Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
консультация по физкультуре на тему

Сутормина Нина Васильевна

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: Формирование осознанного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста.

За последние десятилетие в обществе произошли кардинальные  изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования, пришло понимание обучения как процесса подготовки дошкольников к реальной жизни, к умению занять активную жизненную позицию, успешно решать возникающие проблемы и задачи, сотрудничать и работать в коллективе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований социальной ситуации. На основании этого изменились подходы к формированию физической культуры у дошкольников.

Первостепенное значение приобретает формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Физическая культура определяет ценностные ориентиры формирования у дошкольников осознанного отношения к здоровью следующим образом:

  • Формирование гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
  • Освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
  • Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий самообладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
  • Освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья дошкольников необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста и исходить из того, что это необходимый и обязательный компонент деятельности любого образовательного учреждения, требующий создания соответствующей здоровье сберегающей среды, благоприятного психологического климата,  обеспечение рациональной организации образовательного процесса,  эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности, полноценного питания.

Залогом успеха в реализации данной программы являются те отношения, которые складываются в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, развивающие нравстенно-волевую сферу личности, обогащающие ее идеалами, нормами поведения, ценностными установками, способствующими формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.

Из всех форм физкультурно-оздоровительной деятельности особым педагогическим  воздействием, на мой взгляд, обладает практический опыт участия дошкольников  в соревнованиях. Ребёнок учится действовать в коллективе, ставить перед собой цель и добиваться её, преодолевая трудности,  конструктивно разрешать возникающие конфликты; осуществлять взаимный контроль; оценивать собственное поведение и поведение партнёра с внесением необходимых корректив. Ребёнок начинает  действовать активно, настойчиво, мужественно, уважительно (без насмешек) относится к соперникам, никогда не хвастаться своими победами, достойно переносить поражения и неудачи.

H:\лыжня 2016\20160216_102945.jpg

                                                                         H:\лыжня 2016\20160216_104056.jpg

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая программа или здоровье сберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

C:\Users\user\Desktop\фото севиля\IMG_0076.JPG

                                                                     C:\Users\user\Desktop\фото севиля\IMG_0142.JPG

 Какие  же факторы влияют на формирование здорового образа жизни?

Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить. не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней. это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшение здоровья Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение.

На формирование здорового образа жизни влияют многие факторы:

  •  Отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач детского сада.
  • У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье.
  • В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей. потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
  • Именно в дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
  • Организация физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающей поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья.

  • Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.
  • Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Приведем ряд компонентов здорового образа жизни:

- правильное питание;

- рациональная двигательная активность;

- закаливание организма;

- развитие дыхательного аппарата;

- сохранение стабильного психоэмоционального  состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу

фундамента здорового образа жизни ребенка.  Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

Необходимость воспитания у дошкольников осознанного отношения к                                       своему здоровью.

Одной из основных задач развития системы дошкольного образования  является отработка моделей здоровье сберегающих технологий. Большое внимание со стороны коллектива педагогов и медицинских работников МБДОУ должно уделяться организации двигательной активности детей, укреплению физического и психического здоровья, а также воспитанию у них правильного отношения к своему образу жизни, формированию навыков безопасного поведения. Основными направлениями работы дошкольного учреждения в данном направлении являются:

  • создание благоприятной здоровье сберегающей среды;
  • широкое внедрение в практику работы с детьми здоровье сберегающих технологий;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей;
  • формирование культуры здоровья
  • пропаганда здорового образа жизни в семье через проектную деятельность.

Работа осуществляется по шести блокам:

  1. Лечебно-профилактический (оздоровительный массаж, витаминотерапия,  кварцевание).
  2. Оздоровительный ( фитотерапия, закаливание).
  3. Физкультурный (физкультурные занятия, занятия на тренажерах, праздники, досуги, дни здоровья, спортивные игры, физкультминутки).
  4. Психологический (занятия по коррекции эмоциональной сферы, нейропсихологическая коррекция).
  5. Пропаганда здорового образа жизни в семье (семинары по обеспечению безопасной жизнедеятельности ребенка в семье, организация режима дня и сбалансированного питания детей, активный отдых).
  6. Разработка и внедрение в практику физического воспитания занятий с использованием принципов ОБЖ.

Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание.

Для реализации этой цели важно определить следующие задачи:

  1. Сформировать у детей элементарные знания о своем организме.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.
  3. Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.

Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению, функционированию и научить детей помогать себе, бережно относиться к своему организму.

При помощи каких педагогических методов  можно эффективно сформировать  у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью? 

Помогут детям  доступно овладеть необходимыми знаниями следующие приемы

  1. Отгадай загадку и найди отгадку по картинке. Дети отгадывают загадки о человеческом организме и находят отгадку на картинке.
  2. Стихотворения, раскрывающие назначение органа или значимость физических упражнений для здоровья человека.
  3. Беседы – рассуждения: «Зачем нужен этот орган?». С помощью взрослого ребята находят ответы на вопросы, как функционирует орган, как он устроен, какова его особенность.
  4. Разбор правил поведения, раскрывающих способы бережного отношения к своим органам и частям тела.
  5. Освоение практических действий по оказанию первой помощи.
  6. Использование в работе дидактических, подвижных игр, игровых упражнений, опытов. Например, при помощи упражнений ребенок может почувствовать и определить, как бьется сердце в состоянии покоя, и как оно бьется после физической нагрузки.

Учитывая большой интерес у детей к экспериментированию можно предложить опыты. (С помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды).

Дидактические игры развивают познавательные интересы у детей. Ребята могут подолгу рассматривать картинки с изображением жизненно важных систем и органов человека, могут подолгу рассуждать, задавать вопросы.

Опыт показывает, что дети легче сначала воспринимают материал об органах чувств – они их видят, могут проверить их функцию. Например, «Послушайте улицу. Какой орган помогает вам в этом? А могут ли слушать животные? Есть ли у них уши?» или «Определите по запаху знакомые травы. Без какого органа мы не смогли бы это сделать?» или «Узнай на ощупь предмет, находящийся в чудесном мешочке и опиши его. Какой орган помог тебе в этом? Назови цвет предмета. Почему невозможно это сделать?» и др.

После того как дети познакомятся с органами чувств можно начать работу по  ознакомлению с внутренними органами и системами человека. В большей степени эта работа проводится в подготовительной группе, так как только в этом возрасте у детей хорошо развито образное и абстрактно – логическое мышление.

Также хорошо использовать в этой работе книги и энциклопедии об организме человека, а также игры, проблемные ситуации, тренинги, на которых дети могут не только рассуждать по проблеме, но и свои знания применять на практике.

В конечном итоге у детей сформируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, они будут проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, поймут значимость физических упражнений, смогут решать проблемные ситуации, связанные со здоровьем, оказывать элементарную помощь в случае получения легких травм. Дети смогут проявлять самостоятельность, правильно понимать эмоциональные состояния других и при необходимости прийти на помощь. Ребенок будет испытывать чувство удовлетворения от ежедневных физических упражнений и процедур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.Здоровый образ жизни молодого поколения являе...

Мастер-класс для педагогов "Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогических приемов и форм взаимодействий воспитателя с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни....

Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни младших дошкольников посредством театральной деятельности

Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развития у них навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе театрализованной деятельности....

Методические рекомендации: «Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» Проект на тему: «Зоркие глаза»

Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы.Г. Гельмгольц...

План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"...