Методическая разработка проведения занятий по легкой атлетике для детей 6–7 лет
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Поваляева Надежда Александровна

Легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании подрастающего поколения. Различные виды ходьбы, бега, прыжков и метаний  являются неотъемлемой частью физического развития  и благотворно влияют на дальнейшее развитие растущего организма ребенка.

Предлагаемая разработка предназначена для спортивно-оздоровительных групп детей дошкольного возраста, проявляющих интерес к легкой атлетике, и раскрывает процесс подготовки детей дошкольного возраста на спортивно-оздоровительном этапе в детско-юношеской спортивной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Чапаевск Самарской области

Методическая разработка                                проведения занятий по легкой атлетике                                                 для детей 6 – 7 лет

Работу выполнила: Поваляева Надежда Александровна

                 тренер-преподаватель ГБОУ СОШ № 3 г.о.Чапаевск

СП «ДЮСШ № 2»

г.о. Чапаевск

2016г.

I. Пояснительная записка

Легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании подрастающего поколения. Различные виды ходьбы, бега, прыжков и метаний  являются неотъемлемой частью физического развития  и благотворно влияют на дальнейшее развитие растущего организма ребенка.

Методическое пособие для  спортивно-оздоровительных групп  разработана тренером-преподавателем ГБОУ СОШ №3 СП «ДЮСШ №2» Поваляевой Надеждой Александровной.

Предлагаемая разработка предназначена для спортивно-оздоровительных групп детей дошкольного возраста, проявляющих интерес к легкой атлетике, и раскрывает процесс подготовки детей дошкольного возраста на спортивно-оздоровительном этапе в детско-юношеской спортивной школе.  

Цель пособия - привлечение к занятиям оздоровительными физическими упражнениями детей дошкольного возраста для достижения физического совершенства, высокого уровня здоровья необходимых им для подготовки к школе и дальнейшим занятиям спортом.

Исходя из целей разработки, предусматривается решение следующих основных задач:

1. Укрепление здоровья:

- Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- Формировать правильную осанку;

- Содействовать профилактике плоскостопия;

- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

- Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

-Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

-Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; -Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

-Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Предполагаемыми результатами выполнения программы являются:

1. Улучшение  состояния  здоровья,  повышение  уровня  физической подготовленности и гармоничное развитие в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;

2. Выполнение  объемов  тренировочных  нагрузок,  предусмотренных программными требованиями;

3. Увеличение  двигательной  активности  детей  дошкольного  возраста, формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни.

Для оценки эффективности образовательной работы в спортивно-оздоровительной группе используются следующие критерии:

- состояние здоровья обучающихся;

- стабильность  состава  обучающихся,  регулярность  посещения  ими тренировочных занятий;

- гармоничное развитие обучающихся;

Срок реализации пособия - 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.  

                                                                               

В каждом занятии представлены разновидности всех или почти всех основных видов движений. Так, ходьба и бег имеют место во вводной части занятия и в большинстве подвижных игр. В основной части занятия присутствуют три или четыре вида движений. Подвижная игра подобрана по недостающим видам. В планировании основные движения используются как в чистом виде, так и в комбинации с другими.

С целью повышения моторной плотности занятий общеразвивающие упражнения (ОРУ) сочетаются с основными видами деятельности.

На занятиях используются рациональные способы организации детей на занятии:

Фронтально — задание выполняют все дети одновременно;

Поточно — все дети выполняют задание друг за другом;

Подгруппой поточно — в подгруппе дети выполняют задание друг за другом;

Подгруппой фронтально — дети в подгруппе выполняют задание одновременно.

II. Нормативная часть.

2.1. Наполняемость групп и режим учебно-тренировочной работы

Период

обучения

Возраст

обучающихся

Минимальное количество обучающихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю/год (академических)

Формы

подведения

итогов

реализации

программы

1 год

6-7 лет

15

2/72

Выполнение нормативов по ОФП

2.3. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку

Учитывая возрастные особенности, при занятиях спортом детей и подростков соблюдают следующие условия:

• К занятиям спортом допускаются только здоровые и практически здоровые дети.

• Врачебный контроль состояния здоровья обучающихся проводится не реже 2 раз в год, включая функциональные пробы и оценку физического состояния.

• Своевременное лечение очагов хронической инфекции.

• Обучающихся делят на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности с обязательной индивидуализацией нагрузок

• Обязательное  соблюдение  принципов  регулярности  занятий  и постепенности увеличения нагрузок.

Методика проведения тренировок предусматривает чередование нагрузки на отдельные мышечные группы, частые перерывы, использование подвижных игр и других приемов, позволяющих разнообразить нагрузку, сделать ее эмоционально более насыщенной, поскольку детский организм не переносит однообразной монотонной работы.

Необходимо учитывать возрастные периоды совершенствования двигательных качеств и в соответствии с эти планировать тренировочную нагрузку.

Необходимо соблюдать возрастные нормативы начала занятий по видам спорта и нормативы начала выступления в спортивных соревнованиях, а так же нормативы перехода к этапам спортивной подготовки.

III. Методическая часть.

3.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий

Обучение - это педагогический процесс формирования и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков, а также овладение ими.

В процессе обучения учащиеся приобретают специальные знания о технике выполнения упражнения, основные правила разучивания и способы выполнения. Однако успешность обучения зависит не только от специальных знаний, но также от прежнего опыта двигательных умений и навыков.

Рассматривая готовность обучающегося к обучению, необходимо выделить группу основных предпосылок, которые позволяют характеризовать ее.

Первая предпосылка - это физическая подготовленность обучаемого. Решение двигательной задачи требует определенного уровня развития физических качеств. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств обучающихся и, если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, необходимо провести курс предварительной физической подготовки.

Вторая  предпосылка – это  двигательная  готовность,  в  том  числе координационная. Быстрота овладения новым двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Двигательное представление формируется по мере закрепления двигательного опыта и фиксируется в долговременной памяти. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык.

Третья  предпосылка - психическая  готовность.  Ее  основой  является мотивация обучающегося к занятиям легкой атлетикой. Обучение двигательным действиям будет успешным только в том случае, если достижение цели обучения станет доминирующим мотивом занятий.

В процессе обучения решаются следующие основные задачи:

1) подготовить обучающихся, т. е. вооружить обучающегося знаниями, умениями и навыками выполнения упражнения относительно простыми движениями, которые необходимы для владения техникой;

2) овладеть основами техники изучаемого упражнения, а также техникой специально подготовительных упражнений добиваясь при этом прочности умений и навыков, их приспособляемости к изменяющимся условиям;

3) овладеть знаниями, а также умением продемонстрировать технику упражнений;

4) овладеть основами двигательных умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы в спортивной, трудовой и бытовой деятельности.

3.2. Оценка техники.

Критерием эффективности процесса обучения является степень овладения техникой упражнения.

Оценка уровня освоения техники осуществляется по следующим критериям по нисходящей:

1. Обучающийся не может выполнить упражнение в целом или выполняет его с большим количеством грубых ошибок.

2. Упражнение по общей схеме выполнено правильно, но с отдельными явными ошибками.

3. Упражнение выполнено правильно, но с некоторыми недостатками.

4. Упражнение выполнено ритмично (согласованно), по большой амплитуде, точно, быстро, выдержан акцент на главной фазе.

3.3. Физиологическая основа овладения техникой.

В результате повторения одного и того же упражнения многократно создаются условно-рефлекторные связи, т. е. образовывается навык, который обладает рядом важных свойств:

1) автоматизированностью  процессов  нервно-мышечной  координации движений;

2) подчиненностью сознания воле спортсмена;

3) стабильностью (прочностью);

4) подвижностью (вариативностью).

3.4. Методы обучения

В процессе обучения используются такие методы как:

1. «Словесный» метод - рассказ, объяснение, распоряжение, команда и пр.

2. «Наглядный»  метод - демонстрация  наглядных  пособий,  плакатов, видеоматериалов, а также демонстрация упражнения в целом.

3. Метод  «практического  выполнения» - выполнение  упражнения непосредственно обучающимися.

4. Метод «практической помощи» - оказание  помощи  педагогом непосредственно при выполнении упражнения.

3.5 Типовая схема обучения.

Первый этап: Этап начального разучивания техники_(приобретение знаний).

 Задача: Создать у занимающихся правильное представление о технике данного упражнения.

Средства:

1. Объяснение  упражнения,  указание  его  основных  закономерностей  и условия выполнения по правилам соревнований.

2. Совершенный показ техники упражнения.

3. Иллюстрация техники упражнения различными наглядными пособиями и указания о способах овладения упражнением.

4. Подготовительные упражнения, позволяющие составить представление о технике изучаемого упражнения.

Второй этап: Этап углубленного разучивания техники (реализация умения и появление навыка).

Задача: Овладеть техникой основного звена упражнения, его деталями и техникой упражнения в целом.

Средства:

1. Специальные подготовительные упражнения для овладения основным звеном.

2. Изучение упражнения в упрощенном виде, с сосредоточением внимания  на главной фазе движения.

3. Изучение упражнения в упрощенном виде, с сосредоточением внимания  на  детали упражнения.

4. Изучение упражнения в целом, применительно к условиям соревнований.

Третий этап: Этап совершенствования техники (закрепление навыка).

Задача: Уточнить индивидуальные особенности техники и определить пути дальнейшего совершенствования.

Средства:                                                                                                                           1. Выполнение изучаемого упражнения различными вариантами и выбор индивидуально лучшего.

2. Выполнение упражнения на результат с оценкой техники движения.

3. Определение индивидуальных заданий для достижения более высокого спортивного результата в изучаемом виде.

Предлагаемое разделение обучения осуществляется в зависимости от этапа обучения, определяется преимущественное направление в решении тех или иных задач обучения и используемых средств.

Формы занятий.

Основной формой обучения является тренировочное занятие, которое делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из перечисленных частей имеет свою цель и задачи.

Подготовительная часть занятия. 

Подготовительная часть занятий по легкой атлетике состоит из 2-х частей - основной и специальной. В основной части повышается общая работоспособность организма с помощью упражнений, активизирующих деятельность сердечно -сосудистой и дыхательной систем. В специальной части происходит «двигательная настройка» занимающихся на предстоящую работу в соответствии с содержанием основной части занятия, т.е. подготовка к выполнению упражнений в беге, прыжках, метаниях.

Цель - подготовка организма обучающихся к решению задач основной части занятия.

Задачи подготовительной части:

1) организация группы, сообщение цели и задач занятия, привлечение внимания занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального тонуса, освоение строевых навыков, улучшение осанки;

2) усиление обмена вещества и вегетативных функций организма, обеспечение оптимальной эластичности мышц и суставов двигательного аппарата;

3) специальная подготовка в соответствии с предстоящим содержанием занятия.

Средствами решения этих задач могут быть:

а) различные подготовительные упражнения общего характера;

б) игровые упражнения и подвижные игры.

Методы выполнения упражнений:

а) равномерный;

б) повторный;

в) игровой;

г) круговой.

На подготовительную часть отводится около 10-20% общего времени занятия, однако продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах. Это зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.

Основная часть занятия.

Цель - обучение технике упражнений через формирование специальных знаний, а также развитие физических качеств и двигательных способностей.

Задачи основной части:

1) улучшение деятельности функциональных систем организма, повышение уровня физического развития и подготовки занимающихся к физическим нагрузкам;

2) овладение техникой изучаемых видов упражнений, развитие физических качеств и двигательных способностей;

3) морально-волевая подготовка.

В качестве учебного материала здесь используются основные и вспомогательные упражнения. Наиболее целесообразна следующая последовательность упражнений, или "блоков" тренировочных заданий:

а) для овладения и совершенствования техники;

б) развития быстроты и ловкости;

в) развития силы;

г) развития выносливости.

Тактические задачи решаются параллельно в процессе занятия. Используются следующие методы выполнения упражнений:

а) равномерный;

б) повторный;

в) переменный;

г) интервальный;

д) игровой;

е) круговой;

ж) контрольный.

В отличие от подготовительной части характер упражнений в основной части сравнительно однообразен. Последовательность различных упражнений необходимо варьировать так, чтобы обучающиеся могли проявлять большую работоспособность независимо от состояния организма.

На основную часть занятия отводится 70-85% общего времени занятия.

Заключительная часть занятия.

Цель - приведение организма учащихся в оптимальное для последующей деятельности состояние.

Задачи заключительной части:

1) способствовать снижению деятельности органов дыхания, кровообращения, снизить мышечное напряжение, обеспечить переход к иной деятельности или отдыху;

2) подвести итоги занятия и оценить деятельность учащихся;

з) определить содержание домашнего задания, организованно покинуть место проведения занятия.

