Физкультурно-игровое пособие "Калейдоскоп народных игр"
методическая разработка по физкультуре на тему
Физкультурно-игровое пособие "Калейдоскоп народных игр" представляет собой органичный сплав народных игр (русских и башкирских0 и элементов оздоровительных тежнологий. Чередование этих компонентов в ходе игры позволяет разнообразить её содержание, повысить интерес детей к игре. Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития птриотических чувств, любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Включение элементов оздоровительных технологий (дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.) в игровую деятельность предполагает создание у дошкольников устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Калейдоскоп народных игр
Игра для старших дошкольников
Пояснительная записка
Игровое пособие «Калейдоскоп народных игр» представляет собой органичный сплав русских и башкирских народных игр и элементов эффективных оздоровительных технологий.
Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотичесмких чувств, любви и преданности к Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнентю представлений об окружающем ире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Любая область познания мира имеет основным источником жизнь и историю народа. Исходя из этого, и организация игровой деятельности детей должна начинаться с популяризации народных игр, существовавших в народе веками и не потерявших воспитательного значения и поныне.
Включение элементов здоровьесберегающих технологий в игровую деятельность предполагает создание у дошкольников устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Так гимнастика для глаз помогает самостоятельно снимать зрительное напряжение. Массаж биологически активных зон воспитывает желание быть здоровым, сопротивляться болезням. Дыхательная гимнастика закрепляет умение детей выполнять статические упражнения, сосредоточивать внимание на правильном дыхании.
Таким образом, весь арсенал игровой и оздоровительной деятельности, содержащийся в дидактическом пособии «Калейдоскоп народных игр», способствует решению важнейших педагогических задач, укреплению здоровья дошкольников и повышению уровня их двигательной активности.
Цель: активизация двигательной деятельности дошкольников посредством приобщения к традиционной игровой культуре русского и башкирского народов.
Задачи:
- совершенствовать двигательные навыки и психофизические качества детей;
- укреплять здоровье детей, обучая дыхательной и расслабляющей гимнастике, упражнениям для глаз, на растяжку и развитие мелкой моторике;
- формировать красивую осанку, развивать речь, творческие и умственные способности;
- привать интерес и любовь к игровой культуре русского и башкирского народов.
Описание игры
Игра «Калейдоскоп народных игр» оснащена разноцветными плоскими квадратами с картинками-символами на них. Квадраты выполнены из дерматина (размером 33х33см), в них для создания объема вставлен тонкий паролон. На лицевой стороне квадратов расположены прозрачные кармашки, в которые вставляются картинки, символизирующие те или иные народные игры и различные виды упражнений и гимнастик (дыхательной, зрительной, пальчиковой).
Количество квадратов 15, но может быть и другим. Возможна классификация игр и упражнений по цвету квадратов: синие квадраты с символами русских народных игр, зеленые – башкирских народных игр, на красных изображены символы здоровьесберегающих технологий.
Для проведения игры потребуется музыкальное сопровождение (аудиозапись русских и башкирских народных мелодий).
Варианты игры
В – 1. В игре может участвовать любое количество детей от 5 до 15 человек (по количеству квадратов). Квадраты с картинками-символами располагаются на полу по кругу в произвольном порядке. Дети двигаются под музыку по кругу, выполняя соответствующие характеру музыки движения. По окончании музыки каждый участник игры должен быстро взять квадрат и поднять его вверх. Ребенок, первым поднявший квадрат, показывает его всем игрокам, и по картинке-символу определяет, в какую игру будут играть дети. После этого дети играют в ту или иную народную игру или выполняют гимнастику. Игра продолжается, русские народные мелодии сменяют мелодии башкирского народа и, наоборот.
В – 2. 15 цветных квадратов выкладываются на полу в виде четырехугольника. Игроки (их количество может быть произвольным) по очереди выбрасывают кубик, на гранях которого находятся цифровые обозначения от 1 до 6. По грани кубика, которая окажется верхней после его остановки, определяется ход фишки по квадратам. Числа 1,2,3,4,5,6 позволяют фишке двигаться вперед на соответствующее количество ходов. По квадрату, на которм останавливается фишка, определяется название игры или называется тот или иной вид гимнастики. Дети играют, затем снова выбрасывается кубик, игра продолжается.
