Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии».
методическая разработка (старшая группа)
Мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья, и поскольку именно в этот период идёт интенсивное развитие всех органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, вырабатывается характер. В последние годы в России появилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей, она приняла устойчивый характер. Ежегодно увеличивается численность детей с нарушением осанки, плоскостопием, ухудшением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка семинара
Воспитатель детского сада Лимаренко Светланы Валерьевны.
Тема семинара « Современные здоровьесберегающие технологии».
«Здоровье - это единственная драгоценность,
ради которой действительно не стоит жалеть
времени, сил, трудов и всяческих благ…»
М. Монтень.
Мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья, и поскольку именно в этот период идёт интенсивное развитие всех органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, вырабатывается характер. В последние годы в России появилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей, она приняла устойчивый характер. Ежегодно увеличивается численность детей с нарушением осанки, плоскостопием, ухудшением зрения.
Поскольку здоровье есть триединство физического, психического и эмоционального благополучия, то, по сути, создание психологически безопасного климата в группе, учет возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение условий для активизации разных видов детской деятельности и непосредственное вовлечение каждого воспитанника в образовательный процесс уже является залогом сохранения здоровья. Вместе с тем, сохранению и укреплению именно физического здоровья в дошкольном учреждении уделяется особое внимание.
Организация физического воспитания в детском саду представляют собой образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, разработанный умелым педагогом через различное сочетание форм и методов работы.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
Рассмотрим некоторые формы работы в виде 7 основных блоков:
1 блок « Физические упражнения»
В этот блок входят такие формы организации деятельности как: утренняя гимнастика, коррекционные занятия по физкультуре в зале и на улице, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, логоритмическая гимнастика, зарядка для глаз. Именно эти виды деятельности наиболее благотворно влияют на формирование тела, развитие органов и систем, являются базисными для более сложных движений.
2 блок «Гигиенические процедуры»
К этому блоку относятся: умывание, мытьё рук, полоскание рта, игры с водой, влажное обтирание. Немаловажное значение играет соблюдение режимных моментов, которое приучает детей к организованности, дисциплинированности.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
3 блок « Прогулки и активный отдых»
В этот блок входят игры на улице, развлечения и праздники, дни здоровья, выезды на природу, походы в парк, экскурсии.
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.
4 блок «Закаливание»
К методам закаливания относят: дыхательную гимнастику, хождение босиком, хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, мытье рук с постепенным переходом от кисти до предплечья, контрастные ножные ванны. Для ослабленного ребенка закаливание имеет еще большее значение, чем для здорового.
В организации закаливающих процедур необходимо руководствоваться 3 основными принципами:
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
- интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;
- соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания.
5 блок «Массаж»
Массаж, будь то точечный, медицинский, гидромассаж стоп и др. воздействует на кожу, мышцы, костную систему, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, обмен веществ, поэтому в целях профилактики вирусных заболеваний, а также для предотвращения искривления осанки и деформации свода стопы медицинские работники дошкольного учреждения проводят сеансы массажа и обучают технике самомассажа воспитанников детских садов.
6 блок «Музыкотерапия»
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка, успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
7 блок «Психогимнастика»
Методика занятий психогимнастикой довольно проста и представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, этюдов, направленных на совершенствование психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и формирование личностных качеств и эмоциональной сферы.
Семинар-практикум
Тема: « Педагогические идей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ».
Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.
№ | Содержание | Форма | План проведения | Ответственный | Лекция и семинар | Практика | Всего | |
1 з а н я т и е | «Здоровьесберегающая система ДОУ». Презентация программы «В здоровом теле, здоровый дух». | Семинар (лекция) с презинтацией | 1. Сообщение теоретического материала: а) сущность здоровьесберегающей педагогической системы: понятие, критерии,технологи; б) обзор методик здоровьесберегающей системы в ДОУ; в) презентация программы «В здоровом теле, здоровый дух» в ДОУ. 2. Обзор методической литературы. 3. Домашнее задание: - разработка перспективных планов по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни; - изготовление воспитателями групп пособий, которые можно использовать в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками; - подготовка теоретического и практического материала для «Выставки педагогических идей.» | Старший воспитатель | 1час 40мин | 1час 40мин | ||
2 з а н я т и е | «Выставка педагогических идей. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». | Семинар-практикум | 1. Организационный момент (слово ведущего семинар). 2. Первый блок: методы здоровьесберегающей системы ДОУ (теоретический аспект и примеры из практики); 3. Второй блок: нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика); 4. Третий блок: виды массажа, применяемые в работе с детьми. 5. Четвертый блок: дыхательно-звуковая гимнастика ( задачи, комплексы упражнений); 6. Пятый блок: лечебно-профилактическая работа в ДОУ. 7. Подведение итога по семинару слово ведущего семинар). 8. Рефлексия. | Старший воспитатель, воспитатели, старшая медсестра. | 1 ч 10 мин 1 ч 10 мин | 1 ч 20 мин | 2ч. 30 мин | |
3 з а н я т и е | Мастер-класс: «Изготовление пособий для профилактики и коррекции сколиоза и плоскостопия» | Практическое занятие | 1. Представление вниманию педагогов папки-передвижки «Упражнения для профилактики плоскостопия и неправильной осанки». 2. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия. 3. Подведение итогов семинара. Рекомендации: - продолжать формировать у дошкольников представления о ЗОЖ; - систематически и регулярно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии; - продолжать работу по профилактике сколиоза и плоскостопия; - систематически проводить совместно с родителями спортивные мероприятия; Срок: постоянно | Воспитатели групп и инструктор по физическому воспитанию. | 1ч.20 мин | 1ч.20 мин |
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
- Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии с детьми в группах с ЗПР"
Самое прекрасное - есть жизнь, и всё крсивое в человеке немыслемо без здоровья. П. И. Иванова...
Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ"
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе мод...
Выступление на методическом объединении "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ"
Здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение пси...
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ)....
Методическая разработка здоровьесберегающие технологии 1 младшая группа
Здоровый малыш-радость в семье.Сформировать первые понятия о своем теле организма. Помочь детям осознать себя как человека, находить общее с другими людьми. Воспитывать интерес к своему телу....
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только чрезвычайно актуальной, но и глобальной, общечеловеческой и даже планетарной. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным...