Многофункциональное пособие «Осьминог» (нетрадиционное физкультурное оборудование)
учебно-методическое пособие по физкультуре (старшая группа) на тему
Голова «Осьминога» - мяч-«попрыгунчик», обшитый поролоном и тканью (габардин). Внизу головы пришиты липучки для соединения ног. Ножек у «Осьминога» 6 штук – это метровые деревянные бревнышки в диаметре 3,5 см, обшитые поролоном и тканью двух цветов – желтого и фиолетового габардина, на концах ног пришиты липучки. На трех ножках нашиты кольца, от карнизов обшитые нитями разного цвета, на трех других ногах пришита в форме змейки заплетённая в косичку бельевая верёвка. Для санитарной обработки пособия весь материал закрепляется при помощи молнии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nfo.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Актуальность и значение нетрадиционного физкультурного оборудования
В настоящее время очень актуален вопрос физического развития дошкольников. Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. А новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются составной частью предметно-пространственной среды группы. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствуют развитию двигательной сферы детей, позволяют более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствуют формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей, воспитанию интереса к двигательной активности. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.
Для решения задач физического развития детей можно использовать нестандартное оборудование, которое должно соответствовать предъявляемым требованиям и являться доступным, многофункциональным, привлекательным для детей, удобным в уборке и хранении, компактным, практичным, экономичным.
Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения.
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для“поддержания здоровья”, и совсем другое –помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.
Интеграция образовательных областей
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей дошкольного возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группах, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
2) Увеличить объём двигательной активности детей.
3) Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
4) Поднять эмоциональный настрой детей.
5) Привлечь родителей к решению этих проблем.
В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным мероприятиям,обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Изучив методическую литературу, опыт других дошкольных учреждений, используя интернет-ресурсы, мы решили обогатить физкультурные уголки нетрадиционным физкультурным оборудованием. Это различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики, тоннель, оборудование для выполнения основных видов движений и многое другое.При создании интересных пособий мы использовали самые различные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы превращались в яркое, удобное в использовании оборудование для двигательной активности. Из-за отсутствия физкультурного зала и дополнительных площадей многие пособия достаточно компактны и просты в изготовлении. Особое внимание уделялось их прочности и безопасности, гибкости и способности легко трансформироваться, эстетичности оформления и многофункциональности.
Так как нетрадиционное физкультурное оборудование должно соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, а размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, в детском саду была создана экспертная комиссия, которая разработала критерии по оценке физкультурного оборудования и пособий.
Многофункциональное пособие «Осьминог»
Цель: Профилактика плоскостопия, развитие умение сохранять равновесие на ограниченной плоскости, развитие координации, внимания, прыгучести. Создание интереса к физическим занятиям и упражнениям, поддержание положительных эмоций.
Задачи: Совершенствовать умения и навыки по профилактике плоскостопия, развивать координацию движений, ловкость, прыгучесть, учить перебрасывать мяч друг другу, укреплять и развивать основные движения, развивать творческие способности в сюжетных играх.
Материал: Голова «Осьминога» - мяч-«попрыгунчик», обшитый поролоном и тканью (габардин). Внизу головы пришиты липучки для соединения ног. Ножек у «Осьминога» 6 штук – это метровые деревянные бревнышки в диаметре 3,5 см, обшитые поролоном и тканью двух цветов – желтого и фиолетового габардина, на концах ног пришиты липучки. На трех ножках нашиты кольца, от карнизов обшитые нитями разного цвета, на трех других ногах пришита в форме змейки заплетённая в косичку бельевая верёвка. Для санитарной обработки пособия весь материал закрепляется при помощи молнии.
