«Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении детей в условиях ФГОС.»
статья по физкультуре на тему
При формировании предметно-окружающей среды важно учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, способности и склонности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_predmetno.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №40 ЦРР»
Выступление на педагогическом совете.
«Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении
детей в условиях ФГОС.»
Подготовила: инструктор
по физической культуре – Гусева Ю.А.
МАРТ, 2016 Г.
Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении
детей в условиях ФГОС.
Созданная двигательная предметно - развивающая среда в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение Центре развития ребенка - детском саду №40 представляет собой целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий, вариативность его использования как на непосредственно организованной деятельности по физическому воспитанию, так и в других формах работы с детьми по физическому развитию.
В нашем дошкольном образовательном учреждении дети приобретают богатый двигательный опыт, а также получает элементарные знания о своем организме. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в ДОУ предметно – развивающей среды отвечающей современным требованиям образования.
Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания.
При формировании предметно – развивающей среды важно учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.
Главные цели организации, требований и принципов построения
предметно - развивающей среды:
1. Обеспечить безопасность пространства жизнедеятельности ребенка.
2. Обеспечить психологическое благополучие ребенка.
3. Реализовать программу воспитания и обучения.
4. Развивать ребенка.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде.
Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:
- доступность для воспитанников всех помещений, в которых осуществляется процесс образования;
- возможность для каждого ребенка развивать свою индивидуальность, учитывая его склонности, интересы и уровень активности;
- неограниченный доступ детей к играм, книгам, игрушкам, пособиям и материалам, которые обеспечивают их деятельность;
- обогащение среды элементами, которые будут способствовать стимулированию эмоциональной, познавательной и двигательной деятельности детей.
Для того чтобы предметно – развивающая среда способствовала качеству образования, была проведена работа по созданию условий, то есть созданию интерьера и дизайна помещения. Летом 2015 года в физкультурном зале были покрашены стены в светлые пастельные тона, заменили и нарисовали яркие рисунки на защитных экранах на батареях отопления. Оборудовали комнату для хранения спортивного инвентаря. Зал украсили яркой, разноцветной, флажной гирляндой. Закуплено новое оборудование: детский массажный коврик, валики массажно-корригирующие, массажные балансировочные полусферы, массажный коврик с камушками, ребристая (массажная) дорожка ( 150 см), массажные игольчатые мячи, туннель "Эстафетный", щит для метания (50х50 см), ролик гимнастический, ходули на веревочках, хоккей с шайбой, мешки для прыжков, эстафетные косы, игра коллективная "Парашют-гигант", 5 метров, дорожка для тренировки равновесия,
В физкультурном зале и групповых физкультурных уголках оборудование хранится и обновляется в соответствии с санитарными и психолого - педагогическими требованиями.
Вся предметно – развивающая среда ДОУ организована с учетом требований инструкций техники безопасности, пожарной безопасности, САНПиНов.
В условиях правильно организованной среды повысилось качество образовательного процесса. Дети с удовольствием занимаются в физкультурном зале, на свежем воздухе, в групповых физкультурных уголках.
Основным содержанием предметно-развивающей среды является развитие двигательной сферы детей, формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и творческих способностей, воспитание нравственно-волевых качеств, повышение интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.
Дети в большинстве своем не испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, выше нормы. Это уменьшает статистическую нагрузку на определенные группы мышц, повышает силу и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта детей, раскрытие их функциональных возможностей и способностей.
Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников. Помогают изменения методики в проведении организованной образовательной деятельности не только с использованием стандартного спортивного оборудования и инвентаря, но и за счет применения нестандартного оборудования, изготовленного руками воспитателя и инструктора по физической культуре из бросового материала. Оборудование привлекает детей к занятиям физкультурой, развивает интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития:
- формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, равновесие) ;
- развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно – силовые, координационные и др.) ;
- самостоятельное применение предметов спортивно – игрового оборудования.
Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.
Двигательная активность по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, ходьба по гимнастической скамейке, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью детей:
-побуждаем интерес к занятиям физической культурой, расширяем круг представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;
- поощряем двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
- способствуем развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;
- создаем условия для формирования взаимоотношений детей с советниками и взрослыми, для проявления сопереживания, взаимопомощи.
Характеризуя среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического развития детей руководствуемся следующими функциями развивающей среды:
- информационной- каждое пособие несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта;
- стимулирующей - развивает детей, когда представляет для него интерес, побуждает его к действиям, исследованию;
- мобильной и динамичной - педагог учитывает «зону ближайшего развития», индивидуальные, возрастные, половые особенности детей, их потребности, стремления и творческие способности;
- эмоциональные- которые побуждают детей к деятельности, приобщают к физической и оздоровительной деятельности, в процессе которых у детей вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам;
- развивающая - представляет собой сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Для полноценного физического развития детей, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, как в групповых комнатах, так и в спортивном зале. При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий широко используется разнообразный спортивно-игровой материал, стандартное и нестандартное оборудование.
Предметно – развивающая среда в Центре развития ребенка - детском саду № 40 «Колокольчик» способствует тому, что у детей появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижениям, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и под...
Оздоровление детей в условиях детского сада
«Оздоровительно - профилактические занятия с использованием тренажеров». Цель: Содействие гармоничному физическому развитию ребенка и своевременной коррекции психофизических нарушений.Задач...
Роль дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения.
От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость чел...
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
программа...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...
Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в развитии детей» в соответствии с ФГОС ДО
Предметно-развивающая среда...
Физическое развитие и оздоровление детей в условиях дошкольного учреждения в свете современных требований ФГОС ДО
Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечн...