Консультация для воспитателей "Физическая культура как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Физическая культура - составная часть общего воспитания. Она тесным образом переплетается с экологией, так как от факторов внешней среды зависит здоровье людей. У детей формируется потребность вести здоровый образ жизни и понимание того, что здоровье людей зависит от состояния экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_fizicheskaya_kultura.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание – это здоровый образ жизни. Самое дорогое у человека – это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть успешным и реализованным в своей жизни. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда ребенку все интересно, хочется узнать что-то новое. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья людей, так как экологическая обстановка в местах их проживания ухудшается. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека.
Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи знаний, развития духовно-нравственных начал личности. Физическая культура - составная часть общего воспитания. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. В образовательной системе экология и физкультура тесно переплетаются. Формы и методы организации воспитательно-образовательного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания. Повышение эффективности образования детей в области физической культуры и в области экологии возможно путем интеграции разных видов деятельности. Достичь этого можно за счет использования на занятиях физкультурой различных средств и методов: игры с экологической направленностью, конкурсы, викторины, экскурсии и целевые прогулки.
В младшем дошкольном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе, окружающему миру и людям (не бросать мусор в парках, лесу, местах отдыха, не ломать деревья и кустарники, беречь воду, не разорять птичьи гнезда и т. д.). У детей формируются привычки соблюдения правил личной гигиены. На этой ступени происходит знакомство с общей культурой поведения в природе и формируется нравственное и эстетическое отношение к ней. Очень важно вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Дети не любят сидеть на одном месте, им необходимо быть постоянно в движении. Вот тут и приходит на помощь физкультура.
На уроках физической культуры дети получают знания о своем организме, охране своего здоровья, правилах поведения в быту и в природе. Узнают, что такое здоровый образ жизни, как с помощью природных факторов закалять свой организм, ведь солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья.
При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды (перепад температуры, дождь, снегопад и т. д.) укрепляется иммунитет, происходит адаптация организма к условиям внешней среды. Занятия физическими упражнениями стимулируют умственную деятельность.
В образовательном учреждении в процессе физкультурно-экологической работы мы используем такие формы как: игры с экологической направленностью, викторины, экскурсии, целевые прогулки, физкультурно- экологические праздники, досуги и т. д.
Наиболее интересной для детей является игровая форма проведения занятий. Через игру дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы. В играх ярко выражена познавательная деятельность. Во время игры «звери на прогулке» дети на себе испытывают, почему летом зверюшкам легче убежать от хищника, чем зимой. Прыгая как зайчики, они понимают, что прыгать летом по травке легче, чем зимой по снегу. Очень любят дети игры: «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Кто где живет?», «Волк во рву».
Во время физкультурно-оздоровительных праздников проводим различные эстафеты: «очистим речку от мусора», «собери урожай», «экознаки» и т.д. Такие эстафеты повышают познавательный интерес и показывают ребенку, что мало быть сильным и ловким, надо еще знать и грамотно применять свои знания. Так, например, в эстафете «экознаки», участникам предлагается из множества нарисованных знаков выбрать правильные, определить, что можно делать, а что нельзя. Нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда, разорять муравейники. В процессе физкультурно - экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями. Использование игровых упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции. Исходя из многолетней практики установлено, что дети лучше усваивают знания во время занятий физической культурой, так как физические упражнения улучшают работу всех органов и систем - двигательной, нервной, сенсорной и т. д. Интегрированные занятия - соединяют знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга. При этом на интегрированных занятиях можно решить сразу несколько задач.
Во время интегрированных занятий дети не только делают упражнения, осваивают движения, но и вспоминают известные сказки, стихи, загадки, народные приметы, считалки, отгадывают кроссворды. Такая система физического воспитания в детском саду позволяет существенно повысить интерес детей к занятиям, ведь если знания даны в занимательной форме, они усваиваются быстрее, прочнее и легче.
Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес детей, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
При проведении интегрированных занятий решаются следующие задачи:
1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.
2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.
З. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
4. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, пониманию, что здоровье зависит от факторов внешней среды.
5. Использование знаний и умений в повседневной жизни.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. Важной особенностью интегрированного физкультурного занятия является смена видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с физическими упражнениями, конструированием из строительного материала, изобразительная деятельность, использование ИКТ на занятиях. Занятия интегрированного характера вызывают познавательный интерес, способствуют снятию перенапряжения за счёт переключения детей на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями.
Интеграция направлений представлена следующим образом: интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.
Интеграция физкультурных занятий и музыкальных создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов.
Физическая культура и изобразительная деятельность дошкольников - это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речи, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и помогать товарищам.
На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
Посчитать количество прыжков до кубика;
Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
Под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения, например, ходьба в сочетании с бегом, затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.
Физкультурно-оздоровительная работа - это система различных физкультурных мероприятий, направленных на оздоровление занимающихся людей.
Интегрированные занятия - совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного края; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми.
Интегрированные занятия проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры, пальчиковая гимнастика, релаксация, коммуникативные игры.
Труд в природе оказывает положительное влияние на здоровье детей. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье. Работая на участке, в огороде, в цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических навыков. Совместная, дружная результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело. Доставляет детям много удовольствия и радости.
Таким образом, физическая культура тесным образом переплетается с экологическим воспитанием детей. Лишь глубокие знания детей о здоровом образе жизни, влиянии окружающей среды на здоровье людей помогут им заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...
Консультация на тему: "Игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Дошкольное детсво - начальный этап становления человеческой личности....
Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...
Консультация для педагогов "Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...
Консультация «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация«Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...