Руководство: Ходьба по ножкам «Осьминога» для профилактики плоскостопия, перешагивание через ножки переменным, приставным шагом, ножки соединить в форме «змейкой», соединить ножки между собой по кругу: ходьба, бег и прыжки по кругу, из круга в круг. Ножки положить параллельно друг к другу: перешагивание приставным, переменным шагом, перепрыгивание, прокатывание мячей. Перебрасывание «головы осьминога» друг другу, подбрасывание вверх, подпрыгивание до головы «Осьминога», использование в виде гири. Использование в сюжетно–ролевых играх.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
С детьми старшего дошкольного возраста
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРСКОМУ БЕРЕГУ»
ЗАДАЧИ: Упражнять детей в подлезании и прыжках боком, закреплять умение удерживать устойчивое равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости («узкий мостик») прямо и боком приставным шагом, соблюдать и контролировать правила в подвижной игре.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: бутылки с цветной водой для ОРУ, коврики для выполнения ОРУ, нетрадиционное физкультурное оборудование «Осьминог», модули, мячи, магнитофон.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ходьба по гимнастической скамейке, подлезание под дугу, школа мяча.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: Физическая культура, Здоровье, Познание, Социализация
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой, в которой плещутся рыбки, осьминоги. (Пауза). Найдите свое сердце, прижмите обе руки к груди и прислушайтесь как оно стучит: тук, тук, тук. Представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. (Пауза). Яркий, теплый свет его разливается по теплу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем немного тепла и света всем окружающим, чтобы в их сердцах так же появился лучик, кусочек ласкового солнышка (руки выносятся вперед). А когда много тепла и света люди становятся добрее.
Ребята, я хочу предложить вам погулять по берегу моря, побегать, ощущая, как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.
Вводная часть:
- Спокойная ходьба по кругу.
- Солнышко пригревает, наши ножки обжигает
- ходьба на носках, руки в стороны, пальцы рук вверх.
3. Солнышко пригревает, носочки наши обжигает
- ходьба на пятках, руки за голову, локти в стороны.
4. Нестерпимо жжет песок ноги, побежали по берегу
- бег по кругу.
5. Прибежали на другой бережок, а тот берег узкий, каменистый
- ходьба по ножкам осьминога (чередование: ноги с кольцами и ноги с веревкой.
6. Давайте вернемся на наш песчаный берег
- ходьба.
Вдруг поднялся сильный шторм – затопил берег, остались только островки.
ОРУ: (дети самостоятельно расстилают коврики, берут бутылочки: мальчики с водой, девочки – пустые).
С морского дна на островки выбросило много осьминогов – 1, 2, 3 – повернись, в .осьминогов превратись.
- «Радуга». И.П. – пятки вместе, носки врозь, бутылку держим двумя руками вверху. Разминаем кисти рук.
- «Осьминоги-силачи». И.П. – т.ж., руки внизу. 1 – бутылочка вверх, правую ногу отвести назад на носок. 2 – И.П. 3- т.ж., левую ногу отвести назад на носок.
- «Помой щупальцу». И.П. – стоя на коленях, бутылка в правой руке, левая на поясе. 1 – повернуться к правой ноге «полить из бутылочки». 2 – поменять руки, «полить с левой стороны на щупальцу».
- «Поймай бутылочку». И.П. – сидя на полу, ноги на ширине плеч, руки вверху держать бутылочку. 1 – наклон к ногам бутылку поставить. 2 – И.П., руки пустые. 3 – наклониться взять бутылку. 4 – И.П.
- «Покатай бутылку». И.П. – сидя на полу, руки – упор сзади, бутылка лежит около ступней ног. Сгибая и разгибая ноги катать бутылку вперед-назад.
- «Катание на спинке». И.П. – лежа спине, бутылка под коленками, колени подтянуть к животу. Покататься на спинке.
- «Разотри щупальцу» - руками разминаем ступни ног.
Начался сильный шторм и наши островки затопило и они ушли под воду. (Дети убирают коврики).
Основные виды движений:
- Осьминожки нагрелись на островках и решили поиграть в прятки среди высоких скал, но дорога туда не легка, добраться можно только по узкому извилистому мостику. (ходьба по ножкам осьминога приставным шагом, руки на поясе 2-3 раза).
