Рабочая программа плавание
рабочая программа по физкультуре на тему

Кузнецов Сергей Александрович

Рабочая программа по бучению детей 3-7 лет плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie.docx77.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Обучение детей плаванию»

                                                                                       

Введение.

Рабочая  программа  разработана  на  основе   следующих  нормативных  документов:

  • закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273  -ФЗ
  • приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного  образования»
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, развитие физических качеств, гармоничного физического развития. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Результатами целого ряда исследователей и практиков убедительно доказано, что детям этого возраста доступно овладение сложно координированных движений.

В первые шесть лет жизни общее развитие ребенка очень тесно связано с физическим воспитанием. В этот период осваивается большая часть всех основных двигательных действий.

Известно, что плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания всех образовательных учреждений и относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Большое количество несчастных случаев на воде с детьми происходит из -за неумения плавать. Поэтому чем раньше приучить детей к воде, что является основной задачей и родителей, и чем раньше научить их плавать, тем раньше и полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

По последним данным Минобрнауки Российской Федерации в состоянии здоровья дошкольников наблюдается резкое ухудшение. К шестилетнему возрасту  50% детей уже имеют 4-5 различных отклонений в состоянии здоровья. Причем у 30 - 40% из них отмечаются отклонения в развитии опорно - двигательного аппарата, 20% имеют низкий уровень развития физических качеств и к семи годам  их число возрастает до 30%.

Учитывая, что плавание способствует коррекции нарушений, лечению целого ряда заболеваний,  занятия плаванием в дошкольном  возрасте особенно актуальны.

Раздел 1. Целевой

Пояснительная записка.

Рабочая программа по плаванию разработана на основе образовательной программы дошкольного образования ДОУ. Структура и содержание программы  соответствует  ФГОС дошкольного образования и  является нормативным документом. 

Рабочая  программа обеспечивает  физическое  развитие  детей  в  возрасте  от  3 до 7  лет с учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей по  физическому направлению. Программа  обеспечивает  достижение  воспитанниками физической  готовности к школе – для  старших  и подготовительных  групп.

Педагогическая целесообразность рабочей программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, физическому  образованию, развитию двигательных навыков и умений, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, следствием  чего происходит  снижение  заболеваемости, так как плавание одно из лучших средств закаливания, формирования правильной осанки ребенка, а  так же систематизация  и планирование  работы  в данном  направлении в 2014/15  учебном  году.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Организация занятий плаванием  способствует  установлению единого оптимального физкультурно-оздоровительного режима дошкольного учреждения. В программу включены упражнения для освоения с водой, овладения плавательными движениями различных способов, требования и стандарты для детей всех возрастных групп.

При организации занятий следует строго соблюдать правила и меры безопасности, а также установленные санитарно-гигиенические требования.

Занятия проводятся в течение года 2 раза в неделю: 15 мин - в младшей, 20 мин  – в средней, 25 мин  – в старшей, 30 -35 мин – в подготовительной группе. Кроме того, в старших и подготовительных группах детей знакомят также с элементами прикладного плавания.

Освоение содержания программы оценивается по результатам выполнения требований и стандартов,  установленных для каждой возрастной группы. Перед началом проведения занятий с детьми преподаватель знакомиться с состоянием здоровья каждого ребенка, узнает  его принадлежность к  медицинской группе (основной, подготовительной или специальной). С детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам, при оценке уровня их плавательной подготовленности необходимо учитывать рекомендованные противопоказания к выполнению отдельных видов упражнений.

Выполнение данной программы должно обеспечиваться совместными действиями специалистов по плаванию, администрации, воспитателей, медицинских работников детского сада и родителей.

Цели  и задачи  деятельности  по  реализации  рабочей  программы  определяются  на  основе  анализа результатов  предшествующей  педагогической  деятельности, потребностей родителей, приоритетным  направлением  ДОУ.

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

• освоить технические элементы плавания;

• обучить основному способу плавания «Кроль»;

• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие:

• развивать двигательную активность детей;

• способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

• формировать представление о водных видах спорта.

Воспитательные:

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Принципы  реализации   рабочей  программы:

  1. Принцип дифференцированного подхода к детям.
  2. Принцип  развивающего  образования;
  3. Принцип научной  обоснованности и практической  применимости;
  4. Построение образовательного  процесса на  адекватных возрасту  формах работы с детьми;
  5. Принцип  интеграции;
  6. Комплексно – тематический принцип построения  образовательного процесса.
  7.  Принцип индивидуализации процесса обучения.
  8. Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.
  9. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей) .
  10. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности)
  11. Принцип сознательности и активности.
  12. Принцип наглядности.

Содержание психолого-педагогической работы

Отличительной особенностью данной рабочей программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса ДОУ № 6. В процессе ее реализации на занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.

В программе особое внимание уделяется подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде, выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для освоения с водой, упражнений в воде.

Особенностью данной рабочей программы является использование инновационной эффективной технологии - одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, начиная с освоения движений руками уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.

Сроки реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве до 10 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, вторая  младшая группа – 1 раз в неделю.

Возрастные  особенности  воспитанников

Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности воздействия упражнений, их дозировки возрастным особенностям занимающихся. Важно, чтобы было оптимальное соответствие во всем.

Закономерности возрастных периодов развития детского организма отражены в особенностях телосложения, уровне физического развития, физической подготовленности, психических и личностных качествах у детей в каждом возрастном периоде.

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все органы, но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система, укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного освоения разнообразных движений.

В дошкольном периоде закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. У них быстро развивается мышечная система, и совершенствуются движения. Становится более устойчивым внимание.

При длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений у детей 3-4 лет отмечается потребность в частой смене положения тела.

На занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Дошкольник дышит поверхностно и более часто, чем взрослый. Это ведет к некоторому застою воздуха в легких, а растущий организм ребенка требует ускорения доставки кислорода к тканям. Поэтому особенно важны в этом возрасте занятия физическими упражнениями и в первую очередь плаванием. Известно, что именно при занятиях плаванием особенно быстро увеличивается жизненная емкость легких. Деятельность ССС дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Нервная регуляция сердца у них не-совершенна. Поэтому оно быстро возбуждается, легко нарушается его ритмичность сокращений и довольно быстро сердечная мышца утомляется при физических нагрузках. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физическими упражнениями нужно разнообразить и чаще их чередовать со сменой упражнений.

Методика с одновременным освоением большого количества разнообразных плавательных движений, которая положена в основу данной «программы», как раз и подходит для обучения плаванию.

У детей до 7 лет процесс образования костей не завершен и в скелете много хрящевой ткани. Этим объясняется мягкость и податливость костей.

Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше развивается кора головного мозга, управляющая всей его жизнедеятельностью. В результате влияния физических упражнений на организм у детей образуется много новых условных рефлексов, они становятся активнее, внимательнее, координированнее, укрепляется ОДА, дыхание становится более глубоким и ритмичным, деятельность ССС становится более эффективной.

Занятия плаванием особенно важны в этом возрасте. Благодаря этим занятиям успешно решаются все основные акценты дошкольного возраста.

Процесс обучения плаванию органически взаимосвязан с совершенствованием физического развития и физической подготовленности и должен носить в первую очередь оздоровительный характер. Педагогам при этом необходимо обязательно учитывать возрастные особенности детского организма.

Доступность и полезность занятий плаванием для дошкольников давно научно обоснована, исследована и доказана результатами целого ряда исследователей и практиков.

Плавательные движения дошкольник совершает при помощи крупных мышечных групп верхних и нижних конечностей, туловища, которые уже к 3

- 5 годам достаточно хорошо развиты. Сердечно-сосудистая система ребенка

хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Органы кровообращения находятся в облегченных условиях, благодаря горизонтальному положению тела в воде, снижается давление на еще не сформированный до конца опорно-двигательный аппарат.

Благотворно сказываются занятия плаванием на развитии дыхательной системы. Большая динамическая работа ног при плавании в безопорном положении оказывают укрепляющее воздействие на формирование стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием. В лечебной физической культуре плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке, тугоподвижности суставов и различных последствий полиомиелита.

Учитывая ухудшающееся состояние здоровья детей дошкольного возраста и влияние плавания на организм, занятия плаванием в этом возрасте особенно актуально.

Планируемые результаты освоения Программы.

 

Дети должны знать:

- основные правила безопасности поведения на воде;

- правила личной гигиены;

- основы здорового образа жизни.

Дети должны иметь представление:

- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин») ;

- о водных видах спорта.

Дети должны уметь:

- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

- плавать способом «кроль» («брасс»- индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений.

Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (сентябрь,  май) в виде контрольных упражнений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

• спортивные развлечения и праздники на воде;

• спартакиада дошкольников по плаванию (городская).

