Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
консультация по физкультуре на тему
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: Формирование осознанного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста.
За последние десятилетие в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования, пришло понимание обучения как процесса подготовки дошкольников к реальной жизни, к умению занять активную жизненную позицию, успешно решать возникающие проблемы и задачи, сотрудничать и работать в коллективе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований социальной ситуации. На основании этого изменились подходы к формированию физической культуры у дошкольников.
Первостепенное значение приобретает формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Физическая культура определяет ценностные ориентиры формирования у дошкольников осознанного отношения к здоровью следующим образом:
- Формирование гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
- Освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий самообладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
- Освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья дошкольников необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста и исходить из того, что это необходимый и обязательный компонент деятельности любого образовательного учреждения, требующий создания соответствующей здоровье сберегающей среды, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности, полноценного питания.
Залогом успеха в реализации данной программы являются те отношения, которые складываются в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, развивающие нравстенно-волевую сферу личности, обогащающие ее идеалами, нормами поведения, ценностными установками, способствующими формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Из всех форм физкультурно-оздоровительной деятельности особым педагогическим воздействием, на мой взгляд, обладает практический опыт участия дошкольников в соревнованиях. Ребёнок учится действовать в коллективе, ставить перед собой цель и добиваться её, преодолевая трудности, конструктивно разрешать возникающие конфликты; осуществлять взаимный контроль; оценивать собственное поведение и поведение партнёра с внесением необходимых корректив. Ребёнок начинает действовать активно, настойчиво, мужественно, уважительно (без насмешек) относится к соперникам, никогда не хвастаться своими победами, достойно переносить поражения и неудачи.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая программа или здоровье сберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Какие же факторы влияют на формирование здорового образа жизни?
Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить. не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней. это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшение здоровья Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение.
На формирование здорового образа жизни влияют многие факторы:
- Отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач детского сада.
- У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье.
- В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей. потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
- Именно в дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающей поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья.
- Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.
- Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Приведем ряд компонентов здорового образа жизни:
- правильное питание;
- рациональная двигательная активность;
- закаливание организма;
- развитие дыхательного аппарата;
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу
фундамента здорового образа жизни ребенка. Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.
Необходимость воспитания у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Одной из основных задач развития системы дошкольного образования является отработка моделей здоровье сберегающих технологий. Большое внимание со стороны коллектива педагогов и медицинских работников МБДОУ должно уделяться организации двигательной активности детей, укреплению физического и психического здоровья, а также воспитанию у них правильного отношения к своему образу жизни, формированию навыков безопасного поведения. Основными направлениями работы дошкольного учреждения в данном направлении являются:
- создание благоприятной здоровье сберегающей среды;
- широкое внедрение в практику работы с детьми здоровье сберегающих технологий;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей;
- формирование культуры здоровья
- пропаганда здорового образа жизни в семье через проектную деятельность.
Работа осуществляется по шести блокам:
- Лечебно-профилактический (оздоровительный массаж, витаминотерапия, кварцевание).
- Оздоровительный ( фитотерапия, закаливание).
- Физкультурный (физкультурные занятия, занятия на тренажерах, праздники, досуги, дни здоровья, спортивные игры, физкультминутки).
- Психологический (занятия по коррекции эмоциональной сферы, нейропсихологическая коррекция).
- Пропаганда здорового образа жизни в семье (семинары по обеспечению безопасной жизнедеятельности ребенка в семье, организация режима дня и сбалансированного питания детей, активный отдых).
- Разработка и внедрение в практику физического воспитания занятий с использованием принципов ОБЖ.
Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание.
Для реализации этой цели важно определить следующие задачи:
- Сформировать у детей элементарные знания о своем организме.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.
- Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.
Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению, функционированию и научить детей помогать себе, бережно относиться к своему организму.
При помощи каких педагогических методов можно эффективно сформировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью?
Помогут детям доступно овладеть необходимыми знаниями следующие приемы
- Отгадай загадку и найди отгадку по картинке. Дети отгадывают загадки о человеческом организме и находят отгадку на картинке.
- Стихотворения, раскрывающие назначение органа или значимость физических упражнений для здоровья человека.
- Беседы – рассуждения: «Зачем нужен этот орган?». С помощью взрослого ребята находят ответы на вопросы, как функционирует орган, как он устроен, какова его особенность.
- Разбор правил поведения, раскрывающих способы бережного отношения к своим органам и частям тела.
- Освоение практических действий по оказанию первой помощи.
- Использование в работе дидактических, подвижных игр, игровых упражнений, опытов. Например, при помощи упражнений ребенок может почувствовать и определить, как бьется сердце в состоянии покоя, и как оно бьется после физической нагрузки.
Учитывая большой интерес у детей к экспериментированию можно предложить опыты. (С помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды).
Дидактические игры развивают познавательные интересы у детей. Ребята могут подолгу рассматривать картинки с изображением жизненно важных систем и органов человека, могут подолгу рассуждать, задавать вопросы.
Опыт показывает, что дети легче сначала воспринимают материал об органах чувств – они их видят, могут проверить их функцию. Например, «Послушайте улицу. Какой орган помогает вам в этом? А могут ли слушать животные? Есть ли у них уши?» или «Определите по запаху знакомые травы. Без какого органа мы не смогли бы это сделать?» или «Узнай на ощупь предмет, находящийся в чудесном мешочке и опиши его. Какой орган помог тебе в этом? Назови цвет предмета. Почему невозможно это сделать?» и др.
После того как дети познакомятся с органами чувств можно начать работу по ознакомлению с внутренними органами и системами человека. В большей степени эта работа проводится в подготовительной группе, так как только в этом возрасте у детей хорошо развито образное и абстрактно – логическое мышление.
Также хорошо использовать в этой работе книги и энциклопедии об организме человека, а также игры, проблемные ситуации, тренинги, на которых дети могут не только рассуждать по проблеме, но и свои знания применять на практике.
В конечном итоге у детей сформируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, они будут проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, поймут значимость физических упражнений, смогут решать проблемные ситуации, связанные со здоровьем, оказывать элементарную помощь в случае получения легких травм. Дети смогут проявлять самостоятельность, правильно понимать эмоциональные состояния других и при необходимости прийти на помощь. Ребенок будет испытывать чувство удовлетворения от ежедневных физических упражнений и процедур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.Здоровый образ жизни молодого поколения являе...
Мастер-класс для педагогов "Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста"
Представление педагогических приемов и форм взаимодействий воспитателя с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни....
Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни младших дошкольников посредством театральной деятельности
Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развития у них навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе театрализованной деятельности....
Методические рекомендации: «Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» Проект на тему: «Зоркие глаза»
Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы.Г. Гельмгольц...
План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"...