"Бодрость с самого утра"
методическая разработка по физкультуре по теме
Автором представлена статья с рекомендациями по проведению утренней гимнастики для педагогов и родителей (включает примерные комплексы гимнастики).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bodrost_s_utra.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Утреннюю гимнастику называют «зарядкой» не напрасно. Она создает бодрое настроение, поднимает общий тонус организма, повышает его жизнедеятельность. Для дошкольников подбираются специальные комплексы гимнастических упражнений, построенные с учетом их анатомо-физиологических особенностей.
С воспитанниками детских садов утренняя гимнастика проводится регулярно, за исключением выходных и праздничных дней, времени отпуска родителей, проводящих его с детьми. Польза от утренней гимнастики значительно возрастает, если она поводится ежедневно, не исключая и те дни, когда ребенок остается в семье. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемый малышом ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем (сердечно – сосудистую, дыхательную, порно – двигательный аппарат), способствует нормальному обмену веществ, благоприятно сказывается на развитии важных двигательных умений, формировании правильной осанки и предупреждении плоскостопия, воспитывает хорошую привычку заниматься физкультурой каждый день.
Как подобрать комплекс упражнений ля утренней гимнастики? Прежде всего, упражнения должны быть доступны детям. Они просты и не требуют большой траты энергии для их осознания и усвоения. Если движение сложно и непонятно ребенку, он не сможет хорошо его выполнить. Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразными и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц (плечевого пояса, ног, спины и живота). Даются они для разных групп мышц. При этом одни группы мышц работают, а другие в это время отдыхают.
Как проводить гимнастику, чтобы она давала положительные результаты? Утреннюю гимнастику рекомендуется проводить до умывания и завтрака. В весенне – летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, используя с этой целью ближайший сквер, полянку, спортивную площадку у дома. Во избежание травм необходимо тщательно проверить, чтобы на месте занятий не было ям, битого стекла и т.д. Не следует бояться небольшого дождя, ветра, особенно с тем ребенком, который систематически выполняет упражнения и активно играет на воздухе в любую погоду. Эти небольшие сложности закаляют не только тело, но и волю ребенка, приучают его не бояться трудностей, воспитывают привычку приспосабливаться к неожиданно возникающим изменениям погоды.
В холодное время года перед проведением утренней гимнастики надо создать необходимые гигиенические условия. В первую очередь следует проветрить помещение, где будет заниматься дошкольник. Это важно, потому, что во время интенсивной двигательной деятельности углубляется и учащается дыхание, в легкие ребенка должен поступать свежий воздух.
До гимнастики следует подготовить и необходимое оборудование (коврик, пособия для упражнений). Старший дошкольник это делает самостоятельно, приучаясь к определенной ответственности, соблюдая порядок. Малышу можно напомнить, что понадобиться для гимнастики и вместе с ним все заранее подготовить. После гимнастики ребенок относит пособия в специально отведенное для них место.
Начинать гимнастику рекомендуется с ходьбы различными способами (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, перекатом с пятки на носок и т.д.). Ходьба сменяется бегом (обычным, на носках, высоко поднимая колени, сильно сгибая ноги назад, широким шагом). Этот бег разогревает организм и подготавливает его к выполнению упражнений. После бега следует перейти на спокойную ходьбу для восстановления дыхания, затем остановиться.
Упражнения утренней гимнастики (для младших ребят 4-5 упражнений, для старших 6-8) надо подбирать так, чтобы в них чередовалась работа разных мышечных групп. Чтобы упражнения были интересны, им можно придать некоторую образность. Например, упражнение «поднимание рук в стороны и опускание вниз» можно связать с птицами или бабочками, машущими крыльями и т.д. Весь комплекс утренней гимнастики может иметь единый сюжет, например «Прогулка лес», «Самолеты» и д.р.
Заканчивается гимнастика ходьбой, подскоками, упражнениями на дыхание.
Содержание | Дозиров. | Метод. указания |
1. Ходьба парами и бег врассыпную. Построение в круг при помощи воспитателя. | 1,5мин. | При ходьбе парами держаться за руки. |
2. ОРУ: - «Ветер качает деревья». И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверху. - «Собираем грибы». И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть; выпрямиться. - «Лось». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклон вперед, скрестить руки над головой. - «Листочки». И.п. – лёжа на спине, руки свободно. Перевернуться на живот, повернуться на спину. - «Зайчики». И.п. – произвольно, руки перед грудью. Прыжки на месте. Чередовать с ходьбой на месте. | 5 раз 6 раз 5 раз 3 – 4 раза 2 раза 10 – 12 прыжков | Ноги не сдвигать. Изобразить «собирание грибов». Ноги не сгибать. «Ветер катает листья по земле». Прыг- скок, прыг- скок, Приземляйся на носок. |
3. Ходьба в колонне по одному. Речевка: «Мы проснулись, улыбнулись, На зарядке потянулись И готовы мы бежать, Что – то новое узнать!». | 2 круга |
Важен также подбор одежды и обуви для занятий. Дома понадобятся шорты майка, чешки. Для гимнастики на открытом воздухе одежда подбирается по сезону.
Длительность гимнастики для детей 2-4 лет -4-6 минут, для 5-7 лет 8-12 минут.
Примерные комплексы утренней гимнастики.
«В лес за грибами» (вторая младшая группа)
«С флажком» (вторая младшая группа)
Содержание | Дозиров. | Метод. указания |
1. Ходьба в колонне по 1, выполняя задания по сигналу воспитателя. На сигнал «лягушки» - присесть, на сигнал «лошадки» - идти, высоко поднимая колени, на сигнал «стрекозки» бежать врассыпную, руки в стороны. Построение в круг. |
2 мин. | При беге врассыпную не сталкиваться. |
2. ОРУ с флажком: - «Переложи флажок». И.п. – ноги слегка расставлены, руки с флажком внизу. Поднять руки вверх, помахать флажком, опустить вниз. Переложить флажок в другую руку и выполнить те же движения. - «Постучи флажком». И.п. – сидя, ноги врозь, руки с флажком внизу. Наклониться, постучать флажком по коленям, сказать «тук – тук», выпрямиться. Повторить, переложив флажок в другую руку. - «Положи флажок». И.п. – ноги слегка расставлены, руки с флажком внизу. Присесть, положить флажок, выпрямиться, присесть, взять флажок, выпрямиться. - «Прыжки». И.п. – стоя, флажки лежат на полу. Прыжки на двух ногах вокруг своих флажков. Чередовать с ходьбой на месте. - «Покажи флажок». И.п. – ноги слегка расставлены, руки за спиной. Поднять руки вперёд, спрятать за спину. Переложить флажок в другую руку. | 5 - 6 раз 6 раз 3 раза. 2 * 8 пр. 6 раз | Махать аккуратно, никого не задевать. Колени не сгибать. На флажки не наступать. С места не сходить. |
3. Перестроение из круга в колонну. Ходьба. Речевка: «Физкультурники нужны Сильные и смелые, Каждый день у нас в саду Мы зарядку делаем!» | 2 круга |
«Самолеты» (средняя группа)
Содержание | Дозиров. | Метод. указания |
1. Ходьба; ходьба в полуприседе, руки на поясе. Лёгкий бег. Ходьба «Муравьишки». Ходьба. Построение в колонну по два. Размыкание. | 1,5мин. | Ходьба «Муравьишки» - на четвереньках. |
2. ОРУ : «Мотор». И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Согнуть руки в локтях, вращать руками одна вокруг другой, сказать «р – р – р», вернуться в и.п. «Самолёты готовятся к полёту». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), вернуться в и.п. «Смотрим в иллюминатор». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.1 – наклон вперед, руки соединить над головой;2 – и.п. «Починим колёса». И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Присесть, хлопнуть по коленям, сказать «хлоп», вернуться в и.п. «Самолёты летят». И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить. «Прыжок с парашютом». И.п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить прыжок, руки в стороны, пошевелить ладошками, снова прыжок. Чередовать с ходьбой на месте. | 5 раз 6 раз 5 раз 6раз 5-6 раз 2 * 8 пр. | Наклоняться точно в сторону. Ноги прямые. Спина прямая. Поднимать прямые руки. Прыгать мягко, на носочках. |
3.Перестроение в колонну по одному. Ходьба. Речевка: «Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка, Чтобы силу развивать И весь день не унывать!» | 2 круга |
«Птички» (средняя группа)
Содержание | Дозировка | Метод. указания |
