Мастер – класс на тему: «Дидактические игры по экологии».
материал на тему
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.
Релаксационная минутка.
Поднимите правую руку те у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы что бы те у кого хорошее настроение дотронулись ладонью к ладони тех у кого плохое настроение и сказали " Я дарю тебе свое хорошее настроение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_ekologii.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Дидактические игры по экологии».
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Еременко И.И.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.
Релаксационная минутка.
Поднимите правую руку те у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы что бы те у кого хорошее настроение дотронулись ладонью к ладони тех у кого плохое настроение и сказали " Я дарю тебе свое хорошее настроение".
Вводная часть.
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
1. И так что же такое экология? (ответы педагогов)
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
2. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (ответы педагогов)
Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (ответы педагогов)
Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологическоговоспитания является дидактическая игра экологического содержания
4. Как вы думаете, что развивают дидактические игры? (ответы педагогов)
Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенк .
Дидактическая игра имеет две цели. Как Вы думаете, какие? (ответы педагогов)
Одна — обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами.
Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.
Музыкальная физминутка.
Практическая часть
Дидактическая игра «Собери дерево»
Цель: формирование умения составлять целое из частей.
Уточнить знания детей о частях дерева, их функциях.
Воспитательная задача: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Правила игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение дерева, по образцу. После того , как деревья собраны, проводиться беседа с наводящими вопросами.
Как называется дерево? Из каких частей оно состоит? Для чего нужен корень?
«Экологическая разминка» со зрителями
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
- Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
- Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Самая высокая трава? (бамбук)
- Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
- Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Проверить, правильно ли справились с заданием.
Дидактическая игра «От какого дерева шишка?»
Цель: закрепление умения соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб, каштан).
Правила игры: На столе лежат картинки с изображение ели, сосны, дуба, каштана. И коробока, в которой лежат желуди, каштаны, шишки. Дети должны правильно распределить плоды с деревьями.
Блиц – конкурс со зрителями.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- - Уж на дороге греется – (перед дождем).
- - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- - Ворона кричит зимой – (к метели).
- - Лягушки квакают – (к дождю).
- - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- - Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Проверить, правильно ли справились с заданием.
На территории нашего детского сада создана экологическая тропа которая включает в себя несколько остановок.
Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.
При проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники»воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог достает с ветки письмо и читает его.
Письмо березы
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод).
После проведения беседы возле дерева, педагог говорит:
-Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.
Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).
-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.
- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росла.
Варианты ответов.
-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.
-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.
-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.
-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.
-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.
Заключение.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»
Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....
Мастер-класс на тему«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников своими руками»
Здесь представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр, созданных своими руками, в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников....
Мастер – класс на тему: «Дидактические игры по экологии».
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всегомир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,вечный источник детского разума.В. Сухомлинский1. И так что ж...
Мастер класс на тему: "Дидактические игры по развитию речи"
Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ как методический материал...
Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР»....
Конспект мастер-класса для педагогов "Дидактические игры по экологии"
Задачи:- Дать участникам мастер-класса практические знания об использовании дидактических игр по экологии;- Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса...
Мастер – класс на тему: «Дидактические игры и упражнения по ФЭМП»
Дидактические игры и упражнения по ФЭМП...