система работы в образовательной области "Физическое развитие"
рабочая программа по физкультуре на тему
система работы в образовательной области "Физическое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель:
- гармоничное физическое развитие;
- формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
- формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
- Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
- всестороннее физическое совершенствование функций организма;
- повышение работоспособности и закаливание.
- Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
- Воспитательные:
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
- разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
Направления физического развития:
- Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
- связанной с выполнением упражнений;
- направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
- способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
- связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития:
- Дидактические:
- систематичность и последовательность;
- развивающее обучение;
- доступность;
- воспитывающее обучение;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- сознательность и активность ребенка;
- наглядность.
- Специальные:
- непрерывность;
- последовательность наращивания тренирующих воздействий;
- цикличность.
- Гигиенические:
- сбалансированность нагрузок;
- рациональность чередования деятельности и отдыха;
- возрастная адекватность;
- оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
- осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
- Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
- Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
- Практические:
- Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- Проведение упражнений в игровой форме;
- Проведение упражнений в соревновательной форме.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В МБДОУ ДС КВ № 28
Формы организации | Младший возраст | Старший возраст | ||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовит. группа | |
Организованная деятельность | 45 мин в неделю | 1 час в неделю | 1 час 6 мин в неделю | 1 час 24 мин в неделю |
Утренняя гимнастика | 6-8 минут | 6-8 минут | 8- 10 минут | 10- 12 минут |
Дозированный бег | 3-4 минуты | 5-6 минут | 7-8 минут | |
Упражнения после дневного сна | 5- 10 минут | 5- 10 минут | 5-10 минут | 5-10 минут |
Подвижные игры | не менее 2-4 раз в день | |||
6-8 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 15- 20 минут | |
Спортивные игры | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | |||
Спортивные упражнения | Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю | |||
8-12 минут | 8-15 минут | 8-15 минут | ||
Физкультурные упражнения на прогулке | Ежедневно с подгруппами | |||
5-10 мин | 10-12 мин | 10-15 минут | 10-15 минут | |
Спортивные развлечения | 1 раз в месяц | |||
15 минут | 20 минут | 30 минут | 30- 40 минут | |
Спортивные праздники | 2 раза в год | |||
15 минут | 20 минут | 30 минут | 40 минут | |
День здоровья | Не реже 1 раза в квартал | |||
1 раз в месяц | 1 раз в месяц | |||
Неделя здоровья | Не реже 1 раза в квартал | |||
Самостоятельная двигательная деятельность | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В МБДОУ ДС КВ № 28
№ | Формы организации | Особенности организации |
Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 10- 12 минут | |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | Ежедневно в течение 7- 8 минут | |
Динамические паузы во время НОД | Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий | |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 12-15 минут. | |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин | |
Прогулки-походы в парк, на стадион | 1- 3 раза в квартал | |
Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 3-7 мин. | |
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность - не более 10 мин. | |
НОД по физической культуре | 3 раза в неделю (одно на воздухе). Длительность- 15- 30 минут | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей | |
Неделя здоровья | 1 раз в квартал на воздухе совместно со сверстниками одной-двух групп | |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц | |
Физкультурно-спортивные праздники | 1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность - не более 30 мин. | |
Спартакиады вне детского сада | Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности | |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи | По желанию родителей и детей не более 2 раза в месяц, длительность 25- 30 мин | |
Физкультурная образовательная деятельность детей совместно с родителями в дошкольном учреждении | Определяется воспитателем по обоюдному желанию родителей, воспитателей и детей | |
Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МБДОУ ДС КВ № 28
№ | Виды | Особенности организации |
Медико-профилактические | ||
Закаливание в соответствии с медицинскими показаниями | ||
1. | обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя) | Дошкольные группы ежедневно |
2. | Хождение по мокрым дорожкам после сна | ежедневно |
3. | Ходьба босиком в летний период | Все группы ежедневно |
4. | Облегченная одежда | Все группы ежедневно |
Профилактические мероприятия | ||
1. | Витаминотерапия | 2 раза в год (осень, весна) |
2. | Витаминизация 3-х блюд | ежедневно |