- Вот и добрались мы до высоких скал – пойдемте играть в прятки. (дорожка препятствий: ноги осьминога разложены в чередовании – желтые на полу, фиолетовые на возвышенности. Нужно через желтые ноги перепрыгнуть боком, через фиолетовые – подлезть боком, не касаясь руками пола, в группировке. 2-3 раза).
- Ой, осьминожки, а пойдемте пускать кораблики от берега к берегу, да смотрите, чтобы наши лодочки плыли ровно и о берега не задевали (прокатывание мяча друг другу из рук в руки).
Пока мы с вами играли и кораблики пускали в океане проснулась акула.
Подвижная игра «Акула и осьминожки». Из ног осьминога делается круг, в центре находится акула, за кругом стоят дети-осьминоги. По команде дети запрыгивают в круг – резвятся. Акула просыпается и старается ухватить детей-осьминожек. Нужно быстро выпрыгнуть чтобы не попасться акуле.
Ловкие осьминожки – никого не поймала акула.
Релаксация. Наигрались осьминожки на морском берегу, разлеглись на спинках на теплый песок. Устали. Отдыхают, сном спокойным засыпают. И снится осьминожкам один и тот же сон. В этом сне вы видите море с прозрачной голубой водой, через толщу которого виден подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов. (Пауза).
1, 2, 3 осьминожки просыпаются и в ребяток превращаются.
Ребята, понравилось вам на морском берегу? Мне тоже очень понравилось, а еще мне понравились вы: вы были веселые, смелые, ловкие, добрые и заботливые по отношению друг к другу.
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «РЯБИНУШКА»
607651 г.Кстово, ул.Талалушкина, д.4 тел.7-63-35/факс 8(83145)75987
эл.адресriabinushka9@mail.ru
П Р И К А З
О создании экспертной комиссии по оценке нетрадиционного физкультурного оборудования
Охрана жизни и здоровья детей
п р и к а з ы в а ю:
- Создать экспертную комиссию по оценке нетрадиционного физкультурного оборудования в составе:
Заведующий – Китаева Т.А.
Врач – Н.Г.
Старшая медсестра – Сметанина Н.Ю.
Старший воспитатель – Петрунина Е.В.
Председатель родительского комитета ДОУ – Рудакова В.Н.
- Разработать экспертной комиссии критерии оценки нетрадиционного физкультурного оборудования.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий Т.А. Китаева
УТВЕРЖДЕНЫ
Заведующий
МБДОУ д/с № 9 "Рябинушка"
_____________ Т.А. Китаева
от "_____" __________ 20____ г.
Критерии оценки нетрадиционного физкультурного оборудования
- Соответствие гигиеническим требованиям
- Безопасность оборудования во время использования его на занятиях и играх.
- Соответствие требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей».
- Доступность оборудования
- Многофункциональность
- Компактность оборудования
- Практичность и экономичность оборудования
- Эстетика оформления
______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в работе с дошкольниками нетрадиционного физкультурного оборудования
Представлены фотографии нетрадиционного физкультурного оборудования, которое можно использовать в работе с дошкольниками...
Вариативность использования нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию
Картотека нетрадиционного физкультурного оборудования: описание пособий и вариантов использования в непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возрас...
использование нетрадиционного физкультурного оборудования для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с нетрадиционным физкультурным оборудованием "Колечки"...
Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику...
Музыкально-физкультурный праздник "Как Ягу повеселили и здоровьем наградили!" с использование нетрадиционного физкультурного оборудования
Музыкально-физкультурный праздник проводился в рамках педагогического проекта «Неделя зимних игр и забав», реализуемого в средней группе №4 нашего Детского сада. Педагогический проект реализовывался ...
Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"
Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...
"Нетрадиционное физкультурное оборудование "Осьминог""
Это оборудавание безопасное,несложное в изготовлении и в использовании, не вызывает дополнительных материальных затрат. Его легко вымать после занятия , а сломанные детали несложно заменить.Оно ...