мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка

Юлия Вальтер

Мастер класс проходит в игровой форме. Педагоги в непринужденной форме получают знания о правильном применении оздоровительных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

мастер-класс для воспитателей

по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Подготовила:

 инструктор по физической культуре

МБДОУ «ДС «Олененок» Ю.Ю. Вальтер

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Дать определение понятия - технология
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Форма проведения: педагогическая мастерская.

   - Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести  мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

  - Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства, да да именно со знакомства, несмотря на то что мы друг друга знаем.  А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая, Марина – миролюбивая и т.д.

 (знакомство-приветствие).

 - Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего мастер - класса.

    Для начала давайте выясним: для чего нужна работа  по физкультурно-оздоровительному воспитанию в дошкольном учреждении? (Ответы педагогов).

    Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных отклонений: как физических, так и психических. Характерны быстрый рост, ускорение развития, нарастание силы и подвижности нервных процессов, происходят глубинные перестройки в обмене веществ (это связанно с максимальной частотой детских инфекций),  меняется формула крови (кровь становится похожа на кровь взрослого), кроме этого, в этот период возможны проявление и формирование хронических и аллергических заболеваний. Дошкольный возраст является решающим  в формировании фундамента физического и психического здоровья.

    До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Поэтому, здоровью ребенка-дошкольника следует уделять большое внимание и укрепление здоровья идет в большей степени через физическое воспитание. Целью правильного формирования системы физического воспитания здорового, жизнерадостного, выносливого дошкольника с высоким уровнем физического и умственного развития.

Как вы думаете, что такое – здоровье? (Ответы педагогов) Я выписала из словаря понятия слова – здоровья и хочу их вам сейчас прочитать.

Здоровье

– это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

Здоровье

– это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

Здоровье

– это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

Здоровье

– это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Здоровье

– это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье

– это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

     Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

     Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то инструктор по физической культуре ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

     Когда впервые детям задаешь вопрос, «что же самое дорогое и ценное, в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками». «А можно быть здоровым без таблеток?»  - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми.  Из детства «ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь».

     Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

2. «Здоровье сберегающие технологии в нашем детском саду»

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. А что же такое Технология?

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным -педагогическим.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете? (Ответы педагогов)

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  • Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
  • Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  • Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

   Практическая часть мастер - класса

   Кто может сейчас рассказать и показать нам как мы будим и поднимаем детей с кроватей после дневного сна? (Ответы педагогов)

    Я для всех возрастных групп подготовила комплексы гимнастики после дневного сна и после мастер – класса по локальной сети отправлю во все группы.

  «Помоги себе сам».

     Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

 Несерьезные советы.

 - Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

 - Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. 

 - Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

 - Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

 - Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

 - Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

 - Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

  - Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

 -  Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

 - Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

 - Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

 - Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

-  Кто в радости живет, того и кручина неймет.

 - От радости кудри вьются, в печали секутся.

   Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

    Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

     Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

    Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

   И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.

 «Релаксация»

    Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

Наш мастер – класс "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий" -  подошёл к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий

Семинар (мастер-класс) для педагогов детского сада в форме телевизионной передачи "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"Цель: обмен опытом педагогов-воспитателей, музыкальных руководителей, инструкт...

Мастер-класс для воспитателей ""Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Конспект мастер - класса для педагогов детского сада по применению технологий здоровьесбережения в практике работы детского учреждения....

Мастер-класс для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Мой мастер-класс поможет построить эмоционально-доверительные взаимоотношения между педагогом и родителями, сформировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их...

Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих те...

Семинар для педагогов по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий" Форма проведения: телепередача «Здоровому - все здорово!»

Краткая аннотация:      Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления но...