1. Ходьба. Ходьба на носках, руки на поясе. Лёгкий бег. Ходьба приставным шагом правым и левым боком. Ходьба с заданием: взять из корзины по 2 ленточки и продолжить движение. Перестроение в круг. | 1,5 мин. | При ходьбе приставным шагом смотреть вперёд. |
2.ОРУ с ленточками: - «Крылышки». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.1- руки с ленточками в стороны.2-3- движение одновременно обеими руками вверх-вниз.4- вернуться в и.п. - «Пьёт водичку». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.1- наклон вперёд, обе прямые руки с ленточками отвести назад.2- вернуться в и.п. - «Паучки- крестоносцы». И.п.: лёжа на спине, руки с ленточками вдоль тела, ноги выпрямлены. Одновременно поднять прямые руки и ноги, стараясь делать скрестные махи. Вернуться в и.п. - «Села на землю». И.п.: о.с., руки с ленточками опущены вниз.1- присесть на носках, колени в стороны, руки с ленточками перед собой.2- вернуться в и.п. - «Вперёд- назад». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками внизу.1-3 махи руками, одна рука вперёд, другая назад.4- вернуться в и.п. | 4 - 5 раз 5 раз 3 раза 5 раз 3 раза | Руки прямые. Голову не опускать, колени не сгибать. Спина прямая. Смотреть вперёд. |
3. Ходьба в колонне по одному с дыхательными упражнениями. Речёвка: «По утрам зарядку делай Будешь сильным, будешь смелым!» | 1 круг |
Старшая группа «Игрушки»
Содержание | Дозиров. | Метод. указания |
1. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, на пятках. Лёгкий бег. Ходьба скрестным шагом. Подскоки. Ходьба. Перестроение в три колонны. Размыкание. | 2 мин. | При ходьбе на носках руки за головой, смотреть вперёд. |
2. ОРУ : - «Замок». И.п. – о.с., руки в «замок» за спиной; рывками отводить прямые руки назад; вернуться в и.п. – «Дровосек». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок» вверху; наклон вперёд с опусканием рук между ног; и.п. - «Колокольчик». И.п. – о.с., руки на поясе; махом поднять прямую правую (левую) ногу, согнуть в колене; и.п. - «Подъемный кран». И.п. – о.с., правая рука впереди, левая на поясе. 1- присесть;2 – и.п.;3 – правую руку в сторону;4 – присесть;5 – встать;6 – верн. в и.п. Тоже повторить с левой рукой влево. - «Неваляшка». И.п. – сидя, ноги скрестно, руки за головой;1- наклон вперёд, правым (левым) локтем коснуться левого (правого) колена;2- и.п., 3 – тоже в другую сторону;4- и.п. - «Зайки» Прыжки на двух ногах. | 8 раз 8 раз 8 раз 6 - 8 раз 6 раз 2 раза по 20 пр. | С места не сходить. Резко опускать прямые руки. Изображаем, как подъемный кран берет груз и переставляет на другое место. Прыгать мягко. |
3. Ходьба в колонне по одному. Подскоки. Ходьба. Речевка: «Если день начать с зарядки, Дальше будет все в порядке!» | 2 круга |
Старшая группа «Крепыши»
Содержание | Дозиров. | Метод. указания |
1. Ходьба в колонне по одному. Ходьба перекатом с пятки на носок. Лёгкий бег. Прыжки с доставанием до предмета. Ходьба. Боковой галоп. Построение в три колонны в движении. Размыкание. | 1,5 мин. | Воспитатель держит бубен на уровне вытянутой вверх руки ребёнка, дети подпрыгивают и достают до бубна. |
2. ОРУ с гимнастической палкой: - «Палку вверх». И.п. – о.с., палка внизу;1 – поднять палку вверх, посмотреть на неё;2 – вернуться в и.п. - «Наклоны вперёд». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка внизу;1 – наклон вперёд, одновременно поднять руки вперёд;2 – и.п.. - «Приседания». И.п. – о.с., руки на поясе.1 – присесть, палку вынести вперёд;2 – вернуться в и.п. - «Прогибание». И.п. – стоя на коленях, палка сзади в прямых руках.1 – прогнуться назад, коснуться палкой ног;2 – вернуться в и.п. - «Дотронься до ноги». И.п. – сидя, ноги широко расставлены;1 – наклон вперёд, правым концом палки достать до левого носка;2 – и.п. То же другим концом. - Прыжки на двух ногах через палку боком. | 5 раз 6 раз 5-6 раз 6 - 8 раз 6 раз 4 * 15 пр. | Руки прямые. Смотреть вперёд, ноги не сгибать. Спина прямая. Колени не сгибать. На палку не наступать. |
3.Перестроение в колонну по одному. Ходьба. Быстрый бег. Ходьба. Речевка: «Ручками хлопали, Ножками топали, Вот здоровья в чём секрет - Всем друзья физкульт-привет!» | 2 круга |
Подготовительная группа «В мире животных» (ритмическая гимнастика)
Музыка: заставка к передаче «В мире животных» в современной обработке.
