Методы, используемые на занятиях физической культурой.
статья по физкультуре на тему

реализация    метода строго регламентированного упражнения очень эффективна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_n.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методы, используемые на занятиях физической культурой.

        Я реализую    метод строго регламентированного упражнения с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

  • наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом) ;
  • точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения;
  • нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
  • создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль над её воздействием и т. д.) .

  Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

  1. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по за-данному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых я предусматриваю по окончании всего круга.

Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:

  • начинать с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами) ;
  • оптимальное количество упражнений 6—8 (они выполняются в быстром темпе и подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным) ;
  • постепенно повышать скорость преодоления кругов.

 Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:

  • воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнений на каждом из снарядов, расположенных в опреде-ленной последовательности;
  • подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;
  • использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами.

Используя интервальный метод круговой тренировки, я учитываю следующие факторы:

  • тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий - от 50 - 60% до максимальной на каждой «станции». Повышать нагрузку можно за счёт увеличения количества упражнений на каждой «станции» или интенсивности их выполнения;
  • оптимальное количество «станций» от 6 до 8—10, необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребёнка до максимального;
  • после выполнения упражнений, перед переходом на очередную «станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной минуты.

   2. Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми я использую сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка.

  3. Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в рабо-те с детьми дошкольного возраста.

Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.

На всех занятиях я использую общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный, практический).

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребёнка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Приёмы обучения ребёнка движениям:

Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический приём — составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приёмы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребёнка.

Методические приёмы я выбираю в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребёнка. Целесообразный подбор приёмов позволяет мне воздействовать на все анализаторные системы ребёнка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий. В теории и методике физического воспитания используются общедидактические приёмы. Я использую разнообразные приёмы наглядного метода. Так, наглядно-зрительные приёмы обеспечивают: правильный, чёткий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков и т. д.

Приёмы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи педагога, который прикосновением к ребёнку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребёнок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, я провожу рукой по спине; или если ребёнок затрудняется сделать наклон вперёд, я помогаю ребёнку наклониться пониже. Использование этого приёма должно быть кратковременным. В противном случае ребёнок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот приём способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки я использую ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т. д. Наглядно-слуховые приёмы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребёнок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения .

Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

Приёмы вербального (словесного) метода играют важную роль в обучении ребёнка движению. Я даю краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, которое опирается на двигательный и жизненный опыт ребёнка, его представления. Свои пояснения я сопровождаю конкретным показом движений и его отдельных элементов. К вербальным приёмам относятся также указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижной игры или последовательности двигательных действий и т. п. ; вопросы, которые" я задаю ребёнку до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнении игровых правил.

На занятиях я использую команды, распоряжения, сигналы. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. Например, команда: «Равняйсь! » - или сигнал: «Раз, два, три — беги! » и т. д. Для определения ведущего или распределения ролей в игре я использую разнообразные считалки. Считалками (народные названия: счет, читки, пересчет) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми. Считалка не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран, была в обиходе детей многих народов.

О значении считалок А. П. Усова, выдающийся специалист по дошкольному воспитанию, писала, что они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.

Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Следовательно, считалка несёт познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Во время соревнований, я иногда использую жеребьёвку. Жеребьёвка - относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.

Один из вариантов жеребьёвки - в виде игры. Двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким образом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал.

Анализируя содержание текстов  скороговорок, мы погружаемся в мир разнообразных детских интересов, увлечений, забав.

Результативность обучения при формировании двигательных навыков у ребёнка во многом зависит от степени осознанности им содержания и структуры упражнения, последовательности его выполнения. Важную роль в этом играет активизация идеомоторных представлений. При выполнении упражнений у ребёнка вырабатываются условно-рефлекторные связи, при их повторении, в том числе и мысленном, происходит уточнение этих связей, а в результате и практическое улучшение выполнения упражнений.   Поэтому я в процессе формирования двигательных навыков использую разнообразные приёмы активизации идеомоторных представлений. Так, при достижении стабилизации навыка ребёнку предлагается вспомнить и рассказать последовательность выполнения упражнения.    

Такие приёмы обучения обеспечивают самоконтроль ребёнка за правильностью выполняемого им движения, заинтересовывают, повышают эмоциональное состояние, собранность и устойчивость внимания я применяю самостоятельное проведение занятий детьми .

Практические методы побуждают ребёнка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению роли судей при проведении соревновательных игр, выполнению роли капитанов команды, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.

Используется материал с Интернет-ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Спортивная форма для занятий физической культуры"

Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать....

Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников

Консультация для воспитателей детского сада. О формах и методах, используемых при формировании экологической культуры у дошкольников....

Консультация для педагогов: "Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников ".

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности.  В этот период закладываются основы личности, культуры.   Главная цель нравственно-экологического воспитания – форм...

Применение соревновательного метода на занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Применение соревновательного метода на занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО     Работа выполнена в рамках професси...

"Методы и приёмы, используемые на занятиях физической культурой в детском саду"

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного фо...

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...