Парциальная программа по плаванию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре на тему

Акулина Наталья Николаевна

Программа по плаванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma.docx84.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1996»

(ГБОУ Школа № 1996)

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «РОСТОК»

Парциальная программа по плаванию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Составила:

инструктор по физической культуре (плавание)

Акулина Наталья Николаевна

Москва 2016

Содержание:

Обязательная часть программы

Пояснительная записка

3

Возрастные особенности детей в возрасте 6 -7 лет

5

Приоритетные направления работы ОУ с детьми с ОВЗ:

6

        Цель и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации парциальной программы по плаванию  для детей 6-7 лет

8

Основные принципы построения и реализации парциальной программы

9

Особенности осуществления образовательного процесса

11

Организационно  методические рекомендации

12

Рекомендации по последовательности прохождения программного материала по разделу «Плавание» в течение учебного года в режиме ОУ (для старших и подготовительных к школе групп)

15

Планируемые результаты освоения детьми образовательных областей

17

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

20

План физкультурно – оздоровительных мероприятий в бассейне ОУ на учебный год

23

Организационный раздел

23-24

Система мониторинга по плаванию

25

Обязательная часть

Программа основывается на положениях:

1. Фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста.

-        Бородич Л.А., Назарова Р.Д. занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков, 1988.

-        Боген М.М. Обучение двигательным действиям. 1985.

-        Выготский JI.C. Педагогическая психология, М, 1991.

-        Максименко А.М. Теория и методика физической культуры, 2009.

-        Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, 1996.

-        Обухова Л.Ф. Возрастная (детская) психология, 1996.

-         Т.И. Осокина «Как научить детей плавать», 1985.

-        Практических разработках по использованию ТСО для формирования навыков плавания на начальном периоде обучения.

2. Нормативных и правовых документах:

-        Конституция Российской Федерации от 12 октября 1993 г.

-        Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

-        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №  1155 (далее ФГОС);

-         Приказ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-       Закон города Москвы от 25.10.2008 г. № 53 «О физической культуре и спорте в городе Москве».

-        Постановление Правительства Москвы от 20 октября 2009 г. № 1133- 1111 «О городской комплексной программе «Спорт Москвы-3 »(2010-2012 г.г.).

-        Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”;

-        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Пояснительная записка

Перед каждым родителем и их детьми, поступающими в первый класс, стоит важнейшая социальная задача - овладеть жизненно необходимыми навыками плавания - уметь плавать.

Особое значение занятия плаванием имеют для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Водная среда и выполняемые в ней упражнения, действия, требующие проплывание дистанций, оказывает положительное, корригирующее воздействие на организм позволяет ликвидировать или снизить степень нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-психического напряжения  у детей. Поэтому желательно продолжительное нахождение ребенка в таких условиях. По существующей методике совершенно логично вначале все плавательные движения, способы плавания разучивают в условиях «суши»: спортивного зала, помещений в бассейне. Для их выполнения «на суше» тратится из 30 минут, отводимых на занятия по плаванию до 10 минут. В течение учебного года, при проведении двух раз в неделю занятий по плаванию в подготовительных группах, на такие занятия «на суше» приходится до 6 часов. Особенностью данной специальной программы по плаванию является проведение полных 30 минутных занятий по плаванию непосредственно в воде с использование комплексов психо-коррекционых упражнений, воздействий.

Обучение плаванию для обучающихся представляет ряд трудностей. Первой из них является страх перед водой, связанный с пребыванием человека в необычной среде, в ее непосредственной близости к дыхательным путям, органам зрения, слуха. Попадание воды в эти органы вызывает у детей, не умеющих плавать, отрицательные реакции, тормозят обучение, у ребенка наблюдаются измененная мимика, сжатые губы, бледность лица, плаксивость, скованные движения, напряженные мышцы, плохое реагирование на словесные воздействия педагога.

Второй трудностью для не умеющих плавать является необходимость овладения рациональной техникой плавательных движений различных способов плавания, чтобы выбрать индивидуально каждому для себя наиболее удобное, получающееся сочетание движений и проплывать первые метры в жизни.