Средствами для решения этих задач являются:

а)  упражнения на внимание;

б) умеренный бег;

в) ходьба;

г) относительно спокойные игры.

Методы выполнения упражнений:

а) равномерный;

б) повторный;

в) игровой.

На заключительную часть отводится 10-15% общего времени урока.

Типы тренировочных занятий

В зависимости от характера поставленных задач выделяются следующие типы занятий:

1. Учебные занятия, предполагающие усвоение занимающимися нового материала.

2. Тренировочные  занятия,  которые  направлены  на  осуществление различных видов подготовки - от технической до интегральной.

3. Восстановительные  занятия,  которые  характеризуются  небольшим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода.

4. Контрольные занятия, позволяющие определить эффективность процесса подготовки.

5. Индивидуальные занятия, рассчитанные на самостоятельное выполнение обучающимися заданий тренера.

Все эти формы занятий имеют примерно одинаковую структуру.

3.6. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки на занятиях

В спорте под объемом тренировочной нагрузки понимают сумму работы, проделанной за занятие или какой-либо тренировочный цикл. Физическая нагрузка определяется дозировкой упражнений или тренировочных заданий, их повторяемостью, длительностью, а также условиями выполнения.

Физическая нагрузка во время тренировки регулируется:

а) изменением количества упражнений и тренировочных заданий;

б) количеством повторений;

в) уменьшением или увеличением времени на выполнение задания;

г) увеличением или уменьшением темпа исполнения и амплитуды движений;

д) усложнением или упрощением выполнения упражнений;

е) использованием тренажеров и тренировочных устройств.

Регулировать нагрузку во время тренировочного занятия - значит, обеспечить ее оптимальный объем и интенсивность. Большое значение в процессе занятий имеет рациональное обеспечение общей плотности тренировочного занятия.

Для того чтобы не допустить перегрузок занимающихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными (применять принцип вариативности). В тренировке юных спортсменов надо широко использовать разнообразие положительных эмоций, чаще переключать их с одного метода тренировки на другой, Применение вариативности с целью эффективного использования тренировочного времени и психологического облегчения целесообразно проводить на различных уровнях (отрезках) тренировочного занятия.

3.7. Требования к технике безопасности в условиях тренировочных

занятий

Методическая разработка по легкой атлетике объединяет различные виды физических упражнений: бег, прыжки в длину(с места и с разбега), метание. Профилактика спортивного травматизма заключается в устранении факторов, приводящих к повреждениям, и заключается в следующем:

- осуществление постоянного контроля состояния мест занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

- ознакомление с инструкцией по технике безопасности на занятиях;

- обязательное включение в каждое тренировочное занятие упражнений по, страховке и оказании помощи при выполнении различных упражнений;                                                                              

- тщательное проведение разминки;

- тщательное планирование занятий (последовательность тренировочных заданий, определение величины тренировочных нагрузок в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и т.д.);

- осуществление постоянного контроля состояния обучающихся;

- снижение нагрузки в случае утомления, первыми признаками которого являются бледность,  перевозбуждение, нарушение координации движений, ухудшение внимания, апатия, сонливость и др.;

- обязательное регулярное медицинское обследование обучающихся;

- соблюдение строгого режима и правил здорового образа жизни;

- соблюдение всех педагогических принципов организации и построения тренировочных занятий (доступность, постепенность, прочность, наглядность, активность, индивидуальность);

- индивидуальный подход к обучающимися;

- оптимально сочетание нагрузки и отдыха;

- постоянная воспитательная работа с обучающимися (строгая дисциплина на занятиях, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и к своим товарищам, максимальная собранность на занятиях, своевременное пресечение грубости, запрещённых приёмов, воспитание уважения к противнику, воспитание творческого отношения к тренировке и т.п.).

3.8. Формы организации врачебно - педагогического контроля

К тренировочным занятиям допускаются дети, прошедшие врачебно-медицинскую комиссию и предоставившие медицинскую справку  о допуске к спортивным занятиям.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения.

Большое значение имеет определение внешних признаков утомления. Если у большинства обучающихся имеют место выраженные признаки утомления, нужно задуматься о соответствии предлагаемой физической нагрузки. В случае необходимости нагрузка снижается.

