мастер-класс по экологии"Играя,мы узнаём природу"
консультация по физкультуре (средняя группа) на тему
Мастер класс на тему- «Играя, мы узнаем природу»
Автор: Савченко Татьяна Рихердовна- инструктор по физической культуре МБДОУ№27 «Солнышко»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы инструктора по физической культуры- Савченко Татьяны Рихердовны по проведению экологических подвижных игр, как средства экологического воспитания дошкольников.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными подвижными играми экологической направленности которые оказывают положительное воздействие на физическое развитие детей и являются одним из средств экологического воспитания дошкольников.
«Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу»
С.Н.Николаева
Инструктор : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас намастер классе по теме «Играя, мы узнаем природу» Цель нашей встречи: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса по теме «Экологические подвижные игры как одно из средств экологического воспитания дошкольников.»
-Крикните громко и хором,друзья.
-Помочь откажетесь мне(нет или да)
-Деток вы любите? Да или нет?
-Пришли вы на мастер-класс
-Сил совсем нет?
-Вам лекции хочется слушать здесь?(нет)
-Я вас понимаю…
-Как быть господа?
-Проблемы детей решать нужно нам ?(да)
-Дайте мне тогда ответ
-Помочь откажетесь мне?(нет)
-Последнее спршу у вас я
-Активными все будете?(нет или да)
Надеюсь, что вы будете моими активными помощниками, а не пассивными слушателями .Сегодня на нашем мастер-классе присутствуют родители моих воспитанников .И это не случайно.
Уже много лет наше ДОУ выстраивает свои взаимоотношения с семьями воспитанников на основе взаимодействия и сотрудничества .
А в основной концепции взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители .А мы- педагоги и специалисты ДОУ призваны им помочь, поддержать, направить ,дополнить их воспитательную деятельность.В данный момент в вопросах экологического воспитания.
Начать нашу встречу предлагаю со знакомства. Проведём мы его в форме игры- приветствия. Тот ,у кого в руках мяч называет своё имя и прилагательное на первую букву своего имени.Например,Татьяна -трудолюбивая, Наталья- миролюбивая.
А сейчас я предлагаю Вам стать ближе друг к другу.
Игра «Близкие люди»
Под веселую музыку играющие врассыпную двигаются по залу, танцуют.
Ведущий хлопает в ладоши – играющие здороваются за руку друг с другом (все со всеми).
Музыка.
Ведущий звенит в колокольчик (бубен) – играющие гладят друг друга по плечу.
Музыка.
Ведущий свистит в свисток – играющие трутся спинами друг с другом.
Инструктор: Ну как? Вам стало теплее, веселее, комфортнее. А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои места.
Начну с теории. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..» . Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста.
Вопрос: Уважаемые коллеги перечислите их?
игры Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.
Как инструктор по физической культуре подробнее хочу заострить внимание на подвижных играх.
Подвижная игра- одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная её особенность-комплексное воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка ; в игре одновременно осуществляется физическое ,умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Наш гостевой обмен затрагивает вопрос экологического воспитания детей. значит и на нашем мастер – классе мы познакомимся и поиграем в экологические подвижные игры,которые являются одним из основных средств экологического воспитания дошкольников. Играя в такие игры ребенок расширяет и углубляет свои представления об окружающей действительности .Выполняя различные роли , изображая разнообразные действия , дети практически используют свои знания о повадках птиц, насекомых, о явлениях природы .
.
Я, как инструктор по физической культуре, в свои сюжетные занятия очень часто включаю экологические игры . С детьми 2-3 лет играем в такие игры как «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит» и.д. ,с детьми 4-5 лет : «Птички в гнёздышках», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята» и т. д. С детьми старшего дошкольного возраста играем в игры «Волк во рву», «Поймай комара», «Два мороза» и.д.
Уважаемые коллеги и родители, сегодня я хочу представить вам подборку подвижных игр экологической направленности , призываю вас быть активными участниками нашего мастер-класса.
Подвижные игры по экологии.
«Воробьи зимой».
Ход игры:
Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.
1. Все игроки «воробьи» летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение, после слова «воробей» называет имя водящего. То кого назвали громко «чирикает», все воробьи должны быстро собраться в стайку вокруг него. Кто опоздал, «остался голодным» и выбывает из игры.
2. Все игроки «воробьи» делятся на группы. У каждой группы свой вожак. Воробьи летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение. После слова «воробей», вожаки громко «чирикают», все воробьи должны слететься к своему вожаку, клевать зерно. Кто замешкался «остаётся голодным» и выбывает из игры.