Для снижения влияния трудностей на начальном этапе обучения используются ряд психологических и педагогических воздействий.

В первом случае для этого используются приемы, комплексы, игры с психолого-коррекционными упражнениями. С их помощью регулируются процессы, связанные как с излишним возбуждением, так и активацией сил, если они почему-либо недостаточны.

При разучивании движения руками или ногами применяются образные сравнения: надувная игрушка, «звездочка», «стрелочка», «дуем на чай», решающие как общие, так и частичные задачи, направленные на понимание сущности изучаемого движения. Главное, чтобы они были понятны детям, а изучаемые с их помощью движения стали более доступными.

Желаемый результат получается в результате многократного повторения, самовнушения ряда составленных комплексов. Дети сначала знакомятся с комплексом коррекционных упражнений, затем разучивают и используют их в своей практике при нахождении в воде. Преподаватель в зависимости от задач занятия, выполняемых упражнений и действий включает эти комплексы в определенные моменты, игры.

Во втором случае дети выполняют все плавательные движения, действия только непосредственно в воде. Детям и их родителям даются подобные домашние задания для выполнения в домашней ванне.

Программа рекомендуется инструкторам по физической культуре, проводящим занятия по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников в   возрасте 6-7 лет

Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя код ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Этотвозраст является важнейшим в развитии человека, так как он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.

В целом ребенок 6- 7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Произвольное внимание становится более устойчивым, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Они могут ставить перед собой задачу что – либо запомнить, используя простой способ – повторение. Продолжается развитие наглядно – образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием наглядных средств. В процессе мышления все более активно включается речь. В связи с этим существенно повышается возможность детей понимать значение слов.

Последнее время наблюдается высокий уровень патологии у детей дошкольного возраста, что указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Практика показывает, что одной медицине решить данную проблему не под силу. Поэтому значительную часть этой работы берут на себя образовательные учреждения, семья и сам ребенок, путем формирования у него потребности в укреплении здоровья.

В контингент образовательных учреждений входят дети с ОВЗ (нарушением опорно – двигательного аппарата, эмоционально – психического здоровья и благополучия, функциональными нарушения лор – органов, зрения и речи). На момент зачисления детей в ОУ они имеют ряд показателей, отличающихся от нормальных: по антропометрии,  весу и др.

Возрастная категория детей групп с ОВЗ от 5  до  7  лет.        Группы формируется в результате заключения ПМПК по направлению комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений.

        Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Образовательной программой ОУ. Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Результатом работы по парциальной программе является большой процент выполнения стандартов по плаванию выпускниками детского сада в течение трех лет. В октябре при проверке ИПП (исходной плавательной подготовке) результат по группе составляет от 10 до 20 м; средний результат по группе - 15м. В мае соответственно от 15 до 80м; средний результат по группе - 40м. Стандарт по плавательной подготовке выполняли от 75% до 83% детей подготовительной к школе группы. Более 70% детей способны проплывать дистанцию от 25 до 50м и более.

Приоритетные направления работы ОУ с детьми с ОВЗ:

По данным Департамента здравоохранения Российской Федерации до 60 % дошкольников имеют отклонения в физическом и психическом развитии. Это проявляется в низком уровне физических качеств, нарушениях скелетной, костно – мышечных системах и функционировании ряда внутренних органов. Многие из них имеют сопутствующую неврологическую патологию. Занятия по плаванию для этих детей являются основной частью комплексного лечения нарушений осанки и формированию «мышечного корсета». Плавание способствует самовытяжению позвоночника в разгрузочном горизонтальном положении на воде, симметричной тренировке мышц, подвижности грудной клетки, коррекции плоскостопия. Водная среда активно воздействует на детский организм, особенно при динамическом плавании. Помимо воспитательно - педагогических мер занятия строятся с учетом ведущего типа деятельности в дошкольном возрасте. Для этого широко используются игровые моменты и специальные психо-коррекционные упражнения. Это приводит к снятию избытка тормозных реакций, тревожности, скованности, страха, агрессии. Одновременно это является предупреждением неуверенности в себе и застенчивости. Такое воздействие приводит к положительному эмоциональному настрою при обучении плаванию.

