Оздоровление детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Афанасьева Елизавета Важаевна

 

Систематические физические упражнения окажут благоприятное воздействие на состояние физического здоровья детей старшего дошкольного возраста при проведении занятий по физическому воспитанию в следующих педагогических условиях:

- грамотное чередование нагрузок и отдыха на занятии;

-  преобладание на занятиях аэробных упражнений  циклического характера;

- сочетание занятий физическими упражнениями с закаливающими процедурами;

- формирование у дошкольников в процессе занятий знаний в области физической культуры и здорового образа жизни;

- включение в содержание оздоровительного физкультурного занятия специальных упражнений на дыхание, на развитие  координации движений;

- включение в содержание занятий упражнений, способствующих «эмоциональной разрядке» детей;

- преимущественное проведение занятий на свежем воздухе в течение года.

- использование разнообразных вариантов оздоровительных занятий, включая занятия обычного типа, игровые занятия, прогулки-походы, занятия на тренажерах и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovlenie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №91 комбинированного вида Московского района

г.Санкт-Петербург

Оздоровление детей старшего дошкольного возраста на занятиях

по физическому воспитанию

Разработала:

Афанасьева Елизавета Важаевна

Санкт-Петербург

2016

ВВЕДЕНИЕ

Оздоровление традиционно является одной из задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Решение ее предполагает охрану жизни и укрепление физического здоровья, содействие своевременному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций  организма ребенка посредством закаливания, повышение физической и умственной работоспособности,  устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным средовым воздействиям .

Решение оздоровительных задач в ходе направленного педагогического процесса затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, подготовка воспитателей по  физическому воспитанию ориентирована на работу со здоровым ребенком. Между тем в последние годы отмечается снижение уровня физического и психического здоровья детского населения.  Практически в каждой группе есть воспитанники с ослабленным здоровьем.

Во-вторых, руководство физическим воспитанием детей в современных дошкольных образовательных учреждениях осуществляют педагоги, имеющие профессиональное физкультурное образование, но которые не всегда знают и понимают специфику педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.  А физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня проводят воспитатели, знающие детскую психологию и методику дошкольного образования, но испытывающие трудности в нормировании нагрузки на занятиях, подборе средств физического воспитания, в осуществлении педагогического контроля за физическим состоянием и здоровьем детей.

В-третьих, в последнее время в дошкольном физическом воспитании появились модные технологии оздоровления, успешно используемые в работе со взрослыми или учащимися средних и высших учебных заведений: "стретчинг", "аэробика", "ритмическая гимнастика" и т.п.. Часто эти средства используются вместо традиционных для дошкольных образовательных учреждений занятий и форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме  дня. Между тем, возможность их применения для оздоровления детей дошкольного возраста не всегда прошла должной научной проверки.

В-четвертых, в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях  доминирует направленность физического воспитания на реализацию двигательной активности детей. Формированию знаний у дошкольников в области физической культуры и здорового образа жизни не уделяется должного внимания. В тоже время, знания о значении физических упражнений для физического и психического здоровья, гигиенических правил их использования, способствует сознательному отношению детей к собственному здоровью, средствам и методам его сохранения.

Оздоровление детей в условиях дошкольных образовательных учреждений

«Целью здоровьесберегающего физического воспитания детей дошкольного возраста является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание  валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовании направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, включая: развитие физических качеств, развитие двигательной активности, становление физической культуры дошкольников, закаливание, профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

В разработку содержания и методов физического воспитания детей дошкольного возраста оздоровительной направлености большой вклад внесли крупные отечественные ученые Е. А. Аркин, Л. И. Чулицкая,             Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др.

Для решения оздоровительных задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания и сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, инвентаря и др.) являются своеобразным средством физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятия физическими упражнениями лучше содействуют развитию костной и мышечной системы при условии полноценного и своевременного питания. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды и обуви детей служит профилактикой заболеваний

Выполнение правил личной и общественной гигиены вызывает у детей положительные эмоции и создает наиболее благоприятные условия для освоения физических упражнений.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение. Они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.), создает более благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т. д.

Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. Режим должен обеспечивать благоприятные условия для развития, поэтому он изменяется в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, особенностей труда взрослых, быта семьи и учреждения, в котором воспитывается ребенок.

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность, и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании бодрствования и сна, изменении температуры тела (повышении к вечеру и понижении к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т. д.

Рациональный режим строится на основе: 1) оптимального соотношения бодрствования и сна, во время которого происходит перераспределение функций между участками коры головного мозга, переработка полученной информации, 2) соотношения умственной и физической нагрузок, учета ритма пищеварения.

Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает попеременное возбуждение различных участков коры, и кора в целом предохраняется от переутомления. В настоящее время, когда нервно-эмоциональные нагрузки и поток информации значительно увеличились, это приобретает особое значение.

Многократное повторение одних и тех же действий в течение дня, по возможности в одной и той же обстановке, в определенной последовательности облегчает формирование условнорефлекторных связей, их автоматизацию, тонкие дифференцировки. При этом любая деятельность и переход от одной деятельности к другой осуществляется без особого напряжения, с меньшей затратой энергии. Постоянный режим содействует выработке многих рефлексов «на время». Это облегчает взаимодействие различных систем организма. Особенно быстро приспосабливается к ритмичной работе вегетативная нервная система, обеспечивающая процесс обмена в организме.

Отклонения в режиме сразу сказываются на самочувствии, а тем самым и на поведении ребенка. Это объясняется рядом причин. Во-первых, растущий организм ребенка дошкольного возраста нуждается в полноценном сне и регулярном питании, так как, кроме выполнения энергетических затрат, израсходованных на ту или иную деятельность, необходима дополнительная энергия, связанная с процессами роста и развития.

Во-вторых, нервные клетки коры головного мозга ребенка не могут долго находиться в деятельном состоянии. Генерализация нервных процессов, которая у детей раннего возраста выражена особенно ярко, приводит к быстрому истощению не только непосредственно действующих клеток, но и всей коры в целом. Предел работоспособности нервных клеток головного мозга ребенка значительно ниже, чем у взрослого.

В-третьих, структуры коры головного мозга в этот период активно формируются, создается огромное количество условно-рефлекторых связей, и это требует дополнительных нервных затрат.

Ломка режима приводит к разладу в работе многих систем организма, выводит его из состояния нервного равновесия: ребенок чувствует себя уставшим, вялым или возбужденным, становится рассеянным и невнимательным, у него пропадает аппетит, нарушается сон. Все это ослабляет организм в целом, снижается его сопротивляемость к заболеваниям.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется широкая возможность действовать самому. Это способствует развитию важнейших качеств личности: самостоятельности, активности, инициативы.

Режим помогает воспитанию нравственных качеств и привычек: дети приучаются к организованности, выполнению требований дисциплины. Постепенно воспитывается умение укладываться в отведенное для разных видов деятельности время.

Твердый режим является обязательным условием упорядоченной, четкой работы персонала группы и учреждения в целом, содействует лучшей организации детей.

При составлении режима необходимо учитывать:

- возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования;

- возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течение суток;

- индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще;

- возрастные потребности в движениях: суточное количество локомоций (передвижение при ходьбе и беге, которым измеряется двигательная деятельность) составляет у трехлетних детей 10–19 тыс. шагов, у семилетних детей – 14–25 тыс. шагов;

- время года, климатические условия. В весенне-летний период время ночного сна сокращается, поэтому необходимо увеличивать дневной сон, в осенне-зимний период длительность ночного, а иногда и дневного сна увеличивается.

