консультация нестандартное оборудование по физическому развитию
консультация по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Развитие двигательной активности детей с помощью нестандартного спортивного оборудования и самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:
- Замкнутым, перенасыщенным пространством групп в д\саду и квартир;
- Ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
- Требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь);
- Увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
- Преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изодеятельностью)
- Генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. Наверняка, вы согласитесь со мной, и ваши собственные наблюдения за самостоятельной деятельностью детей показывают, что дошкольники в своей самостоятельной деятельности предпочитают творческие игры «Дом», «Гараж», «Гости». Кроме того, любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора, обыгрывают их. Также могут самостоятельно выбрать настольную игру, много рисуют, раскрашивают. И очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка. И это не удивительно, ведь в группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую ещё меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры).
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные п\игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков.
Сейчас я представлю вашему вниманию пособия, разработанные педагогами детского сада № 1620 г. Москвы (журнал «Справочник старшего воспитателя» № 10, 2009 г.)
Пособие коврики: текстильные коврики разных цветов 25x25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.
Игра «Классики»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд – два коврика, 2-ой – один коврик, 3-й – два коврика рядом и т.д.
Ход игры:
Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.
- 1 вариант: 2 ноги врозь, 2 ноги вместе, 2 ноги врозь;
- 2 вариант: 2 ноги врозь, на одной ноге, 2 ноги врозь;
- 3 вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.
Игра «Гигантские шаги»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры:
Дети поочередно различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед)
Игра «Веселая дорожка»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; упражнение в прыжках и беге.
Организация: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход игры:
Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
Игра «Займи своё место»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирования перекрестных движений.
Организация: коврики располагаются по большому кругу.
Ход игры:
Воспитатель даёт словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: «Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине»). После того, как дошкольник займёт своё место, он сам даёт указание, следующему игроку; тот, в сою очередь, продолжает игру, и так до тех пор, пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:
- 1 вариант – свои коврики;
- 2 вариант – любой коврик.
После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: «Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник»)
«Тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см
Игра «Достань ягодку»
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.
Ход игры:
По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право – лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
Игра «Пройди по стенке»
Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.
Организация: около стены расстилается мягкий коврик.
Ход игры:
Дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене. Начинают от пола. Постепенно поднимая ноги всё выше, переходя в положение «Березка».
Игра «Путаница»
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений «лево – право», тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.
Ход игры:
Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право – лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.
- 1-й вариант – ребенок играет один и просто «ходит» руками по стенке;
- 2-й вариант – дети играют в паре «Кто быстрее доберется до условной метки?», при этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;
- 3-й вариант – один ребенок ведущий, он даёт команды другому ребенку, куда идти (например, правая – красная, левая – зеленая и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"
Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвен...
"Использование нестандартного оборудования для физического развития детей"
Материал из опыта работы....
Методические рекомендации «Роль нестандартного оборудования для физического развития и воспитания детей».
Цель данных методических рекомендаций: повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям.Занятия с нестандартным обор...
Нестандартное оборудование по физическому развитию "Разноцветный парашют"для среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5375185","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"448"}}]]Оборудование своими руками....
Применение нестандартного оборудования в физическом развитие и оздоровлении детей
обобщение опыта работы по использованию и изготовлению нестандартного материала. фотографии нестандартного оборудования....
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы " Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы: "Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей"....
Консультация для воспитателей ДОУ: «Создание нестандартного оборудования по физическому развитию в детском саду»
Применение опыта в создании условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестанд...