"В поисках здоровья"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Дошкольный период - важнейший этап в в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интелектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_tropinke_zdorovya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 38 «УЛЫБКА»
Методическая разработка
непосредственной образовательной деятельности
по физическому развитию
детей 6 - 7 лет «В поисках здоровья»
Шульгина Татьяна Николаевна,
Воспитатель по физическому развитию
Котлас, 2023
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье
- важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
Актуальность методической разработки
Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширились возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни.
Понятие «здоровый образ жизни» — включает в себя жизненную позицию, поведение или деятельность человека, направленную на укрепление своего здоровья.
В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья детей. Поэтому важно на этом этапе сформировать у дошкольников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода к формированию валеологической культуры дошкольников и воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни.
Практическая значимость данной методической разработки заключается в возможности применения ее в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Авторская новизна состоит в разработке материала по внедрению комплексного подхода, обеспечивающего вариативность видов детской деятельности и создание условий для выбора способов выполнения заданий детьми.
Методическая разработка занятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей 6-7 лет составляет 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
Проект занятия
Воспитатель по физической культуре: Шульгина Татьяна Николаевна (МДОУ «Детский сад комбинированого вида №38 «Улыбка»)
Предмет: НОД «Физическое развитие».
Группа: подготовительная.
Тема НОД: «В поисках здоровья».
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности человека через организацию комплексного подхода в условиях ДОУ
Задачи:
Образовательная (обучающая)
- Познакомить с понятием «здоровое питание»
- Закрепить знания о составляющих частях здоровья, о продуктах питания и их значения для человека
- Способствовать формированию предпосылок здорового образа жизни
Развивающая
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
- Развивать интеллектуальные способности детей путем связи физкультуры с другими предметами.
Оздоровительная
- Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, вариативности и выразительности их выполнения; (прыжки на скакалке, отбивание мяча, вращение обруча).
Воспитательные
- Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребности в занятиях спортом;
- Воспитывать потребность детей в активном и здоровом образе жизни;
- Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей дошкольников;
- Формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в команде, помогать друг другу
Социализация
- Учить детей оказывать помощь другим, находить пути для достижения поставленной цели
Индивидуализация
- Учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата
Оборудование:
Сундук со свитками, скакалки, обручи, мячи (на общее количество детей), картинки со спортивными снарядами и бумажки, свёрнутые в трубочку для жеребьёвки, картотека загадок, мольберт (3 шт.), 3 набора картинок-моделей с режимными моментами, корзинка с набором продуктов полезных и бесполезных, пазлы с буквами «ЗДОРОВЬЕ», набор картинок для рефлексии (солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком, тучку с молнией) и плакат голубого цвета.
- ТСО: музыкальная колонка
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 70 % детей хорошо развиты физические навыки, 30 % испытывают затруднения в выполнении основных движений; 80 % детей самостоятельны в применении культурно-гигиенических навыков и имеют представление о гигиенической культуре.
Результат усвоения материала (20 - 24 человека):
- справились самостоятельно со всеми заданиями – 21 - 23 человек
- справились с заданием с небольшой помощью – 1-3 человека
Предполагаемые риски:
- снижение интереса детей к НОД
- знаний по теме у детей может оказаться недостаточно
- нерациональное размещение оборудования пространственной среды зала для удовлетворения потребности детей в двигательной активности
Примечание:
Приложения выделены синим цветом – работает гиперссылка.
