Развитие быстроты и ловкости через игровую деятельность (из опыта работы)
материал по физкультуре на тему
Развитие быстроты и ловкости через игры-эстафеты (старший дошкольный возраст).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_bystroty_i_lovkosti_cherez_igrovuyu_deyatelnost.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие быстроты и ловкости через игровую деятельность
В нашем саду отдается немалое количество времени для проведения как подвижных игр, в том числе соревновательного характера, так и немало внимания уделяется играм-эстафетам. Подвижные игры соревновательного характера готовят ребенка преодолевать трудности, проявлять стремление к творческим поискам, а игры-эстафеты являются наиболее приемлемой формой командных игр в подготовительной дошкольной группе.
Поскольку именно игры-эстафеты являются важным средством развития быстроты и ловкости, наиболее приемлемой формой командных соревнований в подготовительной группе, на них делается акцент на физкультурных занятиях. В них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие быстроту и ловкость: пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т.д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач.
При планировании заданий для эстафеты мы руководствуемся следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей и избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Для развития быстроты игры-эстафеты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений в играх-эстафетах по неожиданному сигналу. А для развития ловкости по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию (непрерывное совершенствование). Также эти игры-эстафеты позволяют воспитать нравственно-волевое поведение по отношению к сверстникам. («Проведи шайбу между кеглями», «Забей в ворота», «Проскачи на мяче», «Прыжки в мешках», «Бег в обручах в паре», «Проползи в трубе»).
Анализ показывает, что если в начале года многие дети неправильно выполняли задания эстафеты, мешали друг другу на старте, то по прошествии некоторого времени даже самые неловкие и медлительные ребята стали увереннее в этих играх, внимательнее, никто уже не ронял инвентарь во время бега, и тем более, не падал. Не маловажное значение здесь играет тот факт, что в группе всегда проводится индивидуальная работа по развитию физических качеств, к примеру, по развитию основных движений. Также ребята стали более сплоченными, внимательными друг к другу, дисциплинированными и организованными. Девочки стали проходить полосу препятствий наравне с мальчиками, а иногда и лучше и быстрее их.
Кроме вышеперечисленных игр на занятиях и в свободной деятельности детей обязательно проводятся подвижные и спортивные игры. Это элементарные игры с правилами, такие как: сюжетного характера («Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»); бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, ловишки, пятнашки); аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, забей воздушный шарик в ворота и др.). Это сложные игры с правилами: спортивные (футбол, элементы баскетбола); игры с элементами спорта (кегли, кольцебросы).
Среди подвижных игр развитию ловкости и быстроты способствуют такие, как: игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Платочек», «Ловишки», «Волк во рву», «Чай-чай выручай»); игры средней подвижности, с лазаньем, хороводы с ходьбой и с бегом («Совушка», «Мышеловка», «Ровным кругом», «Карусели», «Гори-гори ясно»).
Согласно нашим исследованиям, в играх, где больше требуется проявление ловкости, дети чувствовали себя неуверенно на начальном этапе – когда игра только изучалась. К примеру, в игре «Хитрая лиса» ребенок, которому был положен платок и был выбран «Хитрой лисой» долго думал прежде, чем выпрыгивать в круг и кричать «Вот я», а затем стоял и ждал, когда побегут дети (что ему делать). А в игре «Совушка» после сигнала «ночь» дети продолжали двигаться и замирали только через несколько секунд. В игре «Бездомный заяц» дети, к которым «запрыгивал заяц» долго думали и не сразу выбегали из домика. В настоящий момент даже неуверенные и стеснительные дети играют вполне охотно, иногда даже выбирают эти игры для самостоятельного развлечения.
В подвижных играх с бегом практически все дети чувствовали себя уверенно, откликались на призыв сразу, играли с охотой. В целом, можно отметить, что проявление ловкости и быстроты у детей в подвижных играх улучшилось. Они стали быстрее реагировать на сигналы, действовать уверенно и ловко, соблюдая правила игр. Конечно, очень важно, чтобы в начале игр были правильно объяснены правила игры, движения, которые нужно было выполнять.
Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод о том, что включение в занятия по физической культуре в детском саду игр-эстафет позволяет значительно увеличить физическую нагрузку, повысить интенсивность занятий, улучшить качество двигательных навыков, способствуют развитию физических качеств и развитию в целом организма дошкольников, что очень важно при подготовке к школе. А проведение подвижных игр, игр спортивного характера, индивидуальной работы по отработке основных движений в свободной деятельности детей способствует быстрому развитию ловкости и быстроты движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)
Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...
«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...
Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)
Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...
«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средс...
«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (из опыта работы)
Статья из опыта работы по развитию речи через игровую дечятельность во второй младшей группе...