Мастер-класс «В Царстве экологии» Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)
развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 440.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «В Царстве экологии»
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
- Развивать умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности;
- Воспитывать любовь к природе.
Ход мастер-класса:
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь опытом работы по экологическому воспитанию детей.
2.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.
С методами и приемами, которые я использую в работе, вы познакомитесь во время нашего путешествия. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
В Царство экологии попасть легко,
Не надо даже ехать далеко.
Закройте глаза и не шевелитесь,
Откройте глаза и друзьям улыбнитесь.
Психологический настрой
Скажите мне громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да.)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам хочется слушать меня здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.
И сейчас вас ждет первое испытание.
1.«Экологическая разминка». Отвечаем быстро.
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
- Какая птица лечит деревья? (дятел)
- Чем питается бабочка? (нектаром)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
2.Загадки-описания природных сообществ:
Догадайтесь, куда мы пришли?
1.Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит, журчит. (река)
3.ТРИЗ.
Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).
В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему ЛЕС, РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа листья, воздух. птицы, ягоды,. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина водоросли. Вода ,море, океан, жидкость , пить, пар, влага, родник, купаться ).
4. Педагогическая ситуация
На столах участников текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания
Задача - продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать.
а). Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
б).Ранняя весна. Дети в парке увидели первые подснежники, пролески, каждый сорвал по цветочку. Подошли к воспитательнице и сказали, что эти цветочки дарят ей. Правильно поступили дети? Какие еще цветы занесены в Красную книгу?
5. Пока идет работа над педагогическими ситуациями, проводится экологичекая психогимнастика ,
«Мы - деревья»: Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Наша кожа – это кора. Она защищает нас от ран. Все знают, что нельзя на ней вырезать надписи (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.
Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).
6.Экологические сказки: в ненавязчивой форме учат детей соблюдать правила природы. Придумайте окончания сказок–работа по группам
1.Высоко в синем небе вместе с мамой грозовой тучей жила маленькая тучка. Она была пушистая и белая, словно снежный сугроб и еще совсем не умела, как мама, пускать яркие молнии и громко греметь.
Маленькая тучка была веселой и доброй, но у нее совсем не было друзей. Она очень любила наблюдать свысока на детишек, которые резвились и играли. И ей тоже очень хотелось поиграть вместе с ними. И вот однажды тучка увидела, как дети весело брызгали друг друга водой.
2.Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить. Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился. Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти. Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел. «Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра. Но в ответ только: «У-у-у». Светила ярко луна. «Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». - Попросил у луны муравей. Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей: «Не могу, не могу, не могу» Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь. Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте… »
3. Найдите ошибки в письме Шапокляк: ( правила поведения в лесу)
а).Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам, как гуляла по лесу!
Вышла рано утром на прогулку. Светит солнышко, поют птички.
Включила громко музыку. Наломала веток, чтобы отмахиваться от комаров и мушек.
А вот и полянка с грибами. Нарвала грибов из земли с корнем. Мухоморы разбросала, а чего это они мешают добрым грибам расти. Скоро нашла гнездышко. О, яички какие красивые, возьму с собой.
На пути попалась большая куча, всю дорогу загородила. Кажется, муравьишки ползут к ней. Взяла палку, да и раскидала кучу, чтобы другим не мешала.
Нагулялась я, уселась поесть. Пакетики пустые в кусты забросила, там их никто не найдет. Пора домой собираться. Замечательно провела день!
4. Жили-были две неразлучные бабочки – подружки. Вместе они прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась и поправилась. (не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не питаются мухами; не улетают на юг)
8. «А знаете ли вы?») (метод удивления)
- бумага будет лежать на земле более 2 лет
- консервная банка - более 30 лет
- полиэтиленовый пакет – 200лет
- стекло – 1000лет
- пластмассовые бутылки вообще не разлагаются
- летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров
- мухи глухие, у них вообще нет слуха
- самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама
- быстрее всех грибов растет подберезовик: на 4-5 см за сутки
9. Экологическая пирамида.
В природе между численностью животных и растений существует равновесие. Хищных животных должно быть меньше, чем травоядных, которыми они питаются. Такие отношения можно выразить в виде экологических пирамид. Например, в основание кладется длинная полоска – колоски, выше –более короткая – мыши, далее - еще более короткая – сова.
- Кто любит колоски? (мышь)
- Много или мало съедает колосков мышь? (много)
- Значит, чего должно быть больше? (колосков)
- Чем питается сова? (мышами)
- Чтобы быть сильной, сова съедает не одну, а много мышек. Значит, кого должно быть больше мышей или сов? (мышей)
Вывод: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей – больше, чем сов.
Предлагаю вам построить и обыграть «живую пирамиду»: волк, зайцы, морковка.
Письмо березы
Дорогие друзья! Наконец-то вы ко мне пришли, я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов.
После проведения беседы возле дерева, педагог говорит:
-Уважаемые коллеги, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.
Воспитатель показывает коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).
-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.
- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росла.
Варианты ответов.
-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.
-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.
-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.
-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.
-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
Мастер-класс "Круговорот воды в природе"
Мастер -класс "Круговорот воды в природе". Цель: сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, и в виде ...
Мастер – класс для учителей – логопедов на тему: «Изготовление дидактического пособия (книги) для автоматизации звука Ч в словах».
Данный материал способствует повышению профессионального мастерства и стимулирует рост творческого потенциала учителей - логопедов....
Мастер класс для родителей по театральной студии «Сказка лучший друг детей»
На современном этапе требования ФГОС, особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь включать разнообразные виды художественной твор...
Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса «Лучший педагог дошкольного образования - 2018» Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»
Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса«Лучший педагог дошкольного образования - 2018»Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»...
Мастер-класс для родителей и детей подготовительного возраста «Закладка для книг» (оригами)
Закладка для книги научит детей более бережно относиться к книге, как к источнику знаний, а также послужит отличным подарком на любой праздник....
Мастер - класс для детей и родителей "Эко - кормушки - лучшее лакомство для птиц!"
В зимнее время обязательно нужно использовать для подкормки птиц эко - кормушки. Такие кормушки не только просты в изготовлении, но и экологичны! Это значит, что кормушка не только приносит птиц...