Содержание | Дозировка | Метод. указания |
1. Построение в колонну по одному. Ходьба широкими шагами. Бег врассыпную. Ходьба, высоко поднимая колени. Бег врассыпную. Передвижение «Лягушки». Построение в три колонны. | 3 мин. | При ходьбе и беге голову держать прямо, не опускать. |
2. ОРУ под музыку: - И.п. – о.с., руки опущены вниз. 1 — взмах руками через стороны вверх;2 — плавно опустить руки вниз. - И.п. - то же. 1 - встать на 1 ногу, руки выпрямить в стороны;2 — опустить ногу и руки. - И.п. - стоя на одной ноге, руки по диагонали, одна вверх в сторону, другая вниз в сторону.1-4 прыжки вокруг себя на одной ноге. - И.п. - стоя, руки у груди (изображ. лапки). 1,2,3,4 — шаги вперёд;5,6,7,8 — шаги назад. - И.п. - стойка ноги врозь, носки наружу. 1 — поднять руки вверх — вправо, встать на правую ногу, левую немного поднять от пола и потянуть носок назад.2 - и.п.3 -4 - то же в другую сторону. Сесть на пол. - И.п. - сидя, ноги согнуты, стопы сомкнуть, пятки ближе к себе.1,2,3 — нажимать на колени ладонями;4 — верн. в и.п. - И.п. - стоя на четвереньках.1 — поднять правую руку и левую ногу, выпрямить их,2 — верн. в и.п.3-4 то же, поменяв руку и ногу. - И.п. - сидя на ногах (на пятках), руки опущены вниз.1 — встать на колени, хлопнуть руками над головой,2 — верн. в и.п. Встать на ноги. Колонны смыкаются вперёд. Дети берут друг друга за пояс и «тащат»назад до отметки. Затем все расставляют ноги на ширине плеч и начиная с последнего в колонне выполняют проползание в туннель. Разойтись на свои места и в такт музыке 3 хлопка в ладоши. | 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза по 1 разу | Медленный темп. «Цапля» Держать равновесие. За 4 прыжка повернуться вокруг себя. «Лисичка» Маленькие шаги. Тянемся к солнышку. «Бабочка» Стараться коленями достать до пола. «Четвероногие» Потянуть ногу и руку. «Цапля глотает лягушку». После того как проползли в туннель встать на ноги и раздвинуть их для проползания следующего. |
3. Перестроение из круга в колонну. Бег. Ходьба. Речевка: «Пусть летят к нам в комнату Все снежинки белые, Нам совсем не холодно Мы зарядку делаем!» | 1 круг 2 круга |
Подготовительная группа «Морская зарядка»
Содержание | Дозировка | Метод. указания |
1.Ходьба. Ходьба на носках; на пятках; ходьба «Пауки». Лёгкий бег. Ходьба скрестным шагом. Перестроение в 3 колонны. Размыкание. | 2 мин. | При ходьбе «пауки» ягодицами не задевать пол. |
2. ОРУ без предметов: «Где корабль?». И.п.: основная стойка, руки на поясе.1- поворот головы вправо;2- вернуться в и.п.;3- поворот головы влево;4- вернуться в и.п. «Багаж». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.1- кисти рук сжать в кулаки;2- руки поднять в стороны;3- руки опустить;4- вернуться в и.п. «Волны бьются о борт корабля». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.1-2- круговое движение выпрямленной правой рукой;3-4- круговое движение выпрямленной левой рукой;5- вернуться в и.п. «Бабочка». И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы соединить.1,2,3,4 – тянуть колени к полу. «Рыбка». И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед.1-2 – поднять прямые руки и ноги, потянуться;3-4 – вернуться в и.п. «А когда на море качка…» И.п.: стоя, ноги широко расставлены, руки опущены.1-2- руки в стороны; выпад вправо, правая нога согнута в колене.3-4- руки в стороны; выпад влево, левая нога согнута в колене. «Маяк». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.1- расставить прыжком ноги в стороны, одновременно хлопая руками над головой;2- вернуться в и.п. | 8 раз 6 раз 6 раз 5 - 6 раз 5 - 6 раз 5 раз 8 раз | С места не сходить. Следить за тем, чтобы рука не сгибалась. Спина прямая. Руки и ноги не сгибать. 1-«огонь загорелся» 2- «огонь погас» |
3.Ходьба по кругу. Подскоки. Ходьба с дыхательными упражнениями. Речёвка: «Для чего нужна зарядка Это вовсе не загадка, Чтобы силу развивать И весь день не уставать!» | 2 круга 1 круг |
В домашних условиях надо чаще выполнять упражнения, в которых участвует взрослый. Например:
- И.п. ребенка - лежа на спине. Поднять ноги вверх, дотягиваясь до палки, которую держит взрослый.