Организация занятий по плаванию осуществляется в комплексе со всеми формами физкультурно – оздоровительной работы образовательного учреждения (занятиями с логопедом, дефектологом, психологом, утренней зарядкой, физкультурными занятиями, зарядкой после сна, прогулкой) в сочетании с режимом. Обязательно учитывается время после приема пищи (не менее 40 мин.) и не позднее, чем за 2 часа до дневного сна. Занятия проводятся в утренние часы (с10 до 12.30) и  после сна (с 15.10 до 17.30). Продолжительность занятий в старшем дошкольном возрасте  по 30 мин. 2 раза в неделю является достаточной для решения поставленных задач и не вызывает заметного утомления детей, которое определяется по показателям пульса, качеству выполнения заданий инструктора, а также интенсивности внимания детей и интереса их к занятию плаванием.

Цель и задачи деятельности ОУ по реализации парциальной программы по плаванию для детей 6-7 лет с ОВЗ

Цель:

 Сформировать у детей жизненно необходимых, в т.ч. ряд прикладных навыков плавания при проведении занятий только в бассейне, в условиях «водной среды».

Задачи:

 1. Укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию, воспитывать потребность к регулярным занятиям плаванием.

2.        Увеличить время выполнения плавательных движений и их сочетаний путем проведения всех частей занятий (подготовительной, основной и заключительной) непосредственно в ванне бассейна.

3.        Овладеть   детям   психолого-коррекционными   комплексами играми, упражнениями, направленными на снятие излишнего возбуждения и торможения нервной системы.

4.        Создать оптимистическое настроение в обучении плаванию.

5.        Осуществлять подбор упражнений,   плавательных
движений, содействующих  реабилитации    и    снижению функций в нарушении опорно-двигательного аппарата у детей.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению  парциальной программы дошкольного образования

Основные принципы построения и реализации парциальной программы:

Содержание программы построено на психолого – педагогических принципах и подходах обучения детей.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
  • Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
  • Принцип связи обучения с жизнью дает возможность формировать у детей жизненно необходимые прикладные навыки плавания, развивать физические и психологические качества.
  • Принцип наглядности обеспечивает формирование точных и ясных представлений об изучаемых при выполнении упражнениях, действиях. Для этого используется словесно – образная наглядность и ТСО, повышающие активность функционирования зрительного, тактильного, двигательного анализаторов.
  • Принцип постепенности, доступности от простого к сложному, предусматривает педагогическую закономерность формирования навыков.
  • Принцип систематичности включает регулярные плановые занятия 2 раза в неделю, а также занятия для детей в рамках дополнительного образования.
  • Принцип прочности овладения знаниями, умениями и навыками включает многократное повторение движений.
  • Принцип обучения на высоком уровне трудности включает требование к проявлению у воспитанников волевых качеств. Для этого даются задания: на проплывание максимального количества метров со сменой способов плавания, с выполнением сбивающих упражнений (ныряние, плавание с предметом, транспортировка пострадавшего, плавание на скорость и т. д.) В этом принципе широко используются приемы психологического воздействия со стороны проводящего занятие и самовнушение самого обучающего.
  • Принцип гуманизации предполагает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций, когда основным смыслом образования становиться развитие личности.
  • Принцип развития адресован к интеллектуальной сфере личности. Предполагает развертывание таких методик, которые направляют педагогический процесс на развитие творческой, мыслительной деятельности самообразование.
  • Принцип индивидуализации нацелен на учет уровня развития способностей каждого воспитанника, формирование индивидуальных планов, программ воспитания.
  • Принцип дифференциации предполагает формирование групп, потоков с учетом индивидуальных особенностей.
  • Принцип целостности образования, основанный на единстве процессов развития, обучения и воспитания.
  • Принцип интеграции содержания образования включает на занятиях по плаванию решение ряда задач в данной образовательной области путем их реализации в других образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация».

