Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевых игр дошкольников
статья
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевых игр дошкольников
Сюжетная игра детей дошкольного возраста рассматривается в контексте игры как одного из основных видов деятельности, удивительного явления (феномена) существования человека, которому присуща потребность в игре, особенно сильно проявляемая в детском возрасте.
Игру относят к непродуктивной деятельности, которая осуществляется не ради практических целей, а для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. Игра отличается как от труда, так и от чисто инстинктивных действий. Она относится к определенной стадии развития высших существ - млекопитающих и человека. Для ребенка игра – это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива, которые выражают его определенное отношение к окружающей действительности.
Значение игр в воспитании детей было признано уже древними философами, позже получило дальнейшее развитие в трудах Руссо, Песталоцци и Фребеля.
Проблемами игровой деятельности с позиций различного понимания происхождения и содержания игры в развитии детей занимались многие известные ученые: Г. Спенсер, С. Холл, К. Гросс, З. Фрейд, Ф. Бойтендайк, А.Адлер, К. Бюллер, В. Штерн, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, В.В. Зеньковский, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Н.Узнадзе, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др. Не останавливаясь детально, перечислим некоторые из известных теорий игры:
1) теория избытка нервных сил (Г.Спенсер, Г. Щурц);
2) теория отдыха в игре (А.Валлон);
3) теория инстинктивности и упражнения (К.Гросс, В. Штерн);
4) теория религиозного начала (Й. Хейзинга, М. Бахтин, В.Всеволодский – Гернгросс, А.Соколов и др);
5) теория историко-культурных истоков игры (Й.Хейзинга);
6) теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К.Бюллер, З.Фрейд, А.Адлер);
7) теория рекапитуляции - сокращенного повторения (Э.Геккель) и антиципации - предвосхищения будущего (С.Холл, А. Валлон);
7) теория духовного развития ребенка в игре (К.Д.Ушинский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин);
8) труд как источник появления игры (Г.В.Плеханов).
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский в рамках своей культурно-исторической концепции разработал теорию детского развития и установил, что «Игра является особенностью дошкольного возраста, ведущей деятельностью в развитии дошкольников». [7, с.97] По Л.С. Выготскому, игра относится, в первую очередь, к сфере сознания, к сфере построения смыслов и значений. Ученый выделил актуальный уровень развития, определяемый возможностью самостоятельного решения различных задач и уровень потенциального развития, определяемый показателями решения задач ребёнком под руководством взрослого или игры в условиях сотрудничества с более опытным сверстником. Он ввел понятие зоны ближайшего развития - дистанции между тем, что ребёнок может сделать самостоятельно, и тем, что он может делать с помощью других. В процессе развития ребёнок овладевает тем или иным типом деятельности, который задается ему социальной средой.
Для каждого периода детства существует исторически сложившийся, обеспечивающий максимальное личностное развитие ребёнка тип деятельности, благодаря которой происходят главнейшие изменения и развитие психических процессов, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Для детей 5 года жизни – это сюжетная игра.
С.Л. Рубинштейн отметил, что игра - школа жизни и практика развития детей и сформулировал положения, определяющие сущность игры. [40] В игре происходит формирование тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Выводы С.Л. Рубинштейна о том, что игра – осмысленная деятельность, развил в своих трудах А.Н. Леонтьев. Ученый утверждал, что сущность игры можно объяснить лишь с учетом потребности в деятельности.
Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Как в теории избытка сил игра выступает как плюс, а не как минус, как продукт развития, опережающего потребности практической жизни.
В советской, а затем и в российской психологии преобладала точка зрения на игру Д.Б. Эльконина, который в книге «Психология игры» [45] (первое издание вышло в 1976 г.) обобщил наиболее важные достижения в этой области. По настоящее время эта книга является основополагающей работой по проблемам игровой деятельности. Его теория детской игры стала базовой и легла в основу многих последующих исследований. Ученый справедливо считает свою книгу коллективной работой, объединенной общими теоретическими принципами в русле развития идей, выдвинутых Л.С. Выготским.
Большинство исследователей относят игру к деятельности, а термины «игра» и «игровая деятельность» часто рассматриваются как синонимы.
