Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая группа) на тему
В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
Корман Жанна Юрьевна
Инструктор по физической культуре ГБДОУ № 58
Колпинского района Санкт-Петербурга.
Аннотация:
В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте. Как отмечает автор, занятия фитбол-гимнастикой оказывают положительную динамику на состояние здоровья и физическую подготовленность детей, увеличивают интерес к занятиям физической культуры.
Проведенное исследование подтверждает: открытие перед детьми «горизонта возможностей», позволяет освоить необходимые компетенции, определенные ФГОС.
Ключевые слова: двигательная активность, ФГОС дошкольного образования, гимнастика, фитбол, средство развития.
Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является физическое воспитание.
В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т. д.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества и т. д.). Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, выдержка и т. д.); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Особое место в системе физического воспитания занимают упражнения с предметами. Данные упражнения служат прекрасным средством развития физических качеств детей, таких как ловкость, равновесие и др.
В настоящее время в детских садах появилось много нового, нестандартного оборудования, которое позволяет руководителям по физическому воспитанию значительно разнообразить занятия по физической культуре, сделать занятия более интересными и эффективными. К такому оборудованию можно отнести мячи-фитболы (надувные гимнастические мячи).
Мяч-фитбол изобретён медиком — швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн-Фогельбах в 50-х годах XX века — специально для лечения больных детским церебральным параличом. А уже в 80-х ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать «швейцарский» мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях
Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития танцевальности и музыкальности;
- для расслабления и релаксации
Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа групп мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. При посадке на мяч угол между бедром и голенью ребёнка должен быть равен 90̊.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют развитию правильной осанки, а так же являются прекрасным средством развития такого физического качества, как ловкость.
В нашем дошкольном учреждении разработана система занятий по физической культуре, которая включает в себя комплексы упражнений по фитбол – гимнастике направленных на развитие ловкости.
Комплексы физических упражнений по фитбол-гимнастике, разрабатывались с учетом возрастных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня сформированности двигательных навыков, т.е. ориентированы на детей 5-ти – 6-ти лет.
Комплексы предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники уже способны выполнять сложные действия с мячом, могут контролировать своё самочувствие. Во время проведения занятий мы старались поддерживать высокий уровень двигательной активности, а физические возможности детей направить на развитие ловкости.
В разработке комплексов упражнений мы опиралась на классификацию упражнений предложенной А.А Потапчук и Т.С.Овчинниковой.
В комплексы мы включили упражнения:
- с использованием различных исходных положений детей на фитбол мячах;
- с изменением скорости и темпа движения;
- с использованием различных способов выполнения упражнений;
- с использованием согласованных движений в парах и группе (вдвоем, в группе, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки.
Для удобства экспериментальной работы разработано перспективное планирование. Перспективное планирование содержит в себе комплексы упражнений в соответствии представленной выше классификации для обеспечения целенаправленной работы по развитию ловкости. Данное планирование рассчитано на работу с детьми 5-6 лет и обеспечивает нужную физическую нагрузку, тренировочный эффект. Упражнения, включённые в планирование, отвечают методическим требованиям развития ловкости.
А именно в планирование включены комплексы, содержащие различные виды упражнений:
-упражнения со сменой исходных положений;
-упражнения, требующие согласованных действий;
-упражнения, направленные на развитие координации;
-упражнения со сменой темпа и характера движений.
Всего разработано 9 комплексов упражнений по фитбол-гимнастике, рассчитанных на 18 недель экспериментальной работы, направленной на развитие ловкости.
Для оценки эффективности комплексов была проведена диагностика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста до и после экспериментальной работы. Диагностика проводилась на основе тестов представленных в пособии «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Н. А. Ноткиной.
По итогам педагогической диагностики мы выяснили, что комплексы упражнений по фитбол-гимнастике действительно являются эффективным средством развития ловкости.
Диаграмма 1
Сравнительная диаграмма результатов развития ловкости детей до и после проведения комплекса по развитию ловкости
.
Из сравнительной диаграммы видно, что на начало года:
80% детей имело низкий уровень развития ловкости;
10% средний,
10% высокий;
в конце года:
70% детей перешли на высокий уровень развития ловкости;
20% на средний;
10% остались на низком уровне.
На низком уровне остались дети часто и длительно болеющие и не посещающие детский сад.
Список литературы
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
- Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников: Учебное пособие / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2009. – 166 с.
- Потапчук А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
- Парфенова Ю.А. Профилактика и укрепление осанки у дошкольников через использование фитбол-гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://julja1984.blogspot.com/p/blog-page_91.html (дата обращения: 05.10.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-625877-1429896081.jpg)
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Тема: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Данный материал содержит план работы по самообразованию инструктора по физической культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1039019-1665470577.jpg)
Презентации к дипломной работе выполненная на тему «Подвижных игр как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста».
Данная презентация включает 11 слайдов,на которых кратко показано содержание моей дипломной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-1010216-1519411618.jpg)
План по самообразованию «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»2019-2020гг.
Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных знаний о мяче и совершенствованию умений и ком...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1309785-1611902926.jpg)
«Развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста через игры с мячом»
Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенко...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-129937-1675607912.jpg)
План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области» Планпрофессионального самообразования воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/09/picture-1462468-1678334928.jpg)
Отчет по самообразованию Тема: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием координационно- скоростной лестницы»
Отчет по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-746975-1454309605.jpg)
Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Практическая значимость проекта:Повышение качества образовательного процесса за счёт создания. педагогических условий, включающие этапы и условия развития ловкости у старших дошкольников в педаго...