Развитие быстроты и ловкости через игровую деятельность (из опыта работы)
материал по физкультуре на тему
Развитие быстроты и ловкости через игры-эстафеты (старший дошкольный возраст).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие быстроты и ловкости через игровую деятельность
В нашем саду отдается немалое количество времени для проведения как подвижных игр, в том числе соревновательного характера, так и немало внимания уделяется играм-эстафетам. Подвижные игры соревновательного характера готовят ребенка преодолевать трудности, проявлять стремление к творческим поискам, а игры-эстафеты являются наиболее приемлемой формой командных игр в подготовительной дошкольной группе.
Поскольку именно игры-эстафеты являются важным средством развития быстроты и ловкости, наиболее приемлемой формой командных соревнований в подготовительной группе, на них делается акцент на физкультурных занятиях. В них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие быстроту и ловкость: пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т.д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач.
При планировании заданий для эстафеты мы руководствуемся следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей и избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Для развития быстроты игры-эстафеты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений в играх-эстафетах по неожиданному сигналу. А для развития ловкости по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию (непрерывное совершенствование). Также эти игры-эстафеты позволяют воспитать нравственно-волевое поведение по отношению к сверстникам. («Проведи шайбу между кеглями», «Забей в ворота», «Проскачи на мяче», «Прыжки в мешках», «Бег в обручах в паре», «Проползи в трубе»).
Анализ показывает, что если в начале года многие дети неправильно выполняли задания эстафеты, мешали друг другу на старте, то по прошествии некоторого времени даже самые неловкие и медлительные ребята стали увереннее в этих играх, внимательнее, никто уже не ронял инвентарь во время бега, и тем более, не падал. Не маловажное значение здесь играет тот факт, что в группе всегда проводится индивидуальная работа по развитию физических качеств, к примеру, по развитию основных движений. Также ребята стали более сплоченными, внимательными друг к другу, дисциплинированными и организованными. Девочки стали проходить полосу препятствий наравне с мальчиками, а иногда и лучше и быстрее их.
Кроме вышеперечисленных игр на занятиях и в свободной деятельности детей обязательно проводятся подвижные и спортивные игры. Это элементарные игры с правилами, такие как: сюжетного характера («Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»); бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, ловишки, пятнашки); аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, забей воздушный шарик в ворота и др.). Это сложные игры с правилами: спортивные (футбол, элементы баскетбола); игры с элементами спорта (кегли, кольцебросы).
Среди подвижных игр развитию ловкости и быстроты способствуют такие, как: игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Платочек», «Ловишки», «Волк во рву», «Чай-чай выручай»); игры средней подвижности, с лазаньем, хороводы с ходьбой и с бегом («Совушка», «Мышеловка», «Ровным кругом», «Карусели», «Гори-гори ясно»).
Согласно нашим исследованиям, в играх, где больше требуется проявление ловкости, дети чувствовали себя неуверенно на начальном этапе – когда игра только изучалась. К примеру, в игре «Хитрая лиса» ребенок, которому был положен платок и был выбран «Хитрой лисой» долго думал прежде, чем выпрыгивать в круг и кричать «Вот я», а затем стоял и ждал, когда побегут дети (что ему делать). А в игре «Совушка» после сигнала «ночь» дети продолжали двигаться и замирали только через несколько секунд. В игре «Бездомный заяц» дети, к которым «запрыгивал заяц» долго думали и не сразу выбегали из домика. В настоящий момент даже неуверенные и стеснительные дети играют вполне охотно, иногда даже выбирают эти игры для самостоятельного развлечения.
В подвижных играх с бегом практически все дети чувствовали себя уверенно, откликались на призыв сразу, играли с охотой. В целом, можно отметить, что проявление ловкости и быстроты у детей в подвижных играх улучшилось. Они стали быстрее реагировать на сигналы, действовать уверенно и ловко, соблюдая правила игр. Конечно, очень важно, чтобы в начале игр были правильно объяснены правила игры, движения, которые нужно было выполнять.
Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод о том, что включение в занятия по физической культуре в детском саду игр-эстафет позволяет значительно увеличить физическую нагрузку, повысить интенсивность занятий, улучшить качество двигательных навыков, способствуют развитию физических качеств и развитию в целом организма дошкольников, что очень важно при подготовке к школе. А проведение подвижных игр, игр спортивного характера, индивидуальной работы по отработке основных движений в свободной деятельности детей способствует быстрому развитию ловкости и быстроты движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-163394-1357276507.jpg)
Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)
Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/10/picture-75789-1649609146.jpg)
«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-512152-1414838175.jpg)
Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)
Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...
«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-841795-1478451919.jpg)
«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204171-1578477710.jpg)
«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (из опыта работы)
Статья из опыта работы по развитию речи через игровую дечятельность во второй младшей группе...