Способы проверки ожидаемого результата

№ п/п

Критерии

Показатели

Методы

Потребность  в познании.

Знания названий атрибутов для плавания, правил поведения в бассейне и на открытой воде.

- Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний.

- Знание способов и стилей плавания, водных видов спорта.

Потребность  заниматься

Посещаемость занятий.

- Активность на занятиях.

- Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения.

Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками

- Умение самостоятельно организовать игры в воде, демонстрировать свои успехи другим сверстникам.

- Умение исправить ошибки в элементах у себя и у своих сверстников

- Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализ, метод одобрения.

Опыт ЗОЖ

- Потребность в самостоятельных дополнительных занятиях.

- Самообслуживание, гигиена.

- Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример.

Раздел 2. Содержательный

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

(вторая младшая группа)

Тема

Часы

Техника безопасности

1

Теория

8

Практика.

49

Итого:

58

Содержание программы

Задачи

- сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;

- ознакомить детей с правилами поведения на воде;

- воспитывать у детей стремление к самостоятельности при передвижении и играх в воде;

- учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;

- учить открывать глаза в воде;

- знакомить с очками для плавания;

- учить делать вдох и выдох на суше и в воде;

- формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»);

- учить скольжению на груди и на спине;

- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи  вспомогательных и поддерживающих средств.

Знания

Сведения о пользе занятий плаванием, свойствах воды; правила поведения в бассейне, душе, раздевалке, на воде.

Умения

- Упражнения на суше

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к  движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками  брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине  и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

-  Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; входить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками -поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.

- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.

- Игры, эстафеты, развлечения на воде.

Упражнения в воде

- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине в движении шагом по дну, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.

-Выполнять выдохи в воду у бортика. «Медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине со вспомогательными средствами и без них.

- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине с нарукавниками, поясами, «плавками-поплавками», надувным кругом и без них в скольжении, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.

- Движения ногами кролем, дельфином, брассом с плавательной доской, ластами и без них. Дыхание произвольное, а также на задержке дыхания, с выдохом в воду.

- Плавание различным и сочетаниями движений, облегченными, неспортивными и спортивными способами с поддерживающими средствами и без них, на задержке дыхания, с выдохом в воду.

- Доставание игрушек со дна. Ныряние в вертикально расположенный обруч.

Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде.

Примечание:  На занятиях преподаватель может находиться с детьми в воде.

-  Знать о пользе занятий плаванием, правилах поведения в бассейне.

- Уметь выполнять простейшие специальные упражнения на суше.

Уметь:

-выполнять выдохи в воду, «звездочку» на груди и на спине с 2-мя нарукавниками, с одним нарукавником, без нарукавников;

- выполнять скольжение на груди и на спине с доской в руках и без доски;

- выполнять движения руками брассом - ногами кролем; руками дельфином ногами кролем на груди; кролем на груди с произвольным дыханием, на задержке дыхания, с выдохом в воду со вспомогательными средствами;

- на мелком месте бассейна доставать игрушки со дна.

Стандарты

- Плавание любыми способами с любыми вспомогательными  средствами -

5-7-9 м.

- Плавание любыми способами без вспомогательных средств -3-4-5 м.

Техника безопасности

- Ознакомление с правилами поведения в бассейне.

- Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками.

- Посещение занятий старших групп.

Теория

- Использование художественного слова: потешки, стихи, сказки («Водичка, водичка… », «Дождик, дождик пуще», «Кораблик» А. Барто, «Мойдодыр» К. И. Чуковский и др.) - психологический настрой.

- Расширение представлений о купании, плавании: беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, фотографий, просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка» и др.

- Изготовление вместе с воспитателями и родителями поделок на водную тему.

Реализация проекта в группе: «Где живет водичка?».

Практика

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в бассейн с поддержкой и без.

- Освоение различных способов передвижения (бег, ходьба, прыжки) в зале    

  сухого плавания, упражнения для ОФП.

- Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на  

   носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т. д.

- Игры на освоение передвижений в воде: «Змейка», «Паровозик»,

  «Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами», «Цапли» и др.

- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.

- Действия с предметами: обручем, мячом, плавательной доской, различными  

  игрушками (плавающими, тонущими, надувными) .

- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие

  ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др.

- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой,

  задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей», дуть на  

  воду.

- Игры для приобретения навыков погружения под воду: «Пружинка»,

  «Мячик», «Тишина», «Уточки моют носик» и др.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: («Воздушный шар»,

  «Дует, дует ветерок», «Сердитая кошка» и др.) .

- Упражнения на дыхание в воде: «горячий чай», «дуй на игрушку»,

  «быстрые лодочки» и др.

- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания («медуза», «звездочка на груди», «поплавок») ; движений ног как при плавании способом кроль.

- Техника выполнения упражнений на освоение с водой у опоры и без («звездочка на груди», «поплавок», «медуза», «стрела») .

- Техника работы ног как при плавании способом кроль (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан», «Моторчики»…

- Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно (идти на руках, на плавательную доску, без опоры, работая ногами как при плавании способом кроль.

- Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочки плывут», «Стрела», «Смелые ребята» и др.

Тестирование (контрольное упражнение).

Праздник на воде.

Учебно - тематический план

II год обучения.

Средняя группа (4-5 лет)

 

Тема

Часы

Техника безопасности

1

Теория

8

Практика.

53

Итого:

62

Содержание программы

Задачи

-  расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;

- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;

- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;

- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;

- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;

- учить выполнять движения руками и ногами различными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;

- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;

- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам вводу, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.

Знания

- Сведения о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма, названия способов плавания и их значении, о свойствах воды.

- Уметь выполнять задания по связи плавания общеобразовательными предметами.

- Правила поведения в бассейне, в т.ч. во время занятия, при пользовании душем и т.д.

- Одежда для плавания, оценка своей плавательной подготовленности.

Умения

Упражнения на суше

- Общеразвивающие упражнения, в т.ч. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными, облегченными и неспортивными способами.

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений

для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

- Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.

- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.

- Игры, эстафеты, развлечения на воде.

Упражнения в воде

- Ходьба по дну с выполнением движений руками брассом, дельфином, кролем на груди и  кролем  на спине.

- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине в скольжении со вспомогательными средствами и без них.

- Движения ногами с плавательной доской, со вспомогательными средствами и без них кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, выдохом в воду,

произвольным дыханием.

- Плавание облегченными, неспортивными спортивными способов с задержкой дыхания, произвольным дыханием, выдохом в воду.

- Плавание удобным для себя способом, со вспомогательными средствами и без них, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние.

- Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя, лежа

на бортике, прыжок в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике.

Требования

- Уметь выполнять требования программы предыдущих возрастных групп.

- Знать названия способов плавания.

Уметь:

- выполнять «звездочку» на груди и на спине;

- «отдых на воде»  - 5-10 сек.;

- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально

возможное расстояние;

- выполнять, спад в воду из любого положения;

- выполнять 5-8 выдохов в воду;

- доставать предметы со дна;

- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными

средствами различными способами;

- «плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.

Стандарты

- Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и  более.

- Плавание любым удобным способом с произвольным дыханием 5-7-9 м без вспомогательных средств

Техника безопасности

- Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы.

- Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне.

- Просмотр видеофильма.

Теория

- Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.

- Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий; беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо» «Уроки тетушки Совы» и др.

- Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.

- Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов) .

- Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».

Практика

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .

- Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.

- Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д.

- Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой.

- Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

- Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) .

- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? », «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др.

- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.

- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног) .

- Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .

- Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.

- Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.).

- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.

- Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .

- Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.

- Акваэробика: ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец маленьких утят», «Веселые лягушки» и др.

Тестирование (контрольное упражнение) .

Праздник на воде.

Учебно – тематический план

Старшая группа (5-6 лет)

Тема

Часы

Техника безопасности

2

Теория

8

Практика.

54

Итого:

64

 Содержание программы

Задачи

- знать об оздоровительном и прикладном значении плавания;

- учить детей переходить из положения «звездочка» в положение «поплавок» и наоборот;

- выполнять скольжение на груди и на спине на дальность (метры);

- доставать игрушки со дна при нырянии на дальность;

- совершенствовать плавание неспортивными и спортивнымиспособами; приучать детей стараться проплывать, постоянно увеличивая расстояния;

- учить выполнять повороты при плавании на груди;

- учить делать выдохи в воду во время плавания по элементам и в

полной координации всеми способами.

Знания

- Особенности способов плавания (какой самый быстрый, как лучше плыть на дальность).

Знать:

-  связь плавания с общеобразовательными предметами (чтение, математика, изобразительное искусство, музыка и др.);

- гигиену, правила поведения в бассейне, оценку своих умений и  др.;

- простейшие сведения из истории плавания.