В дошкольных учреждениях на основе образовательной программы и с учетом местных условий устанавливаются разные режимы для различных возрастных групп.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Навык – автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием. Привычка – постоянная непроизвольная форма поведения, которая проявляется в ответ на определенные повторяющиеся воздействия. Привычки образуются в процессе накопления индивидуального опыта с первых недель жизни; в дальнейшем число их постоянно увеличивается. Ребенок может привыкнуть засыпать только при укачивании, есть, когда его развлекают, не убирать свои игрушки и т. д. А может быть положительный опыт, и на основе его появится ряд полезных привычек. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам морального поведения.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать детей выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно формирование гигиенических навыков начинается у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

У детей старшего дошкольного возраста круг интересов значительно расширяется, внимание их привлекают многие природные, общественные явления. Одеваясь, умываясь, ребенок теперь значительно меньше задумывается над тем, как он это делает, и, если сложившиеся привычки не соответствуют требованиям гигиены, переучивать ребенка довольно трудно.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо:

- продумать организацию всей обстановки в детском саду и дома. Она должна быть привлекательной и удобной для выполнения заданий (мебель, оборудование приспосабливаются к росту детей, каждая вещь хранится в определенном месте, доступном для пользования, и т. д.);

- действия, связанные с формированием культурно-гигиенических навыков, следует разбивать на операции, которые следуют в одном, определенно установленном порядке. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

- воспитывая порядок действий, выделять подготовку к действию, культуру самого процесса (целенаправленность, экономность движений), навыки приведения в порядок рабочего места после окончания действий, умение планировать последовательность действий;

- на начальном этапе неоднократно повторять новый навык без больших интервалов. С этой целью часто упражнять детей в определенных действиях, обращая внимание на способ и порядок выполнения. При этом для разнообразия следует использовать разные формы, но характер действия должен быть неизменным;

- научить детей выполнять те или иные операции, добиваясь постепенного осознания их значения и целесообразности способа выполнения. При этом условии автоматизация навыка будет связана не с привычной обстановкой, а с формированием культурных потребностей, привычек, сохраняющих свою силу в любых условиях, в любой обстановке;

- взрослым безукоризненно выполнять все гигиенические и культурные требования, которые предъявляются детям, помнить, что дети во всем подражают старшим;

- индивидуализировать работу с каждым ребенком, учитывая уровень его культурно-гигиенических навыков, условия домашнего воспитания.

Значение естественных сил природы (солнце, воздуха и воды) для оздоровления детского организма трудно переоценить. Они усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе или в воде (плавание) повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.).

Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, в результате которого человек приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода используется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют накоплению витамина D под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболеваний (рахит и др.).

Использование естественных сил природы вызывает у детей положительные эмоции. Для разностороннего влияния на организм следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Важным компонентом полноценного физического воспитания детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.

Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма, и, чем ребенок младше, тем более бурно реагирует он на малейшее нарушение. Это обязывает детские учреждения и семью организовать рациональное питание. Рациональное питание предусматривает определенный уровень калорийности, сочетание отдельных компонентов питания по химическому составу, разнообразие пищи, правильную кулинарную обработку продуктов питания, твердо установленный режим питания и четкую организацию приема пищи, отсутствие переедания.

В детских учреждениях с 9 – 10-часовым пребыванием детей при трехразовом питании пища должна соответствовать 1800 калориям. Более высокая калорийность будет превышать затраты энергии и приведет к избыточному весу. По химическому составу пища должна обязательно включать белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли и витамины. Для детей старше года более сытным, калорийным должны быть завтрак — 25% кал. и обед – 40% кал.; полдник – 15% кал. и ужин –  20% кал. Наиболее благоприятное соотношение белков, жиров и углеводов для организма ребенка такое, при котором на 1 г белка приходится 1 г жира и 4 г углеводов.

Кроме четкого режима питания, важна его продуманная организация, методика проведения. Для улучшения аппетита, воспитания положительного отношения к приему пищи большое значение имеют красивая сервировка стола, приятный вид пищи.

Основным средством оздоровления дошкольников являются физические упражнения. Они оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.

В воспитании ребенка физические упражнения занимают большое место. За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями и в целом весьма высокого уровня координацией. На протяжении дошкольного возраста в значительной степени перестраивается выполнение произвольных движений: в раннем и младшем дошкольном возрасте оно носит недифференцированный, преимущественно подражательный характер; на шестом-седьмом году ребенок может довольно отчетливо выделять отдельные части, качества движения (направление, амплитуду и т. д.), у него уже появляется определенная целенаправленность движений.

Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.

Физические упражнения (особенно прыжки, бег) способствуют росту костей, надкостницы. Соединение мышц с костями становится более прочным. Самым тесным образом работа мышц связана с работой сердца. Сердце больше всего поддается тренировке и больше всего нуждается в ней.

Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем особенно активно происходит в процессе систематических циклических упражнений: ходьбы на лыжах, плавания, продолжительного бега со средней и малой скоростью.

Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. Наряду с этим, как показал И. М. Сеченов, при активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается.

Роль двигательного анализатора в общей системе коры головного мозга исключительно велика, так как любая деятельность проявляется в том или ином движении, «осложняется мышечным чувством», по выражению И. М. Сеченова. Таким образом, наряду с действием любого анализатора включается в работу двигательный анализатор, а одновременная работа нескольких анализаторов улучшает их функциональные возможности.

Под влиянием физических упражнений улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность). В воспитании детей раннего возраста применяется массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обусловливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшается состав крови, регулирующая функция нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. Массаж ускоряет ток крови и лимфы, благодаря чему ткани скорее освобождаются от продуктов распада, снимается утомление мышц. Массаж восполняет недостаток двигательной функции, поэтому он особенно важен для грудных детей.

Основная направленность оздоровительной физической культуры – это повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Оздоровительное физическое воспитание дошкольников должно быть прежде всего ориентировано на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.

Основное средство – движение. Нагружая мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но и развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы (И.А. Аршавский).

Стимулируют развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы циклические движения: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.п. (Ю.Ф. Змановский, Н.М. Амосов).

Чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется: периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Можно выделить следующие методические правила оздоровительной физической культуры дошкольников: постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок, содержание оздоровительной физической культуры, систематичность занятий.

Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. Суть оздоровительных физических упражнений заключается в наращивании резервных мощностей организма.

Важно правильно планировать физические нагрузки, как в течение недели, так и в течение месяца. В основе этого планирования лежат физиологические закономерности восстановительных процессов. После любой мышечной деятельности вначале наблюдается фаза понижения работоспособности, а затем достижение исходной и выше исходной. Этот момент наиболее благоприятен для повторной физической нагрузки.

При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3–5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей – меньше.

Основным принципом построения недельного цикла является чередование больших, средних и малых тренировочных нагрузок. Нагрузки чередуются не только по объему, но и по интенсивности. Характер чередования нагрузок по интенсивности отражает общий принцип проведения занятий оздоровительной направленности. На одном занятии нагрузка дается преимущественно на какую-то одну систему (системы), тогда как другие в это время отдыхают.

Способами постепенного наращивания интенсивности и длительности нагрузок являются: увеличение частоты занятий;  увеличение продолжительности занятий; увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии непосредственно на выполнение физических упражнений. На первых занятиях она равна примерно 45–50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70–75% общего времени занятий; увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются физические упражнения; постепенное расширение средств, с тем, чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы; увеличение сложности и амплитуды движений; правильное построение занятий. В зависимости от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий.

Следующим методическим правилом физического воспитания оздоровительной направленности является разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7 – 12 упражнений, но существенно отличающихся друг от друга.

Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются:  бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.

В содержание оздоровительной физической культуры дошкольников должны входить: упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе); силовые упражнения с собственным весом тела, прежде всего общеразвивающие упражнения; упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).