Приложение
| |
Из пальцев, дружок, Сложи теремок Вот это – ворота, Вот это – замок, Вот – серенький зайчик, Лисичка – сестричка, Лягушка-квакушка, Но вот в теремок медведь забрался, Домик сломался, Народ разбежался, Медведь косолапый бродит, места себе не находит. Теремок я построю большой, И бедут жить там со мной: серенький зайчик, мышка-норушка, лягушка-квакушка. | Соединить кончики пальцев и поднять руки над головой, образуя домик. Переплести пальцы рук, прогнуть ладони. Сложить руки в замок. Пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести в стороны. Поочередно выполнять плавные движения руками вперед. Ладони смотрят вперед, пальцы раздвинуты в стороны. Показывают лапы медведя и покачиваются из стороны в сторону. Прижимают ладони друг к другу. Быстро перебирая, провести пальцами по бедрам до колен. Прошагать по бедрам большим и указательным пальцами, переваливаясь с пальца на палец. Поднять руки. Показать руками животных аналогично предыдущим движениям. |
(дети встают друг за другом «паровозиком», кладут друг другу на плечи ладони и выполняют массаж спины) | |
Чух – чух, пыхчу, ворчу, Стоять на месте не хочу. Чух – чух, пыхчу, ворчу, Стоять на месте не хочу. Колесами стучу, стучу, Колесами стучу, стучу, Колесами стучу, Садись, скорее прокачу! Чу – чу – чу! | Похлопывание по спине ладонями. Поворот на 180′, поколачивание кулачками. Поворот на 180′, постукивание пальцами. Поворот на 180′, поглаживание ладонями. Легкое поглаживание пальцами. |
| |
Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: «Я не бегал, я скакал!» Заяц белый, заяц белый, Ну, а где же ты обедал? Заяц белый отвечал: «Я сегодня голодал!» | Быстро моргать глазами Наклонять и выпрямлять голову вперед, закрыв глаза. Опять быстро сжимать и разжимать веки. Наклон головы вправо, влево. Закрыть глаза ладонями, расслабить глаза. |
- Дыхательное упражнение «Петух» (по Б. Толкачеву)
И.п. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь.
На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопнуть руками по бедрам, произнося на выдохе: «ку – ка – ре - ку!»
Петя, Петя – Петушок!
Целый день учил стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну – «Ку – ка – ре – ку!»
(В. Данько)
5. Упражнения хатха – йоги
1. «Поза сердитой кошки»
И.п. – встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Дыхание произвольное. Удерживать позу 10 – 15 сек.
2. «Поза доброй кошки»
И.п. – то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице. Удерживать эту позу 10 – 15 сек.
(Эти две позы придают гибкость и силу позвоночнику).
3. «Хвостик»
И.п. – то же. Двигать бедрами вправо – влево, как «кошечка вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
6. Комплекс корригирующей гимнастики «Морское царство»
1. «Рыбка»
И.п. – лежа на животе, руки вверху.
1 – поднять голову, верхнюю часть туловища, руки и ноги; 2 – и.п.
2. «Морская звезда»
И.п. – то же.
1 – поднять голову, верхнюю часть туловища, руки и ноги; 2 – руки и ноги развести в стороны; 3 – руки и ноги свести вместе; 4 – и.п.
3. «Я на солнышке лежу»
И.п. – лежа на животе с опорой на предплечья.
1 – согнуть правую ногу; 2 – разгибая правую, одновременно согнуть левую ногу; 3 – 4 – то же с другой ногой.
4. «Ныряльщики за жемчугом»
И.п. – лежа на животе, руки вверху, ладони вместе.
1 – поднять голову, верхнюю часть туловища, руки и ноги; 2 – 7 – попеременные движения ногами вверх – вниз; 8 – и.и.
- «Дельфины»
И.п. – лежа на спине, руки вверху.
1 – 2 – перекат на правый бок, прогнуться; 3 – 4 – и.п. То же влево.
- «Краб»
И.П. – сидя, согнув ноги, руки упор сзади.
1 – поднять таз; 2 – 7 – продвижения вперед, опираясь на конечности; 8 – и.и.; 9 – 16 – то же продвигаясь назад.
- «Волны шипят»
И.п. – сед на пятках, руки внизу.
1 – 2 – волнообразные движения руками вперед – вверх, вдох; 3 – 4 – волнообразные двиижения руками вниз, выдох через рот со звуком «ш – ш – ш»
По 6-8 раз
- Башкирские народные игры
Юрта
Цель игры: упражнять детей в беге с выполнением задания, ходьбе переменным шагом.
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют.
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Медный пень
Цель: упражнять в беге наперегонки.
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающиеи медные пни, сидят на стульях. Дети – хозяева, становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий (покупатель) двигается по кругу переменным шагом, смотрит на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
«Я хочу у вас спросить,
Можно мне ваш пень купить?»
Хозяин отвечает:
«Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой».
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем спиной друг к другу и на слова «1, 2, 3 – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем. Победитель становится хозяином.
Липкие пеньки
Цель: упражнять в беге с увертыванием.
Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Правила: пеньки не должны вставать со своих мест.
Абак – кубяк
Цель: упражнять в беге с ловлей.
Выбирается «пастух». Дети стоят в колонне. «Пастух» ударяет по руке стоящего впереди ребенка и произносит:
«Абак-кубяк, золотая чашка,
Если догонишь – серебрянная ложка,
Если нет – семьдесят лопат золы в след».
И убегает, а другой ребенок догоняет. Если «пастух» убежав, сумеет встать в хвост стоящей колонны, догоняющий становится «пастухом».
Капель
Цель: развивать умение ориентироваться, опираясь на слух; выполнять танцевальный переменный шаг.
Дети стоят в кругу. В центре водящий с завязанными глазами. Дети двигаются по кругу, выполняя боковой прставной шаг, одновременно плавно поднимая и опуская руки, произносят:
«Солнце жаркое печет,
Песенку капель поет.
Ты скорее угадай
Где капель поет, узнай».
С окончанием слов воспитатель дает одному из детей колокольчик, и дети начинают передавать его друг другу. Водящий должен определить нахождение колокольчика по звучанию и подйти к ребенку. Ребенок с колокольчиком спрашивает: «Назови, кто я?», водящий говорит имя ребенка. Если назовет правильно, становится в круг, а его место занимает названный ребенок, и игра продолжается.
Курай
Цель: упражнять детей в беге наперегонки, умении выполнять переменный танцевальный шаг.
Дети делятся на четыре подгруппы и встают шеренгами вдоль стен зала, чередуясь, мальчик с девочкой. Водящий ребенок – кураист – сидит в центре на стульчике и играет на курае. Дети поют, исполняя танцевальные движения:
«Становись в хоровод,
Всех курай плясать зовет.
Ты, курай, задорней, веселей играй!
Тех, кто лучше пляшет,
В круг их приглашай!»
Курамст двигается по кругу переменым шагом. С окончанием музыки все восклицают «Хей!» и мальчики бегут к стулу, стараясь быстро взять курай. Победитель становится кураистом.
- Русские народные игры
Царь Горох
Цель: упражнять в беге.
По считалке выбирают царя Гороха. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке. Играют все желающие, но не более 5 – 7 человек, так как большой группе трудно договариваться.
Все отходят в сторонку и шепотом договариваются о том, что будут изображать: труд людей, какие-либо игровые ситуацмм. Показывать можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука. Затем подходят к царю Гороху и произносят: «Здравствуй, царь Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, ребята! Где вы были? Что вы делали?»
Играющие: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»
После этих слов дети начинают показывать то, о чем договаривались. Царь Горох должен отгадать, что они изображают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?» при утвердительном ответе – раскрывают замысел задуманного, затем загадывают снова. Если царь Горох угадывает, он сбегае с горки и догоняет детей. Пойманный становится царем Горохом.
Пирог
Цель: упражнять в беге наперегонки.
Выбирают водящего по считалке, становятся в две шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:
Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.
Экий он широконький, Руки разводят в стороны.
Экий он мягонький. Руками гладят живот.
Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог « к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом». Игра продолжается, пока интересно играть. В конце можно взяться за руки и устроить перетягивание.
Два Мороза
Цель: упражнять в беге с увертыванием.