Умения

Упражнения на суше

- Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.

- Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада;

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

- Повторить упражнения предыдущей возрастной группы. Выполнять «звездочку» на груди и на спине - отдых на воде с максимально возможной продолжительностью.

- Выполнять скольжение на груди на дальность.

-Ныряние на дальность с доставанием игрушек со дна.

-Эстафеты, игры, различные развлечения на воде.

Упражнения в воде

-Выполнять спады в воду из различных положений: сидя, в глубоком наклоне.

-Упражнения «по элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение спортивной техникой плавания, в т.ч. со вспомогательными средствами.

-Плавание при помощи движений руками брассом, дельфином, кролем с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.

- Движения ногами кролем, дельфином брассом с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.

- Плавание различными способами с выдохами в воду, с выполнением поворотов, в т.ч. со вспомогательными средствами.

- Максимальное проплывание расстояний, в т.ч. с переворотами из положения на груди в положение на спине и наоборот.

- Плавание в одежде.

Требования

- Уметь выполнять программы предыдущих возрастных групп.

- Выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 10 -15 сек.

- Выполнять скольжение на груди и на спине 3-4-5 м.

-Доставать игрушки со дна при нырянии на дальность.

Уметь:

- выполнять 9-12-15 выдохов в воду;

-выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 9-12-15 сек.;

-выполнять скольжение на груди и на спине -3-4-5 м;

-при нырянии в длину (2-3 м) собирать игрушки со дна;

-плавание со сменой способов, не касаясь дна и стенок бассейна;

-оценивать свою плавательную подготовленность и рассказывать о занятиях по плаванию.

Стандарты

- Плавание любым способом со вспомогательными средствами более 15 м.

- Плавание любым способом 7-9-12 м.

Техника безопасности

- Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций.

- Посещение занятий детской спортивной школы, беседа с тренером. Основы правильного поведения на воде (на открытых водоемах, использование схем, моделей, картинок, знаков, просмотр видеофильма.

Теория

- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.

- Формирование представления о водных видах спорта. Просмотр записей спортивных соревнований по водным видам спорта (телеканал «Спорт»): плавание разными стилями, прыжки в воду, синхронное плавание.

- Посещение занятий спортивных групп («Дворец спорта «Нептун») .

- Реализация проекта в группе «Волшебница вода». Опыты, эксперименты с водой, изготовление атрибутов и игрушек для занятий в бассейне.

- Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов) ; графические изображения подвижных игр; показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения).

Практика

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с погружением, с подныриванием под нудолс, со скольжением в обруч и т. д.

- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения; ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц.

- Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе и др.

- Передвижения бегом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.

- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.

- Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте») .

- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой? », «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Парус», «Гуси летят», «Пчелы» и др.

У- пражнения на дыхание в воде: «Веселая игра», «Дровосек», «Трубач» и др.

- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.

- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием).

- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.

- Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.

- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.

- Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка») ; в группировке («мячик», «рыба – шар») ; прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.

- Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше? », «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».

Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.

- Акваэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода» и др.

- Комплексы упражнений в воде под музыку с элементами синхронного плавания: «Рыбки», «Неваляшки», «Капельки», «Ручейки» и др. (элементы: «танцую не один», «воротики», «звездочка, цветок», «на кого похож? »…

Тестирование (контрольное упражнение).

Праздник на воде.

Учебно – тематический план

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема

Кол – во  часов

Техника  безопасности

2

Теория

8

Практика

54

ИТОГО

64

Содержание программы:

Задачи

-перед поступлением в школу научить плавать на расстояние до15-25 метров;

-закрепить знания о правилах безопасности на воде;

-учить знанием способов помощи уставшему на воде товарищу и транспортировки пострадавшего;

- учить простейшим знаниям о реакции организма на нагрузку (частота сердечных сокращений)

- ЧСС;

- учить самостоятельному подсчету ЧСС;

- учить дыханию с поворотом головы вправо и влево, удалять попавшую воду изо рта и носа, не прекращая дыхания;

- совершенствовать технику отдельных элементов способов плавания: плавание на одних руках с предметом (доской, кругом, «поплавком») и без них; плавание на одних ногах с предметом в руках (доской, игрушкой, мячом и т.д.) и без них;

- совершенствовать согласование движений рук, ног с различными вариантами дыхания при плавании различными способами;

- совершенствовать спады в воду из разных положений;

- совершенствовать повороты, при плавании на груди и на спине;

- учить использованию элементов прикладного плавания.

