эстафеты: размеры зала или площадки, наличие инвентаря.

6. Состояние участников: характер их деятельности перед игрой-эстафетой и непосредственно после эстафеты.

Таким образом, использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи.

Сложность и количество проводимых эстафет зависит от физической и психологической подготовленности детей. Обычно достаточно 1-2 эстафет, которые должны сочетаться друг с другом по двигательному содержанию с другими играми. Принципиально важна объективность оценки двигательных действий старших дошкольников в заданиях соревновательного типа.

Разрабатывая программу физкультурного развлечения, необходимо руководствоваться следующими критериями:

- содержание программы должно согласовываться с пройденным учебным материалом;

- игры и упражнения должны быть разнообразными по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;

- размещение игр и упражнений в программе должно отвечать правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается, но эмоциональная нагрузка возрастает непрерывно;

- после игр-эстафет, сильно возбуждающих детей, целесообразно планировать зрелища, двигательные загадки, игры хороводного типа и другие виды, обеспечивающие организованность играющих;

- после фронтальных игр большой подвижности должны следовать задания, в которых участвуют более выносливые дети, преимущественно мальчики;

- программы намечаются на 3-4 недели, чтобы отдельные игры или подводящие к ним упражнения были бы включены в план учебно-воспитательной работы и осваивались без спешки.

Воспитатель должен учитывать при подготовке игр-эстафет, что принципиальное значение имеют следующие моменты в методике проведения физкультурных развлечений:

- место для проведения (зал, стадион, луг, парк), именно с учетом его особенностей подбираются задания для эстафет, сопутствующий литературно-художественный материал;

- привлечение детей к подготовке атрибутов и украшений (плакаты, значки, ориентиры, маски-шапочки и др.);

- продуманные способы подачи игрового материала (по тону и эмоциональной окраске).

В заранее подготовленном сценарии должны быть четко определено содержание действий ведущего: интересное, торжественное начало игры-эстафеты, игровые зачины, сюрпризное внесение атрибутов для игр, приемы распределения ролей, нестандартные оценки действий детей, ритуалы награждения победителей в соревнованиях и т.д.

Методика развития двигательных качеств в дошкольных учреждениях основывается на классических методах. Вместе с тем все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физических упражнений в новых интерпретациях.

В тоже время, анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием в разные периоды детства его двигательных качеств, которые пока еще недостаточно изучены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проведение занятий с использованием элементов лечебной физкультуры в условиях дошкоьного учреждения"

Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физтческой культуре"Проведение занятий с элементами лечебной физкультуры в условиях дошкольного учреждения" ...

Всероссийский журнал "Воспитатель" Статья: «Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС  Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС.

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС. Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении».Статья:...

Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO

Методическая разработка "Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO"...