Картотека подвижных игр.
картотека по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ПОДВИЖНЫХ ИГР
Пустое место
(развивает внимание, быстроту, реакции,
ориентировку в пространстве)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-нибудь из играющих и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стараясь быстрее водящего прибежать на свое место.
Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки, приседают друг перед другом и т. д. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
П р а в и л а:
1. Водящий должен коснуться рук играющего, вызывая его на соревнование в беге.
2. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать.
3. При встрече играющие обязательно выполняют условное задание: тот, кто не выполнит здание, становится водящим.
Зайцы в огороде
(развивает внимание, быстроту реакции,
ориентацию в пространстве)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
По сигналу зайцы начинают прыгать на 2 ногах. Стремясь попасть в огород (малый круг). Сторож, не выходя за пределы большого круга, старается поймать зайцев. Побеждают те, кто ни разу не был пойман, а также лучшие сторожа, сумевшие быстрее поймать установленное число зайцев.
П р а в и л а:
1. Сторож имеет право ловить зайцев, как в огороде, так и в большом круге.
2. Пойманные зайцы находятся в установленном месте и не включаются в игру. Пока не будет выбран новый сторож.
3. Зайцы прыгают на 2 или одной ноге по указанию руководителя.
Пятнашки по-новому
(развивает внимание, быстроту реакции, ловкость,
сообразительность, ориентировку в пространстве)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
Все играющие разбегаются по площадке; пятнашка получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, в кого он попадает, становится пятнашкой, но если он промахнется, любой игрок может поднять мяч с земли и начать перебрасываться с другим игроком.
П р а в и л а:
1. Чтобы вновь овладеть мячом, пятнашка должен его отобрать (перехватить) или запятнать игрока в момент, когда он держит мяч.
2. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть – и он уже в безопасности.
3. Пятнашка должен стараться не попасть мячом по голове игрока.
Заяц без норки
(развивает ловкость, быстроту реакции,
ориентацию в пространстве, внимание)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
По сигналу руководителя охотник начинает преследовать зайца, а тот, спасаясь, может укрыться в любой норке. Для этого он вбегает в норку под руками играющих. Находившийся там прежде заяц должен без задержки покинуть свою норку и продолжать убегать от охотника. Если охотник настигнет зайца, они меняются ролями. Заранее все играющие, за исключением 2 водящих, рассчитываются по пяти, и номер 1-й выходит в середину, остальные четверо берутся за руки.
П р а в и л а:
1. Охотник не может забегать в норку и пятнать там зайца. Оба зайца могут находиться в норке одновременно не более 3 секунд. Если это правило нарушено, то заяц, не успевший выбежать, становится охотником.
2. Спасающийся от охотника заяц не хватается руками за игроков, образующих норки.
3. После 5–7 минут игры руководитель дает команду, по которой в круг входят вторые номера.
4. Когда участников много, норки могут состоять из 4–5 человек.
Второй лишний наоборот
(развивает особое внимание, быстроту реакции,
изворотливость)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
Начинают игру двое водящих, один из которых убегает, а другой его догоняет. Когда убегающему грозит опасность быть пойманным, он может встать вперед любого игрока, стоящего в круге. Оказавшийся сзади считается лишним. Он становится водящим и начинает преследовать того игрока, который сам был только что в роли догоняющего.
П р а в и л а:
1. Обоим водящим запрещается бегать через круг.
Встречная эстафета с обручами
(развивает быстроту реакции,
координацию движений, внимание)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
Участники игры делятся на две команды и строятся в две колонны. Каждая команда в свою очередь, делится пополам. Обе группы выстраиваются одна против другой на расстоянии 10–20 шагов. Перед носками ног первых номеров с каждой стороны площадки проводится черта.
Посередине площадки (на черте) перед каждой командой кладут по одному обручу.
По сигналу руководителя первый номер одной из колонн бежит вперед, добегает до обруча, пролезает сквозь него, оставляет обруч на прежнем месте и продолжает бег.
Достигнув противоположной колонны он становится сзади нее.
Эстафета заканчивается, когда все игроки перебегут на противоположную сторону.
П р а в и л а:
1. Игрок, пролезший через обруч, должен обязательно передать эстафету следующему игроку, ударив его по ладони.