Знания

- Сведения об организме, гигиене, санитарии; физических качествах, частоте сердечных сокращений.

Знать:

- правила безопасности на воде; при катании на лодках, при передвижении по осеннему и весеннему льду;

- простейшие способы транспортировки пострадавшего;

- связь плавания с общеобразовательными предметами (чтение,математика, родная природа, знания о своем организме и др.);

- температуру воды и воздуха, правила поведения при физкультурных занятиях.

Умения

- Упражнения на суше

- Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.

- Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада.

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

- Лежать на воде в положении «звездочка» на груди и на спине с максимальной продолжительностью.

- Скольжение на груди с переворотом на спину и наоборот.

- Кувырки вперед, назад в воде на месте и при плавании.

- Эстафеты, игры в воде.

Упражнения в воде

- Плавание по «элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение техники спортивных способов плавания.

- Совершенствование движений руками, ногами всеми способами плавания.

- Совершенствование различных вариантов дыхания.

- Совершенствование согласования движений рук, ног, дыхания при плавании различными способами.

- Плавание в одежде.

- Выполнение способов транспортировки, буксировки, переноса груза над водой.

- Совершенствование спадов в воду, поворотов при плавании на груди и на спине.

Примечание. Все упражнения выполняются с использованием

вспомогательных средств и без них.

Требования

- Уметь выполнять требования программ предыдущих возрастных групп.

Уметь:

- выполнять 15 – 20 -25 выдохов в воду;

- выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 15-17-20 сек;

- выполнять скольжение на груди 4 – 5 -6 м;

- при нырянии в длину (3-4 м) доставать со дна игрушки;

- плавать на скорость на одних ногах на груди и на спине различными способами, в т.ч. со вспомогательными средствами (доска, ласты) 15 -20-25 м;

-плавать со сменой способов -10-15-25м;

-плавать в одежде -5-7 м;

-буксировать предметы на воде -3-4-5 м.

Стандарты

Проплывать любым способом без остановки 15-20-25 и более метров.

Техника безопасности

-Закрепление правил поведения на воде: в бассейне и на открытых водоемах через рассматривание картин, знаков, схем; просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов.

- Посещение занятий детской спортивной школы, беседа с тренером.

 – Экскурсия в ОСВОД, встреча с работником спасательной службы (беседа «Осторожно – вода).

- Моделирование знаков «Правила поведения на воде».

Теория

- Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение видеофильмов, фотографий.

- Расширение представления о водных видах спорта: плавание разными стилями, прыжки в воду с трамплина, синхронное плавание, ватерполо.

- Посещение соревнований по плаванию спортивных групп «Дворца спорта».

- Обзор и обсуждение соревнований по плаванию (телеканал «Спорт») .

- Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами: использование схем упражнений, графическое изображение подвижных игр; показ упражнений детьми, наиболее успешно владеющими навыками плавания.

- Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам… ».

Практика

- Упражнения для специальной подготовки

- Спуск в воду: уходя под воду с головой; со скольжением в обруч, в тоннель; с прыжком в воду, с перепрыгиванием и др.

- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения, ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц; развития координации; упражнения с отягощением для мышц рук и ног.

- Передвижения в воде шагом: на носках, пятках; приставным шагом, на коленях; с мешочком на голове, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».

- Передвижения в воде бегом: чередуя с ходьбой, в разных построениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.

- Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием; с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет;

отталкиваясь от воды руками.

- Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета); с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку») ; проходить в тоннель и др.

- Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.

Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.

- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».

Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.

- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.

- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение; только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.

- Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног, сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде) .

- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.

- Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску) ; в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания.

- Прыжки в воду: из положения сидя и стоя; выполнять прыжок вперед – вверх, в длину (войти ногами в воду) ; сидя на бортике бассейна, руками вперед; спиной, обхватив голени руками, медленного заваливаясь назад («сесть в воду) .

- Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется? », «Катера», «Пятнашки – стрела», «Карасик и щука» и др.

- Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше? », «Самый ловкий».

- Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки – нырки» и др.

- Акваэробика (в воде под музыку) : комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз. в стиле «диско», и др.

- Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «звездочка в кругу», «чехарда», «Осьминожки»).

Тестирование (контрольное упражнение).

- Праздник на воде.