Перед началом игры необходимо рассказать детям об условиях выживания воробьёв зимой.
«Воробей на часах».
Ход игры:
Выбирается «воробей» - часовой, «ястреб». Остальные игроки «воробушки». Водящий пересказывает рассказ Л. Н. Толстого «Воробей на часах». Игроки выполняют действия по тексту.
«В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает. С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке».
Игра повторяется несколько раз.
Перед началом игры необходимо ознакомить детей с текстом рассказа. Разобрать действия каждого героя.
«Земля, вода, воздух».
Ход игры:
Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры.
«Птицелов».
Ход игры:
Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Птицелов вдруг тут как тут!
Он в неволю нас возьмет.
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.
Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.
«Птичка».
Ход работы:
Игроки усаживаются и выбирают водящего. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.
Водящий говорит: «Прилетела птичка, птичка-невеличка. Полетала, полетала, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубе не была, улетела на елку». Елка называет другое дерево и т. д. Кто замешкается - выполняет задание водящего.
Перед началом игры необходимо познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.
«Раз, два, три! Беги! »
Ход игры:
Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одни и те же названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
Игроки могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами цветов, рыб, зверей, птиц.
«Ну-ка, лови».
Ход игры:
Выбирается водящий. Остальные игроки выбирают себе название птиц (зверей, рыб, насекомых, становятся в круг. Водящий становится в центр круга с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх и называет какую-нибудь птицу, например ястреб. Все разбегаются, а ястреб ловит мяч и догоняет. Тоткого он поймал, становиться водящим. Выигрывает тот кто ни разу не попался.
«Ловля рыб».
Ход игры:
Выбираются два игрока - «рыболовы». Остальные дети - «рыбы», разделены на несколько групп. Каждая группа имеет своё название рыб. В начале игры между «рыболовами» и «рыбами» происходит разговор:
- Что вы вяжете? — спрашивают рыбы.
- Невод, — отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите!
«Рыбы» - щуки бегут до установленной черты. «Рыболовы» стараются поймать их. Пойманные игроки выбывают из игры. Игра повторяется, но называется другая рыба.
Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами речных и морских рыб.
«Лягушки в кадушке».
Ход игры:
На старой кадушке
Плясали лягушки,
Зеленые ушки,
Глаза на макушке.
Я к ним подошла —
Они в воду бултых!
На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры. Каждый играющий — рядом с обручем. Ведущий ходит между ними и произносит стихотворение. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Со словом «бултых! », дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего.
Ведущий словами: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки», дает сигнал для новой игры.
Хочу предложить вашему вниманию несколько физминутокна экологическую тему:
1. Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Зайцы скачут скок-скок-скок!
2. Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
3. Жили-были зайчики на лесной опушке,
Жили-были зайчики на лесной опушке,
Мыли зайцы ушки, мыли зайцы лапки,
Надевали на ноги новенькие тапки!
Хочу предложить игровой самомассаж на экологическую тему.
Шла купаться черепаха и кусала всех от страха,
«Кусь-кусь, кусь-кусь- никого я не боюсь»
Черепаха - дом ходячий, голову под панцирь прячет,
Крепкий панцирь у нее и защита, и жилье.
Пальчиковая гимнастика на экологическую тему.
Говорит попугай попугаю : « Я тебя попугай попугаю»
Отвечает ему попугай: « Попугай, попугай, попугай»
Гимнастика для глаза
Комарик летает, летает,
Куда сесть, не знает.
Сел на ладошку «З-з-з-з»,
А мы его хлоп и поймали.
Уважаемые коллеги, надеюсь, тот опыт, который вы приобрели на мастер-классе, будет использован вами на практике в своих дошкольных учреждениях. Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_pedagogv_i_roditeley.docx | 9.86 КБ |
Предварительный просмотр:
мастер-класс"Играя,мы узнаём природу"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию»
Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию»...
Мастер-класс: «Путешествие в экологию».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сот...
Мастер – класс на тему: «Дидактические игры по экологии».
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всегомир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,вечный источник детского разума.В. Сухомлинский1. И так что ж...
Мастер – класс на тему: «Дидактические игры по экологии».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.Релаксационная минутка.Поднимите правую руку те у кого сегодня хорошее настро...
Мастер-класс «В Царстве экологии» Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать
развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов....
Конспект мастер-класса для педагогов "Дидактические игры по экологии"
Задачи:- Дать участникам мастер-класса практические знания об использовании дидактических игр по экологии;- Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса...