Коррекция деструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физического воспитания.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Ященко Лариса Геннадьевна

В методической разработке представлен материал по коррекции поведения у детей. В нем предложен комплекс игр и игровых упражнений для коррекции поведения , используемых на занятиях по физической культуре. Также этот комплекс могут использовать воспитатели и другие педагоги на своих занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция деструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физического воспитания.

Нарушения поведения детей на сегодняшний день являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение ими навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Ребенок с нарушенным поведением начинает отставать от сверстников в физическом и общем развитии, что естественно ведет к снижению его социальной адаптации в обществе.

 В старшем дошкольном возрасте, когда происходит интенсивное развитие интеллекта, навыков межличностного взаимодействия, очень важным компонентом развития - является общение с взрослыми и детьми. Этот период развития также совпадает с появлением страхов у детей, таких в частности, как страх темноты и смерти.

Предупреждение и исправление неконструктивного поведения должно целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения в соответствии с условиями данного дошкольного учреждения, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.    

     Заниматься коррекцией деструктивного (неконструктивного) поведения в дошкольном учреждении могут практически все специалисты и для достижения наилучшего эффекта – все мероприятия должны проводиться в единой системе (комплексе).

Для реализации поставленных задач моя работа проходила в несколько этапов:

 - На основании литературных источников я выявила  основные тенденции нарушения поведения у дошкольников старшего возраста.

-После этого составила  комплекс физических упражнений, игровых заданий и подвижных игр  для коррекции поведения.

-В конце года определила эффективность составления комплекса физических упражнений, игровых заданий и подвижных игр на коррекцию поведения у старших дошкольников.

Из всех форм деструктивного поведения в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются агрессивное и тревожное поведение.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития.

В дошкольных учреждениях подбираются различные формы и средства физической культуры, которые максимально учитывают индивидуальные особенности организма каждого ребенка, уровень физической подготовленности. В зависимости от условий в дошкольном учреждении могут быть использованы различные формы занятия, среди них – традиционные физкультурные занятия, дыхательная гимнастика, утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и т.д.

Результаты наблюдений позволили выявить некоторые особенности выполнения основных движений у всех детей, склонных к агрессивному поведению: высокие показатели при выполнении педагогического тестирования; У дошкольников, склонных к тревожному типу поведения, напротив, были выявлены более низкие показатели развития основных видов движения.

На основании педагогических наблюдений были подобраны физические упражнения, игровые задания, подвижные игры, которые в последующем были объединены в комплекс корррекционо-развивающей направленности.

Этот комплекс строился на следующих методологических принципах:

  • Принцип всесторонности в формировании основных компонентов базовой и физической культуры личности;
  • Принцип направленного обучения;
  • Принцип рационализации процессов обучения, воспитания и развития комплекса двигательных и личностных способностей;
  • Принцип оздоровительной направленности.

Под комплексом подразумевалось использование отдельных упражнений в традиционных занятиях по физическому воспитанию; использование ряда игр в сочетании с дыхательными упражнениями, психологическими этюдами на занятиях игрового типа.

На игровых занятиях детям давалась возможность через собственные движения передавать содержание сказок, жизненных ситуаций. Двигательный замысел реализовывался спонтанно, без специальной подготовки, процесс деятельности являлся одновременно и результатом.

На игровых занятиях также были использованы элементы телесно-ориентированного подхода, подробно описанные в программе И.В.Ганичевой (2004) и В.Райха. Эти подходы имели как профилактически-развивающую направленность в работе с детьми, так и коррекционно-компенсаторную. Они построены на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Структура игрового занятия, проводимого в группе, соответствовала классическому построению занятия по физическому воспитанию, то есть состояло из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части были использованы упражнения, направленные на подготовку организма занимающихся к основной части. Были использованы беговые упражнения, разминка, разминочные упражнения.

В основной части были использованы игры и игровые упражнения, направленные на коррекцию поведения и развитие локомоций в сочетании с дыхательными упражнениями.

В заключительной части занятия были использованы упражнения преимущественно телесно-ориентированной направленности.

К концу года анализируя по педагогическим наблюдениям данные, полученные относительно поведения дошкольников можно говорить о том, что количество детей склонных к тому или иному типу деструктивного поведения уменьшилось.