Планирование занятий по обучению плаванию

Календарно-тематическое планирование

2 младшая группа

Месяц

Задачи

Кол-во занятий

Сентябрь

  1. Рассказать детям о пользе плавания, знакомство с бассейном и правилами поведения в нём.
  2. Посещение занятия по плаванию в старшей группе.
  3. Приучать детей входить в воду. Самостоятельно окунаться, не бояться брызг.

1

1

2

Октябрь

  1. Обучать передвижениям в воде.
  2. Обучать упражнениям на погружение лица в воду.

3

2

Ноябрь

  1. Обучать передвижению прыжками с продвижением вперёд.
  2. Обучать упражнениям на погружение лица в воду.
  3. Обучать передвижениям по дну бассейна одного бортика к другому.

1

2

1

Декабрь

  1. Обучать передвижениям по дну бассейна одного бортика к другому.
  2. Обучать упражнениям на погружение лица в воду.
  3. Обучать детей принимать горизонтальное положение в воде.

1

1

3

Январь

  1. Обучать детей принимать горизонтальное положение в воде.
  2. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и воде).
  3. Обучать вдоху и выдоху в воду

1

1

1

Февраль

  1. Обучать вдоху и выдоху в воду.
  2. Обучать детей принимать горизонтальное положение в воде.
  3. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).

1

1

2

Март

  1. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Обучать движению рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).

2

3

Апрель

  1. Обучать движению рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок»).
  3. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).

1

1

2

Май

  1. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  3. Контроль приобретённых навыков.

1

2

1

Средняя группа

Месяц

Задачи

Кол-во занятий

Сентябрь

  1. Рассказать детям о пользе плавания, знакомство с бассейном и правилами поведения в нём.
  2. Посещение занятия по плаванию в старшей группе.
  3. Приучать детей входить в воду. Самостоятельно окунаться, не бояться брызг.

1

1

2

Октябрь

  1. Обучать передвижениям в воде.
  2. Обучать упражнениям на погружение лица в воду.
  3. Обучать передвижениям по дну бассейна одного бортика к другому.

2

2

Ноябрь

  1. Обучать передвижениям по дну бассейна одного бортика к другому.
  2. Обучать передвижению прыжками с продвижением вперёд.
  3. Обучать детей принимать горизонтальное положение в воде.
  4. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок»).

1

1

1

1

Декабрь

  1. Обучать передвижениям по дну бассейна одного бортика к другому.
  2. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  3. Обучать движению рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  4. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок»).

1

1

Январь

  1. Обучать передвижениям по дну бассейна одного бортика к другому.
  2. Обучать передвижению прыжками с продвижением вперёд.
  3. Обучать детей принимать горизонтальное положение в воде.
  4. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).

1

1

1

Февраль

  1. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок», «Стрелочка»).
  2. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  3. Обучать движению рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).

1

1

1

Март

  1. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Обучать движению рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  3. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).

1

1

Апрель

  1. Обучать движению рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Обучать движению ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  3. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок»).

1

1

2

Май

  1. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Обучать движению ног и рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  3. Контроль приобретённых навыков.

2

2

1

Старшая группа

Месяц

Задачи

Кол-во занятий

Сентябрь

  1. Рассказать детям о пользе плавания, напомнить о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.
  2. Обучать передвижениям в воде различными способами.
  3. Выдох в воду, погружение в воду с головой.

1

1

Октябрь

  1. Совершенствовать        движения рук и ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Совершенствовать всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  3. Совершенствовать скольжение на груди и спине.

1

1

Ноябрь

  1. Совершенствовать движение рук и ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Совершенствовать всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  3. Совершенствовать скольжение на груди и спине.

1

1

Декабрь

  1. Совершенствовать движение рук и ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Совершенствовать всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  3. Совершенствовать скольжение на груди и спине.

1

1

Январь

  1. Совершенствовать движение рук и ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Совершенствовать скольжение на груди и спине.
  3. Обучать способу плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

1

Февраль

  1. Совершенствовать движение рук, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Совершенствовать скольжение на груди и спине.
  3. Обучать способу плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

Март

  1. Совершенствовать движение рук и ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Совершенствовать скольжение на груди и спине.
  3. Обучать плаванию «кроль» на груди и спине.