Е.Е. Кравцова предлагает разграничивать два явления – игру и игровую деятельность. Игра – это определенное отношение мира к ребёнку и ребёнка к миру, ребёнка к взрослому и взрослого к ребёнку, ребёнка к сверстнику и сверстника к нему. Игровая деятельность (по сравнению с игрой это понятие более узкое) предполагает специальную деятельность детей по моделированию мира. По мнению исследователя, игровую деятельность формируют, развивают (воздействуя извне). Что касается игры, то, если ребёнку создать нормальные условия жизни, он заиграет сам. [20]
Обобщая различные подходы, О.В. Солнцева отмечает, что игра – это добровольная деятельность, протекающая в двух планах: в условной ситуации (в воображаемом мире игры и содержащая условные элементы) и в реальной ситуации - в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре. Игра является символической: в игре реальные предметы или действия замещаются символами; использование символов – одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит именно в игре. В игре ребёнок воссоздает сюжеты и виды человеческой деятельности. В практике игры ребёнок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают.
Педагогическая наука рассматривает детскую игру как феномен педагогической культуры, как способ организации воспитания и обучения ребенка, выполняющий следующие функции:
1) социализация (включение ребенка в систему социальных отношений, усвоение культурных богатств);
2) межнациональное общение (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей разных национальностей);
3) самореализация (выявление недостатков опыта ребенка);
4) общение (вхождение в реальный контекст сложных человеческих взаимоотношений);
5) игровая терапия (преодоление различных трудностей ребенка через игру);
6) диагностика (выявление интеллектуальных, творческих, эмоциональных и других проявлений ребенка);
7) коррекция (естественное, мягкое внесение положительных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка);
8) развлечение (одна из его основных функций).
Среди множества видов игр для детей дошкольного возраста выделяется сюжетная игра. Эта игра основана на воображении, фантазии и импровизации ребенка, она одновременно свободна и регулируема, прямая и косвенная, фантастическая, реальная, эмоциональная и когнитивная. Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие ученые, психологи и педагоги рассматривают сюжетно-ролевую игру как основной вид игры дошкольника, ее высшую и наиболее развитую форму, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
К предпосылкам возникновения ролевой игры относятся: отделение действия от субъекта; использование ребенком несформированной (неявной) функции объектов; отделение его действий от действий взрослых и возникновение личностных действий ребенка; сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и их идентификация; воспроизведение ребенком в своих действиях цепочек действий взрослых, отражающих нормальную последовательность отрезков их жизни.
Вне зависимости от предмета, сюжет игры может быть построен в простейшем виде как цепь условных действий с объектами, в более сложном виде – как цепь специфических ролевых взаимодействий, а в еще более сложном виде - как последовательность различных событий.
Суть сюжета игры можно охарактеризовать следующими моментами:
- ребенок выполняет игровое действие в воображаемой воображаемой ситуации - основной игровой единице;
- ребенок берет на себя роли, которые так или иначе соответствуют определенным социально-трудовым функциям взрослых, и вводит в свою игру определенные нормы отношений, связанных с этими функциями;
- игра - это особый способ проникновения в сферы жизни и отношений взрослых, которые непосредственно не доступны детям, одна из форм подготовки детей к дальнейшему участию в жизни общества.
Сюжетные игры – это творческие игры, то есть игры, правила которых устанавливаются в ходе игровых действий, или игры с открытыми правилами игры (по классификации С. А. Шмакова). С. Л. Новоселова в своей классификации игр относится к сюжетным играм, возникающим по инициативе ребенка по сюжету любительских игр. [29]
Структура сюжета игры определяется ее символическим и моделируемым характером. Структура игры как деятельности включает в себя целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результатов, в которых индивид полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соперничества, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации. Как процесс, структура игры включает в себя: роли; игровые действия игроков как средства реализации этих ролей; игровое использование предметов (замена реальных вещей игровыми, т. е. условными); реальные отношения между игроками; сюжет - область (содержание) действительности, условно воспроизводимая в игре.
Выделяют возможные структурные составляющие игры – главные и второстепенные. Основными составляющими структуры сюжетной игры являются: воображаемая ситуация, сюжет, содержание, роль и связанные с ней игровые действия.
Воображаемая ситуация – основа сюжетно-ролевой игры, в которой наиболее явно выражается разделение действительности на реальную и символическую. Это замысел, образ игры, ее модель, возникающая в результате переноса реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, содержание, роль и связанные с ней действия, совершаемые детьми в игре, которые подчинены разыгрываемому сюжету и роли. Л.С. Выготский в качестве главной характеристики детской игры определил расхождение реальной и мнимой (воображаемой) ситуации. Е.О. Смирнова считает создание мнимой (изображаемой) ситуации главным специфическим признаком сюжетной игры, определяющим ее отличие от любой другой деятельности.