 Развитие личности происходит в ее собственной деятельности. Отсюда главным условием для достижения целей развития ребенка в процессе обучения является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки.

 Воспринимая ребенка таким, какой он есть, со своими слабыми и сильными сторонами, но ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации этой личности.

Особенности осуществления образовательного процесса

В основу обучения положено последователъно-одновремнное  разучивание элементов техники плавания и полного согласования движений с вариантами дыхания в различных способах плавания.

Обучение начинается с освоения элементов техники плавания спортивными способами с вариантами дыхания. Вначале разучиваются движения руками способами: брасс, дельфин, кроль на груди, кроль на спине. Затем разучиваются движения ногами в последовательности: кроль на спине, кроль на груди, дельфин, брасс. На базе разученных элементов спортивных способов плавания формируются в первую очередь полныесочетания движений руками, ногами с вариантами дыхания в облегченных способах плавания. Например, руки брасс - ноги кроль на груди с произвольным дыханием; руки брасс - ноги дельфин с выдохом в воду и др. Затем идет ознакомление и разучивание техники спортивных способов плавания.

Особое внимание обращается на медленное плавание с удлиненной паузой скольжения, направленное на изучение согласования движений с дыханием. Такой подход отвечает требованиям: доступности детьми предлагаемых им упражнений и действий, сокращает до минимума формирование навыка проплывания детьми уже на первых занятиях первых метров облегченными способами; ускоряет освоение спортивных способов и выбор индивидуально каждому своего «любимого» способа.

Как правило, «элементы» техники плавания, полное сочетание в плавании облегченными и спортивными способами осуществляются последовательно - одновременно в рамках одного занятия или ряда занятий в определенных периодах обучения. Для стабилизации устойчивого навыка в отдельных периодах обучения ведется в воде углубленное разучивание, совершенствование как отдельных элементов техники, так и полного согласования движений одним из облегченных и спортивных способов плавания.

На занятиях, как правило, используется групповой метод обучения, когда воспитанник знакомится с общими для всех знаниями, умениями и навыками, но осваивает их по-разному, индивидуально.

Последнее занятие каждого периода  является контрольным.Индивидуально оценивается каждый воспитанник по выполнению элементов техники плавания и полного согласования движений способами плавания и метражу.

 Парциальная программа включает прохождение учебного-материала с использованием комплексов психолого-коррекционных упражнений и ряд периодов обучения с сентября по май.

Организационно методические рекомендации

До начала занятий плаванием на родительских собраниях в ДОУ необходимо проводить беседы, на которых обращать внимание родителей на значение занятий физической культурой и плаванием. Рекомендуется проводить закаливающие процедуры: обливания, ножные ванны со снижением температуры воды и т.д. Это делается для того, чтобы было меньше пропусков занятий и обучение стало более эффективным. Родителям даются задания для повторения упражнений, действий в домашней ванне.

Весь процесс обучения плаванию включает три этапа: начального, углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования.

Этап начального разучивания (сентябрь).

Основная направленность ознакомление детей с содержанием программы, требованиями по плаванию и их особенностями. Даются знания по комплексам, упражнениям психолого-коррекционной направленности. Сообщаются знания, необходимые для успешного овладения умениями и навыками по плаванию. Занятия проводятся в спортивном зале, группах, т.к. в это период еще не включается отопительная система. На занятиях дети знакомятся: со свойствами воды, строением тела человека, способами передвижения в воде: рыб, животных, человека; выполнением плавательных движений и действий.

(октябрь-ноябрь)

Основная направленность-ознакомление и последовательно-одновременное разучивание элементов техники плавания и согласование плавательных движений в облегченных и спортивных способах плавания; разучивание комплексов, упражнений коррекционной направленности.

