Педагогический проект "Здоровые ножки"
статья по физкультуре (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта | «Здоровые ножки» |
Основные разработчики проекта |
|
Проблема | Такая проблема, как плоскостопие очень распространена среди детей в современном мире. Многие родители считают, что это совсем не серьезное отклонение от нормы и не обращают внимания на данный аспект. А ведь именно из-за плоскостопия могут начать развиваться разные проблемы с позвоночником. Во взрослой жизни это чревато болями в спине и шее, заболеваниями суставов, нарушением осанки. Именно поэтому так важна профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. |
Цель и задачи проекта | Цель: стимулирование интереса детей к двигательной активности и повышение физической подготовленности через организацию совместной со взрослым физкультурно-оздоровительной деятельности. Задачи: 1. Создавать условия для полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий. 2. Приобщать детей к здоровому образу жизни, вырабатывать потребность в регулярных занятиях физической культурой. 3. Активизировать работу с родителями по использованию упражнений для профилактики плоскостопия у детей в домашних условиях. 4. Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников. |
Сроки реализации проекта | сентябрь 2016 года – май 2017 года |
Перечень основных мероприятий в ходе реализации проекта |
|
Исполнители проекта |
|
Ожидаемые конечные результаты |
|
Ресурсное обеспечение | 1) Кадровое: воспитатели группы, инструктор по физической культуре, методисты МАДОУ. 2) Техническое: фотоаппарат, компьютер, физкультурное оборудование. 3) Информационно-методическое: литература по проблеме оздоровления детей, информация интернета. |
Актуальность проекта
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях ДОО, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Однако в настоящее время отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала, а также родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОО особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший вес. В частности, некоторыми исследованиями установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие. Исходя, из выше сказанного необходим поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, увеличения двигательной активности детей, формирования у них интереса к физической культуре.
Проект «Здоровые ножки» - цикл совместной деятельности, направленной на повышение интереса детей к занятиям физкультурой и укрепления их здоровья, в ходе которых особое внимание уделяется укреплению нижних конечностей ребенка в целом и свода стопы в частности. Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя сочетание физических упражнений, направленных на укрепление стоп у детей, подвижных игр, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии. Все вышеперечисленное не только служит профилактическими мерами для предупреждения плоскостопия, но и способствует развитию у детей чувства ритма, координации, речи, равновесия, осанки, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Формирование стойкого интереса к физическим упражнениям, привычки к здоровому образу жизни невозможно решить без участия родителей. В рамках реализации проекта родителям малышей будут предложены консультации, а также совместные развлечения.
Цели и задачи проекта
Цель: стимулирование интереса детей к двигательной активности и повышение физической подготовленности через организацию совместной со взрослым физкультурно-оздоровительной деятельности.
Задачи:
1. Создавать условия для полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.
2. Приобщать детей к здоровому образу жизни, вырабатывать потребность в регулярных занятиях физической культурой.
3. Активизировать работу с родителями по использованию упражнений для профилактики плоскостопия у детей в домашних условиях.
4. Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.
Целевые группы проекта
Целевые группы | Их интересы |
Дети младшего дошкольного возраста | Оздоровление и укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, приобщение к здоровому образу жизни и потребности к регулярным занятиям физкультурой. |
Родители | Просветительская работа с родителями по использованию комплексов упражнений для профилактики плоскостопия у детей, обретение нового опыта в воспитании и общении с детьми. |
Педагоги | Реализация творческого потенциала. Повышение профессиональной компетентности по проблеме стимулирования интереса детей к двигательной деятельности и повышение физической подготовленности. Привлечение общественного внимания к данной проблеме. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения. |
Механизм реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) | 01 – 30 сентября 2016 года | - изучение специальной литературы и опыта коллег; - разработка проекта: определение цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - мониторинг (наблюдение) детей младшего дошкольного возраста; - составление банка данных малоподвижных детей с понижением интереса к двигательной деятельности; - обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. |
II этап (организационный) | 1октября 2016 года по 1 мая 2017 года | - составление перспективного плана для работы с детьми; - проведение специально организованной совместной деятельности; - обогащение предметно-развивающей среды МАДОУ; - разработка методических рекомендаций для родителей; - взаимодействие с родителями. |
III этап (заключительный) | 1 мая – 31 мая 2017 года | - повторный мониторинг (наблюдение); - анализ полученных результатов; - перспективы работы в данном направлении; - фотовитрина «Здоровая семья»; - выставка детско-родительского творчества «Нетрадиционное физкультурное оборудование». |
Календарный план мероприятий
Месяц | Неделя | Работа с детьми | Работа с родителям |
Сентябрь | 1-4 | Мониторинг (наблюдение). | Анкетирование родителей (выявление интересов, запросов родителей). Выступление на родительском собрании на тему «Профилактика плоскостопия у детей». Индивидуальные беседы с родителями по вопросам реализации проекта «Здоровые ножки». |
Октябрь | 1 |
| Индивидуальные консультации. |
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
| ||
Ноябрь | 1 |
| Консультация «Что такое плоскостопие?». Индивидуальные консультации. |
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
| ||
Декабрь | 1 |
| Консультация «Гимнастика для профилактики плоскостопия в домашних условиях». Индивидуальные консультации. |
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
| ||
Январь | 1 |
| Выступление на родительском собрании «Фотозарисовки в ходе реализации проекта» |
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
| ||
Февраль | 1 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег с захл.голени. Галоп. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: ходьба по дорожкам. | Памятка для родителей по теме «Как выбрать обувь для ребенка». Совместное развлечение детей и родителей «Спасем Страну здоровья». |
2 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. | ||
3 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице. | ||
4 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: собирание мелких предметов, перекладывание их. | ||
Март | 1 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: катание палки, мяча. | Индивидуальные консультации. Информационный бюллетень «Чему мы научились». |
2 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. | ||
3 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: с платочками и дорожками. | ||
4 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. | ||
Апрель | 1 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: катание набивного мяча. | Индивидуальные консультации. |
2 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. | ||
3 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: ходьба по коврикам и дорожкам. | ||
4 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой. | ||
Май | 1 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: катание гимнастической палки, мячей. | Совместный досуг «Малые олимпийские игры». Повторное анкетирование родителей. Оформление фотовитрины «Здоровая семья». Выставка детско-родительского творчества «Нетрадиционное физкультурное оборудование». Анализ результатов проекта. |
2 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. | ||
3 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег. 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице. | ||
4 | 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег 2. Самомассаж стоп (3 этап) 3. Упражнения без предметов 4. Упражнения с предметами: спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие. |
Ожидаемые результаты проекта
№ п/п | Критерии | Показатели |
1. | Повышение интереса детей к двигательной деятельности. |
|
2. | Компетентность родителей по использованию комплексов упражнений для профилактики плоскостопия у детей. | 2.1 Доля родителей, компетентных в использовании комплексов упражнений для профилактики плоскостопия у детей. 2.2 Доля родителей, заинтересованных в развитии двигательной активности детей. 2.3 Доля родителей вовлеченных в реализацию проекта. |
Литература
1. Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.
2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1989. - 544 с.
3. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.
4. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.
5. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-14.
6. Стеркина P.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5.
7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.
8. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.
9. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.
10. Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-87.
Приложение «Консультации для родителей»
Профилактика и лечение плоскостопия.
При поврежденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.
У школьников, наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.
У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болезнями, лечение начинается с наложения гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначаются ортопедическая обувь, массаж, гимнастика. И только если все это ни к чему не привело, возможна операция.
Гимнастика. Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.
Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.
Диагностика плоскостопия.
Возьмите чистый лист бумаги. Положите его на пол. Теперь намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий лист отпечаток Вашей стопы.
Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если отпечаток узкой части занимает не более одной трети этой линии – стопа нормальная. Если достигает середины линии – у Вас плоскостопие, и Вам не следует оттягивать визит к врачу. У врача методики определения степени плоскостопия более сложные.
Если дошкольник при длительном ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.
По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4
упложенным 2:4
плоским 3:4
Какой должна быть обувь ребенка?
Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стоп.
Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм., с упругой стелькой и крепким задником.
Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку на стопе.
Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.
Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный свод стопы.
Виды плоскостопия.
