ПРОЕКТ ПРЕОДОЛЕНИЕ БОЯЗНИ ВОДЫ, ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (первый год обучения).
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Преодоление боязни воды, обучение плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_plavaniyu.docx88.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 комбинированного вида «Ромашка»

ПРОЕКТ

ПРЕОДОЛЕНИЕ БОЯЗНИ ВОДЫ, ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (первый год обучения).

                                                                     Выполнила:

                                                                     Инструктор по физической культуре

                                 МАДОУ д/с №52

                                                                     Шашко Н.В.

Чехов, 2015

ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентированный.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный.

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  1. Тема

Преодоление боязни воды, обучение плаванию.

  1. Актуальность.

     Плавание благотворно и разносторонне влияет на организм человека. Общеизвестно, что оно укрепляет здоровье и закаливает организм. Ведь данный вид физических упражнений активизирует обмен веществ, положительно влияет на нервную систему. Ритмичное дыхание укрепляет легкие, оказывает профилактическое и лечебное воздействие на органы дыхания. Кроме того, совершая циклические движения, человек, занимающийся плаванием, повышает функциональную деятельность сердечно-сосудистой системы, а также развивает силу мышц и гибкость.

     Однако ценность плавания заключается не только в укреплении здоровья. Надо помнить, что это прикладной, жизненно важный навык, необходимый каждому человеку.

     Особенностью работы нашего детского сада является то, что плавание включается в расписание  начиная со старшего  дошкольного возраста. У детей этого возраста, у которых не было возможности не только научиться плавать, но и покупаться в бассейне, открытых водоемах,  уже сформировано чувство самосохранения и сильно развита боязнь воды.  Поэтому, первостепенной задачей было преодолеть боязнь воды, а только затем умение держаться на воде, совершая элементарные плавательные движения. В конце учебного года занимающиеся уже владеют основами техники  способов плавания (кроль на груди, спине, дельфин).

  1. Цель:
  • Преодолеть боязнь воды, овладеть основой техники плавания (кроль на груди, спине, дельфин).

  1. Задачи:
  • Закаливание организма, развитие физических качеств.
  • Дать знания о пользе плавания, создать представление о  свойствах воды, движениях в воде.
  • Преодолеть боязнь воды, воспитывать самостоятельность, уверенность передвижения в воде.
  • Формировать умение погружаться в воду с головой с задержкой дыхания, с выдохом в воду, открывать в воде глаза.
  • Обучить лежанию на воде на спине, груди.
  • Освоить основы техники плавания способом кроль на груди, спине, дельфин.

   

  1. Ожидаемые результаты.

Знают о пользе плавания, свойствах воды, правила поведения в бассейне.

Умеют погружаться в воду с головой, задерживать дыхание, открывать глаза в воде, лежать на воде на спине, груди.

Владеют основами техники плавания способами: кроль на груди, кроль на спине, дельфин.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

1.Участники проекта: дети старших групп, инструктор по физической культуре.

2.Создание условий:  предметно-развивающая среда, программно-методическое и дидактическое обеспечение; подбор материала для консультаций с родителями и воспитателями.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ (ФОРМИРОВАНИЕ ЗУН).

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Занятие 1.

Задачи:

  1. Рассказать детям о пользе плавания.
  2. Познакомить с помещениями бассейна, основными правилами поведения.
  3. Создать представление о  свойствах воды, движениях в воде.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  (11 мин)

Построение. Сообщение задач занятия.

1 мин

Построение перед раздевалкой.

Беседа с детьми о пользе плавания.

Правила поведения в бассейне.

5 мин

Дети располагаются на скамейках.

Подготовка к занятию.

5 мин

Пояснить, как и куда складывать одежду, мыться под душем.

Помочь детям подготовиться к занятию.

Основная

часть (12 мин)

Вход в воду.

3 мин

Войти в воду по лестнице под наблюдением и с помощью инструктора. По желанию надеть нарукавники.

Ходьба вдоль бортика. И/у «Маленькие, большие ножки».

2

бассейна

Держаться одной рукой за бортик.

- хлопки ладонями по воде;

- набирать воду в ладошки, выливать, поливать на себя, подбрасывать вверх, умываться;

- держась за бортик, приседания, прыжки в воде.

4 мин

Дети выполняют упражнения без принуждения, держась (по желанию) за бортик. Нельзя брызгать друг на друга.

Игра «Солнышко и дождик».

2 раза

Роль водящего выполняет инструктор.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

 

Занятие 2.

Задачи:

  1. Приучать детей самостоятельно входить в воду,  окунаться.
  2. Упражнять выполнять различные упражнения в воде, активно передвигаться.
  3. Учить опускать лицо в воду.
  4. Воспитывать самостоятельность, уверенность передвижения в воде.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  (5-6 мин)

Переодеться в раздевалке. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

1 мин

Напомнить правила поведения в воде. По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Вход вводу.

2 мин

Вход в воду по лестнице под наблюдением инструктора.

Основная

часть (17 мин)

Ходьба по периметру бассейна:

- на носках;

- с высоким подниманием бедра;

- с приседаниями до плеч, подбородка.

2

бассейна

По желанию придерживаться за бортик бассейна. Приседания по сигналу.

Легкий бег, по сигналу присесть до плеч, подбородка.

2

бассейна

Приседания по сигналу.

Стоя в кругу:

- присесть до подбородка, подуть на воду;

- присесть до подбородка, по сигналу выпрыгнуть из воды;

- набирать воду в ладошки, поливать на себя, умываться, брызгать себе в лицо;

- наклоняться, опуская лицо в воду;

- ходьба по кругу, взявшись за руки, по сигналу приседать;

- опустить лицо в воду, «помешать» воду носом.

3-4 раза

3-4 раза

2-3 раза

3-4 раза

2-3 раза

3-4 раза

На первых порах не надо торопить выполнять упражнения. Сначала можно придерживаться одной рукой за бортик. Затем упражнения выполняются, взявшись за руки, потом руки на пояс.  

Игра для ознакомления со свойствами воды (см. Приложение 2).

2 раза

Нельзя толкать друг друга.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 3.

Задачи:

  1. Продолжать приучать детей самостоятельно входить в воду,  окунаться.
  2. Выполнять упражнения, помогающие преодолеть боязнь воды.
  3. Поддерживать интерес детей к занятиям в бассейне.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  (7 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение вдоль чаши.

Сообщение задач занятия.

На суше: вдох – задержать дыхание  -присесть – встать – выдох.

2 мин

3-4 раза

Напомнить правила поведения в воде. По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Вход вводу.

Построение в две шеренги вдоль бортиков.

2 мин

Вход в воду по лестнице под наблюдением инструктора.