Используются комплексы, упражнения психолого-коррекционной направленности для освоения с водой. Осуществляется ознакомление, разучивание элементов техники и полное согласованиедвижений в последовательно-одновременном режиме методики обучения. Ознакомление и разучивание различных способов плавания осуществляется ежемесячно в течение 2-3-х занятий с выполнением движений в медленном, умеренном темпе.

Этап углубленного разучивания (декабрь-март). 

Основная направленность - углубленное разучивание:  совершенствование элементов техники плавания и полного согласования движений с вариантами дыхания в облегченных и спортивных способах плавания, выполнение упражнений и комплексовпсихолого-коррекционной  направленности.  Плавание  на  максимально возможное количество метров. Разучиваются и совершенствуются элементы техники плавания и полное согласование движений с вариантами дыхания как отдельных облегченных, так и спортивных способов плавания с учетом нарушения у детей. Движения выполняются в умеренном, переменном темпе.

Последовательность углубленного разучивания спортивных способов плавания и сопутствующих им упражнений, способов плавания рекомендуется следующая: брасс, дельфин, кроль на груди, кроль на спине. При этом при плавании брассом удлиняется пауза скольжения, во время которой максимально вытягивается позвоночник, и мышцы туловища статически напряжены.

В дельфине и кроле рекомендуется выполнять гребки руками без выноса их из воды, также важно согласовывать плавательные движения с вариантами дыхания на вдохе и выдохе, задержке выдоха с их дозировкой.

На каждый способ отводится 8-9 занятий, т.е. один месяц. Наряду с максимальным проплыванием метров любыми способами в мелководном бассейне организуются занятия в бассейнах с глубокой водой.

По    мере    овладения    детьми    навыками    плавания    на    занятиях увеличиваются    проплывание    отрезков,    дистанций    (индивидуально), Меняется интенсивность и продолжительность нагрузки на занятиях.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования (апрель, май).      

Совершенствуются элементы техники плавания и полное согласование движений с дыханием в способах плавания, а также разучиваются и совершенствуются элементы прикладного плавания. Продолжается плавание на максимальное количество метров любыми способами для выполнения установленного стандарта по плавательной подготовке, в т.ч. в глубоком бассейнеи участие в детском празднике на воде «Умею плавать» и «Дельфиненок».

Рекомендации по последовательности прохождения программного материала по разделу «Плавание» в течение учебного года в режиме ОУ (для старших и подготовительных к школе групп)

месяц

задачи

Место проведения

примечание

сентябрь

Разучивание,

совершенствование специальных и  имитационных упражнений по плаванию

спортивный зал, группа

Знакомство: со свойствами воды; строением тела человека; способами передвижения в воде: рыб, животных, человека;

упражнениями психолого-коррекционной направленности

октябрь - ноябрь

Разучивание элементов техники плавания и согласование плавательных движений в облегченных и спортивных способах плавания; разучивание комплексов, упражнений коррекционной направленности

спортивный зал, бассейн

Выполнение упражнений и действий в медленном, умеренном темпе

декабрь

Углубленное разучивание способа брасс, в т.ч. раздельного и слитного

спортивный зал, бассейн

Удлиняется пауза скольжения, во время которой максимально вытягивается позвоночник, и мышцы туловища статически напряжены

январь

Углубленное разучивание способов  дельфин и баттерфляй, в т.ч. раздельного, упрощенного  и слитного

бассейн

Рекомендуется выполнять гребки руками без выноса их из воды

февраль

Углубленное разучивание способа кроль на груди, в т.ч. раздельного, упрощенного  и слитного

бассейн

 Важно согласовывать плавательные движения с вариантами дыхания на вдохе и выдохе, задержке выдоха с их дозировкой

март

Углубленное разучивание способа кроль на спине, в т.ч. раздельного, упрощенного и слитного

бассейн

Согласовывать плавательные движения с вариантами дыхания на вдохе и выдохе, задержке выдоха с их дозировкой

апрель

Обучение элементам прикладного плавания;

выполнение стандартов по плавательной подготовке

бассейн

Меняется интенсивность и продолжительность нагрузки на занятиях

май

Максимальное проплывание любыми способами; праздник на воде;

выпуск в школу

бассейн

Увеличивается    проплывание   дистанций    по    мере    овладения детьми    навыками плавания  (индивидуально)

Планируемые результаты освоения детьми образовательных областей

Интерактив-

ные качества и характеристики

Итоговые результаты (7лет)

Физически

развитый,

овладевший основными культурно – гигиеническими навыками

Крупная и мелкая моторика хорошо скоординированы. Освоенные действия выполняются точно, быстро.

Биологический возраст ребенка соответствует паспортному.

Антропометрические показатели в норме или соответствуют возростно – половым нормативам. Двигательная активность соответствует возрастным нормативам. Отсутствие частой заболеваемости. Признаки сильного и выраженного утомления не наблюдаются.

Самостоятельно выполняет культурно – гигиенические навыки и соблюдает правила ЗОЖ. Имеет представления о правилах здорового образа жизни и может рассказать о них.

Любознательный,

 активный

Расширяется область интересов. Любознательность вызывает не только что – то совершенно новое, но и грани уже известного.

Имеет представления о необходимости регулярных занятий по физической культуре и плаванию, и их влиянии на здоровье человека.

Познавательная активность вызывается не столько взрослым, сколько интересами самого ребенка. Свободно и вариативно использует основные движения в самостоятельной деятельности, переносит в разные виды игр, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности, активен в соревнованиях сосверстниками в выполнении физических упражнений.

 Эмоционально

отзывчивый

Переживает состояние эмоциональной комфортности от собственной двигательной активности и активности сверстников, взрослых, ее успешных результатов, сочувствует спортивным поражениям и радуется победам.

Регулирует (не столь бурно проявляет) эмоциональную отзывчивость.

Способен откликаться на эмоциональные состояния людей, когда их непосредственно не наблюдает.

Овладевший средствами общения и способами

взаимодействия

со взрослыми и

сверстниками

Достаточно самостоятелен в организации собственной деятельности в физических упражнениях и плавательных движениях, в т. ч. подвижных игр, уверенно анализирует их результаты. Способен общаться с людьми разных категорий (сверстниками, взрослыми)по вопросам физической культуры, плавания. Активно выполняет физические и плавательные упражнения, работает в коллективе, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками.

Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера.

Способный управлять

своим поведением и

планировать

свои действия

на основе

первичных ценностных представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

Демонстрирует освоенную культуру движений в т. ч. плавательных, подвижных и спортивных игр.

Выделяет элементарные социальные нормы, как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами. Замечает и негативно относится к их несоблюдению.

Соблюдает правила безопасного поведения при выполнении двигательных действий в спортивном зале и бассейне. Владеет некоторыми способами, приемами безопасного поведения в сложных условиях на воде.

Способный решать

интеллектуальные  и личностные задачи, адекватные возрасту

Проявляет элементы творчества при выполнении плавательных движений. Активно использует двигательный опыт и навыки здорового образа жизни. Устанавливает причинные зависимости на основе имеющихся представлений о технике выполнения плавательных движений.

Интеллектуальные задачи решает с использованием как наглядно – образных, так и элементарных словесно – логических средств. При решении личностных задач может самостоятельно ставить цели и достигать их.

Контролирует промежуточные и конечные результаты.

Активно обсуждает поведение сверстников в процессе конфликта, оценивает, обсуждает и объясняет.

Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками в плавании

Определяет состояние своего здоровья, окружающих. Соблюдает правила безопасного поведения при выполнении физических упражнений, плавательных движений, подвижных игр.

Координация:

- владеет основами техники всех спортивных способов плавания по элементам и в полном согласовании с дыханием в условиях «суши» (спортивного зала) и «воды» (в бассейне).

Выносливость:

- выполняет 15 – 20 выдохов в воду;

- выполняет скольжение на груди и на спине 4 – 6 метров;

- плавает со сменой способов 15 -25 метров и более;

- плавает в одежде;

- при нырянии в длину (3 – 5м) достает предметы со дна;

- плавает на скорость на одних ногах на груди и на спине различными способами, в т. ч. со вспомогательными средствами.