1

1

1

Апрель

  1. Совершенствовать движения рук и ног, как при плавании кролем (на суше и в воде).
  2. Совершенствовать скольжение на груди и спине.
  3. Обучать способу плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

Май

  1. Совершенствовать скольжение на груди и спине.
  2. Обучать способу плавания «кроль» на груди и спине.
  3. Контроль приобретённых навыков

1

1

1

Подготовительная группа

Месяц

Задачи

Кол-во занятий

Сентябрь

  1. Напомнить детям о пользе плавания, технике безопасности и правилах поведения в бассейне.
  2. Закрепление приобретённых навыков

1

4

Октябрь

  1. Закрепление всплывания и лежания на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Закрепление скольжения на груди и спине.
  3. Закрепление способа плавания «кроль» на груди.
  4. Закрепление способа плавания «кроль» на спине.

1

1

1

1

Ноябрь

  1. Закрепление всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Закрепление скольжение на груди и спине.
  3. Закрепление способа плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

1

Декабрь

  1. Закрепление всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Закрепление скольжения на груди и спине.
  3. Закрепление способа плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

Январь

  1. Закрепление всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Закрепление скольжения на груди и спине.
  3. Закрепление способа плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

1

Февраль

  1. Закрепление всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Закрепление скольжения на груди и спине.
  3. Закрепление способа плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

Март

  1. Закрепление всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Закрепление скольжения на груди и спине.
  3. Закрепление способа плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

Апрель

  1. Закрепление всплывание и лежание на воде («Звезда», «Поплавок»).
  2. Закрепление скольжения на груди и спине.
  3. Закрепление способа плавания «кроль» на груди и спине.

1

1

2

Май

  1. Закрепление способа плавания «кроль» на груди и спине.
  2. Контроль приобретённых навыков

3

1

Раздел 3. Организационный.

Материально-техническое обеспечение программы.

  1. Плавательные доски.
  2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
  3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
  4. Надувные круги разных размеров.
  5. Нарукавники.
  6. Очки для плавания.
  7. Поролоновые палки (нудолсы) .
  8. Мячи разных размеров.
  9. Обручи плавающие и с грузом.
  10. Шест.
  11. Поплавки цветные (флажки).
  12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
  13. Музыкальный центр.
  14. Диски с музыкальными композициями.

Нормативы плавательной подготовленности

воспитанников всех возрастных групп

Условия

проплывания

Вторая

младшая

(3-4 года)

Средняя

(4-5 лет)

Старшая

(5-6 лет)

Подгото-

вительная

(6-7 лет)

Со вспомогательн

ыми средствами

5 - 9

10 и более

Без вспомогательных

средств

3 – 5  

и более

5 – 9 и более

7 -12 и более

15 – 25 и более

Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи.

Возрастная группа

Задача

II младшая

Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха.

Средняя

То же, что и в младшей группе, а также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.

Старшая

То же и в средней группе, а также более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Подготовительная     к школе

Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Контрольное тестирование (младший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Погружение лица в воду.

Погружение головы в воду.

Продвижение  в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).

Упражнение «Крокодильчик».

Выдох в воду

Вдох над водой и выдох в воду.

Прыжки в воду

Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди   и на спине.

Скользить по поверхности воды.

Контрольное тестирование (средний возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под гимнастическую палку.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение  в воде

Упражнения в паре «на буксире».

Бег парами.

Скольжение на груди.

Выдох в воду

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Прыжок ногами вперед.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди   и на спине.

Контрольное тестирование (старший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение  в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки

в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (подготовительный к школе  возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).

Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.

Продвижение  в воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Выдох в воду

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы  в сторону с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Прыжок головой вперед.

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

Лежание

Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

  • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень  – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

Список  литературы:

1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

2. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар - сауна: Методическое пособие/ Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 160 с.

3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

5. Программы начального обучения плаванию/ Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с.

6. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.

7. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

8. Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.

9. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.

10. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.

11. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98.

12. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.

Литература для родителей.

1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.

2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.

4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. – СПб. 1995.

6. Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

Рабочая программа по синхронному плаванию для детей старшего дошкольного возраста "Русалочка"

Рабочая программа предназначена для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

Рабочая программа по плаванию

Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет разработана в соответствии с ООП МДОУ № 123, в соответствии с введением в действие ФГОС.Рабочая программа по плаванию обеспечива...

Рабочая программа дополнительного образования по ПЛАВАНИЮ

Рабочая программа  дополнительного образования по ПЛАВАНИЮ...

Рабочая программа плавание старшая группа

Содержание 1.Задачи программы22.Планируемые результаты23.Особенности обучения  плаванию старшего дошкольного возраста34.Календарно-тематическое планирование45.Содержание программы56.Контроль...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )

Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...