Анкетирование родителей позволило также подтвердить все полученные результаты, 90% родителей отметили улучшение со стороны поведения у детей, особенно в общественных местах.

Таким образом, можно говорить о том, что используемый комплекс упражнений и подвижных игр оказал положительное влияние на коррекцию поведения у дошкольников.

Используемый комплекс упражнений и подвижных игр позволил улучшить показатели развития локомоций, скорректировать поведение дошкольников.

Подвижные игры, корректирующие агрессивное и тревожное поведение.

« Кричалки – Шепталки - Молчалки» (И.В. Шевцова)

Цель:

Развитие наблюдательности, умение действовать по правилу, волевой регуляции.

Описание игры:

Из разноцветной бумаги сделано 3 силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка»- синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

Усложнение - когда дети освоят правила игры можно предложить сигналы поднимать ребенку. Вначале эту роль можно предложить  агрессивным детям, постепенно подключать и  тревожных  детей.

«Броуновское движение» (Ю.С.шевченко,1997)

Цель:

Развитие умение распределять внимание.

Описание игры:

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга. Их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей.

Усложнение - начинать игру необходимо с большого круга, постепенно его уменьшая.

« Передай мяч» (Н.Л.кряжева,1997)

Цель:

Снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры:

Дети, сидя на полу или стоя  в кругу, стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу.

Усложнение - Можно использовать в игре сразу несколько мячей. На первом этапе - игру можно вначале проводить отдельно с тревожными детьми и отдельно с агрессивными детьми. На последующих этапах можно детей соединить  в одну команду.  

« Сиамские близнецы» (Н.Л.Кряжева, 1997)

Цель:

Научить детей в гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Описание игры:

Детям необходимо разделиться на пары. Ведущий предлагает превратиться детям в «сиамских близнецов». Для этого надо встать плечом к плечу, обняться одной рукой за талию, правую ногу поставить с левой ногой партнера. Участникам игры предлагается походить по залу, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.

Усложнение - « Сиамские близнецы» могут  «срастись» и спинками. В начале разучивания игры  можно   детей разделить по командам, а потом предложить   самостоятельно выбирать себе пару.

« Зеваки» (М.И. Чистякова,1990)

Цель:

Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Описание игры:

Все играющие идут по кругу, взявшись за руки (или руки опустив). По сигналу водящего (слово, звук колокольчика и др.)дети останавливаются, хлопают в ладоши 4 раза, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Усложнение - Игру можно проводить и под музыку или под знакомую песню, заранее выбрав определенное слово.

В этой игре роль водящего могут тоже выполнять дети.

« Колпак мой треугольный»

Цель:

Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениям и контролировать свое поведение.

Описание игры:

Играющие сидят в кругу. Все по очереди произносят по одному слову из фразы: « Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если он не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется, но дети должны показать слово жестом. Вначале жест можно соединить со слово.  В завершении дети изображают только жестами всю фразу.

« Слушай команду» (М.И. Чистяков,1990)

Цель:

Развитие внимания, произвольности поведения.

Описание игры:

Дети под музыку идут друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются и слушают произнесенную команду ведущего (например: «Положите руку на плечо соседа) и тотчас ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений.

« Слушай хлопки» (М.И.Чистяков,1990)

Цель:

Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Описание игры:

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз - дети принимают позу «аист», когда два - « лягушка», если три - дети снова идут.

Игры,  направленные на формирование у детей чувство  доверия и уверенности в себе (для тревожных детей).

«Гусеница» (Е.В. Коротаева,1997)

Цель:

Развивать у детей умению согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...

Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал по психолого-педагогической коррекции Проблема: «Ребёнок старшего дошкольного возраста не реагирует на просьбы взрослого"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...

Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Сборник игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект игровой деятельности по коррекции нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста

Конспект игровой деятельности по коррекции нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста содержит содержит игры и упражнения, направленные на снятие агрессии, психоэмоционального и телесно...

ПРОГРАММА коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения «ЗАЗЕРКАЛЬЕ» Срок реализации: 1 год (35 занятий)

Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения «ЗАЗЕРКАЛЬЕ», предназначена для детей 5-7 лет.Данная Про...