Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников легкому и быстрому бегу"
учебно-методический материал (старшая группа)

Филиппова Татьяна Борисовна

Консультация направлена на уточнение знаний у воспитателей методики проведения игровых упражнений по обучению правильному бегу у дошкольников с учетом физической подготовленности и возрастных особенностей детей.  

Известно что бег - это один из самых общедоступных и эффективных видов спорта. Бег – это составляющий элемент большинства видов движений (например, прыжков в высоту или длину с разбега). Баскетбол, волейбол, футбол и теннис также требуют от спортсмена умения правильно и быстро бегать. Для правильного бега необходима хорошая координация движений ног и рук, правильная осанка и постановка ноги на опору, которая зависит от вида бега.  Дети дошкольного возраста должны научиться бегать быстро, легко, ритмично, хорошо координируя руками и ногами. Ребенку необходимо уметь менять технику и вид бега в зависимости от условий.

 Как сказал доктор Ван Аакен, здоровый ребенок любит бегать и играть весь день, и его скорее надо приобщать к занятиям видами спорта, требующими выносливости. Выносливость – дар природы, который мы наделены в детстве и который бездарно теряем, когда становимся взрослыми.

Несомненно бег- «король тренировки». Работает много мышц, дыхание не стесненно, нагрузка ровная, дозировка ее удобная – от самой медленной «трусцы» до любой скорости.

Итак, главное в обучении детей бегу заключается в строгой постепенности в повышении нагрузок, индивидуальный подход при разумной достаточности, как во время занятий, так и самостоятельной деятельности, используя естественные факторы природы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение детей легкому и быстрому бегу»

инструктора по физической культуре

МДОУ  ЦРР - детский сад № 20 «Аленький цветочек»

Волжского района г. Саратова

Филипповой Т.Б.

  Задачи:

  • Уточнение знаний у воспитателей методики проведения игровых упражнений по обучению детей правильному бегу с учетом физической подготовленности и возрастных особенностей детей.
  • Повышение эффективности оздоровительной работы с детьми, двигательной активности детей, определение методов обучения и развития детей.

 

  Бег - это один из самых общедоступных и эффективных видов спорта. Бег – это составляющий элемент большинства видов движений (например, прыжков в высоту или длину с разбега). Баскетбол, волейбол, футбол и теннис также требуют от спортсмена умения правильно и быстро бегать.

 Для правильного бега необходима хорошая координация движений ног и рук, правильная осанка и постановка ноги на опору, которая зависит от вида бега. Кроме этого, в беге важна ритмичность. Ритмичность обеспечивает высокую скорость и продолжительность бега. Ритмичность характерна для бега в зале или на спортивной площадке. А вот бег на местности, где есть неровности, повороты, подъемы и спуски, требует умения быстро перестраивать координацию движений.

Каким основам бега нужно обучать детей?

Дети дошкольного возраста должны научиться бегать быстро, легко, ритмично, хорошо координируя руками и ногами. Ребенку необходимо уметь менять технику и вид бега в зависимости от условий. По неровной поверхности бегают в замедленном темпе, в гору – мелкими шагами, с горы – широкими. Игры, когда нужно что-то поймать или игры типа салок или пятнашек требуют умения резко менять темп, неожиданно останавливаться. Когда ребенок бежит правильно, его туловище слегка наклонено вперед, он смотрит прямо. Согнутые в локтях руки и плечи двигаются свободно, пальцы полусогнуты. Ногу он ставит плавно, в большей степени на внешнюю носковую часть стопы. В момент отталкивания толчковая нога полностью выпрямляется, а маховая нога, согнутая в коленном суставе, выдвигается бедром вперед. При беге на подъем туловище наклонено вперед, длина шага увеличивается, нога становится на всю стопу. В процессе медленного длительного бега бедро маховой ноги поднимается невысоко.

Дети дошкольного возраста должны освоить следующие виды бега:

  • бег в спокойном темпе (обычный бег);
  • бег на скорость;
  • бег с препятствиями и с включением дополнительных движений;
  • бег с меняющимся темпом;
  • бег медленный.