Основная

часть (16 мин)

Стоя спиной к бортику, переход от бортика к бортику:

- шагом;

- бегом;

- прыжками;

- «умывание» (стоя на дне, зачерпнуть воду в ладони, сложенные ковшиком, вылить воду на лицо);

- «подводная лодка» (стоя на дне лицом к бортику, держаться за бортик, сделать вдох, задержать дыхание; приседая в воду, постепенно погружать вначале рот, затем нос, глаза, лоб);

- «бурлящая подводная лодка» (выполнить предыдущее упражнение, сделав выдох в воду);

- передвижение по дну в наклоне (стоя на дне в наклоне, руки на коленях, подбородок лежит на воде, перейти от бортика к бортику лицом вперед, спиной, боком;

- «переправа» (стоя в наклоне, подборо-док лежит на воде, держать доску в вытянутых руках, на доске-игрушка; передвигаться шагом по дну от бортика к бортику, по периметру бассейна, делая выдох на воду);

- то же, опуская лицо в воду и делая выдох с пузырями;

- выпрыгивание с погружением (стоя в воде, держась за бортик, выпрыгнуть из воды, затем погрузиться в воду с головой);

- «достань мяч» (инструктор, стоя на борту, держит в вытянутых руках мяч; ребенок, выпрыгивая из воды, старается выбить мяч из рук).

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

5 раз

3-4 раза

3-4 раза

4 раза

2-3 раза

2-3 раза

5 раз

2-3 раза

Нельзя толкаться, топить друг друга.

Глаза держать открытыми.

Эти упражнения каждый выполняет индивидуально, в зависимости от степени подготовленности.

Плечи под водой, подбородок на воде. Подбадривать детей, следить, чтобы руки были прямые.

Мягко помогать детям опускать голову под воду, надавливая на затылок.

Создать соревновательный момент, ко выше подпрыгнет.

Игра для ознакомления со свойствами воды (см. Приложение 2).

2 раза

Нельзя толкаться.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 4.

Задачи:

  1. Учить погружаться в воду с головой с задержкой дыхания.
  2. Продолжать выполнять различные упражнения в воде, активно передвигаться, не бояться воды.
  3. Поддерживать интерес детей к занятиям в бассейне.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  (7 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение вдоль чаши.

Сообщение задач занятия.

На суше: вдох – задержать дыхание  -присесть – встать – выдох.

2 мин

3-4 раза

Напомнить правила поведения в воде. По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Вход вводу.

Построение в две шеренги вдоль бортиков.

2 мин

Вход в воду по лестнице под наблюдением инструктора.

Основная

часть (16 мин)

Стоя спиной к бортику, перейти на другую сторону бассейна:

- шагом;

- бегом;

- прыжками;

- разгребая воду руками (и/у «Лодочки плывут»).

Стоя лицом к бортику, держась за него руками, сделать глубокий вдох, опуститься как можно ниже под воду, встать – выдох.

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

3 раза

3 раза

Задания выполнять по сигналу.

Следить, чтобы все сделали глубокий вдох ртом, выдох только после того, как встанут.

Разойтись в разные стороны, затем бегом стать парами («Найди себе пару»).

2 раза

Нельзя толкать друг друга.

Стоя в парах, держась за руки, поочередно приседать, погружаясь в воду.

1 мин

Выиграет пара, которая приседает под воду с головой.

Игра для ознакомления со свойствами воды (см. Приложение 2).

2 раза

Нельзя толкаться.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 5.

Задачи:

  1. Учить различным спускам в воду с бортика бассейна.
  2. Упражнять делать вдох – выдох на суше и в воде.
  3. Формировать умение погружаться в воду с головой с задержкой дыхания.
  4. Воспитывать самостоятельность, уверенность.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  (10 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

1 мин

Напомнить правила поведения в воде. По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Упражнения на дыхание на суше:

- выдох на ладонь;

- выдох через «колечко»;

- выдох через «трубочку»;

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

5-6 раз

Почувствовать ток воздуха на ладони.

 Воздух набирать в легкие (предварительно положить ладонь на грудь, проверить, как грудная клетка поднимается.

Вход в воду. (Инструктор показывает способ входа в воду, дети выполняют, он придерживает ребенка. Затем выполняют самостоятельно.)

3 мин

Спады в воду: сидя на бортике, вниз ногами; лежа на бортике спиной вниз, переворотом на живот; прыжком вниз ногами из положения приседа на бортике; спадом вниз головой из положения сидя на бортике.

Основная

часть (13 мин)

Ходьба по периметру дорожек:

- на носках;

- с высоким подниманием бедра;

- с приседаниями до глаз, полностью с головой.

2

бассейна

По желанию придерживаться за бортик бассейна. Приседания по сигналу, с задержкой дыхания.

Легкий бег, по сигналу присесть до глаз, полностью с головой.

2

бассейна

Приседания по сигналу, с задержкой дыхания.

Стоя спиной к бортику:

- присесть до подбородка, подуть на воду;

- выдох через «трубочку»;

- дуем на «кораблик».

Стоя лицом к бортику:

- выдох в воду, опуская в воду рот;

- т.ж., опуская нос;

- т.ж., глаза;

- т.ж., лоб.

2-3 раза

3-4 раза

2 раза

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

На воде должна образоваться «ямка» от потока воздуха. Проходя от бортика к бортику. Подбородок на воде.

Короткий вдох, мощный долгий выдох. Инструктор проговаривает: «Вдох – в-ы-ы-ы-дох, вдох – в-ы-ы-ы-дох».

Игра с погружением в воду с головой (см. Приложение 2).

2 раза

Инструктор подбадривает детей, помогает опуститься под воду. Стараться не вытирать лицо.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 6.

Задачи:

  1. Разучить комплекс «Зарядка пловца».
  2. Закреплять умение погружаться в воду с головой с задержкой дыхания, открывать в воде глаза.
  3. Продолжать обучение выдохам в воду.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  

(10-11 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

1 мин

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Комплекс упражнений «Зарядка пловца» (см. Приложение 1).

4-5 мин

Упражнения выполнять в медленном темпе.

Вход в воду.

2 мин

Вход в воду по лестнице под наблюдением инструктора.

Основная

часть (12  мин)

Ходьба и бег по периметру дорожек.

По сигналу присесть.

3

бассейна

По желанию придерживаться за бортик бассейна.

Стоя в кругу, инструктор под водой подает каждому ребенку игрушку, тот, в свою очередь, делает вдох, задерживает дыхание, под водой берет игрушку из рук инструктора.

2-3 раза

Учитывая степень подготовленности каждого ребенка, игрушку подавать на разной глубине. Если ребенок очень боится, придерживать его за свободную руку.

После освоения этого упражнения, дети распределяются по парам и подают игрушки друг другу.

7-8 раз

Если упражнение не удается выполнить, можно придерживаться за бортик бассейна, лестницу, шест.

Упражнение сначала выполняется на задержке дыхания, затем на выдохе.

«Найди клад». На дне бассейна разбросать тонущие игрушки. Ребенок, сделав вдох и задержав дыхание, погружается под воду и собирает игрушки.

2-3 мин

Между упражнениями выдохи в воду.

7-8 раз

Создавать как можно больше пузырей.

Самостоятельные игры на воде  с игрушками.

2-3 мин

Нельзя толкать друг друга, брызгаться.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 7.

Задачи:

  1. Обучение лежанию на воде.
  2. Повторить комплекс «Зарядка пловца».
  3. Закреплять умение погружаться в воду с головой с задержкой дыхания, с выдохом в воду, открывать в воде глаза.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  

(10-11 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

1 мин

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Комплекс упражнений «Зарядка пловца» (см. Приложение 1).

4-5 мин

Упражнения выполнять в медленном темпе.

Вход в воду.

2 мин

Вход в воду любым способом под наблюдением инструктора.

Основная

часть (12  мин)

Ходьба и бег по периметру дорожек.

По сигналу присесть.

3

бассейна

По желанию придерживаться за бортик бассейна.

И/у «Положи и достань игрушку». У каждого ребенка в руках тонущая игрушка. Нужно сделать вдох, задержать дыхание, положить игрушку на дно и, поднявшись из воды, выдохнуть.  Затем т.ж., но поднять игрушку со дна.

5 раз

Обязательно открывать в воде глаза. Можно придерживаться за бортик или лестницу. Сначала на задержке дыхания, затем на выдохе. Не вытирать лицо руками.

После освоения упражнения надо положить и достать 2 игрушки одновременно.

5 раз

Лежание на воде с неподвижной опорой.

Стоя на дне в наклоне, держаться за бортик прямыми руками, плечи и подбородок опустить на воду. Сделать вдох, погрузить лицо в воду, оттолкнуться ногой от дна и лечь. Выдохнуть весь воздух, подтянуть колени к животу и, опираясь на кисти рук, встать.

Лежание на воде с полуподвижной опорой.

Стоя на дне. Держа доску за передний край прямыми руками. Упереть ее  дальний конец в бортик. Сделать вдох, погрузить лицо в воду, оттолкнуться ногой от дна и лечь. Выдохнуть весь воздух, подтянуть колени к животу и, опираясь на кисти рук, встать.

Лежание на воде с подвижной опорой.

Стоя на дне на расстоянии от бортика 2-3 м, держать доску за передний край прямыми руками. Сделать вдох,  погрузить лицо в воду, оттолкнуться ногой от дна и лечь. Выдохнуть весь воздух, подтянуть колени к животу и, опираясь на кисти рук,  встать.

3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза

По необходимости поддерживать детей под живот, помогая принять горизонтальное положение.

На доску руками не давить, доска должна плоско лежать на поверхности.

Тело выпрямить, расслабить.

Между упражнениями выдохи в воду.

7-8 раз

Больше пузырей.

Самостоятельные игры на воде  с игрушками.

2-3 мин

Нельзя толкать друг друга, брызгать.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 8.

Задачи:

  1. Продолжать обучение лежанию на воде.
  2. Повторить различные спуски в воду с бортика бассейна.
  3. Закреплять умение ориентироваться под водой.
  4. Совершенствовать навык дыхания в воду.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  

(6 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

1 мин

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Вход в воду (способ дети выбирают самостоятельно). Можно войти в воду несколько раз разными способами.

2 мин

Инструктор напоминает различные способы входа в воду.

Основная

часть (12  мин)

Ходьба и бег по периметру дорожек.

По сигналу присесть.

2

бассейна

По желанию придержи-ваться за бортик бассейна.

Ходьба с доской по периметру дорожки.

2 бассейна

Плечи в воде, подбородок на воде. Создавать как можно больше пузырей.

То же, выполняя выдох в воду, опуская лицо.  

2 бассейна

Лежание на воде с полуподвижной опорой.

Стоя на дне. Держа доску за передний край прямыми руками. Упереть ее  дальний конец в бортик. Сделать вдох, погрузить лицо в воду, оттолкнуться ногой от дна и лечь. Выдохнуть весь воздух, подтянуть колени к животу и, опираясь на кисти рук, встать.

Лежание на воде с подвижной опорой.

Стоя на дне на расстоянии от бортика 2-3 м, держать доску за передний край прямыми руками. Сделать вдох,  погрузить лицо в воду, оттолкнуться ногой от дна и лечь. Выдохнуть весь воздух, подтянуть колени к животу и, опираясь на кисти рук,  встать.

Лежание на спине, держась за неподвижную опору.

Стоя на дне, держась одной рукой за лестницу, отклониться назад, лечь на воду, вернуться в и.п.

Лежание на спине при помощи инструктора.

Стоя на дне, руки вдоль туловища. Ребенок, которого инструктор придерживает одной рукой под затылок, другой – под поясницу. Ложится на спину. Инструктор аккуратно опускает свои руки под воду, предоставив ребенку возможность самому лежать на воде. Потом переворачивает его на грудь через плечо и помогает встать.

5-6 раз

5-6 раз

3-4 раза

3-4 раза.

По необходимости поддерживать детей под живот, помогая принять горизонтальное положение.

На доску руками не давить, доска должна плоско лежать на поверхности.

Затылок и плечи должны лежать на воде. Голову не поднимать.

Между упражнениями выдохи в воду.

7-8 раз

Больше пузырей.

Игра с открыванием глаз в воде (см. Приложение 2)

2-3 раза

Соблюдать правила игры.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 9.

Задачи:

  1. Продолжать обучение лежанию на воде на спине.
  2. Закреплять умение лежать на воде на груди.
  3. Осваивать движение ног кролем.
  4. Формировать умение принимать горизонтальное положение тела в воде.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  

(5 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

1 мин

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Выполнить упражнение «стрела».

3-4 раза

Голова зажата между ушей.

Вход в воду (способ дети выбирают самостоятельно).

1 мин

Вход в воду под наблюдением инструктора.

Основная

часть (18 мин)

Ходьба с доской по периметру дорожки.

2

бассейна

Плечи в воде, подбородок на воде. Создавать как можно больше пузырей.

То же, выполняя выдох в воду, опуская лицо.  

2 бассейна

Сидя в упоре сзади на бортике, упражняться в движениях ногами кролем.

Те же движения, но лежа на животе на бортике.

Лежание на воде с полуподвижной опорой.

Лежание на воде с подвижной опорой.

Лежание на воде без опоры.

Лежание на спине при помощи инструктора.

Стоя на дне, руки вдоль туловища. Ребенок, которого инструктор придерживает одной рукой под затылок, другой – под поясницу. Ложится на спину. Инструктор аккуратно опускает свои руки под воду, предоставив ребенку возможность самому лежать на воде. Потом переворачивает его на грудь через плечо и помогает встать.

Лежание на спине с подвижной опорой самостоятельно.

Стоя на дне, прижав доску к груди. Не отпуская доски, отклониться назад и лечь. Отпустить доску и продолжать лежать самостоятельно. Перевернуться на грудь и встать.

Лежание на спине без опоры.

Стоя на дне, одна рука вверху, другая – вдоль туловища. Присесть в воде до уровня плеч. Отклониться назад, положить вытянутую руку на воду. Лечь на спину. Перевернувшись через вытянутую руку на грудь, встать на дно.

1-2 мин

1-2 мин

3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза

2-3 раза

2-3 раза

Ноги почти прямые, носки оттянуты. Ноги из воды не выходят, но брызги должны быть.

По необходимости поддерживать детей под живот, помогая принять горизонтальное положение.

Затылок и плечи должны лежать на воде. Голову не поднимать.

Тело принимает горизонтальное  положение. Такое же как при упражнении «стрела».

Между упражнениями выдохи в воду.

7-8 раз

Больше пузырей.

Игра с открыванием глаз в воде (см. Приложение 2)

2-3 раза

Соблюдать правила игры.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 10.

Задачи:

  1. Закреплять умение лежать на воде на груди и спине.
  2. Ознакомить со скольжением на груди.
  3. Продолжать осваивать движения ног кролем.
  4. Воспитывать уверенность в своих силах, организованность.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  

(5 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

1 мин

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Выполнить упражнение «стрела».

3-4 раза

Голова зажата между ушей.

Вход в воду (способ дети выбирают самостоятельно).

1 мин

Вход в воду под наблюдением инструктора.

Основная

часть (18 мин)

Ходьба с доской по периметру дорожки, выполняя выдох в воду, опуская лицо.  

2

бассейна

Плечи в воде, подбородок на воде. Создавать как можно больше пузырей. Надо «пролететь» в воде.

То же, отталкиваясь и поднимая ноги до горизонтального положения на задержке дыхания.

2 бассейна

Сидя в упоре сзади на бортике, упражняться в движениях ногами кролем.

Те же движения, но лежа на животе на бортике.

Лежание на груди на воде с подвижной опорой.

Лежание на груди на воде без опоры.

Лежание на спине с подвижной опорой самостоятельно.

Лежание на спине без опоры.

Скольжение по направлению к опоре

Встать лицом к бортику бассейна, сделать 4-5 шагов назад, наклониться над водой, руки вытянуты вперед, голова между рук. Опустив лицо и руки на воду, плавно оттолкнуться ногами от дна, лечь. Проскользить и, коснувшись пальцами рук бортика, встать.

Скольжение с отталкиванием от стены.

Стоя спиной к стене, упереться стопой в бортик. Руки поняты вверх, голова между рук, уши зажаты прямыми руками. Наклониться над водой. Сделать вдох и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на воду. Проскользить по направлению к другому бортику, по направлению к середине бассейна.

Скольжение на груди с движением ног кролем.

И.п. – то же. Лечьна воду, выполнить скольжение на груди. Как только ноги всплыли и тело заняло обтекаемое положение. Начать попеременные движения ногами кролем. Сделав полный выдох, встать на дно. Взяв вдох, продолжить движение.

1-2 мин

1-2 мин

3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза

4-5 раз

5-6 раз

5-6 раз

Ноги почти прямые, носки оттянуты. Ноги из воды не выходят, но брызги должны быть.

Тело принимает горизонтальное  положение. Такое же,  как при упражнении «стрела». Голова зажата между ушей.

Выполнять плавно, не прыгая в воду.

Скольжение закончить только после полного выдоха в воду.

Подбородок прижать к груди (голова между вытянутых рук). Посылая плечи и спину вперед. плавно, без брызг лечь и проскользить; стопы оттянуть.

Между упражнениями выдохи воду.

7-8 раз

Больше пузырей.

Катание с горки.

3 раза

Под наблюдением и со страховкой инструктора.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 11.

Задачи:

  1. Обучать технике плавания кролем на груди.
  2. Закреплять умения нырять, задерживать дыхание, ориентироваться под водой.
  3. Воспитывать у детей инициативу и смелость.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Подготовительная часть  

(8 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

30 сек

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Выполнить упражнения «Зарядка пловца» (см. Приложение 1).

3-4 мин

Упражнения выполнять в медленном темпе. Следить за правильным выполнением.

Вход в воду (способ дети выбирают самостоятельно).

 30 сек

Вход в воду под наблюдением инструктора.

Основная

часть (14 мин)

Элементарные движения руками кролем на груди.

Стоя в воде, наклониться вперед, положить руки на воду. Подбородок на воде. Выполнять поочередные движения руками кролем: сделать полный круг одной рукой (гребок и пронос над водой). После того как руки встретились в и.п., начать круг другой рукой.

10 раз

каждой

рукой

Не торопиться. Руку проносить над водой так. Чтобы локоть как можно выше поднимался над водой. Корпус при этом остается неподвижным.

То же с выдохом в воду.

Выполнить предыдущее упраж-нение, только опустив голову в воду, сделать выдох. Совершив 3-4 гребка-проноса на одном выдохе, поднять голову, вдохнуть воздух и на выдохе продолжить гребки руками.

5 раз

Во время движения руками подбородок прижат к груди.

Плавание на ногах с доской.

Стоя спиной к стене, упереться стопой в бортик. Доска в вытянутых руках вперед лежит на воде. Оттолкнуться от стены, сделать вдох, начать плыть ногами кролем, задержав дыха-ние.

После этого надо плыть, выполняя выдох в воду. Как выдох заканчивается, встать на дно, сделать вдох, снова плыть на выдохе.

2

бассейна

2

бассейна

Доска на вытянутых руках, плечи под водой. Носки ног оттянуты, ноги работают от бедра.

Плавание на ногах с доской с подключением рук (вдох – поднять голову).

И.п. – то же. Выполнить вдох, оттолкнуться от стены. На выдохе одна рука отпускает доску, двигается под воду до соприкосновения с ногой, и далее за спиной поднимается над водой и движется вперед, кладется на доску. После гребка делается вдох. Затем то же другой

рукой.

2

бассейна

Выполнять вдох только после одного гребка и тогда, когда рука лежит на доске. Рука поднимается чем выше, тем лучше.

Плавание на ногах без доски.

Выполнить плавание кролем на задержке дыхания, а затем и с выдохом в воду.

2

 бассейна

Плавание кролем с помощью ног и элементарных движений рук с выдохом в воду.

И.п. – стоя спиной к стене, упереться стопой в бортик. Руки подняты вверх (ладонь одной руки ложится на тыльную  сторону другой).  Голова между рук, уши зажаты прямыми руками. Начать со скольжения на груди с последующими движениями ног кролем. Далее добавить поочередные движения руками. Упражнение выполнить до полного выдоха. Затем встать на дно, взять вдох и начать новый цикл движений и выдох.

3

бассейна

Упражнения добавля-ются постепенно, по мере усвоения предыдущих. Соблюдая принцип преемственности и от простого к сложному.

Между упражнениями выдохи воду.

7-8 раз

Больше пузырей.

Катание с горки.

3 раза

Под наблюдением и со страховкой инструктора.

Заключительная

часть  (3 мин)

Собирание тонущих игрушек под водой

1 мин

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 12.

Задачи:

  1. Обучать технике плавания кролем на спине.
  2. Закреплять навык всплывания и лежания на воде.
  3. Упражнять в выдохе в воду.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

Указания

Подготовительная часть  

(8 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

30 сек

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Выполнить упражнения «Зарядка пловца» (см. Приложение 1).

3-4 мин

Упражнения выполнять в медленном темпе. Следить за правильным выполнением.

Вход в воду (способ дети выбирают самостоятельно).

 30 сек

Вход в воду под наблюдением инструктора.

Основная

часть (14 мин)

Плавание с доской с помощью инструктора.

Доску прижать к животу. Инструктор кладет ребенка на спину и держит его все время, пока ребенок не проплывет до конца бассейна, и ставит его на ноги. 

3-4 раза

Уши в воде. Смотреть на потолок. Ноги работают под водой и не брызгают в лицо.

Сначала держать ребенка за руку, затем за доску.

Плавание на спине без помощи рук.

Ребенок, стоя в воде, принимает положение «солдатиком» (руки по швам). Инструктор берет его за плечи, кладет на воду так, чтобы он смотрел на потолок, живот был на поверхности воды, а колени и стопы под водой. И он начинает движения ногами.  

5-6 раз

Можно сначала плыть с доской, а затем ее отпустить, руки прижать к телу.

Скольжение на спине.

Стоя на дне, поднять руки вверх. Максимально сблизить их за затылком. Положить одну руку тыльной стороной кисти на ладонь другой. Присесть в воде до уровня плеч, плавно отклониться назад. Лечь на воду.

6-8 раз

Чтобы вода не попадала в нос,  выдох делать носом.

То же с движениями ногами.

И.п .-  то же. Присесть в воде до уровня плеч, плавно отклониться назад, лечь на воду. Совершать поочередные движения ногами кролем.

5 раз

Живот и грудь должны быть на поверхности воды.

Плавание на спине с различным положением рук.

Стоя на дне, одна рука вытянута вверх, другая – вдоль туловища, прижата к бедру. Лечь на воду, проскользить на спине. Работать ногами кролем. Затем поменять положение рук.

4 - 5 раз

Следить за положением рук. Они максимально прямые. Одна прижата к уху, другая – к бедру.

То же с последующим переворотом на грудь.

И.п. – то же. Лечь на воду, проскользить на спине, работая ногами кролем. Сделав 8-10 движений ногами, совершить поворот вдоль вытянутой руки на грудь, продолжить движение ногами кролем. Поменять положение рук.

4

бассейна

После поворота доплыть до конца бассейна.

Плавание кролем на спине «в разрыв».

И.п. – то же. Лечь на воду. Проскользить на спине, работая ногами кролем. На каждые 6-8 движений ногам исовершить одновременную смену рук6 гребок правой руки сопровождается проносом левой руки. Далее зафиксировать руки в новом положении и сделать 6-8 движений ногами. Опять совершить одновременную смену рук.

4

бассейна

Во время гребка и проноса руки между собой не встречаются ни у бедра, ни у головы.

«Веретено».

И.п. – то же. Лечь на спину. Проскользить. Плывя с помощью ног кролем, сделать 3 поочередных гребка-проноса руками кролем. Затем перевернуться на грудь и, не прекращая работать ногами, вновь сделать 3 поочередных гребка-проноса руками кролем.

4

бассейна

Руки не встречаются ни впереди. Ни вдоль бедер. При перевороте на грудь подбородок прижат к груди (совершается выдох в воду), возвраща-ясь в положение «на спине». Подбородок поднять вверх, обеспечивая обтекаемое положение.

Плавание на спине «в разрыв» и в полной координации.

И.п. – то же. Лечь на воду. Проскользить на спине, работая ногами кролем. Сделать 3 поочередных гребка-проноса руками кролем, затем зафиксировать руки в и.п. и совершить 8 движений ногами. Далее следует очередной цикл движения рук и ног.

 6 бассейнов

Проговаривать про себя: « Раз-два-три (гребка) – па-а-а-уза (8 движений ног), раз-два-три (гребка) – па-а-а-уза (8 движений ног)».

Плавание на спине в полной координации.

И.п. – стоя на дне, поднять руки вверх. Лечь на воду, проскользить на спине. Работая ногами кролем. Далее сделать гребок одной рукой и, когда она начнет выход из воды 9пронос). «подхватить» движение, начав гребок другой рукой. Совершать непрерывные поочередные движения  руками и ногами кролем на спине.

6

бассейнов

Руки прямые. Рука, попав в воду, начинает с усилием давить ладонью и. только дойдя до бедра, выходит из воды.

Упражнения добавля-ются постепенно, по мере усвоения предыдущих. Соблюдая принцип преемственности и от простого к сложному.

Между упражнениями выдохи воду.

7-8 раз

Больше пузырей.

Катание с горки.

3 раза

Под наблюдением и со страховкой инструктора.

Заключительная

часть  (3 мин)

И/у «Поплавок», «Медуза», «Звезда».

1 мин

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 13.

Задачи:

  1. Обучать технике плавания дельфином.
  2. Закреплять умения выполнять скольжение, плавать, используя изученные ранее упражнения.
  3. Осваивать выдохи в воду сериями.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

Указания

Подготовительная часть  

(10 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

30 сек

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Упражнения на суше:

  1. «Волна». И.п. – упор лежа. Поднять таз вверх, опустив голову. Посмотреть на колени. Опустить таз вниз, прогнуться (запрокинуть затылок, посмотреть наверх).
  2. «Кошечка добрая, сердитая». И.п. – стоя в упоре на коленях. Прогнуться в поясничном отделе позвоночника, запрокинуть голову назад. Выгнуться в поясничном отделе позвоночника, округлив спину. Прижать подбородок к груди.
  3. «Хвост русалки». И.п. – стоя в упоре на коленях. Прогнуться в пояснице, резко оттолкнуться тыльной стороной стоп («кончиком хвоста»). Выпрямить ноги, подбросить корпус вверх. Вернуться в и.п.
  4. «Вертикальная волна -1». И.п. – стоя, ноги вместе, кисти рук – к плечам. Совершать волнообразные пружинистые  движения тазом вперед-назад.
  5. «Вертикальная волна – 2». И.п. – стоя, ноги вместе, руки вверх, максимально сближены за затылком (как при скольжении на спине). Совершать волнообразные движения тазом вперед-назад.

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

Упражнения выполнять в медленном темпе. Следить за правильным выполнением.

Стоп не напрягать, совершать пружинистые движения.

Плечевой пояс закреплен.

Следить, чтобы пальцы рук были направлены в одну точку во всех фазах движения.

Вход в воду (способ дети выбирают самостоятельно).

 30 сек

Вход в воду под наблюдением инструктора.

Основная

часть (13 мин)

«Вертикальная волна – 2» в воде.

И.п. – стоя. Ноги вместе. Руки вытянуты вверх, максимально сближены за затылком.

Совершать волнообразные движения тазом вперед-назад.

10 раз

Пальцы рук точно вверх.

Плавание с помощью ног дельфином.

И.п. – стоя, спиной к стене, упираясь стопой в бортик. Руки прижаты к бокам. Сделать вдох, лечь на поверхность воды с опущенным в нее лицом. Произвести три движения тазом вверх-вниз.

Затем, когда работа ногами хорошо освоена, они могут плыть, не вставая на дно, а делать вдох, поднимая голову после каждых трех движений тазом.

4

бассейна

При этом попу нужно «выставить из воды». А затем «спрятать» под воду. Лицо в воде, из воды показывается только попа, а не нос. Ноги держать вместе. Одна нога прижата к другой.

Плавание с помощью рук и ног дельфином с удлиненным выдохом.

И.п. – стоя спиной к стене, упереться сто-пой в бортик. Руки подняты вверх (ладонь одной руки ложится сверху на тыльную сторону другой). Голова между рук, уши зажаты прямыми руками. Сделать вдох и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на воду. Проскользить по направлению к середине бассейна. Сделать 3 волнообраз-ных движения ногами и тазом дельфином. Совершить 1 гребок одновременно двумя руками дельфином. Пронеся руки над водой, задержать их на поверхности и сделать еще 3 волнообразных движения ногами дельфином. Встать.

4

бассейна

Голова поднимается только на вдохе.

Между упражнениями выдохи в воду.

10-12 раз

3 серии

Больше пузырей.

Игра со скольжением и плаванием

 (см. Приложение 2)

3 раза

Соблюдать правила игры.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

Занятие 14.

Задачи:

  1. Обучать технике вдоха – выдоха в движении.
  2. Закреплять умения использовать изученные способы плавания.
  3. Совершенствовать умение выполнять выдох сериями.

Части

занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

Указания

Подготовительная часть  

(4 мин)

Переодеться. Принять душ.

3 мин

Напомнить правила посещения раздевалки, душевой.

Построение.

Сообщение задач занятия.

30 сек

По желанию надеть нарукавники. Надеть очки.

Вход в воду (способ дети выбирают самостоятельно).

 30 сек

Вход в воду под наблюдением инструктора.

Основная

часть (13 мин)

Выполнение вдоха-выдоха.

И.п. – стоя спиной к бортику, руки держат плавательную доску за передний край. Потянуться подбородком вперед, положив его на воду, сделать вдох. Опустить лицо в воду, прижать подбородок к груди, сделать мощный длинный выдох.

6-7 раз

Доска, руки, туловище не двигаются; движения совершаются только головой.

Плавание с помощью ног кролем с доской с выдохом в воду.

И.п. – то же. Оттолкнувшись от бортика, лечь на воду, лицо в воде. Проплыть на ногах кролем, сделать выдох. Не прекращая работать ногами, поднять подбородок. Сделать вдох и вновь опустить голову в воду. Продолжить движение ногами и сделать выдох.

4

бассейна

Следить, чтобы во время вдоха подбородок лежал на воде ( как в предыду-щем упражнении).

Плавание с помощью ног кролем без опоры с выдохом в воду.

И.п. – стоя спиной к бортику, упереться стопой в бортик. Руки вытянуты вперед и лежат на воде. Опустив лицо в воду, от-толкнуться, лечь на воду, проскользить. Начать работу ног кролем (лицо в воде – сделать выдох). Не прекращая работать ногами. Поднять подбородок на поверхность воды, сделать вдох и вновь опустить лицо в воду. Делая выдох, продолжить движения ногами кролем.

4

бассейна

Во время вдоха ладони рук лежат на поверхности воды.

Заключительная

часть  (2 мин)

Выход из воды.

Подведение итогов.

2 мин

Оценить успехи каждого ребенка.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Консультация на тему: «Помогаем ребёнку преодолеть водобоязнь». (Приложение 1)

Индивидуальные беседы по запросу родителей.

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Рекомендации для воспитателей: правила поведения в бассейне, о пользе плавания, закрепление «Зарядки пловца», повторение на суше подвижных игр, используемых в бассейне («Невод», «Карпы и караси» и т.д.)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Cпортивный  праздник  на воде «День Нептуна». (Приложение 2)

  1. ВЫВОДЫ.

В проекте участвовало 4 группы старшего дошкольного возраста.  Регулярно посещали занятия 61 ребенок. Из них 7 посещали дополнительные занятия в спортивной школе, поэтому обучались плаванию 54 ребенка. Диагностика проводилась в начале  обучения и по его окончанию.

В начале года 20 детей боялись воды; 16 детей могли задерживать дыхание, опускать голову под воду, доставать предметы со дна бассейна.

В конце года у 1 девочки осталась боязнь воды, но у нее мама очень боится воды; задерживать дыхание, опускать голову в воду, доставать предметы со дна бассейна, выполнять скольжение на груди и спине с элементарными движениями ног научились выполнять 53 ребенка.; овладели основами техники кроля на груди и спине 48 человек, основами  техники дельфин – 35 детей.

Листы здоровья…………………………………………

Сценарий спортивного праздника «День Нептуна».

Дети под музыку («Песенка про лето» муз. и сл. Осошника) входят в бассейн и строятся вдоль бортиков.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Вот и закончилось наше лето. И сегодня мы с вами попрощаемся с ним и устроим праздник.

