Эмоциональный настрой на занятиях по физкультуре
статья по физкультуре на тему

Бабикова Зульфия Рашитовна

В статье кратко рассказано о важности поддержания положительного эмоционального настроя детей на занятиях по физкультуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

В этой небольшой статье мне бы хотелось рассказать о важности создания положительного эмоционального настроя на занятиях по физической культуре и факторах этому способствующих.

Большинство из нас понимает ценность позитивного эмоционального настроя — того внутреннего стержня, который помогает нам стойко преодолевать всевозможные трудности. Ещё в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей – телом человека. В современной интерпретации это звучит так: «в здоровом теле – здоровый дух» и, соответственно - наоборот. Расхожее выражение «все болезни от нервов» сейчас уже никого не удивляет, так как основано не просто на догадках, а на серьёзных медицинских исследованиях. Физическим выражением эмоционального напряжения являются мышечные зажимы, причинами которых могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность окружающих, неуверенность в себе, наличие комплексов и другое. И, так как влияние эмоций на здоровье очевидно и научно доказано, то значит нужно стараться научить ребёнка позитивно воспринимать мир, доброжелательно относиться к окружающим, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья. Культура психического и физического здоровья человека способствует его удовлетворению жизнью, творческому самовыражению, формирует нравственные и волевые качества, связана с адекватностью восприятия окружающей среды и коммуникабельностью человека.

Современные исследования состояния здоровья детей выявили его системное ухудшение, снижение уровня физической и двигательной подготовленности. По мнению многих учёных определяющими причинами сложившейся ситуации выступают снижение уровня жизни и социальной защищённости населения, нарушение экологической ситуации, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений.

В дошкольный возрастной период происходит становление личности ребёнка, формирование его способностей, интерес к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание фундамента здоровья. Именно поэтому, эмоциональную составляющую настроения ребёнка, напрямую влияющую на его здоровье, следует обязательно учитывать.

С целью возбуждения у детей интереса к физкультурным занятиям, их увлечённости и участия, в традиционную программу внедряются инновационные технологии, такие как: технология Ж.Е.Фирилёвой «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторская программа Н.Н.Ефименко «Театр физического развития», Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» и прочие.

Одной из основных задач своей деятельности, как инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения, я вижу в способствовании осознания ребёнком необходимости физической активности и поддержания им психологической устойчивости. Также своей задачей вижу – не просто сохранение здоровье детей, а привитие любви к активности, всячески стараюсь её поощрять, добиваюсь высокой культуры движений, поддерживаю и культивирую эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей.

В достижении указанных мною целей значительно способствуют:

  • создание и поддержание соответствующей развивающей среды (обустройство места проведения занятия – просторного и светлого; подбор разнообразного, красочного и удобного спортивного инвентаря, рассчитанного на разные возрастные категории и прочее);
  • тихая, радостная, доброжелательная обстановка;
  • использование музыкального сопровождения, развивающего музыкальный слух и вкус, поддерживающего эмоциональный настрой детей;
  • внедрение в практику своей работы новых программ и технологий;
  • индивидуальное сопровождение.

В реализуемой мною программе применяются:

  • специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры
  • строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
  • танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы)
  • упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
  • развитие ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук - эти упражнения, превращённые в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
  • приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели.

При проведении занятий я учитываю, что стрессовое состояние организма может быть вызвано как сильными отрицательными, так и положительными эмоциями, поэтому стараюсь оберегать детей не только от огорчений, но и от бурных радостных реакций.

Мой педагогический опыт подтверждает тезис о том, что позитивная психическая энергетика легко вступает в контакт с энергией других людей. Радость детей на занятиях – заразительна. Этому значительно способствуют яркий красочный спортивный инвентарь, правильно подобранное музыкальное сопровождение, эстафеты, игры, развлечения, психогимнастика, повышающие эмоциональный фон. Хорошее настроение, улучшение самочувствия и положительный настрой после занятий трудно переоценить. И ещё - все дети нуждаются в похвале, защищённости – сегодня это очень актуально, когда родители заняты и почти не остаётся времени на общение с детьми и игры с ними. Особенно важен доброжелательный настрой педагога. Дети должны уходить с занятий с улыбкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный настрой ребенка на труд

Эмоциональный настрой ребенка на труд...

Эмоциональный настрой в раннем возрасте

Одним из средств развития  эмоций являются игры....

эмоциональный настрой

В помощь начинающему воспитателю...

Положительный эмоциональный настрой дают праздники, проводимые совместно с родителями

Для положительного результата старалась использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: знакомила их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий, через создание ин...

настрой на занятие

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу у развивать ощущения собственных движений.Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:Прилет...

КАРТОТЕКА «Игры на эмоциональный настрой» (старший возраст)

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (учить объяснять словами сво...