- И.п. то же. Сесть, не сгибая ноги, которые придерживает взрослый.
- Взрослый сидит в упоре, ноги согнуты, ступни на полу, ребенок на нем верхом (лицом к лицу). Взрослый, выпрямляет руки и поднимает туловище. Ребенок остается на нем верхом в вертикальном положении.
- Взрослый сидит, на его прямых ногах на спине лежит ребенок. Сгибая ноги в коленях, взрослый приподнимает ребенка, придерживая его за плечи. Ребенок старается удержать туловище выпрямленным.
- Взрослый и ребенок стоят друг за другом, малыш впереди. Приседают, взрослый берет ребенка под локти, поднимает его вверх, а он держит ноги согнутыми. Выпрямляясь, ребенок встает на пол.
- Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга, ноги врозь, упираются ступнями друг в друга, взялись за руки. Наклоняются поочередно вперед назад, руки и ноги стараясь сохранить прямыми.
- Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга, держась за руки, стопы на полу. Одновременно надо встать, не вставая на колени.
- Взрослый и ребенок лежат на полу на животе лицом друг к другу, в согнутых руках гимнастическая палка. Поднять палку, выпрямить руки вверх, прогнуться, вернуться в и.п.
- Взрослый стоит в упоре на коленях, руки на полу. Ребенок подползает под него, опираясь на колени и предплечья, или на животе.
Если вы займетесь утренней гимнастикой с ребенком, проснется фантазия и появятся увлекательные упражнения созданные вашей семьей. Взрослый должен подготовиться к проведению гимнастики с ребенком, особенно если предлагаются новые упражнения, которые надо разучить.
Творческих успехов и здоровья вашей семье!
Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"БОДРОСТЬ С САМОГО УТРА" Консультация для родителей
И мамы, и папы хотят, чтобы их дети был ловкими, сильными, спортивными. Конечно, во многом это зависит от природных данных ребенка, но большую роль в физическом развитии играет и то, насколько м...
Листовка для родителей "Бодрость с самого утра".
Листовка содержит рекомендации для родителей по привитию дошкольникам желания заниматься утренней гимнастикой....
Комплес упражнений "Бодрость с самого утра"
Данный комплекс упражнений можно делать с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста. Он занимает немного времени, позволяет проснуться, ощутить бодрость и прилив сил и просто доставляет уд...
"Бодрость с самого утра"
информация для повышения педагогического уровня родителей....
«Заряд энергии и бодрости с самого утра»
Рекомендуем выполнить простые приемы массажа:1.Поглаживание, пощипывание ушных раковин.Цель: положительное воздействие на работу внутренних органов.2.Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывани...
Консультация для родителей «Заряд энергии и бодрости с самого утра»
laquo;Заряд энергии и бодрости с самого утра»...
Консультация для родителей "Заряд бодрости с самого утра"
В данном материале представлен игровой комплекс утренней гимнастики и некоторых приемов массажа. Данный комплекс разработан с учетом всех требований и понравится любому малышу!...
- Мне нравится (1)