3. | Употребление фитонцидов (лук, чеснок) | Осенне-зимний период |
4. | Полоскание рта после еды | ежедневно |
5. | Чесночные бусы | ежедневно, по эпидпоказаниям |
Медицинские | ||
1. | Мониторинг здоровья воспитанников | В течение года |
2. | Плановые медицинские осмотры | 2 раза в год |
3. | Антропометрические измерения | 2 раза в год |
4. | Профилактические прививки | По возрасту |
5. | Кварцевание | По эпидпоказаниям |
6. | Организация и контроль питания детей | ежедневно |
Физкультурно-оздоровительные | ||
1. | Коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение) | ежедневно |
2. | Пальчиковая гимнастика | ежедневно |
3. | Дыхательная гимнастика | ежедневно |
4. | Элементы точечного массажа | средняя, старшая, подготовительная, не реже 1 раза в неделю |
5. | Динамические паузы | ежедневно |
6. | Сказкотерапия | ежедневно |
Образовательные | ||
1. | Привитие культурно-гигиенических навыков | ежедневно |
2. | Образовательная деятельность из серии «Школа здоровья» | Дошкольные группы не реже 1 раза в месяц |
Формы организации работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие»
Содержание | Возраст | ОД | Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность |
1.Основные движения: -ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии; строевые упражнения; ритмические упражнения. 2.Общеразвивающие упражнения 3.Подвижные игры 4.Спортивные упражнения 5.Активный отдых 6. Формирование начальных представлений о ЗОЖ | 3-5 лет, 2 мл, средняя группы | ОД по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее В НОД по физическому воспитанию: -тематические комплексы -сюжетные -классические -с предметами -подражательный комплекс Физ. минутки Динамические паузы Обучающие игры по инициативе воспитателя (сюжетно-дидактические), развлечения | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа воспитателя Игровые упражнения Утренняя гимнастика: -классическая -сюжетно-игровая -тематическая -полоса препятствий Подражательные движения Прогулка Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Индивидуальная работа Занятия по физическому воспитанию на улице Подражательные движения Вечерний отрезок времени, включая прогулку Гимнастика после дневного сна: - коррекционная -оздоровительная -сюжетно-игровая -полоса препятствий Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Индивидуальная работа Подражательные движения Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья (ср. гр.) Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал | Игра Игровое упражнение Сюжетно-ролевые игры |
1.Основные движения: -ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии; строевые упражнения; ритмические упражнения. 2.Общеразвивающие упражнения 3.Подвижные игры 4.Спортивные упражнения 5.Спортивные игры 6.Активный отдых 7. Формирование начальных представлений о ЗОЖ | 5-7 лет, старшая и подгот. к школе группы | НОД по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее -по развитию элементов двигательной креативности (творчества) В занятиях по физическому воспитанию: -сюжетный комплекс -подражательный комплекс - комплекс с предметами Физ.минутки Динамические паузы Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр Развлечения, ОБЖ, минутка здоровья | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа воспитателя Игровые упражнения Утренняя гимнастика: -классическая -игровая -полоса препятствий -музыкально-ритмическая -аэробика (подгот. гр.) Подражательные движения Прогулка Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Индивидуальная работа Занятия по физическому воспитанию на улице Подражательные движения Занятие-поход (подгот. гр.) Вечерний отрезок времени, включая прогулку Гимнастика после дневного сна -оздоровительная -коррекционная -полоса препятствий Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Индивидуальная работа Подражательные движения Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг, театрализованные игры. | Игровые упражнения Подражательные движения Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Образовательная область | Формы взаимодействия с семьями воспитанников |
Физическое развитие |
13.Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки и т.д. с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ. 14.Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и физического развития на основе взаимодействия с СОШ № 7 и участием медицинских работников. 15.Организация дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей. 16.Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 17.Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей. 18.Определение и использование здоровье сберегающих технологий. 19.Правовое просвещение родителей на основе изучения социокультурного состояния родителей с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Система работы педагога ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, р...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В настоящее время о...

Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
Представлена собственная система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у дошкольников, применение инновационных педагогических техник и технологий в работе с одарёнными де...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

"Система работы по художественно-эстетическому развитию ДОУ"
Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и...

Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...