Мастер-класс на тему:"Музыкально-ритмические упражнения и динамические паузы с детьми в НОД и режимных моментов ДОУ и начальной школе"
учебно-методический материал на тему
«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный двигатель, вечный прыгатель».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminare.docx | 31.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Использование игровых технологий
в системе дошкольного и начального образования»
Мастер-класс на тему:
«Музыкально-ритмические упражнения
и динамические паузы с детьми
в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах
ДОУ и начальной школе».
«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный двигатель, вечный прыгатель».
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.
Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (сердца, зрения, психики, опорно-двигательной системы и т. д.), фактор вынужденного длительного статического напряжения (в нашем случае – сидение за столом) на занятиях в детском саду и на уроках в школе отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии нашего времени.
Профессор А.Б. Ситель в книге «Соло для позвоночника» отмечает, что возникающее напряжение мышц спины и шеи затрудняет вентиляцию легких; застой крови в венозных сосудах органов грудной и брюшной полостей, органов малого таза, нижних конечностей, всех отделов позвоночного столба вызывает нарушение кровоснабжение и нормальное функционирование всего организма в целом. Ученому неоднократно приходилось наблюдать, как возникающее в подобных случаях утомление приводило к тому, что дети перестают воспринимать не только учебный материал, но и самого педагога.
В современном образовании идея здоровьесбережения у детей дошкольных учреждений и учащихся школ проходит красной нитью в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки и динамические паузы как эффективное средство повышения работоспособности учащихся. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине урока или занятия, на перемене или между разными видами детской деятельности, - улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Положительный эффект физических разминок, упражнений (пауз) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников и младших школьников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Поэтому использование двигательных действий в качестве динамической, творческой и эмоциональной иллюстрации изучаемого материала на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе по предметам теоретического цикла защищает еще неокрепшую нервную систему и опорно-двигательный аппарат от длительных статических перегрузок. Иногда мы относимся к физкультминуткам как к досадной необходимости, нарушающей спокойное течение урока или занятия, а на самом деле это средство повышения эффективности усвоения учебного материала, совершенствования восприятия, мобилизации разных видов памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной).
В детских садах и в начальной школе педагогами используются следующие виды физкультминуток:
- Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
- В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
- В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой ( фонетической) культуре речи, по математике;
- В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
- В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6) В форме любого двигательного действия и задания
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
-использование различных имитационных движений: спортсменов ( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Русская народная педагогика широко использовала речевое опосредование игровых, бытовых, трудовых, учебных действий, значит, потребность в такой форме организации деятельности содержится в нашей энергоинформационной основе. «Оречевление» и одушевление движений способствует развитию творческой, речевой, двигательной, эмоциональной, познавательной, сенсорной сферы у детей, а также совершенствованию их соматопространственной и пространственной ориентировки, зрительно-моторной координациии т.д.
Помимо физкультурных пауз во время занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.
Обратимся еще к одному положительному аспекту динамических пауз. Остроумное, веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на занятии, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.
Таким образом, все виды двигательной активности детей на занятиях и уроках, а также переменках и паузах между занятиями выполняют следующие функции:
- Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
- Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
- Коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
- Воспитательную – формируют моральные и нравственные качества
- Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их
- Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление и другие психологические процессы
- Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
- Профилактическую – предупреждают появление психологических заболеваний
- Лечебную – способствуют выздоровлению.
Как музыкальный руководитель хочу отметить, что физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в целом осуществляется через рациональную организацию двигательного режима, одним из компонентов которого являются музыкально-ритмические упражнения.
Музыкально-ритмическое движение решает очень большое количество задач в развитии детей, это:
- Развитие музыкального слуха.
- Развитие координации движений.
- Развитие основных движений.
- Развитие плавности движений.
- Развитие активности движений.
- Подчинение движений музыке.
- Развитие памяти.
- Развитие умения импровизировать.
- Развитие умения двигаться ритмично.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие чувства коллективизма.
- Развитие коммуникативности.
- Развитие культуры поведения.
- Обучение правилам этикета.
- Развитие интеллекта и мышления.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, а в дошкольном возрасте дети зачастую не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движений, лёгкость и радость очень тесно связаны с игровым компонентом ритмических упражнений под музыку, причем в сочетании со словом представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова; аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. То есть, я с удовольствием подтвержу девиз Г.П.Фёдоровой: «Танцевать - ум развивать». С развитием двигательных навыков путем музыкально-ритмических движений тесно связно звукопроизношение, поэтому мы используем упражнения со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, народные и хороводные игры.
Стихотворные тексты игр и упражнений заучиваются вместе с комплексом упражнений. При проведении музыкальных динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев. Подпевание, сопровождающее хороводную игру, способствует развитию всего артикуляционного аппарата, является своеобразной дыхательной гимнастикой.
Музыкально-ритмическое движение есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
Музыкальное сопровождение (инструментально или под фонограмму), безусловно, способствует более быстрому переключению детей на другой вид деятельности – активный отдых. Однако можно выполнять ритмический рисунок самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками, хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.
Подбор упражнений мы соотносим не только с воспитательно-образовательными задачами разных видов деятельности детей, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом, состоянием здоровья и уровнем развития детей.
Игровое содержание любой динамической паузы (физкультминутки, подвижной игры, музыкально-ритмических упражнений) как в ДОУ, так и в начальной школе, - должно соответствовать возрастным особенностям и интересам детей; согласовываться с содержанием программ дошкольного образования и начальной школы по физической культуре, дополняя их и способствуя лучшему усвоению, закреплению у детей необходимых двигательных навыков.
Один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтель), как нельзя лучше подходит к рассмотренными нами формами детской двигательной активности. Креативность и педагогическое мастерство воспитателей и учителей начальных классов, умелый подбор и неоднократное (в течение урока или занятия) включение в структуру учебной деятельности соответствующих игр, физических, музыкально-ритмических упражнений; движений, сопровождаемых музыкой, речью, - способствует повышению интереса детей к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.
Приложения:
№ 1 – «Физкультминутки и динамические паузы в детском саду»
№ 2 – «Динамические паузы в начальной школе»
№ 3 – ссылка на мой сайт в интернете (мои папки по играм, картотеки по динамическим минуткам, другое)
Список литературы
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 768 с.
Артем Патрикеев Подвижные игры. 1-4 классы ВАКО. 2010
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№2 С.21-28.
Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2001 год.
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология М.-2004. -№1 –С.21-26.
Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Мн., 1976 год.
Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский и др. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. (Стандарты второго поколения).
А.В. Печенкин, Н. В. Киселева. ОФП (ежедневные динамические паузы) как фактор сохранения здоровья учащихся в учебном процессе. http://www.schoolexpert.ru
М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. Просвещение. 1986
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, изд-во «Вако», 2007 год.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- Москва, изд-во «Аркти», 2006 г.
Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры, упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – Москва, изд-во «Просвещение» 1986 год.
Н.А. Федосова, З.Ф. Бурденюк. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования. М.: АПКиПРО, 2004.
Яковлев В.Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб., - Москва, изд-во «ФиС», 1975 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Динамическая пауза в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах"
Выступление на педагогическом совете из опыта работы...
«Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах»
Доклад на педагогическом совете...
Динамические паузы в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах.
Сообщение для воспитателей...
Презентация "Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах"
В каждом ребенке таится, заложенная природой неуемная потребность движения. Для ребенка бегать на перегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц стольже есте...
Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»...
Мастер-класс для педагогов по музыкально-ритмическому развитию старших дошкольников "Путешествие в Игроград"
Задачи: Уметь определять фрагменты музыкального произведения (вступление, куплеты, припев). Закрепить навык выразительного и ритмичного выполнения упражнений, танцевально-ритмической гимнастики ...
Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».
Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...