3.9. Воспитательная работа

Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоническое развитие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без использования основных принципов воспитания: научности; связи воспитания с жизнью; воспитания личности в коллективе; единства требований и уважения к личности; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифференцированного подхода. Руководствуясь данными принципами, тренер избирает необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их использования должна основываться на знании интересов, характера, условий жизни и воспитания в семье каждого занимающегося.

Специфика воспитательной работы в спортивных школах состоит в том, что тренер-преподаватель имеет то время, которое отведено на учебно-тренировочные занятия. Тренер-преподаватель должен постоянно следить, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности к себе, чувства ответственности за порученное дело, бережного отношения к месту проживания и отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю.

Большое значение в воспитательной работе с юными спортсменами имеет наглядная агитация: стенды спортивной славы, где представлены фотографии, призы, награды, завоеванные спортсменами школы за время ее существования, торжественное чествование лучших спортсменов школы, встречи с известными спортсменами. Это способствует воспитанию патриотизма как одной из конкретных форм общего чувства патриотизма спортсмена.

3.10. Программный материал для практических занятий

ГИМНАСТИКА.

Строевые упражнения.

Построения и перестроения.

Шеренга, колонна, размыкание.

Расчет по порядку.

Рапорт.

Ходьба в ногу.

Строевой шаг.

Интервал.

Дистанция.

Повороты на месте и в движении.

Предварительная и исполнительная команды.

Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно;

Из колоны по одному в колонну по два.

Смыкание строя.

Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, мячами, скакалками, гимнастическими палками, с партнером.

УПРАЖНЕНИЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДАХ.                        

Упражнения на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке.

Прыжок через препятствие, упражнения на бревне.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Группировка.

Перекаты.

Кувырок вперед.

Стойка на лопатках.

«Мост».

Поворот в сторону.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ВЕСА:

Для мышц верхнего плечевого пояса - отжимание из различных положений, продвижение вперед в упоре лежа 3-5 метров.

Для мышц туловища - упражнения для брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах ( в том числе в парах);

Для мышц нижних конечностей - приседания на одной и двух ногах. Упражнения для мышц голени - стоя на возвышении.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Ходьба обычная и с различными положениями рук.

С изменением темпа движения, бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий.

Высокий старт.

Бег на короткие дистанции до 30 м. и в медленном темпе до 300м.

Кросс 300м , медленный бег , финиширование.

Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты.

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Прыжок в высоту способом « перешагиванием».

МЕТАНИЕ.

Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.

Метание малого мяча с разбега.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

 « Запрещенное движение», «Быстро по местам», «Вызов номеров», «Что изменилось»,  «Ловкие ребята»,  «Мяч - соседу»,   «Не оставайся на полу»,     «Встречная эстафета»,  эстафеты с лазанием и перелазанием, эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафеты с преодолением полосы препятствий.

3.11. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы

п/п

Наименование

оборудования

Примечания

1

Скакалки

2

Мячи теннисные

3

Маты гимнастические

4

Скамейки

гимнастические

5

Мячи футбольные

6

Мячи баскетбольные

7

Палки гимнастические

8

Мячи набивные

разного веса (1-3 кг)

9

Флажки для разметки

10

Рулетка

11

Секундомер

12

Свисток

13

Эстафетные палочки

14

Гантели

разного веса, четным количеством (0.5-1 кг)

15

Лестница гимнастическая

16

Турник

Вся материально-техническая база составлена из расчета на 1 группу обучающихся в соответствии с планом тренировок.

3.12. Система контроля

Педагогический контроль

Важным звеном управления подготовкой обучающихся является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки в соответствии с установленными контрольными нормативами для выявления динамики развития спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.

Предварительный педагогический контроль проводится по тестам для получения исходной информации об уровне физической подготовленности учащихся. Тесты по ОФП проводятся в начале учебного года (сентябрь).

Итоговая аттестация (май) направлена на выявление соответствия фактически полученного обучающимися объема (полноты) и уровня (качества) знаний, умений и навыков физической подготовки с требованиями программы.