Третье методическое правило – систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма.
Эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей систем организма, тормозящим развитие процесса старения, является активный двигательный режим. При этом следует помнить, что регулярность физических нагрузок, способствует нарастанию резервных мощностей организма ребенка. В оздоровительных целях в дошкольном возрасте целесообразен 21 – 28 часовой объем двигательной активности в неделю.

Таким образом, система физического воспитания оздоровительной направленности должна быть ориентирована прежде всего на повышение резервов сердечно-сосудистой системы. Это происходит при условии, что не менее 60% движений, составляющих содержание физкультурного занятия, являются циклическими. Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.

 Оздоровительная направленность занятий по физическому воспитанию детей в условиях дошкольных образовательных учреждений

Как уже отмечалось выше, занятия по физическому воспитанию детей дошкольного возраста оздоровительной направленности должны быть ориентированы, прежде всего, на повышение резервов сердечнососудистой системы. Это будет происходить при следующих условиях.

Условие первое. Дозирование нагрузки на физкультурном занятии, аэробный характер.

Условие второе. После интенсивных или длительных по времени движений (например, комплекс общеразвивающих упражнений) в занятии должны быть предусмотрены паузы для отдыха до возвращения пульса детей к исходному состоянию. И только после того, как пульс вернется к норме, можно предложить детям следующий вид упражнений.

Условие третье. Две трети упражнений, составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, должны быть циклического характера. При наличии в дошкольном учреждении бассейна, велотрека, лыжни его возможности в укреплении здоровья детей существенно обогащаются.

Условие четвертое. Наличие закаливающих процедур. Во время занятия дети должны принимать воздушные ванны, ходить босиком по мокрым дорожкам и т.п., в зависимости от возможностей дошкольного учреждения и рекомендаций врача.  Физкультурные занятия должны заканчиваться водными процедурами. Дети могут обтереться влажным полотенцем, обмыть под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности, принять душ. Не имеет значения, теплая будет вода или холодная.

Условие пятое. В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или рекомендованные врачом комплексы лечебных дыхательных упражнений. Не следует увлекаться гимнастиками Стрельниковой, Бутейко и т.д. Для их проведения нужны профессионально подготовленные специалисты-медики. На физкультурных занятиях важно научить детей основным способам дыхания: свободному (без фиксации вдоха и выдоха); регулированному (с фиксацией вдоха и выдоха); поверхностному (носиком, как собачки); грудному дыханию, дыханию животом, смешанному, задержке дыхания. С этой целью можно использовать различные вспомогательные приспособления: шарики, пушинки, свистки и т.п. В этом случае дети быстрее приобретают требуемые навыки.

Условие шестое. Обязательным средством оздоровительного физкультурного занятия должны быть упражнения, развивающие координационные механизмы нервной системы, способствующие психомоторному развитию детей. К ним относятся упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки по воображаемой прямой и др.

Условие седьмое. Эмоциональная разрядка в процессе занятия. Она позволяет детям: «сбросить» накопившееся физическое и психическое напряжение; повысить способность организма к усвоению кислорода.

Основными вариантами оздоровительных физкультурных занятий являются следующие.

Занятия обычного типа, так называемый «классический вариант». Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, следует вспомнить об основных требованиях, при которых занятие, несомненно, даст оздоровительный эффект. Занятие лучше проводить на свежем воздухе, а если в физкультурном зале, то босиком и только в трусиках, без маек.

В содержание занятий должны быть включены: дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы.

Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных) оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Разрабатывая подобные занятия, следует включить в их содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, водные и воздушные процедуры. Большая часть игр должна включать бег, как универсальное циклическое движение.

Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс.

В содержание этих занятий должны быть включены разминка, привал (большая пауза, приводящая пульс детей к норме), спокойные словесные игры, пение, чаепитие. Водные процедуры после занятия обязательны.

Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку. Они имеют условное название: «Письмо позвало в дорогу». Детям приходит письмо, например, от Бабы Яги, в котором она утверждает, что дорогу в ее избушку дети найти не смогут, преодолеть препятствия не смогут и т.п. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. К письму прилагается карта и по ходу маршрута детям предлагается выполнить различные задания. В каком-то месте маршрут обрывается и нужно найти конверт, в котором находится продолжение маршрута. Дойдя до цели, дети играют, обучаются у Бабы Яги новым движениям, отдыхают, пьют чай из волшебного полена и т.п.

Занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия дают оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Оздоровительное спортивное оборудование помогает решить проблему дефицита пространства, а кроме того, позволяет выполнять детям их любимые движения: вис, качание, вращение, лазание.

Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются: музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки.

О пользе танцев для здоровья говорил еще древнеримский врач Гален. Он рекомендовал использовать музыку и танцы при укусах ядовитых змей. Ему вторил Ниркус, спутник Александра Македонского по восточным походам, и рассказывал, что в Индии танцы считались единственным средством, спасающим от смертоносных укусов.

Предполагалось, что, танцуя, человек разогревается и с потом из организма удаляется яд. Позднее была выдвинута иная точка зрения: чаще всего причиной гибели человека является не яд, а ужас перед неотвратимой гибелью; значит, музыка – это не противоядие, а средство устранения психической травмы.

Как бы то ни было, танцы по сей день занимают достойное место в народной медицине, а современными исследованиями доказано, что занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.

Самостоятельные физкультурные занятия. Смысл занятий заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Педагогическая ценность самостоятельных занятий огромна. В оздоровительном же плане – это средство воспитания потребности в здоровом образе жизни. Самостоятельные физкультурные занятия могут быть построены по следующей схеме. После традиционных разминки, оздоровительного бега и паузы, приводящей пульс в исходное состояние, дети разбирают карточки, на которых в определенной последовательности указаны (нарисованы) задания, которые они должны выполнить. Выполнение заданий рассчитано на 15 минут. Затем дети выбирают игры и сами организуют их. Заканчивается занятие упражнениями аутогенной тренировки.

Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечнососудистой системы. Основное их содержание – бег.

Большой оздоровительный эффект имеет проведение занятий на свежем воздухе. Структура каждого занятия является общепринятой. Она должна включать: вводную, основную и заключительную части. Первая часть служит цели: ввести организм в состояние подготовленности к основной, второй части - и предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по сигналу воспитателя. Вторая часть включает упражнения в игровой занимательной форме с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Организация детей, при которой они делятся на большее количество групп (команд), позволяет увеличить двигательную активность, обеспечить разнообразие и интерес к выполняемым упражнениям. К тому же в этих упражнениях присутствует элемент соревнования между детьми и группами одновременно .

Третья, заключительная часть занятия также небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.

Таким образом, на занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр.

В весенне-летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем. Это в большей степени относится к регионам с мягким теплым климатом. И, наоборот, в условиях продолжительной зимы, вполне возможно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.

При проведении занятия на свежем воздухе главное – правильно и четко организовать детей. При этом возможны различные варианты, например:

- дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей), затем делятся на пары (в играх с мячом, с элементами спорта – бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол);

- дети делятся на подгруппы; одна группа занимается под наблюдением воспитателя, другая группа самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;

- дети делятся на три-четыре подгруппы, каждой подгруппе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий.

При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков, переносить пособия с достаточным количеством ребят и т. д.

 Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная гимнастика как универсальное средство физического воспитания и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

«Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями» Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы заклады...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. ...

Коррекция деструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физического воспитания.

В методической разработке представлен материал по коррекции поведения у детей. В нем предложен комплекс игр и игровых упражнений для коррекции поведения , используемых на занятиях по физической культу...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Физическое воспитание»

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста по ОО «Физическое воспитание»    на тему: «СТРАНА СЧАСТЬЯ»  С ...

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении детей старшего дошкольного возраста

В данной статье предложена методика комплексного воздействия на физиче­ское и нервно-психическое развитие ре­бенка, а также коррекции ранних от­клонений в состоянии здоровья детей. Методик...