Мастер-класс на тему:"Музыкально-ритмические упражнения и динамические паузы с детьми в НОД и режимных моментов ДОУ и начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Рыбакова Алина Александровна

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, веч­ный двигатель, вечный прыгатель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare.docx31.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                             Семинар-практикум

                                                      «Использование игровых технологий

                                              в системе дошкольного и начального образования»    

Мастер-класс на тему:

«Музыкально-ритмические упражнения

 и динамические паузы с детьми

в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах

 ДОУ и начальной школе».

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный двигатель, вечный прыгатель».

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов  маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (сердца, зрения, психики, опорно-двигательной системы и т. д.), фактор вынужденного длительного статического напряжения (в нашем случае – сидение за столом) на занятиях в детском саду и на уроках в школе отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии нашего времени.

Профессор А.Б. Ситель в книге «Соло для позвоночника» отмечает, что возникающее напряжение мышц спины и шеи затрудняет вентиляцию легких; застой  крови в венозных сосудах органов грудной и брюшной полостей, органов малого таза, нижних конечностей, всех отделов позвоночного столба вызывает  нарушение  кровоснабжение и нормальное функционирование всего организма в целом. Ученому неоднократно приходилось наблюдать, как возникающее в подобных случаях утомление приводило к тому, что дети перестают воспринимать не только учебный материал, но и самого педагога.

В современном образовании идея здоровьесбережения у детей дошкольных учреждений и учащихся школ проходит красной нитью в  национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах.                                                                                                                            

Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки и динамические паузы как эффективное средство повышения работоспособности учащихся. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине урока или занятия, на перемене или между разными видами детской деятельности, - улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Положительный эффект физических разминок, упражнений (пауз) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников и младших школьников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Поэтому использование двигательных действий в качестве динамической, творческой и эмоциональной иллюстрации изучаемого материала на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе по предметам теоретического цикла защищает еще неокрепшую нервную систему и опорно-двигательный аппарат от длительных статических перегрузок. Иногда мы относимся к физкультминуткам как к досадной необходимости, нарушающей спокойное течение урока или занятия, а на самом деле это средство повышения эффективности усвоения учебного материала, совершенствования восприятия, мобилизации разных видов памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной).

В детских садах и в начальной школе педагогами используются следующие виды физкультминуток:

  1. Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для  разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
  2. В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
  3. В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой ( фонетической) культуре речи, по математике;
  4. В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
  5. В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;

6) В форме любого двигательного действия и задания

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

-использование различных имитационных движений: спортсменов                  ( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий    ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Русская народная педагогика широко использовала речевое опосредование игровых, бытовых, трудовых, учебных действий, значит, потребность в такой форме организации деятельности содержится в нашей энергоинформационной основе. «Оречевление» и одушевление движений способствует развитию творческой, речевой, двигательной, эмоциональной, познавательной, сенсорной сферы у детей, а также совершенствованию их соматопространственной и пространственной ориентировки, зрительно-моторной координациии т.д.

Помимо физкультурных пауз во время занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Обратимся еще к одному положительному аспекту динамических пауз. Остроумное, веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на занятии, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.

Таким образом, все виды двигательной активности детей на занятиях и уроках, а также переменках и паузах между занятиями выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формируют моральные и нравственные качества
  5. Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их
  6. Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление и другие  психологические процессы
  7. Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  8. Профилактическую – предупреждают появление психологических заболеваний
  9. Лечебную – способствуют выздоровлению.

Как музыкальный руководитель хочу отметить, что физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в целом осуществляется через рациональную организацию двигательного режима, одним из компонентов которого являются музыкально-ритмические упражнения.

Музыкально-ритмическое движение  решает очень большое количество задач в развитии детей, это:

  1. Развитие музыкального слуха.
  2. Развитие координации движений.
  3. Развитие основных движений.
  4. Развитие плавности движений.
  5. Развитие активности движений.
  6. Подчинение движений музыке.
  7. Развитие памяти.
  8. Развитие умения импровизировать.
  9. Развитие умения двигаться ритмично.
  10. Развитие творческих способностей.
  11. Развитие чувства коллективизма.
  12. Развитие коммуникативности.
  13. Развитие культуры поведения.
  14. Обучение правилам этикета.
  15. Развитие интеллекта и мышления.
  16. Развитие мелкой и крупной моторики.

 

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, а в дошкольном возрасте дети зачастую не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движений,  лёгкость и радость очень тесно связаны  с игровым компонентом   ритмических упражнений  под музыку, причем  в сочетании со словом представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова; аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.  Осваивая танцевальные композиции,  дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. То есть,  я с удовольствием подтвержу девиз Г.П.Фёдоровой: «Танцевать - ум развивать». С развитием двигательных навыков путем музыкально-ритмических движений тесно связно звукопроизношение, поэтому мы используем упражнения со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги,  народные и хороводные  игры.

Стихотворные тексты игр и упражнений заучиваются вместе с комплексом упражнений. При проведении музыкальных динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев. Подпевание, сопровождающее хороводную игру, способствует развитию всего артикуляционного аппарата, является своеобразной дыхательной гимнастикой.

Музыкально-ритмическое движение есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной,  и дающей возможность самовыражения.

Музыкальное сопровождение (инструментально или под фонограмму), безусловно, способствует более быстрому переключению детей на другой    вид деятельности  – активный отдых. Однако можно выполнять ритмический рисунок самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками, хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

Подбор упражнений мы соотносим  не только с воспитательно-образовательными задачами разных видов деятельности детей,  прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом, состоянием здоровья  и уровнем развития детей. 

Игровое содержание любой  динамической паузы  (физкультминутки, подвижной игры, музыкально-ритмических упражнений)  как в ДОУ, так и в начальной школе, - должно соответствовать возрастным особенностям и интересам детей; согласовываться с содержанием программ дошкольного образования и  начальной школы по физической культуре, дополняя их и способствуя лучшему усвоению, закреплению у детей  необходимых двигательных навыков.

Один из принципов гуманистической педагогики:  «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»  (М. Монтель), как нельзя лучше подходит к рассмотренными нами  формами  детской двигательной активности. Креативность и педагогическое мастерство воспитателей и учителей начальных классов, умелый подбор и неоднократное (в течение урока или занятия) включение в структуру учебной деятельности соответствующих игр,  физических, музыкально-ритмических упражнений;  движений, сопровождаемых музыкой,  речью, -  способствует повышению интереса детей к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье. 

Приложения:

№ 1 – «Физкультминутки и динамические паузы в детском саду»

 № 2 – «Динамические паузы в начальной школе»

№ 3 – ссылка на мой сайт в интернете (мои папки по играм, картотеки по динамическим минуткам, другое)

Список литературы

 Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

 Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 768 с.

Артем Патрикеев Подвижные игры. 1-4 классы ВАКО. 2010

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие  технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№2 С.21-28.

Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2001 год.

Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология М.-2004. -№1 –С.21-26.

Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Мн., 1976 год.

Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский и др. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. (Стандарты второго поколения).

А.В. Печенкин, Н. В. Киселева. ОФП (ежедневные динамические паузы) как фактор сохранения здоровья учащихся в учебном процессе. http://www.schoolexpert.ru

 М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. Просвещение. 1986

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, изд-во «Вако», 2007 год.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-  Москва, изд-во «Аркти», 2006 г.

Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры, упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – Москва, изд-во «Просвещение» 1986 год.

Н.А. Федосова, З.Ф. Бурденюк. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования. М.: АПКиПРО, 2004.

Яковлев В.Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб., - Москва, изд-во «ФиС», 1975 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах"

В каждом ребенке таится, заложенная природой неуемная потребность движения. Для ребенка бегать на перегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц стольже есте...

Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»

Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»...

Мастер-класс для педагогов по музыкально-ритмическому развитию старших дошкольников "Путешествие в Игроград"

Задачи: Уметь определять фрагменты музыкального произведения (вступление, куплеты, припев). Закрепить навык выразительного и ритмичного выполнения упражнений, танцевально-ритмической гимнастики ...

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...