Нормативы реализации программы

общей физической и специальной физической подготовки на спортивно-оздоровительном этапе по легкой атлетике

Уровень физической подготовленности детей 6-7 лет

Средства определения физических качеств

Примерные нормативы

Возраст

              6 лет

    7 лет

Бег на 30 м

со старта, с

М

 Д

с низкого

старта

8,4-7,6

8,9-7,7

с низкого

старта

8,0-7,4

8,7-7,8

Бег челночный

(3г 10м), с

М

 Д

12,0-11,2

13,2-12,2

11,2-9,9

12,0-10,5

Бег на выносливость в медленном темпе.

Дистанция в метрах

М

 Д

680-1700

650-1200

900-2000

700-1800

Бег на 300 м, высокого старта

М

 Д

1мин 55с

2мин

1мин 50с

1мин

Прыжки в длину с места, см

М

 Д

85-105

80-100

100-125

95-120

Прыжки в длину с разбега, см

М

 Д

110-150

100-140

150-200

140-190

Прыжки в высоту с места прямо и боком, см

М

 Д

25-35

20-35

30-40

25-40

Прыжки  в высоту с прямого и бокового разбега, см

М

 Д

40-65

40-60

50-70

50-65

Прыжки через скакалку

П/и, эстафеты, 5-10 видов прыжков на месте, в движении, с длинной и короткой скакалкой

П/и, эстафеты, от 0 и более видов прыжков разными способами

В результате работы дети могут:

- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;

- перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча;

- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;

- прыгать на мягкое покрытие с высоты (20-40 см); мягко приземляться, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80-100 см, с разбега (не менее 100-180 см), в высоту с разбега (не менее 40-50 см), прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

- перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге; соблюдать интервалы во время передвижения, выполнять повороты направо, налево, кругом;

- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе;

- активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис);

- самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

Учебный план- график на 2016 -2017 год

групп физкультурно-спортивной направленности

по легкой атлетике

возраст детей 6 - 7 лет

Содержание материала

часы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Теория

1

Инструктаж по ТБ

1

1

2

История развития спорта в стране

1

1

3

Личная гигиена юного спортсмена

1

1

4

Краткие сведения о строении детского организма

1

1

                        Итого часов

4

Практика

1

Общая физическая подготовка

20

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2

Легкая атлетика

36

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

Подвижные игры и эстафеты  

10

1

1

1

2

1

1

1

1

1

4

Контрольные упражнения

2

1

1

                                    Итого часов

68

9

7

7

9

7

7

7

7

8

                                    Всего часов

72

10

8

8

9

8

7

7

7

8

Список использованной литературы:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005

3. Кожухова Н.Н., Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

4. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. - 2-е изд. СПб.: «Корона принт», 2004

5. Муравьев В.А., Н.Н. Назарова Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

6. Милюкова И.В., Т.А. Евдокимова Гимнастика для детей. - М.: Изд- во Эксмо; СПб.: Сова, 2004.

7. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Р.И.Амарян, В.А. Муравьев. - М.: Айрис- пресс, 2004.

8. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. - СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»».

9. Сонькин В.Д., Анохина И.А. как правильно закаливать ребенка. - М.: Вентана-Графф, 2003.

10. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005

11. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

12. Физиология развития ребенка /Под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер.- М.: Изд-во «Образование от А до Я», 2000. - 319 с.

Конспект занятия по легкой атлетике

Возраст детей 6-7 лет  

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Совершенствовать навыки ходьбы и бега; метания мяча.

2.Развитие прыгучести, быстроты, ловкости.

3.Воспитания трудолюбия, дисциплинированности, интереса к занятиям физической культурой.

Тип урока: обучающий

Метод проведения: фронтальный, поточный, игровой.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: фишки, набивные мячи, скакалка..

Время проведения:40минут

Части урока

Частные задачи

Средства

Дозировка

Методические приемы обучения, воспитания и организации

Подготовительная

1. Организовать класс для дальнейшего проведения урока

Построение в 1 шеренгу, сообщение задач урока

30 сек

Построение. По росту в одну шеренгу, приветствие Команды: «Равняйсь!» «Смирно!»

2. Сконцентрировать внимание занимающихся для начала занятия

 Поднимание рук :вперёд ,вверх,встороны.

30 сек

Команды: «руки вперёд ставь», «руки вверх ставь», «руки в стороны ставь»

3. Подготовить класс для выполнения упражнения в движении

Перестроение из шеренги по 1му в колонну по 1му

«Напра-во».