Д.Б. Эльконин предложил различать сюжет и содержание игры. Сюжет – это тема игры, сторона действительности, которая находит отражение в игре, главный стержень всякой ролевой игры (Д.Б. Эльконин). Это сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре, предмет игрового изображения, отражение содержания игры, последовательность и связь воспроизводимых детьми действий, событий и отношений, которыми связаны участники игры, их совокупность, способ развертывания темы игры. Сюжет игры всегда узнаваем (дети играют «во что-то», «в кого- то»), но в нем содержится неопределенность, связанная с его неожиданными поворотами, высокой эмоциональностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи.
Содержание игры – это, то, что воспроизводится играющим ребёнком в ходе развертывания сюжета в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной жизни. Содержание игры помогает детям осознать мотивы, цели труда взрослых, а также помогает воспроизвести их взаимоотношения, которые они могут воспринимать через роль и через игровые правила. В содержание игр проявляются разные уровни проникновения ребёнка в жизнь, а также деятельность взрослых.
Роль – образ, в котором ребенок отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации. Д.Б. Эльконин называет роль основной далее не разложимой структурной единицей развернутой формы игры и отмечает единство аффективно-эмоциональная и операционно- техническая сторон деятельности, представленных в роли в нерасторжимом единстве. Роль может быть представлена в неявном виде – как игровая позиция, характеризуемая принятием ребёнком игровых правил или «как будто», «понарошку». Роль не предшествует игре, а осваивается и конкретизируется в самой игровой деятельности.
Для детей среднего дошкольного возраста роли в сюжетных играх имеют главное значение, и интерес игры заключается в выполнении той или другой роли. Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. Это и является основным мотивом игры. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и режиссерской игры. Входя в образ (роль), ребёнок начинает любить его свойства, здесь проявляется его моральная сторона.
Игровые действия - действия персонажей воображаемой ситуации, носят условный характер. В игре действительность представляется «понарошку», действия замещения (условные игровые действия) являются основным механизм существования игры. Замещение основано на расщеплении выполняемого действия и вкладываемого в него смысла, выступая в двух формах - предметно- действенное (в его основе – игрушка) и словесное замещение. Развитие игры связано с переходом от одной формы замещения к другой.
Основные задачи развития сюжетных игр детей 4—5 лет:
- обогащение содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей;
- развитие и совершенствование умения детей вступать в ролевое взаимодействие со сверстником (стоить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре);
- развитие самостоятельности и творчества детей в игре.
Развитие игровых умений детей и определение их уровня возможно при осуществлении педагогом своей позиции наблюдателя за самостоятельной игрой детей. По классификации Д.Б. Эльконина к 5 годам сюжетно-ролевая игра при эффективном педагогическом сопровождении ее развития достигает третьего уровня и характеризуется следующими критериями:
- содержанием игры является реализация роли в действиях и речи;
- роли четко обозначены и названы до начала игры;
- присутствует ролевой диалог, ролевые реплики разнообразны по содержанию, включают элементы творчества;
- нарушение логики действий опротестовывается, ребенок стремится соблюдать правило, определяемое ролью;
- игра совместная и строится как чередование ролевого и делового взаимодействия;
- сюжеты отражают быт, труд и отношения взрослых;
- игра становится продолжительной.
Уровень овладения ребенком сюжетно-ролевой игрой – один из важнейших показателей его развития. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности, а игра делает его самостоятельной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...
Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторных функций у дошкольников раннего возраста неврологическими нарушениями
Предложены упражнения для развития сенсомоторных функций ребенка с НОДА....
Консультация для родителей "Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников"
В данной консультации рассказывается о всех возрастных группах и характрех игровых действий в сюжетно - ролевой игре...
Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов и психологов....
Статья "Значение развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников"
Данная статья посвящена проблеме развития сюжетно-ролевой игрыы у дошкольников 6-7 лет....
Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Развитие сюжетно-родевой игры у дошкольников.Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников....
Творческий проект" Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников, на основе ознакомления с творческими профессиями"
Ознакомление детей дошкольного возраста с преобразующим видом труда, в основе которого лежит творческий процесс представляет особую сложность, поскольку сам творческий процесс сложно представить детям...