«Здоровьесбережение как фактор эффективности педагогической деятельности»
презентация по физкультуре на тему

Максимова Галина Сергеевна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесбережение как  фактор эффективности педагогической деятельности»

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Сегодня мы с вами рассуждаем о здоровьесбережении в дошкольном образовании. Конечно, мы подразумеваем сбережение здоровья дошколят, технологии, направленные на это.

Однако, я хочу обратить ваше внимание к личности воспитателя! Как велик и значим его труд! Говорят, что у счастливой мамы – счастливые дети, так и у воспитателя! Назревает вопрос: как же сберечь здоровье воспитателя в современных образовательных условиях? В нашем детском саду воспитатель – это всемогущий человек! 10-часовой рабочий день, большой объем документооборота, необходимость педагогического инсайта и проявления творчества во всем, чтобы детям было понятно, интересно и комфортно. Как это все отражается наличности педагога? С одной стороны, - это развитие, профессиональный рост, непрерывная интеллектуальная активность, сохранение чувства молодости души. Однако, с другой стороны, - это постоянная борьба с эмоциональным выгоранием. 

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

 

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с клиентами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

 

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Личностно – ориентированная модель.

Педагог и ребёнок равноправны. Они оба обладают определённой свободой в построении своей деятельности, характерным признаком которой является возможность осуществлять выбор. Основное противоречие решается не за счёт принуждения, а путём сотрудничества. Ценятся качества: способность к самореализации, творческому росту, инициативность, активность.

Отношения между педагогом и ребёнком строятся по принципу взаимопонимания и взаимопринятия. И педагог, и ребёнок имеет право на индивидуальность.

Принципы, на которых строятся взаимоотношения с детьми:

- управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;

- постоянное проявление веры в возможности и перспективы развития каждого ребёнка;

- сотрудничество с детьми в процессе обучения;

- уважение и поддержка достоинства детей;

- принятие детей такими, какими они являются в реальности.

Стиль руководства: демократический.

Тип отношений: устойчиво – положительный.

Цель: обеспечить чувство психологической защищённости, доверия к миру, радость существования, формирования начал личности, развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Способы общения: понимание, признание, принятие ребёнка.


  1. Упражнение – активатор «Апельсин».

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.

  1.  Упражнение «Звезда».

Материалы: небольшое карманное зеркало, изображения звёзд.

Подготовить основу – изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5*5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звёздами. Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребёнка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения:

• Ваши ощущения в процессе выполнения задания?

• Ваши мысли по этому поводу?

Идеи, выносимые на обсуждение:

От ребёнка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание.

От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идёт вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

  1.  «Погружение в детство».

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идёте по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствует его тёплую надёжную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперёд, но не далеко, ждёте своего близкого человека и снова берёте его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идёте дальше и вместе смеётесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время обратно вернуться в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

В этом сюжете анализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках как тёплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребёнком и осознать, что значит присутствие надёжного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

  1.  Упражнение «Что помогает тебе в работе».

Занятие завершается высказыванием мнения о своём соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала.

Высказывание можно начать с фразы: «Тебе как профессиональному педагогу очень помогает в работе то, что ты… ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»

Семинар для воспитателейТема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»...

Роль индивида в эффективности организации деятельности образовательного учреждения. Педагогический совет

Данный педагогический совет предполагает общее знакомство с понятием «организационная культура». Кроме того, на данном мероприятии педагоги знакомятся с «Профессиональным стандартом педагога», л...

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)

КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %)...

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий...

Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены  на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, поэтому главной  целью воспитателя...

Самоанализ педагогической деятельности Тема: «Осуществление деятельности по здоровьесбережению »

  Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: ...