Разберем некоторые виды бега:

Обычный бег.

В дошкольном возрасте нужно научить детей:

  • туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;
  • согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к  плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку с правой ногой;
  • бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
  • сохранять направление бега.

У детей двух лет бег характеризуется добавочными движениями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами, тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; не энергичным движением рук; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направление движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы).
В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.
С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 8590 см), становится менее частым (в среднем 168178 шагов и минуту). Скорость бега постепенно возрастает.

Бег с высоким подниманием колен (с четырехлетнего возраста)

Такой бег чередуют с ходьбой или обычным бегом. Согнутую в колене ногу поднимают под прямым углом, ставят на пол мягко, но энергично и на переднюю часть стопы. Шаги при таком беге короткие. Голова высоко поднята, корпус прямой, слегка откинутый назад. Руки можно держать на поясе. Обучая этому виду бега, наряду с показом и объяснениями можно применять имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.). Продолжительность - десять-двадцать секунд.

Бег на носках (с трехлетнего возраста)

Бег на носках, когда пятка не касается пола, выполняется короткими шагами в быстром темпе. Руки поднимают невысоко, можно расположить их на поясе. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки). Продолжительность - десять-двадцать секунд.

Бег широким шагом (с пятилетнего возраста)

При таком беге усиливается толчок и увеличивается время полета. Ребенок как бы перепрыгивает через воображаемое препятствие. Нога перекатывается с пятки на всю стопу. Толчковая нога при этом полностью выпрямляется за счет энергичного отталкивания. Движения рук свободные, размашистые. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат, можно использовать скакалки, мячи, гимнастические палки). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов. Выполняется на дистанции десять-двадцать метров.

Бег с отведением согнутой ноги

Такой бег чередуют с обычным бегом. Наклонившись вперед, ребенок после толчка отводит согнутую в колене ногу назад, стараясь пяткой достать ягодицу. Руки держат на поясе. Продолжительность - десять-двадцать секунд.

Бег с крестным шагом

Ребенок захлестывает почти прямые ноги перекрестно: правую влево, а левую вправо. Ногу нужно ставить на стопу.

Бег прыжками

Бег прыжками выполняется энергично, широкими размашистыми движениями. Толчок делается вперед-вверх.

Быстрый бег

Ребенок бежит широкими стремительными шагами, наклонив туловище вперед по направлению движения. Необходимо следить, чтобы голову ребенок держал прямо, плечи должны быть развернуты и не напряжены. Ногу ставят на переднюю часть стопы. Толчковая нога после отталкивания полностью выпрямляется, маховая выносится вперед-вверх. Движения рук активные, передвигаются в такт с шагами. Быстрый бег используется в играх с соревновательными элементами. Его продолжительность составляет пять-восемь секунд. Его можно повторять четыре-пять раз, чередуя с отдыхом.

Бег может сочетаться с выполнением заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.
В средней и старшей группе задания усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.
В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакалкой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.
Бег в колонне по одному 

В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего  выполняет воспитатель, потом дети.
Детей необходимо учить правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре. После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их можно учить бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистанцию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).
Бег врассыпную

 Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала. Постепенно детей готовят к пониманию и выполнению команд бега, принятых в гимнастике.

Упражнения для детей четырех-шести лет с использованием разных видов бега:

  1. бег на носочках;
  2. бег с поднятыми коленями;
  3. бег с чередованием мелких и широких шагов;
  4. бег с выполнением какого-либо задания;
  5. бег с сочетанием других движений (со скакалкой, с мячом);
  6. быстрый бег на десять метров (повтор три-четыре раза)
  7. бег с определением скорости на расстояние двадцати-тридцати метров;
  8. челночный бег (три раза по десять метров);
  9. чередование бега и ходьбы на двух-трех отрезках по шестьдесят-сто метров;
  10. бег в умеренном темпе по пересеченной территории на расстояние до ста пятидесяти-двухсот метров;
  11. медленный бег в течение полутора-двух минут.

Упражнения для детей шести-семи лет с использованием разных видов бега:

  1. бег с отведением назад согнутых в коленях ног;
  2. бег без сгибания коленей;
  3. бег прыжками;
  4. бег с сочетанием других движений (со скакалкой, с мячом);
  5. бег широкими шагами через препятствия высотой десять-пятнадцать сантиметров;
  6. скоростной бег – дистанция тридцать метров;
  7. бег из разных стартовых позиций;
  8. челночный бег (пять раз по десять метров);
  9. чередование бега и ходьбы на трех-четырех отрезках по сто-сто пятьдесят метров;

Общеизвестно, что дети рождаются марафонцами, поэтому, когда они бегают круглый год для здоровья и удовольствия, это следует приветствовать. Бег естественное продолжение игры. Главная цель – приучить детей к длительному бегу для развлечения.

Существует несколько основных принципов в работе с детьми дошкольного возраста по обучению бегу:

1.В основе беговой практики должны лежать олимпийские и спортивные идеалы;

2.Прививайте детям разноплановую легкоатлетическую подготовку (избегайте однообразия и монотонности);

3.Каждый юный бегун заслуживает внимания и похвалы независимо от способностей.  Лодырей и бездарей от природы не существует (помните это!);

4.Каждая тренировка должна быть веселой и разнообразной.

 Как сказал доктор Ван Аакен, здоровый ребенок любит бегать и играть весь день, и его скорее надо приобщать к занятиям видами спорта, требующими выносливости. Выносливость – дар природы, который мы наделены в детстве и который бездарно теряем, когда становимся взрослыми.

Несомненно бег- «король тренировки». Работает много мышц, дыхание не стесненно, нагрузка ровная, дозировка ее удобная – от самой медленной «трусцы» до любой скорости. Дыхание имеет значение, но не очень большое. Запыхался ребенок – придержите его темп и дыхание восстановится. Кончилось время или дистанция – путь пройдется немного шагом и пусть дышит как дышится. Лучше меньше, чем больше. Излишек углекислоты в крови как раз способствует расширению сосудов, и кислородный долг скорее исчезнет. Необходимо с первых занятий приучать детей дышать носом во время бега. Но это совсем не просто и пройдет со временем. Дыхание носом хотя и труднее, кажется менее эффективным, но зато тренирует диафрагму, приучает дыхательный центр к излишкам углекислоты. Зимой защищает трахею и бронхи от прямого попадания холодного воздуха.

Как далеко бегать детям? Столько, сколько они хотят, и столько, сколько они могут без вреда для себя. Не обязательно пробегать всю дистанцию без остановки. Ребенок может во время бега устраивать кратковременные перерывы для отдыха, переходя на шаг.

 Итак, главное в обучении детей бегу заключается в строгой постепенности в повышении нагрузок, индивидуальный подход при разумной достаточности, как во время занятий, так и самостоятельной деятельности, используя естественные факторы природы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Пересказ сказки народов Севера "Почему олень быстро бегает"

Данный материал способствует развитию у детей интереса к художественной литературе народов Севера, расширяет знания о Крайнем Севере,  формирует  умения  пересказывать художественный те...

Консультация для родителей "Как легко и быстро выучить стихотворение"

В консультации представлена техника для обучения детей дошкольного возраста запоминанию....

УЧИМСЯ БЫСТРО БЕГАТЬ

УЧИМСЯ БЫСТРО БЕГАТЬ...

Конспект интегрированной открытой НОД по физической культуре и ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста"Быстро бегаем, считаем, и здоровье сохраняем!"

Занятие способствует: укреплению здоровья, формирования привычки здорового образа жизни закреплению двигательных умений и навыков, математических знаний о порядковом счёте и величине через двигательну...

Учим стихи с дошкольниками легко и быстро.

В статье родителям дается пошаговая инструкция создания и использования мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми....

Ознакомление с художественной литературой: Пересказ сказки народов Севера «Почему Олень быстро бегает»

Ознакомление с художественной литературой: Пересказ сказки народов Севера «Почему Олень быстро бегает»Задачи:- Формирование умений связно, последовательно пересказывать художественный текс...

Консультация. "Учим буквы легко и быстро."

Игры и упражнения, способствующие запоминанию букв....