Структурные этапы | Содержание учебного материала | Дидактические задания | Действия педагога | Действия воспитанников | Результат |
Создание эмоционального фона, соответствующего теме занятия | 1. Беседа о слове «здравствуйте» 2. Рассказывание легенды-загадки о богах Олимпа (Приложение 1) | 1. Что означает слово «здравствуйте» 2. Прослушать легенду, высказать предположения | 1. Беседует с детьми, задает вопросы 2. Рассказывает легенду, задаёт вопросы | 1. Отвечают на вопросы, настраиваются на занятие 2. Слушают легенду, отвечают на вопросы | 1. Дети эмоционально настроились 2. Дети, высказав свои предположения, отправляются «на поиски того, что спрятали боги» |
Экспонат «Сундук со свитками внутри» | На свитках написаны составляющие здоровья (Приложение 2) | Поочерёдно доставать свитки | Задает вопросы, беседует с детьми, активизирует детей на выполнение заданий | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Закрепили знания о ЗОЖ |
1-ый свиток «СИЛА» | Приготовлено спортивное оборудование (скакалки, мячи и обручи) (Приложение 3) | Выполнить упражнения со спортивными снарядами | Активизирует детей на выполнение заданий, предлагает выбрать картинку для занятий со спортивным оборудованием, помогает преодолеть возникшие трудности, привлекает для показа других детей | Дети выбирают картинку и занимаются с выбранным снарядом | Самостоятельно ориентируются в пространстве (в зале), выполняют задание легко и выразительно. Усвоили, что одной из составляющих здоровья является «сила» |
2-ой свиток «УМ» | - Как человек может стать умным? - А как тренировать ум? | Вопросы, беседа, загадки о спорте (Приложение 4) | Организует детей на беседу, ведет диалог с ними, задает вопросы, ориентирует детей на оказание помощи товарищам при возникновении затруднений | Отвечают на вопросы, отгадывают загадки | Отгадали загадки |
Подвижная игра «Ровным кругом». (Приложение 5) | - по показу отгадать и изобразить действием вид спорта | Организует детей на игру, ведёт диалог с детьми, помогает в выборе воображаемого вида спорта, задает наводящие вопросы | Играют в игру | Приняли участие в подвижной игре Усвоили, что одной из составляющих здоровья является «ум» | |
3- й СВИТОК «ЗДОРОВЬЕ» (Приложение 6) | 1.Описание здорового и больного человека; 2. Модели «Режим дня» 3. Беседа о чистоте и гигиене | 1. Беседа о здоровом и болеющем человеке; 2. Беседа о режиме дня, работа с моделями 3. Диалог | Ведёт диалог, Активизирует детей на рассуждения, полное раскрытие своей точки зрения на поставленный вопрос. Организует игру, предлагет на выбор модели «утро», «день», «вечер». | Дети отвечают на вопросы, ведут диалог с воспитателем. Дети выбирают модели, играют в игру «Составь режим дня» (работают с моделями в командах), участвуют в эстафете | Осознали важность режима дня для здоровья человека Закрепили знания о личной гигиене и чистоте. |
4. Беседа и игра по теме «Полезная и бесполезная еда» | 4. Беседа «О пользе витаминов в продуктах питания» Эстафета «Поход в магазин» (Приложение 7) | Ведет беседу, дает понятие «здоровое питание» Организует детей на эстафету, привлекает детей к оказанию помощи сверстникам при выборе продуктов в ходе эстафеты. | Принимают участие в беседе, называют витамины, находящиеся в продуктах питания Участвуют в эстафете, из набора продуктов питания выбирают полезные, укладывают их в корзинку для покупок. | Познакомились с понятием «здоровое питание». Приняли участие в эстафете. | |
ПАЗЛЫ на дне сундука (Приложение 8) | Диалог: «Что мы будем делать с пазлами?» Чтение окончания легенды | Составление слова из пазлов. Чтение окончания легенды Подведение итогов «путешествия» | Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Помогает проверить знания детей. | Собирают пазлы, прочитывают слово, по возможности читают окончание легенды. | Узнали окончание легенды «С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти и уберечь свое здоровье». |
Рефлексия «СОЛНЫШКО» (Приложение 9) | Моё настроение после занятия похоже на: * солнышко; * солнышко с тучкой; * тучку; * тучку с дождиком; * тучку с молнией. | Выбор картинки с соответствующим картинке настроением | Организует условия для выполнения задания | Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. | Дают оценку своему эмоциональному состоянию и возвращаются в группу. |
Библиография
- Аронова Е.Ю. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. Режим, Закаливание. Игры и упражнения. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 64 с.
- Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: панорама; Москва, 2007 – 112с.
- Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко, Т.А.Кардаильская, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с
- И. В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 400с.
- Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "В поисках здоровья"
Знакомство с состовляющими здоровья каждого человека...
Конспект физкультурного досуга "В поисках здоровья"
Конспект физкультурного досуга "В поисках здоровья"...
Развлечение в подготовительной группе с родителями «В поисках здоровья»
Цель: Формировать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками и родителями.Закрепить знания об основных составляющих здоровья, вызват...
«В поисках Здоровья»
Цель: Расширять знания о роли воды и воздуха в жизни человека, дать представления об основных источниках загрязнения воды и воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения; Уточн...
Проект «В поисках здоровья» по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.
Содержание №НаименованиеСтр. Паспорт проекта3 Актуальность проекта4 Этапы реализации проекта6 Список литературы9 Приложение 110 Приложение 214 Приложение 317...
Занятия по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках здоровья»
Цель: Пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни.Задачи:Образовательные:- расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каж...