Развлечение "Коми национальные игры"
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Попова Татьяна Геннадьевна

Сценарий развлечения для старшей, подготовительной группы

«Коми национальные игры»

 

Цель: приобщать детей к коми народной культуре;

Задачи: закреплять навыки играть в народные игры; развивать смекалку, ловкость, быстроту, выносливость; воспитывать уважение к коми культуре, к друг другу; создать хорошее настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_komi_narodnye_igry.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для старшей, подготовительной группы

«Коми национальные игры»

Цель: приобщать детей к коми народной культуре;

Задачи: закреплять навыки играть в народные игры; развивать смекалку, ловкость, быстроту, выносливость; воспитывать уважение к коми культуре, к друг другу; создать хорошее настроение.

Ход развлечения.

Ведущий: Видза оланныд, дона челядь да миян гӧстьяс! (Здравствуйте дорогие ребята и наши гости!) На каком языке я с вами поздоровалась? Да, на коми. Значит в какой республике мы живём? (Коми) Да, мы живём в Коми Республике. У нашего народа есть свои обычаи, своя культура, песни, танцы, а так же игры. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поиграть в коми народные игры. Какие вы игры знаете? (ответы детей) Замечательно, вы знаете много игр.

   Всем известно, что коми народ занимается охотой, рыболовством, оленеводством. Поэтому в их играх можно увидеть труд взрослых, а так же что-то связанное с природой.

Итак, мы начинаем наши игры, а для этого я попрошу вас всех закрыть глаза и представить, что мы находимся в коми национальной избе и нас встречает бабушка… И первая наша игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны»

1-я игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны» (приложение)

Ведущий: Молодцы! Хорошо поиграли с бабушкой. А теперь поиграем с дядей Семёном

2-я игра «Дядя Семён» (приложение)

Ведущий: Вот как много у дяди Семёна детей! И решили они построить чум. А кто знает, что такое чум? Да, это жилище человека в тундре.

3-я игра «Построй чум» (приложение)

Ведущий: Чум построили, а теперь пойдём на рыбалку.

4-я игра «Невод» (приложение)

Ведущий: Сколько много рыбы наловили! Молодцы! А какое животное живёт в тундре рядом с человеком? (ответы) Конечно же это олень. Он тоже помогает во всём человеку. На оленях люди кочуют с одного места на другое. А летом олени пасутся на пастбище.

5-я игра «Ловля оленей» (приложение)

Ведущий: Замечательно поиграли. Оленей поймали, а теперь скажите мне, ходили ли коми народ в лес? (ответы) А что там они делали? (ответы). Вот и мы с вами пойдём в лес за ягодами.

6-я игра «Медведь - бабушка» (приложение)

Ведущий: Ну вот, все дела сделали, теперь можно отдохнуть.

7-я игра «Игра с верёвкой» (приложение)

Ведущий: Вот и подошли наши игры к концу, я надеюсь, что вам понравились коми народные игры. Думаю, что вы узнали много интересного сегодня о народе коми. Всем большое спасибо за участие! Аддзысьлытӧдз! (До свидания!)

Приложение

  1. «КОШКА, БАБУШКА И ГОРШКИ ДЛЯ

СМЕТАНЫ» (КАНЬ, БАБӦ ДА НӦКВЫЛӦ ГЫРНИЧ)

Цель: учить выполнять действия в соответствии с ролью.

Развивать умение быстро бегать, ловкость.

Ход: из игроков выбирают «кошку», «бабушку», остальные становятся «горшками для сметаны» и садятся на корточки в круг. Бабушка отходит в сторону - уходит спать. За время ее сна «кошка» опрокидывает «горшки»- укладывает  сидящих игроков. Когда бабушка просыпается и видит проделки «кошки», начинает гоняться за ней по кругу. Догоняя, ей обязательно надо поднимать опрокинутые

«горшки». Если бабушка поймает «кошку», они меняются местами или выбирают новых.

  1. «ДЯДЯ СЕМЁН» (СЕМЁН ДЯДЬ)

Цель: учить выполнять движения по тексту; придумывать движения самостоятельно. Развивать воображение, фантазию.

Ход: игроки встают в круг, поместив одного в середину. Все ходят по кругу и показывают то, о чём поётся в песне:

У дяди Семёна было,

Было семь детей.

Все семеро такие:

С такой головой,

С такой бородой,

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими ртами.

Они не работали, не работали,

Потом сделали вот так…

Семён дядьлӧн вӧлі,

Вӧлі сизим пи.

Став сизимыс вӧліны:

Татшӧм юрӧн,

Татшӧм тошкӧн,

Татшӧ синмӧн,

Татшӧм пельясӧн,

Татшӧм нырӧн,

Татшӧм вомӧн,

Найӧ эз уджавны,

А сэсся вӧчасисны тадзи…

После этих слов стоящий в кругу показывает какую-то

фигуру. Кто позже всех повторит, тот входит в круг.

  1. «ПОСТРОЙ ЧУМ» (ЧУМ СТРӦИТӦМ)

Цель: упражнять в быстром беге. Развивать ловкость,

умение действовать по сигналу.

Ход: играющие делятся на две команды, встают в круг поднимают руки над головой. По сигналу бегают врассыпную, высоко поднимая колени, изображая оленей (руки над головой скрестно), по второму сигналу должны быстро построить чум т.е. занять свои места.

  1. «НЕВОД» (ТЫВ)

Цель: упражнять в быстром беге. Развивать ловкость,

умение действовать по сигналу.

Ход: играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центре хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1, 5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста.

«Рыба», пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не догнали, и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод.

Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо

проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ» (КӦР КУТАЛӦМ)

Цель: учить бегать врассыпную, использовать всю

площадку для бега. Развивать ловкость, глазомер, умение действовать по сигналу.

Ход: среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество

пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

«МЕДВЕДЬ – БАБУШКА» (ОШКӦ-БАБӦ)

Цель: учить выполнять игровые действия, четко проговаривать текст, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту бега.

Ход: из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные — «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам, пувтӧ вотам,

Бур вотыссӧ босьтам,

Лёк вотыссӧ чӧвтам.

В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем».

«ИГРА С ВЕРЁВКОЙ» (ГЕЗЪЙӦН ВОРСӦМ)

Цель: учить строить ровный круг, стараться держать круг во время игры. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход: игроки встают в круг, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный

момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калмыцкие национальные игры

      Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон  веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Труд  национальные  ...

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

тувинские национальные игры

тувинские национальные игры...

Якутские национальные игры и игрушки

Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутс...

Проект "«Знакомство с национальными видами спорта и ненецкими национальными играми дошкольников 4-5 лет»

АктуальностьИгра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.Велико значение игр в воспитании ненецких детей....

Татарские национальные игры

Игры для занятий в области физическое развитие...

Национальные игры

Вводное мероприятие к тематическому модулю "Моя Родина!"...


 

Комментарии

Исмайлова Надежда Васильевна

Очень интересное, полезное, веселое приобщение детей к национальной культуре