Режим двигательной активности
методическая разработка по физкультуре на тему

Горшкова Вита Владимировна

Режим двигательной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

П А М Я Т К А

(в помощь педагогам)

Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.

Объем нагрузки означает как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, год и т. д.). В дошкольном учреждении при оценке режима двигательной активности часто объем движений определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. За время пребывания в дошкольном учреждении количество шагов в сутки должно составлять:

- для детей 3 лет — 9-9,5 тыс.;

- 4 лет — 10-10,5 тыс.;

- 5 лет — 11-12 тыс.;

- 6 лет — 13-13,5 тыс.

Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Интенсивность нагрузки - это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Мерами интенсивности служат скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.);  темп (в играх), высота и длина (в прыжках и метании). Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений.  

Колебания частоты сердечных сокращений при выполнении различных физических упражнений у детей 5—7 лет (в мин.)

Виды физических упражнений

Частота сердечных

сокращений        

сокращений сокращений

Время восстановления

Общеразвивающие упражнения.

Умеренная ходьба

100-140

1-2

Осложненная ходьба

ходьба

 ходьба

120-150

1-2

Бег на месте

130-170

3

Бег средней интенсивности

150-180

3-4

Медленный бег «трусцой»

150-170

2-3

Прыжки в длину

130-165

1-2

Прыжки со скакалкой

140-170

3-4

Равновесие

120-150

1

Езда на велосипеде

130-160

3

Игра в мяч

145-195

3



Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Организация работы по физическому воспитанию детей в зимний период»

 

Подготовила и провела

Горшкова В.В.

 

Тема: Организация работы по физическому воспитанию детей в зимний период»

Цель:

1. Повысить интерес к различным видам двигательной деятельности.

2. Увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня.

3. Поднять эмоциональный настрой.

Ход семинара:

I. Вводная часть:

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня я пригласили вас на очередную встречу, на семинар-практикум.

В качестве разминки я предлагаю вам подумать.

Докажите, так это или не так, применяя свой опыт, что:

«Движение - радость, движение - здоровье, движение - развитие».

Итак, ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ.

II. Основная часть:

В последнее десятилетие отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.

Движение - не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком мира, умения ориентироваться в нем, а также средство всестороннего развития. В процессе движения дети испытывают неподдельную радость.

Формирование у дошкольников потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создавать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторики.

Младшие дошкольники 3-4 лет имеют небольшой двигательный опыт. Их стремление характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. на четвертом году жизни дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Они уже способны выполнять несложные двигательные задания: восхождение на горку и сбегание с нее, проползание под разными предметами, в бросании мяча и бег за ним и т. д.

Детям свойственна подражательная деятельность, что объясняет их умением управлять движениями, ориентируясь на образец. Дошкольники этого возраста умеют самостоятельно объединяться в небольшие группы для выполнения игровых упражнений. Если они затрудняются в выборе и длительное время находятся в «бездельном состоянии», тогда необходима помощь взрослого.

Двигательная активность детей от 4 до 5 лет во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий.

У детей владеющих всеми видами основных движений, возникает потребность в двигательных импровизациях под музыку. Педагогу необходимо поощрять творчество дошкольников, знакомить их с содержанием разных подвижных игр.

И наконец, развитие двигательной активности детей от 5 до 7 лет является оптимальное развитие их двигательных способностей. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются двигательные умения и навыки, физические и волевые качества, наблюдательность. Залогом эффективной работы в этом направлении станет использование алгоритма деятельности педагога по развитию двигательных способностей ребенка.

Оценка физического качества воспитанников, но и качественного показателя освоения основных движений.

Составление карты программных требований по разделу, раскрывающему особенности деятельности с детьми по формированию у них культуры движений.

Это дает возможность осуществлять концентрированное обучение детей основным движениям и развивать у них двигательные способности

Можно разделить на три части. Сначала педагог распределяет виды физкультурных занятий по месяцам в течение года (в зале и на улице, потом - количество видов занятий в течение года, а затем составляет учебно-тематический план.

Содействие становления ребенка как субъекта собственной двигательной деятельности.

Запланированное содержание может быть изменено в зависимости от возможностей,

потребностей детей, от погодных условий или жизненных реализаций.

III. «Мозговой штурм».

Вопросы А.

1. Какова организация двигательной активности детей?

2. Методика проведения утренней гимнастики.

3. Расскажите методику проведения гимнастики после сна.

Вопросы Б.

1. Виды работы ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка.

2. Какова методика проведения физкультурных занятий.

3. Каковы этапы построения игровых занятий.

4. (общий). Каждая команда должна придумать игровое упражнение, для развития двигательной активности используя спортивный инвентарь, сделанный своими руками из подручных средств.

IV. Игры и упражнения.

«Веселые петрушки».

Оборудование: Колпачки (диаметр 20 см)

Описание: Участники стоят произвольно в зале с закрытыми глазами. Ведущий надевает им на голову колпачки. Участники открывают глаза и ходят спокойно по залу, стараясь не уронить их. Нужно перенести колпачки в обручи, которые лежат на противоположной стороне зала. (Развитие координации, ловкости, точности выполнения движения).

«Найди пару»

Описание: Участники спокойно ходят по залу парами, держась за руки. По сигналу ведущего «Один!» расцепляют руки и разбегаются в разных направлениях по всему залу, делают произвольные танцевальные движения, а по сигналу ведущего «Пары!» участники быстро находят свою пару, берутся за руки («лодочка», «спинки», «коленки», «локотки»). Если у участника нет пары, он считается проигравшим. (Развитие внимания).

«Зайка серый умывается»

Оборудование: обручи по количеству участников, мягкие модули.

Описание: Участники сидят в домиках, сделанных из обручей, - это «зайцы». На противоположной стороне за мягкими модулями сидят 1-2 человека - это «волки».

Ведущий: наступило утро, все звери проснулись, потянулись, сделали зарядку.

Выполняют комплекс упражнений для рук. «Зайки» идут умываться выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ушко, вытер сухо.

По сигналу «Волк! « зайки убегают в домики, а «волки» их ловят.

V. Итог.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовке детей к обучению в школе.

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ)

ОТВЕТЫ НА ВОПОСЫ:

1. Какова организация двигательной активности детей?

Под руководством взрослых ежедневно проводиться утренняя гимнастика, физкультурные занятия и гимнастика после сна, кроме того еженедельно проводиться два музыкальных занятия, связанных с движениями, спортивный досуг или музыкальное развлечение. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводиться ежедневно не менее 1, 5 - 2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны.

Гимнастика и физкультурное занятие проводиться ежедневно на свежем воздухе начиная с младшей группы. Одно физкультурное занятие и гимнастика после сна проводится в физкультурном зале. Известно, что обменные проце5ссы в организме протекают более интенсивно во время занятий на свежем воздухе, и это немаловажный фактор укрепления здоровья детей.

Гимнастика после сна так же помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности. В ее комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушения осанки.

При таком количестве физкультурных мероприятий должно обеспечиваться максимальное их разнообразие, иначе детям станет не интересно. Поэтому разработано много вариантов. В течение месяца каждый вариант повторяется не более двух раз, а то и вовсе не повторяется. Но какие бы варианты не были использованы, обязательная их составляющая - оздоровительный бег.

2. Методика проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время ее дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности.

Комплекс утренней гимнастики составляется воспитателем на основе имеющегося у детей двигательного опыта. На каждый месяц составляют 3-4 комплекса.

1. - для хорошей погоды (по сезону)

2. - на случай мороза, затяжного дождя

3. - на случай порывистого ветра

4. - на случай сырой, промозглой погоды или моросящего дождя.

В соответствии с погодой воспитатель использует тот или иной вариант утренней гимнастики. Утренняя гимнастика на свежем воздухе в зимнее время проводиться с малышами при температуре не ниже 16 0, со старшими детьми - не ниже 180.

Части утренней гимнастики

• Разминка, подготовка детей к длительному бегу в медленном темпе

• Бег в медленном темпе

• Расслабление

• Комплекс общеразвивающих упражнений или работа на полосе препятствий, подготовительно-тренировочные упражнения

• Расслабление

• Свободная деятельность детей на спортивной площадке

• Подвижные игры

• Расслабление

• Водные закаливающие процедуры.

Данная схема не является обязательной и может варьироваться воспитателем с позиции целесообразности самочувствия и настроения детей, правильной дозировки нагрузок.

3. Расскажите методику проведения гимнастики после сна.

Основная цель гимнастики после сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушения осанки.

Методика проведения.

1. Правильная дозировка нагрузки : не забывать отдохнуть после очередного движения и придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску.

2. Малыши выполняют разминочные упражнения в постели, а старшие выполняют простой самомассаж, разминаются на тренажерах или под руководством воспитателя занимаются в спортивном зале.

3. Если гимнастика проходит в спортивном зале, то давать разминочные упражнения не обязательно, так как они проведены уже в группе.

4. В период карантина гимнастика проводится в группе. Нагрузки на этот период следует уменьшить по согласованию с врачом. Можно использовать вариант танцевального занятия или самостоятельной работы на тренажерах.

4. Виды работы ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка.

• Информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ ;

• Консультации;

• Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физвоспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

• Семинары-практикумы;

• Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д.

• «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т. д.

• Совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.

5. Какова методика проведения физкультурных занятий.

Условно занятие делиться на 3 основные части:

1. Вводная часть (3-5 мин.) настраивает на выполнение заданий, активизирует внимание, создает положительный настрой. Включает в себя упражнения в ходьбе, беге. Дети также выполняют различные виды прыжков, бросание и ловлю предметов, упражнение на равновесии, построение и перестроение.

2. Основная часть (10-12 мин) предусматривает решение задач дифференцированного обучения детей основным видам движения. С целью рационального планирования на весь год необходимо распределить виды движений по степени интенсивности: высокий, средний й, низкий.

Здесь все виды движений проводятся в игровой форме.

3. Заключительная часть (3-4 мин.) обеспечивает постепенный переход от достаточно высокой двигательной активности к спокойному состоянию организма. Дошкольникам предлагают малоподвижные игры на ориентировку в пространстве, упражнения на релаксацию, хороводные игры.

6. Каковы этапы построения игровых занятий?

Значительное место (60 %) отводиться игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков. Занятие состоит из 3-5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которого дети усваивают одно новое движение и повторяют 2-3 хорошо знакомых. При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр.

1. Вводная часть включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают физическую нагрузку на организм ребенка.

2. Основная часть. Предлагается большая игра для обеих подгрупп и 1-2 игры, поддерживающие объем нагрузки на оптимальном уровнен.

3. Заключительная часть. Поводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

режим двигательной активности

Сводный режим двигательной активности на все возрастные категории...

«Режим двигательной активности дошкольника».

«Режим двигательной активности дошкольника»....

Консультация: «Режим двигательной активности дошкольника».

Консультация:«Режим двигательной активности дошкольника»....

Режим двигательной активности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Режим двигательной активности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)...

режим двигательной активности в средней группе

Формы работыВиды занятийКоличество и длительность занятий (в мин.)...

Закаливание, режим двигательной активности

Во второй младшей группе "Сказка" на 2015-2016 учебный год...

режим двигательной активности

режим двигательной активности в подготовительной группе...