Стихотворения про лето (читают дети)

До чего хорош денек:                              Ярко солнце светит,

Веет легкий ветерок,                               В воздухе тепло,

Солнца летнего лучи                               И куда ни взглянешь -

Так приятно горячи!                                Все кругом светло.

И не надо ни сапог,                                  По лугу пестреют

Ни рубахи, ни чулок,                               Яркие цветы.

Ни тужурки, ни калош…                        Золотом облиты

До чего денек хорош!                             Темные листы.          

               

Все вокруг зазеленело,

Заалело, засинело!

Вот и лето! Вот и лето

С морем теплым, с ярким светом.

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем.

С добрым утром. С ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Лето - самая прекрасная и веселая пора. А самое главное – летом мы становимся выше, сильнее, быстрее.  И помогают нам в этом физические упражнения.  Поэтому сейчас я объявляю разминку. (Разминка под музыку по показу «Две лягушки» песенка Нейна).

Ребята,  чем вы занимались летом? (ответы детей)

Предлагаю вам сыграть в игру «Да и нет».

Игра «Да и нет».

Ведущий задает вопросы. Если ответ «Да», то они хлопают в ладоши. Если «Нет» - топают ногами.

Играли с мячом – да;

Катались на велосипеде – да;

А на санках – нет;

А на коньках – нет;

Гуляли  на площадке – да;

Ели клубнику – да;

А ежевику – да;

Играли в снежки – нет;

А в речке купались – да;

А на море – да.

В это время звучит музыка (марш из оперы Дж. Верди «Аида»)  и входит Нептун.

Нептун: Кто сказал  про речку и море, а про меня забыл и никто меня не позвал.

Ведущий: Здравствуй, Нептун – повелитель всех морей и океанов. Ты почему такой сердитый? Что случилось?

Нептун: Здравствуйте ребята и здравствуйте, взрослые! Рассердился я на то, что все вы воду любите; купаетесь, плаваете, ныряете, а меня с собой никогда не зовете. Вот мне и обидно стало. Лето проходит, а я еще ни разу ни с кем не поиграл. Обижусь на вас и устрою шторм и бури. Больше не сможете купаться.

Ведущий: Нам твои бури не страшны! Правда же, ребята? Покажем Нептуну игру «Буря в море».

 Игра «Буря в море».

Дети разбегаются по бассейну. По команде «Буря начинается!» следует нырнуть и продержаться под водой пять счетов.

Нептун: Да я вижу, что никакая буря вам не страшна. Что же мне вам придумать?

Ведущий: Уважаемый  Нептун, не надо ничего придумывать.  Не сердись, а лучше оставайся с нами. Мы приглашаем тебя к нам на веселый праздник и обещаем, что настроение у тебя сразу станет хорошее и веселое. Присаживайся на трон. А наши ребята покажут, какие они стали за лето большие, быстрые, ловкие и находчивые.

Ведущий: Сейчас ребята покажут, как быстро они научились бегать и плавать в воде.

Игра «Вызов номеров».

Выбирается две команды по 5 человек, они строятся у бортика, рассчитываются по порядку. Ведущий называет любой номер от 1 до 5 и оба игрока из разных команд устремляются вперед к флажку. Кто первый поднимет флажок, тот приносит своей команде победу. (Ведущий выбирает детей одинаковой подготовленности и кто из них может, тот плывет, кто не может, тот бежит к флажку).

Нептун: Подводит итоги состязания. А теперь я хочу узнать, хорошо ли дети знают моих друзей из водного царства. (Дети называют морских, речных животных).

Игра «Караси и щука».

Водящий – «щука» стоит посередине бассейна. Остальные игроки – «караси» располагаются у бортика. По сигналу «караси» переплывают на противоположную сторону бассейна, а «щука» старается их поймать. Кого она осалила, садится на бортик. Но «щука» не может ловить тех, кто проплывает под водой.

Нептун: Молодцы, ребята. Порадовали старика. Вижу, что и быстрые вы, и ловкие. (Нептун махнул рукой, из рукава выпали камни). Ой, рассыпались мои драгоценные камни по дну. Помогите мне собрать их. А я уж вас отблагодарю.

Ведущий: Мы с радостью поможем тебе, Нептун.

Игра «Собирание тонущих игрушек».

Дети собирают камни и приносят их Нептуну.

Ведущий: Нравится ли тебе на нашем празднике, Нептун? Весело ли тебе?

Нептун: Все мне нравится.  Хорошо у вас.  Но скучаю по дому: у меня русалки, водяные,  морские коньки,  да все красивые и озорные.

Ведущий: Не беда! Сейчас мы тебе покажем, какие морские костюмы смастерили ребята вместе с родителями.

(Под музыкальное сопровождение марш из к/ф «Формула любви» Г.Гладкова показ костюмов).

Нептун, аплодируя: Да, ребята, порадовали вы меня, старика. Вы быстрые, ловкие, находчивые, да еще и умелые – какие костюмы! Спасибо! И хочу я вам подарки подарить,  в группах будете играть и меня вспоминать! (Нептун вручает подарки).

Ведущий: Так, значит,  тебе понравилось в нашем детском саду? Больше не сердишься?

Нептун: Конечно, нет. Но мне пора возвращаться к себе в море-океан. Лето подошло к концу, и я снова буду ждать вас через год к себе в гости.

Вами я, друзья, доволен,

                      Для сильных, умных здесь раздолье!

                                             Но, увы, уж мне пора –

                                             До свиданья, детвора!

 (Нептун уходит под музыку (марш из оперы Дж. Верди «Аида») и аплодисменты детей).

Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. Спасибо всем за участие.

Дети под музыкальное сопровождение («Песенка про лето» муз. и сл. Осошника) уходят из бассейна.

Консультация для родителей: «Помогаем ребёнку преодолеть водобоязнь».

     Несмотря на то, что плавание хорошо развито в нашей стране, огромное количество несчастных случаев происходит на воде из-за неумения плавать, причем большинство утонувших – дети. В связи с этим необходимо уделить особое внимание обучению детей плаванию. Научить плавать неумеющего – равно – подарить жизнь.

     Так откуда же возникает ложный страх перед водой? Это может быть из-за неуверенного отношения к воде, незнания самой водной среды, ее свойств. Родителям необходим грамотный подход; они должны  иметь огромное терпение и понимание. Различные свойства и методы преодоления водобоязни лучше всего воспринимаются на наглядных примерах, постепенно изменяя их отношения к воде, устраняя подозрительность, недоверие, неуверенность, и , конечно же, важна поддержка близкого человека, приободрение, создание спокойствия.

Физиологические и психологические механизмы страха и водобоязни.

     Водобоязнь – субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий, сохранившихся на осознанном, бессознательном, разноплановом уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой. Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой.

Откуда возникает страх у детей?

     Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить психологический аспект страха. Эмоции и чувства вырабатывались в процессе эволюции как сигнальные функции и выражения к меняющимся условиям окружающей среды и к самому себе. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, и по характеру воздействия на организм стеническими – сопровождающиеся высоким повышением жизнедеятельности; и астеническими – понижение этих процессов.

     При возникновении угрозы организму, когда необходимо мобилизировать его энергоресурсы и осуществить готовность к борьбе, возникает феномен стресс. Стресс – напряженность всех внутренних систем и функций, способствующий усиленной деятельности организма для преодоления трудных и опасных условий. Факторы, вызывающие стресс – стрессоры.

Сама водобоязнь включает и чувство вины, проявляясь в снижении или потери самоответственности, социальной значимости, состоянии постоянной тревоги при приближении к воде, ложной вины – боязнь создать сложности при обучении. Дети, страдающие водобоязнью, мнительны и легко внушаемы. Многие из них имеют слабую психику, неуверенность в своих силах. Водобоязнью руководит психологический барьер, мешающий общаться с водой. При обучении нужно учитывать индивидуальные особенности детей, пол, возраст, характер.

     Необходимо отметить, что если детям, страдающим водобоязнью, не помочь в преодолении этого чувства в раннем возрасте, то будучи взрослыми, страх перед водой еще более усугубится и потребуется много времени и сил, чтобы его ликвидировать.

Методы устранения страха.

     Четких и однозначных способов преодоления страха и водобоязни не существует, но многие авторы, рассматривающие те или иные страхи, придерживаются следующих методов: внушение, самовнушение, дыхательные упражнения, медикаментозная помощь.

     Существует методика, которую можно использовать в домашних условиях, предложенная Д.Ф. Мосуновым, и с которой необходимо ознакомиться родителям детей, подверженных риску появления водобоязни. Данная методика может проводиться под контролем родителей и в игровой форме. Методика заключается в следующем:

  • проста в использовании;
  • без возрастных ограничений;
  • постепенное усложнение заданий;
  • концентрация внимания на своих ощущениях.

     Упражнения выполняются в спокойной обстановке, даются ровным тоном, вселяющим уверенность в занимающихся. Большое значение по преодолению водобоязни отводится инструктору, воспитателю и, конечно же, в первую очередь родителям в период начального обучения плаванию. Им необходимо помнить, что пострадавший или изначально имеющий страх воды (наследственно), при пребывании в воде, находится в эгоцентричном состоянии, сосредоточен только на себе, на своем страхе, сомнении, теряет реальное осознание действительности, не слышит слов инструктора, обращенных к нему. Прежде чем приступить к ликвидации водобоязни, необходимо выяснить причины возникновения страха. На основании литературных данных и опроса, который проводился преподавателей кафедры плавания, выявлены следующие положения:

  1. Чувство страха свойственно не только тем, кто не умеет плавать, но и пловцам высокой квалификации.
  2. Страхи могут быть при возникновении угрозы жизни (если человек тонул, запугивание водой).
  3. Обучение плаванию с помощью вспомогательных средств (доски, мячи, палки).
  4. При обучении детей плаванию, страдающих водобоязнью необходим индивидуальный подход, эмоциональность занятий, благоприятный психологический климат, профессионализм.
  5. При обучении детей, необходимо использовать методы слова, демонстрации, поощрения.

Рекомендации для родителей.

Ни в коем случае нельзя пытаться пристыдить ребенка за его опасения, и тем более не стоит сравнивать его с другими детьми, которые не боятся воды. Не пытайтесь форсировать события, если ребенок не готов, ваши действия только усилят его страх и могут подорвать его доверие к вам.
Будет лучше, если вы покажете ребенку, что воспринимаете его боязнь всерьез, скажете, что многие дети и взрослые испытывают подобный страх и что через какое-то время он пройдет, а вы ему в этом поможете.

Один из эффективных методов обучения детей плаванию — игра и игровые упражнения. Игра выгодно отличается от других средств тем, что движение, представляющее для ребенка определенную трудность, гораздо проще разучивается в игровых ситуациях.

Игры и игровые упражнения в воде:

«Баржа», «Море», «Крокодильчики», «Акробаты», «Утки-нырки», «Ловцы жемчуга», «Спасатели», «Водолазы», «Винт», «Стрелы», «Лягушата», «Дельфины» «Стрелочки», «Кто дольше?», «Дельфины в море», «Струнка», «Лодочки».

Маленькие советы.

1. Приучайте ребенка к воде личным примером, поскольку ребенок вам безгранично доверяет.
2. Чтобы научить ребенка не бояться воды, входите в водоем вместе и постепенно.
3. Играйте с ребенком в любимые игры в воде. Положительные эмоции — ваш главный помощник!
4. Если ребенок боится опускать лицо в воду, приобретите ему очки для плавания.
5. Никогда не обучайте ребенка плаванию через силу. Не давите на него.
6. Ни в коем случае не используйте такие агрессивные методы, как забрасывание ребенка в воду, резкое обливание водой, обрызгивание и т.п.
7. Не сравнивайте ребенка с детьми, плавающими лучше. Это может вызвать у ребенка комплекс неполноценности.
8. Никогда не смейтесь над страхами ребенка — это обижает его.
9. Не рассказывайте знакомым о страхах и опасениях ребенка в его присутствии.
10. Самое главное — будьте терпеливы!

Со временем ребенок обязательно победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания.

Убедите ребенка, что вы его любите и верите в него, тогда у него обязательно все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению плаванию в старшей группе "Моряками стать хотим"

Данное занятие построено на едином сюжете, что придает эмоциональную окраску и повышает интерес детей, способствуя решению задач по сохранению и укреплению здоровья....

Конспект открытого занятия: «Формирование фонематических функций по теме «Звук [И]» (старшая группа, первый год обучения)

Конспект занятия поможет решить следующие цели:Закрепление правильного произношения звука И.Анализ и синтез звуковых сочетаний: ИА, АИ, УИ, ИУ.Развитие фонематических процессов.Выделение звука И...

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...

Вода дарит здоровье (Занятие по обучению плаванию детей старшей группы)

Разучивать с детьми скольжение по поверхности воды на груди и на спине...

Календарно- тематический план инструктора по плаванию 2 младшая группа (первый год обучения)

Данный материал поможет инструкторам по плаванию правильно спланировать свою работу с самыми маленькими жителями нашего детского сада....

Конспект обучения плаванию в старшей группе «Моряками стать хотим»

Конспект  обучения плаванию в старшей группе«Моряками стать хотим»Составила:   Детистова  В.П., инструктор по физической культуре, МАДОУ ЦРР  д/с № 83Цель: об...