- Статическое плоскостопие. От чего оно возникает? Иногда просто от врожденной слабости связок, и у людей, склонных к ожирению. Еще одна причина болезни – нерациональная обувь. Постоянное ношение туфель на «шпильке» или на негнущейся платформе настолько меняет биомеханику нормального шага, что почти фатально приводит к этой болезни. Часто причиной болезни бывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека – «весь день на ногах».
- Травматическое плоскостопие. Как и следует из названия, это результат травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, предплюсны и плюсны.
- Врожденное плоскостопие. У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, т.е. лет до 3-4, когда завершается формирование стопы, трудно оценить, насколько функциональны ее всоды. Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что стопа не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Причиной может быть аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелетов. Лечение подобного вида плоскостопия надо начать как можно раньше, в сложных случаях – вплоть до хирургического.
- Рахитическое плоскостопие – не врожденное, а приобретенное в результате не правильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и, как следствие, недостаточным усвоением кальция. Эту болезнь можно предупредить, проведя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).
- Паралитическая плоская стопа – результат паралича мышц ножных конечностей и чаще сего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.
Массаж рефлекторных зон ног.
- Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли.
- Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите; повторите 3 раза на каждой ноге.
- Быстро потрите верх ступни рукой или, что более удобно, пяткой другой ноги.
- Если по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута.
Всего за 60 секунд Вы включили основные системы организма на полные обороты.
Гимнастика для предупреждения плоскостопия.
Нормальное строение стоп очень важно для правильного положения позвоночника. Поэтому обратите особое внимание на ножки ребенка, чтобы не пропустить такой распространенный недуг, как плоскостопие. Обычно его обнаруживает детский врач, но можно определить плоскостопие и в домашних условиях. Для этого покрасьте стопу ребенка гуашью и поставьте малыша на листок чистой бумаги, чтобы отпечатался следок. Если у ребенка здоровая стопа, то на листке будет небольшой изгиб следка и он не отпечатается полностью. В случае плоскостопия стопа прорисуется вся.
Плоскостопие можно заподозрить и тогда, когда ребенок часто жалуется на боли в ногах и быстро устает. Возможно, у него уплощены мышцы свода стопы. Причина либо в чрезмерной нагрузке на позвоночник, либо в неправильном распределении тяжести на свод стопы. Нередко возникают утолщения суставов и мелких костей стопы – натоптыши.
Чтобы избежать всех этих неприятностей, необходимо развивать мышцы свода стопы.
Перед занятиями хорошо помассируйте стопы, разомните их, разогрейте. Размятые мышцы лучше поддаются коррекции.
Первая группа упражнений выполняется сидя на стуле.
• Перекатите стопы с пяток на носки, не отрывая их от пола. Затем переступайте ногами по полу, раздвигая поочередно то носки, то пятки.
• Возьмите гимнастическую палку, положите ее под стопы и катайте вперед-назад, опираясь стопами на ее поверхность.
• Положите на пол шнурок или ленточку. Подбирая под себя носки, двигайте ленточку, захватывая ее пальцами ног.
• Возьмите пальцами одной ноги с пола карандаш и, не выпуская его, опишите карандашом круг в воздухе. Выполните упражнение несколько раз поочередно то одной, то другой ногой.
Вторая группа – упражнения во время ходьбы.
• Сцепите руки за спиной в замочек, чтобы спина была прямая. Встав на носочки, сделайте 20 шагов на носках, затем 20 шагов – на пятках и 20 – на наружной поверхности стопы. Повторите серию упражнений три раза.
• Походите, перекатываясь с пятки на носок.
• Переступайте по лежащей на полу палке – так, чтобы стопы располагались вдоль нее. Затем поменяйте положение – стопы поперек палки.
• Подложите палку под пятки и сделайте несколько приседаний.
• Встаньте, сведите носки вместе, пятки врозь. Поднимитесь высоко на носочки, потом присядьте, но не до конца. Можно держаться руками за стол или развести их в стороны. Вернитесь в исходное положение.
ПРАВИЛА
• Девочкам следует носить обувь на небольшом каблуке, подросткам – на среднем. При этом старайтесь сохранять стройную осанку.
• С детства приучайте ходить босиком.
• Заведите массажные шлепанцы. Массажный коврик.
• Все время помните о том, что мышцам стоп необходима хорошая физическая нагрузка.
Плоскостопие – один раз и на всю жизнь.