Для проведения игры требуется небольшая площадка примерно 8×12м. водящих – двух Морозов – подбирают из желающих, способных ярко сыграть свои роли, чем и обеспечивается успех игры. Они выходят на середину площадки. Подбоченясь, обращаются к собравшимся:
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые».
«Я Мороз – Красный нос», - объявляет один.
«Я Мороз – Синий нос», - представляется другой .
Оба Мороза вместе:
«Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»
Ребята обычно уже знают, что тут надо хором ответить:
«Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»
Все бросаются перебегать площадку, а «морозы» стараются их осалить (коснуться) рукой. Осаленный должен остановиться, расставив руки в стороны и замерев без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игроки, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу площадки, куда водящие уже не могут забегать. После нескольких перебежек «морозы» подсчитывают общую добычу и предлагают другим играющим попробовать себя в роли «морозов».
Правила: перебегать площадку можно только после слов «не страшен нам мороз!».
Горелки
Цель: упражнять в беге наперегонки.
Участвовать могут 5 – 25 мальчиков и девочек. Нужна лужайка, площадка длиной не мннее 20 – 30 м. выбирают – «горельщика», делятся на пары, берутся за руки, становятся друг за другом колонной. Впереди в 3- 5 м от первой пары стоит «горельщик». Все говорят хором нараспев:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
«Горельщик» стоит спиной к остальным. Начиная со слов «Глянь на небо», он смотрит вверх. В это время стоящие в последней паре разъединяют руки и идут кто справа, кто слева вдоль колонны к ее началу. Почти поравнявшись с «горельщиком», они ждут последних слов, после чего бросаются бежать вперед мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается догнать (достаточно только осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. Водит игрок, оставшийся один. Если «горельщик» никого не поймал, он снова «горит» - ловит следующую пару.
Разновидность игры. Все играющие становятся в круг. Ведущий со словами «раз, два, три – беги!» задевает любую пару детей. Они бегут в разные стороны, соревнуясь, кому удастся схватить платочек первым. Победивший с платочком встает в круг. Игра продолжается.
Ворон на дубу
Цель: упражнять в беге наперегонки.
По считалке выбирают «ворона». Дети образуют вокруг него круг, поют песню и выполняют движения:
«Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора.
А на той горе дубок.
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная».
«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми. Они на слова «Раз, два, три – беги!» - бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.
Уточка и селезень
Цель: упражнять в беге с ловлей.
Дети встают в круг, выбирают «уточку» и «селезня». «Уточка» остается в круге, а «селезень» - за кругом. Дети, высоко подняв руки и образуя свободные проходы, поют:
Селезень утку догонял,
Селезень серу догонял:
«Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой.
У тя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама.
Поцелуй же ты меня!»
«Селезень» бежит по образовавшимся проходам за «уточкой». Если он ее догоняет, то выводит на середину круга, кланяется и целует. «Уточка» и «селезень» выбираюи новых водящих.
Список использованной литературы
- Картушина М. Ю.
Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 г. – 256 с.
- Галяутдинов И. Г.
Башкирские народные детские игры (на башкирском и русских языках). – Изд. 3-е. – Уфа: Китап, 2006. – 248 с.
- Лялина Л. А.
Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного игрового занятия по русской народной сказке "Колобок"
Конспект расчинан на детей средней группы. Это игровое занятие по русской народной сказке "Колобок"...
Физкультурное игровое развлечение "Весёлые старты"
Данное развлечение предназначенно для старшего дошкольного возраста. Ребята попадают в волшебную страну "Спортландию", где их ждут разные спортивные эстафеты и много веселья....
Конспект физкультурно-игрового познавательного занятия для младшего и среднего дошкольного возраста.
Конспект физкультурно-игрового познавательного занятия для младшего и среднего дошкольного возраста.ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к занятиям физической культурой,через игровое занятие "ДИКИЕ Ж...
Физкультурно-игровое занятие по сказке"Заюшкина избушка"
Воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому, умение сопереживать....
Физкультурно-игровое занятие для второй младшей группы детского сада
Интегрированное занятие занятие для детей младших групп....
"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"
Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...
Конспект физкультурного игрового досуга "В стране веселых мячей"
Цель: воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям и достижениям команды.Задачи: упражнять детей в выполнении основных движений; развивать глазомер, ловкость, быстроту; пов...