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Содержание парциальной программы по плаванию для детей дошкольного возраста строится на основе общих закономерностей развития и включает следующие образовательные области:

Цели и задачи

образовательных областей

Формы работы

«Физическая культура»

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей

– формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  • Физкультурные занятия.
  • Плавание.
  • Ежедневная самостоятельная    двигательная деятельность.
  • Подвижные игры.
  • Ежедневная утренняя гимнастика.
  • Зарядка после сна.
  • Психогимнастика и коррекционные упражнения.

«Здоровье»

Осуществление набора плавательных движений, содействующих реабилитации и снижению функций в нарушении здоровья:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

–формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

  •  Плавание.
  • Культурно-гигиенические навыки.
  • Закаливающие процедуры.
  • Соблюдение режима дня.
  • Соблюдение правильной осанки.
  • Знания значений частей тела.
  • Релаксация и игровая психотерапия.

«Безопасность»

Использование полученных знаний, умений и навыков в условиях, моделирующие сложные и опасные ситуации:

– приобщение к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

–– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природным ситуациям.

  • Плавание.
  • Беседы.
  • Чтение познавательной литературы.
  • Наблюдения.
  • Тематические досуги.

Работа с иллюстративным материалом.

  • Психотерапевтические упражнения.

«Соцализация»

Формирование первичных представлений  о себе, собственных двигательных возможностях:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

– формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств.

  • Плавание.
  • Беседы.
  • Чтение познавательной литературы.
  • Наблюдения.
  • Тематические досуги.
  • Работа с иллюстративным материалом.
  • Акватерапия.

«Труд»

формирование положительного отношения к труду:

– развитие трудовой деятельности;

– воспитание ценностного отношения к собственному труду и других людей и его результатам;

– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

  • Плавание.
  • Навыки самообслуживания.
  • Домашние задания.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Бережное отношение к  труду других людей.
  • Отношение к собственному труду.

«Познание»

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие:

– сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

  • Плавание.
  • Индивидуальная работа.
  • Сенсорное развитие.
  • Конструктивная деятельность.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Опытно-экспериментальная работа.
  • Дидактические игры.

«Коммуникация»

Умение вести себя со взрослыми и детьми в совместной двигательной активности, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной        речи детей.

  • Плавание.
  • Подвижные игры со словесным сопровождением.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Этические беседы.
  • Сочинение историй.

Каждая из образовательных областей включает систематическую работу, преследуя цель – наряду с решением общих учебных задач содействовать коррекции здоровья детей.

План физкультурно – оздоровительных мероприятий в бассейне ОУ на учебный год

Название мероприятия

Время  проведения

Открытое занятие для родителей «Учимся играя!»

сентябрь - октябрь

Досуг, эстафеты и игры с водой

ноябрь

Практикум для родителей «Растем здоровыми!»

декабрь

Досуг, игры с водой

январь

Соревнования по прикладному плаванию «Юный спасатель!» (посвященные Дню Защитника Отечества)

февраль

Практикум для родителей «С водой дружить – здоровым быть!» (Средства закаливания)

март

Праздник на воде «Дельфиненок!»,

«Умею плавать!»

апрель - май

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация режима пребывания детей c ОВЗ в плавательном бассейне

Совместная образовательная деятельность по плаванию входит в образовательную область «Физическое развитие» как третье

занятие по физической культуре. Программа включает в себя для старшего дошкольного возраста 60 занятий в год (занятия проводятся 2раза в неделю).

Продолжительность занятия для детей 5- 6 лет -25 минут, для детей 6-7 лет - 30 минут. Программа рассчитана на 2 года.

На занятиях по плаванию, дети делятся на две подгруппы по 8 человек, так как это основная форма проведения занятий.

Комплектутся группы для проведения занятий с учетом физической подготовленности детей и по результатам диагностики.

Структура проведения занятий:

- подготовительная часть (общеразвивающие упражнения в воде);

- основная часть (специальные и подготовительные упражнения для обучения плаванию);

- заключительная часть (игры и упражнения коррекционной направленности).