Плоскостопие может быть врожденным, как результат недоразвития мышц, отсутствия малоберцовой кости, других пороков развития. Встречается не часто. Но в целом наследственный фактор играет большую роль. Если мать и отец страдают плоскостопием, нужно заранее готовиться, что «та же история» будет и у ребенка.
Способствовать деформации стопы может рахит. При тяжелом гиповитаминозе D, кости становятся мягкими, слабеет костно-мышечный аппарат. Плоскостопие в данном случае нередко сочетается с другими костными изменениями, характерными для рахита.
Плоскостопие может быть вызвано травмами – переломом костей стопы.
Лечить довольно сложно. Плоскостопие дается один раз и на всю жизнь. С помощью специальных мероприятий можно только укротить заболевание, не дать ей существенно влиять на повседневные будни.
Гимнастика должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.
Массаж оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод.
Как обнаружить плоскостопие?
Нужно иметь в виду, что до 4 лет ставить ребенку диагноз «плоскостопие» просто несерьезно. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и сделать отпечаток такой стопы, то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является. Еще одна причина, по которой ошибочно ставят диагноз, - Х-образные ноги. Стопа в этом случае кажется плоской, но если ногу поставить строго вертикально, то отпечаток получится нормальный.
А вот начиная лет с 5-6, сами родители вполне могут заметить какие-то неправильности у своего ребенка. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь при ходьбе или стоянии могут свидетельствовать о плоскостопии. В более старшем возрасте ребенок сам выразит свои жалобы, по котором можно заподозрить плоскостопие, - при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы.
Солнце, воздух и вода – ножек лучшие друзья.
Лучшая борьба с плоскостопием – ее профилактика. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы.
Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви – с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающем пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия детям лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.
Занятия физкультурой, безусловно, полезны и детям с плоскостопием.
Как выбрать правильную обувь?
Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стопы и не нарушает ее кровоснабжения.
Каблук изменяет биомеханику стопы. По мнению медиков, оптимальная высота каблука – 1/14 от длины стопы. То есть около двух сантиметров для взрослого человека.
Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода.
Сколько разной обуви должно быть? Много. На работе сапожки должны сменяться туфельками, дома – тапочками.
Материал обуви может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она должна быть из кожзаменителя.
Стелька – это важно. За один срок службы обуви желательно сменить стельку не меньше одного-двух раз.
Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный своды стоп.
Приложение «Самомассаж стоп».
Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.
Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.
1 этап
1. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
2. Разминание стопы всеми пальцами.
3. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
4. Похлопывание подошвы.
5. Активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.
2 этап
1. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
2. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
3. Катание подошвами вперед – назад гимнастической палки.
4. Надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.
3 этап
1. Надавливание с силой на болевые точки.
2. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
3. Похлопывание подошвы.
4. Катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.
Приложение «Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия»
Комплекс без предметов.
И.п. - сидя с выпрямленными ногами:
1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
И.п. – сидя на стуле
3. Сгибать пальцы стоп.
4. Приведение стоп внутрь.
5. Кружение стопами внутрь.
6. Обеими стопами захватить и приподнять мяч.
7. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
8. Пальцами ног захватить и приподнимать губку.
9. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.
И.п. – стоя на носках, стопы параллельно.
10. Ходьба босиком по песку или коврику из поролона, согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
11. Ходьба по бревну боком.
Упражнения выполняются босиком, каждое по 8 – 12 раз.
Комплекс с предметами.
1. Захватывание пальцами стопы мелких предметов.
2. Удержание и выбрасывание мелких предметов.
3. Перекатывание стопой набивного или резинового мяча.
4. Собирание пальцами стоп.
5. Перекладывание предметов вправо, влево.
6. Подтягивание предмета к себе, передача сидящему рядом.
7. Ходьба по ребристой дорожке.
8. Ходьба по резиновым шипованным коврикам.
9. Перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
10. Катание стопой гимнастической палки.
11. Ходьба по обручу, канату, веревке.
12. Лазанье по лестнице.
13. Спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие.
Комплекс № 3.
1. Сидя на стуле, разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола.
2. Из того же положения, захватывать стопами мяч среднего размера и поднимать его.
3. Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик, максимально сгибать и разгибать стопы.
4. Сидя на стуле, сгибать пальцами ног коврик или кусок ткани, лежащего на полу.
5. Из того же положения, между стопами находится небольшой резиновый мяч. Сдавливать его.
6. Захватывать и поднимать пальцами ног различные предметы.
7. То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катать палку подошвами ног.
8. Из положения стоя, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.
9. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.
10. Ходьба по бруску с треугольным профилем.
11. Ходьба на носках па наклонной плоскости.
Комплекс упражнений «Веселый зоосад».
1. «Танцующий верблюд».
И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу.
Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.
2. «Забавный медвежонок».
И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во внутрь.
3. «Смеющийся сурок».
И.п. – стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью логтями вниз, направлены пальцами вниз.
1-2 – полуприсед на носках, улыбнуться
3-4 – и.п.
4. «Тигренок потягивается».
И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 – выпрямляя ноги, упор стоя, согнувшись на носках
3-4 – и.п.
Комплекс упражнений «Королевство птиц».
1. «Пингвины».
И.п. – стоя, ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть.
1 – не отрывая пятку, носок правый в сторону.
2 – то же левой.
3-6 – стоять, опираясь на наружный край стоп.
7 - не отрывая пятку, носок правый в и.п.
8 – то же левой.
2. «Попугай».
И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам.
1 – слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.
2 – слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.
3-8 – продолжать передвигаться таким образом вправо.
3. «Фламинго».
И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны.
1 – согнуть правую ногу вперед, стопа согнута, пальцы сжаты.
2-3 – держать
4 – и.п
5-8 – то же с другой ноги.
Приложение «Игры для профилактики плоскостопия»
Название игры | Описание игры |
Тишина | Дети на громкую музыку ходят на пятках, на тихую – на носочках. |
Кто быстрее соберет? | Выполнение различных заданий. |
Горячо-холодно | Дети ходят поочередно на пятках и носках. |
Воздушные шары | Дети ловят ногами воздушные шары. |
Сугробы | Дети ходят по залу, перешагивая через «сугробы». |
Море волнуется | Дети сохраняют равновесие, стоя на носках. |
Зоопарк | Ходьба, имитируя движения животных. |
Пройди по ребристой доске | Дети ходят по ребристой доске. |
Ловкие ноги | Выполнение различных заданий. |
Барабан | Дети на барабане отбивают дробь ногами. |
Поймай комара | Дети ловят ногами различные предметы. |
Ну-ка, донеси | Дети переносят ногами различные предметы. |
Кто устойчивее? | Дети сохраняют равновесие, стоя на носках. |
Медвежата | Ходьба, имитируя движения медведя. |
МАДОУ № 231 «Детский сад комбинированного вида»
Педагогический проект
«Здоровые ножки»
Составители:
М.А. Бикеева, воспитатель
К.С. Ускова, воспитатель
2016-2017 учебный год
Содержание.
- Паспорт проекта.
- Актуальность проекта.
- Цели и задачи проекта.
- Целевые группы проекта.
- Механизм реализации проекта.
- Календарный план мероприятий.
- Ожидаемые результаты проекта.
- Литература.
- Приложение «Консультации для родителей».
- Приложение «Самомассаж стоп».
- Приложение «Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия».
- Приложение «Игры для профилактики плоскостопия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Солнышко на ножке».Задачи проекта:- формировать у...
Педагогический проект "Полвека по дорожке шагают в садик ножки"
Проект посвящен 50-летнему юбилею детского сада. Многие дети, посещающие детский сад, не имеют представления о том, как устроен и функционирует детский сад за пределами группы,...
Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"
Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"...
Консультация для родителей “Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”
ldquo;Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели&rdquo...
Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)
Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...
Педагогический проект "Полвека по дорожке шагают в садик ножки"
Проект посвящен 50-летнему юбилею детского сада. Многие дети, посещающие детский сад, не имеют представления о том, как устроен и функционирует детский сад за пределами группы,...
Педагогический проект «Одуванчик - солнышко на ножке» Во второй группе раннего возраста
Педагогический проект Тема: «Одуванчик - солнышко на ножке» во второй группе раннего возрастаВид проекта: краткосрочный групповой познавательный проект с элементами творчества для дет...