4. Укреплять мышцы свода стопы для профилактики плоскостопия в стихотворной форме

Ходьба обычная

Ходьба на носочках с высоким подниманием бедра

Ходьба перекатами с пятки на носок

Ходьба на внешнем своде стопы

Ходьба с изменением направления движения

Ходьба обычная

3 мин

В обход налево «шагом – марш». Темп - средний В одну колонну, руки на поясе, дистанция 1метр Указания: «Спина прямо!»

Мы к лесной полянке вышли.

Поднимаем ноги выше.

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки.

Мы старательно шагали, не споткнулись, не упали.

Дружно, весело играли.

А потом опять шагали и нисколько не устали.

На поляночку пришли

И друзей мы здесь нашли.

5. Подготовить обще-функциональное состояние организма занимающихся

Бег

1 мин

«Бегом – марш» В умеренном темпе, в одну колонну с соблюдением дистанции 2 шага Указания: «Друг за другом, не толкаемся!»

6. Подготовить учеников для ОРУ

Перестроение из одной шеренги в две шеренги

30 сек

«На первый, второй расчитайсь». Перестроение в шеренгу по два. Разомкнуться на вытянутые руки

7. Развивать координационные способности, гибкость и подвижность в суставах, укрепление отдельных групп мышц для основной части урока

ОРУ с музыкой

И.п.-ходьба на месте

И.п. - о.с.руки вверх 1 - наклон туловища вправо, 2 – влево.

И.п. - о.с. 1-2 развести руки в стороны, 3-4 и.п.

И.п. – руки на поясе. 1-2 наклон вперёд, 3-4 – и.п.

И.п. - о.с. 1-2 приседаем, 3-4 – встаем руки в стороня.

И.п. - о.с. 1-4.Ходьба на месте с пятки на носок.

глубокий вдох, руки через стороны вверх, ноги на носки, 3-4 – выдох, и.п.

6-8 раз

10-12 раз

8-10 раз

6-8 раз

6-8 раз

Весенняя прогулка

1Идем в парк.

2. Деревья качаются.

3. Птицы прилетают.

4.Собираем цветы.

5.распускается подснежник.

6.Возвращаемся домой.

Основная

8. Совершенствовать технику метания.

Упражнение на координацию движений в парах

(броски набивных мячей от груди, из-за головы)

5 мин

Показ учителем основы техники по элементам. Обратить внимание на держание мяча, замах, бросок

9.Развитие координации и меткости.

Игра «Мяч в корзину».

5 мин

Показ учителем и объяснение. Дети встают в шеренгу по команде учителя ребёнок берёт мяч и кидает в корзину за каждое попадание по 1 баллу. Выигрывает тот кто больше раз попал.

10. Развитие прыгучести, ловкости

П\и «Змейка»

5 мин

Обращать внимание на технику безопасности.

Заключительная

12. Игра на внимание

П\и «Солдаты»

2 мин

Дети строятся в одну шеренгу. Водящий стоит перед детьми. По его указанию дети должны выполнить шаг вперёд или шаг назад. Если играющий допустил ошибку: то он делает шаг вперед. Выигрывают те, кто не сделал ни одного шага вперед.

13.Организовать класс для подведения итогов

Построение в шеренгу по 1

2 мин

Построение. Подведение итогов

14.Организовать класс для выхода со стадиона

Перестроение в колонну по 1

30 сек

«Напра-во!» «Шагом-марш!»

         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект занятия по игровому стретчингу для детей старшей группы"

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3226459","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 150px; "}}...

Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи ...

Методическая разработка конспекта занятия "Здравствуй, Новогодняя сказка"для детей 2-й младшей группы

Актуальность темы: недостаточность знаний у младших дошкольниках о  праздновании Нового года и разновидностях ёлочных украшений...

Методическая разработка спортивных соревнований по легкой атлетике для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма через спортивно-патриотической воспитание...

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике

ИНСТРУКЦИЯпо охране труда при проведении занятийпо легкой атлетике  1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ1. К занятиям легкой атлетикой допускаются обучающиеся прошедшие инструктаж по охране труд...

Методическая разработка проведения занятия по организации режимного момента в группе раннего возраста

В методической разработке представлен конспект проведения режимного момента  - организация прогулки для детей раннего возраста «Я умею одеваться» (одевание на прогулку)...