Санитарно-гигиенические условия проведения занятий по плаванию включают следующее:

  • освещенные и проветриваемые помещения;
  • ежедневная смена воды;
  • текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
  • дезинфекция ванны при каждом спуске воды.

Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры

набора воды каждой возрастной группе

Возрастная группа

Температура воды

Температура воздуха

Глубина бассейна (м)

старшая

+ 29… +300С

+28-….+31

0, 9

подг. к школе

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • внимательно слушать задание и выполнять его;
  • входить в воду только по разрешению преподавателя;
  • спускаться по лестнице спиной к воде;
  • не стоять без движений в воде;
  • не мешать друг другу, окунаться;
  • не наталкиваться друг на друга;
  • не кричать;
  • не звать нарочно на помощь;
  • не топить друг друга;
  • не бегать в помещении бассейна;
  • проситься выйти по необходимости;
  • выходить быстро по команде инструктора.

Соблюдение  правил  поведения  в  бассейне  при  организации  плавания  с  детьми  дошкольного  возраста способствует обеспечению безопасности при проведении совместной образовательной деятельности.

Оганизация предметно – развивающей среды бассейна

Оснащение ПРС

количество

Плавательные доски

20 шт

Плавательные круги

10 шт

Нарукавники

20 шт

Мячи (разного диаметра и фактуры)

20 шт

Тонущие игрушки (колечки, шайбы, эспандеры, мелкие резиновые игрушки и др.)

по 20 шт каждого вида

Нудолсы

15 шт

Плавающие игрушки

15 шт

Обручи (тонущие, вертикальные, плавающие)

10 шт

Разделительная дорожка

6 м

Пособия для прикладного плавания

в наличие

Лейки, брызгалки. водные пистолеты и др.

10 -15 шт

Массажные мячи и колечки

10 шт

Гимнастические палки

10 шт

Система мониторинга

Мониторинг достижений детей осуществляется по двум направлениям:

Физическое развитие.

Исследование физического развития детей проводится один раз в полгода, как правило, в сентябре и в мае, его осуществляет  медицинский работник дошкольного учреждения. Обследование физического развития включает: внешний осмотр, измерение морфологических и физиометрических показателей. Результаты внешнего осмотра описываются словесно с использованием качественных характеристик. Соматические признаки (длина, масса тела, окружность грудной клетки и т.п.) и физиометрические показатели измеряются.

Психомоторноеразвитие.

Для оценки психомоторного развития детей дошкольного возраста используются количественные и качественные показатели. Количественные характеристики измеряются в установленных единицах измерения и сравниваются  со среднестатистическими возрастными нормами. Качественные характеристики используют для определения уровня овладения основными движениями: ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием, плаванием.

В городской программе «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет» разработаны и апробированы стандарты, нормативные требования по плавательной подготовке детей в возрасте 6-7 лет (подготовительных групп). Проверка плавательной подготовки, выполнение стандарта производится:

- в начале этапа обучения – октябрь

- в конце этапа закрепления и дальнейшего совершенствования спортивных способов  плавания: 15-25 метров и более – апрель-май.

        Критерием оценки освоения детьми дошкольного возраста парциальной программы  плаванию является соответствие их достижений промежуточным и  итоговым  показателям освоения образовательных областей программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по синхронному плаванию для детей старшего дошкольного возраста "Русалочка"

Рабочая программа предназначена для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста....

Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК»

Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художе...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛИТРА КРАСОК» 2022 год

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного ра...

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (танцевальная – игровая гимнастика для старшего дошкольного возраста) «СА-ФИ-ДАНСЕ» образовательная область «Физическое развитие»

Главной целью физического воспитания в ДОУ является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развит...

Элементы прикладного плавания в процессе обучения спортивному плаванию для детей старшего дошкольного возраста, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Прикладное плавание - любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь, оказать помощь, терпящему бедствие.В прикладном плавании выделяют два направ...