Многофункциональное пособие «Осьминог» (нетрадиционное физкультурное оборудование)
учебно-методическое пособие по физкультуре (старшая группа) на тему

Осокина Светлана Сергеевна

Голова «Осьминога» - мяч-«попрыгунчик», обшитый поролоном и тканью (габардин). Внизу головы пришиты липучки для соединения ног. Ножек у «Осьминога» 6 штук – это метровые деревянные бревнышки в диаметре 3,5 см, обшитые поролоном и тканью двух цветов – желтого и фиолетового габардина, на концах ног пришиты липучки. На трех ножках нашиты кольца, от карнизов обшитые нитями разного цвета, на трех других ногах пришита в форме змейки заплетённая в косичку бельевая верёвка. Для санитарной обработки пособия весь материал закрепляется при помощи молнии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nfo.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Актуальность и значение нетрадиционного физкультурного оборудования

В настоящее время очень актуален вопрос физического развития дошкольников. Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. А новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются составной частью предметно-пространственной среды группы. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствуют развитию двигательной сферы детей, позволяют более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствуют формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей, воспитанию интереса к двигательной активности. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

Для решения задач физического развития детей можно использовать нестандартное оборудование, которое должно соответствовать предъявляемым требованиям и являться доступным, многофункциональным, привлекательным для детей, удобным в уборке и хранении, компактным, практичным, экономичным.

Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения.

Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для“поддержания здоровья”, и совсем другое –помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.

Интеграция образовательных областей

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей дошкольного возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группах, мы поставили перед собой следующие задачи:

1)    Повысить    интерес    детей к    различным    видам    двигательной деятельности.

2)    Увеличить объём двигательной активности детей.

3)    Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

4)    Поднять эмоциональный настрой детей.

5)    Привлечь родителей к решению этих проблем.

В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным мероприятиям,обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Изучив методическую литературу,  опыт других дошкольных учреждений, используя интернет-ресурсы, мы решили обогатить физкультурные уголки нетрадиционным физкультурным оборудованием.           Это различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики, тоннель, оборудование для выполнения основных видов движений и многое другое.При создании интересных пособий мы использовали самые различные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы превращались в яркое, удобное в использовании оборудование для двигательной активности. Из-за отсутствия физкультурного зала и дополнительных площадей многие пособия достаточно компактны и просты в изготовлении. Особое внимание уделялось их прочности и безопасности, гибкости и способности легко трансформироваться, эстетичности оформления и многофункциональности.

Так как нетрадиционное физкультурное оборудование должно соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, а размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, в детском саду была создана экспертная комиссия, которая разработала критерии по оценке физкультурного оборудования и пособий.

Многофункциональное пособие «Осьминог»

Цель: Профилактика плоскостопия, развитие умение сохранять равновесие на ограниченной плоскости, развитие координации, внимания, прыгучести. Создание интереса к физическим занятиям и упражнениям, поддержание положительных эмоций.

Задачи: Совершенствовать умения и навыки по профилактике плоскостопия, развивать координацию движений, ловкость, прыгучесть, учить перебрасывать мяч друг другу, укреплять и развивать основные движения, развивать творческие способности в сюжетных играх.

Материал: Голова «Осьминога» - мяч-«попрыгунчик», обшитый поролоном и тканью (габардин). Внизу головы пришиты липучки для соединения ног. Ножек у «Осьминога» 6 штук – это метровые деревянные бревнышки в диаметре 3,5 см, обшитые поролоном и тканью двух цветов – желтого и фиолетового габардина, на концах ног пришиты липучки. На трех ножках нашиты кольца, от карнизов обшитые нитями разного цвета, на трех других ногах пришита в форме змейки заплетённая в косичку бельевая верёвка. Для санитарной обработки пособия весь материал закрепляется при помощи молнии.

Руководство: Ходьба по ножкам «Осьминога» для профилактики плоскостопия, перешагивание через ножки переменным, приставным шагом, ножки соединить в форме «змейкой», соединить ножки между собой по кругу: ходьба, бег и прыжки по кругу, из круга в круг. Ножки положить параллельно друг к другу: перешагивание приставным, переменным шагом, перепрыгивание, прокатывание мячей. Перебрасывание «головы осьминога» друг другу, подбрасывание вверх, подпрыгивание до головы «Осьминога», использование в виде гири. Использование в сюжетно–ролевых играх.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

С детьми старшего дошкольного возраста

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРСКОМУ БЕРЕГУ»

ЗАДАЧИ: Упражнять детей в подлезании и прыжках боком, закреплять умение удерживать устойчивое равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости («узкий мостик») прямо и боком приставным шагом, соблюдать и контролировать правила в подвижной игре.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: бутылки с цветной водой для ОРУ, коврики для выполнения ОРУ, нетрадиционное физкультурное оборудование «Осьминог», модули, мячи,  магнитофон.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ходьба по гимнастической скамейке, подлезание под дугу, школа мяча.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: Физическая культура, Здоровье, Познание, Социализация

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой, в которой плещутся рыбки, осьминоги. (Пауза). Найдите свое сердце, прижмите обе руки к груди и прислушайтесь как оно стучит: тук, тук, тук. Представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. (Пауза). Яркий, теплый свет его разливается по теплу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем немного тепла и света всем окружающим, чтобы в их сердцах так же появился лучик, кусочек ласкового солнышка (руки выносятся вперед). А когда много тепла и света люди становятся добрее.

Ребята, я хочу предложить вам погулять по берегу моря, побегать, ощущая, как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.

Вводная часть:

  1. Спокойная ходьба по кругу.
  2. Солнышко пригревает, наши ножки обжигает

- ходьба на носках, руки в стороны, пальцы рук вверх.

     3. Солнышко пригревает, носочки наши обжигает

        - ходьба на пятках, руки за голову, локти в стороны.

     4. Нестерпимо жжет песок ноги, побежали по берегу

        - бег по кругу.

5. Прибежали на другой бережок, а тот берег узкий, каменистый

        - ходьба по ножкам осьминога (чередование: ноги с кольцами и ноги с веревкой.

     6. Давайте вернемся на наш песчаный берег

        - ходьба.

Вдруг поднялся сильный шторм – затопил берег, остались только островки.

ОРУ: (дети самостоятельно расстилают коврики, берут бутылочки: мальчики с водой, девочки – пустые).

С морского дна на островки выбросило много осьминогов – 1, 2, 3 – повернись, в .осьминогов превратись.

  1. «Радуга». И.П. – пятки вместе, носки врозь, бутылку держим двумя руками вверху. Разминаем кисти рук.
  2. «Осьминоги-силачи». И.П. – т.ж., руки внизу. 1 – бутылочка вверх, правую ногу отвести назад на носок. 2 – И.П. 3- т.ж., левую ногу отвести назад на носок.
  3. «Помой щупальцу». И.П. – стоя на коленях, бутылка в правой руке, левая на поясе. 1 – повернуться к правой ноге «полить из бутылочки». 2 – поменять руки, «полить с левой стороны на щупальцу».
  4. «Поймай бутылочку». И.П. – сидя на полу, ноги на ширине плеч, руки вверху держать бутылочку. 1 – наклон к ногам бутылку поставить. 2 – И.П., руки пустые. 3 – наклониться взять бутылку. 4 – И.П.
  5. «Покатай бутылку». И.П. – сидя на полу, руки – упор сзади, бутылка лежит около ступней ног. Сгибая и разгибая ноги катать бутылку вперед-назад.
  6. «Катание на спинке». И.П. – лежа спине, бутылка под коленками, колени подтянуть к животу. Покататься на спинке.
  7. «Разотри щупальцу» - руками разминаем ступни ног.

Начался сильный шторм и наши островки затопило и они ушли под воду. (Дети убирают коврики).

Основные виды движений:

  1. Осьминожки нагрелись на островках и решили поиграть в прятки среди высоких скал, но дорога туда не легка, добраться можно только по узкому извилистому мостику.  (ходьба по ножкам осьминога приставным шагом, руки на поясе 2-3 раза).
  2. Вот и добрались мы до высоких скал – пойдемте играть в прятки. (дорожка препятствий: ноги осьминога разложены в чередовании – желтые на полу, фиолетовые на возвышенности. Нужно через желтые ноги перепрыгнуть боком, через фиолетовые – подлезть боком, не касаясь руками пола, в группировке. 2-3 раза).
  3. Ой, осьминожки, а пойдемте пускать кораблики от берега к берегу, да смотрите, чтобы наши лодочки плыли ровно и о берега не задевали (прокатывание мяча друг другу из рук в руки).

Пока мы с вами играли и кораблики пускали в океане проснулась акула.

Подвижная игра «Акула и осьминожки». Из ног осьминога делается круг, в центре находится акула, за кругом  стоят дети-осьминоги. По команде дети запрыгивают в круг – резвятся. Акула просыпается и старается ухватить детей-осьминожек. Нужно быстро выпрыгнуть чтобы не попасться акуле.

Ловкие осьминожки – никого не поймала акула.

Релаксация. Наигрались осьминожки на морском  берегу, разлеглись на спинках на теплый песок. Устали. Отдыхают, сном спокойным засыпают. И снится осьминожкам один и тот же сон. В этом сне вы видите море с прозрачной голубой водой, через толщу которого виден подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов. (Пауза).

1, 2, 3 осьминожки просыпаются и в ребяток превращаются.

        Ребята, понравилось вам на морском берегу? Мне тоже очень понравилось, а еще мне понравились вы: вы были веселые, смелые, ловкие, добрые и заботливые по отношению друг к другу.

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «РЯБИНУШКА»

607651 г.Кстово, ул.Талалушкина, д.4 тел.7-63-35/факс 8(83145)75987

эл.адресriabinushka9@mail.ru

П Р И К А З

О создании экспертной комиссии по оценке нетрадиционного физкультурного оборудования

Охрана жизни и здоровья детей

п р и к а з ы в а ю:

  1. Создать экспертную комиссию по оценке нетрадиционного физкультурного оборудования в составе:

Заведующий – Китаева Т.А.

Врач – Н.Г.

Старшая медсестра – Сметанина Н.Ю.

Старший воспитатель – Петрунина Е.В.

Председатель родительского комитета ДОУ – Рудакова В.Н.

  1. Разработать экспертной комиссии критерии оценки нетрадиционного физкультурного оборудования.
  2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий                                                                        Т.А. Китаева

УТВЕРЖДЕНЫ

Заведующий

МБДОУ д/с № 9 "Рябинушка"

_____________ Т.А. Китаева

от "_____" __________ 20____ г.

Критерии оценки нетрадиционного физкультурного оборудования

  1. Соответствие гигиеническим требованиям
  2. Безопасность оборудования во время использования его на занятиях и играх.
  3. Соответствие требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей».
  4. Доступность оборудования
  5. Многофункциональность
  6. Компактность оборудования
  7. Практичность и экономичность оборудования
  8. Эстетика оформления

______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе с дошкольниками нетрадиционного физкультурного оборудования

Представлены фотографии нетрадиционного физкультурного оборудования, которое можно использовать в работе с дошкольниками...

Вариативность использования нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию

Картотека нетрадиционного физкультурного оборудования: описание пособий и вариантов использования в непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возрас...

использование нетрадиционного физкультурного оборудования для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с нетрадиционным  физкультурным оборудованием "Колечки"...

Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику...

Музыкально-физкультурный праздник "Как Ягу повеселили и здоровьем наградили!" с использование нетрадиционного физкультурного оборудования

Музыкально-физкультурный праздник проводился в рамках педагогического проекта «Неделя зимних игр и забав», реализуемого в средней группе №4 нашего Детского сада. Педагогический проект реализовывался ...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

"Нетрадиционное физкультурное оборудование "Осьминог""

Это оборудавание безопасное,несложное в изготовлении  и в использовании, не вызывает дополнительных материальных затрат. Его легко вымать после занятия , а сломанные детали несложно заменить.Оно ...