2. Первые игроки из каждой колонные не должны переступать линию, за которой они находятся.
3. Через обруч нужно пролезать начиная с головы, а не с ног.
Эстафета-поезда
(развивает координацию движения,
быстроту реакции, ловкость)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
Игра начинается по общему сигналу. Игроки, стоявшие первыми, бегут влево вокруг своей команды, обегают ее и, вернувшись на свое место, берут с собой следующего. Теперь вокруг команд бегут один за другим по два играющих. Таким же образом они присоединяют к себе третьего, затем четвертого игрока. Количество вагонов в каждом поезде увеличивается. Когда машинист с полным составом возвратится на свое место, он поднимает руку.
П р а в и л а:
1. Во время соревнования не сходить с места и прицепляться к поезду по одному.
2. Первый игрок каждый раз должен добегать до черты и только после этого возвращаться назад за остальными игроками.
Наседка и коршун
(развивает координацию движения, сообразительность, ловкость, ориентацию в пространстве, быстроту реакции)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
После сигнала коршун старается схватить цыпленка. для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка поворачивается и старается все время быть к коршуну лицом. Остальные игроки, образующие колонну, зорко следят за коршуном и вслед за наседкой быстро перемещаются на площадке так, чтобы хвост колонны находился от коршуна как можно дальше.
П р а в и л а:
1. Если коршун в течение 3–4 минут не схватит цыпленка, то выбирают нового коршуна и новую наседку.
Парная комическая эстафета
(развивает координацию движений, быстроту реакции,
ловкость, сообразительность, внимание)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
Для игры берут две одинаковые кружки, наполняют их водой и ставят перед первыми парами. В 10–15 м перед командами чертят по одному кругу диаметром 1 м. В каждый круг кладут по два коробка спичек. По 1-й команде руководителя «Приготовиться» игроки первой пары берут одну кружку вдвоем. По команде «Марш» они бегут к кругу, стараясь не разлить воду. Достигнув круга, игроки оставляют там кружку, берут из круга коробки и кладут их одну на правое, другую – на левое плечо. Затем соединяют руки крест-накрест и возвращаются, передавая коробки другой паре. Все повторяется. При подсчете очков учитывается количество воды в кружке и сколько раз коробок падал с плеч.
П р а в и л а:
1. Не выбегать раньше времени за черту старта.
2. Если коробок упал, то нужно остановиться, поднять, положить на плечо и бежать дальше.
Кто кого перетянет
(развивает усердие, настойчивость, упорство, ловкость)
П о д г о т о в к а:
С о д е р ж а н и е:
Силы в парах должны быть приблизительно равными.
По сигналу руководителя играющие берутся попарно за руки. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего противника за черту. Переступивший за черту обеими ногами считается пленным и выходит из игры. Команда, взявшая большее число пленных, считается победителем.
П р а в и л а:
1. Игрок, перетянувший своего противника, может помчь своему игроку, обхватив того двумя руками за пояс.
2. Игрок, находящийся только одной ногой на противоположной стороне черты, не является пленником.
УПРАЖНЕНИЯ-ИГРЫ
Овладение данным видом упражнений – лучше разделить на два этапа. На первом этапе педагог руководит детьми и выполняет упражнение вместе с ними. На втором этапе дети все делают самостоятельно, а педагог лишь помогает им репликами, помеченными курсивом. Если упражнение освоено успешно, то возможен 3-й этап: дети выполняют его полностью самостоятельно под музыку. Упражнения, для которых рекомендуется 3-й этап помечены значком (3). Большинство упражнений построено так, чтобы детям нравилось повторять их несколько раз подряд.
Гномик и великан
Познакомились гномик и великан:
Гномик идет – дети делают маленькие шаги, подставляя пятку вплотную к носку другой ноги.
Великан идет – дети совершают гигантские шаги, расставляя ноги как можно шире.
Гномик топает – топают, стоя на месте, лишь слегка отрывая ноги от пола.
Великан топает – топают сильно, с энтузиазмом.
Гномик хлопает – хлопают тихо, едва раскрывая ладошки.
Великан хлопает – хлопают громко, амплитудно.
Гномик прыгает – прыгают легко, на носочках.
Великан хлопает – тяжелые прыжки с приземлением на всю стопу.
И все-таки они подружились – все должны быстро найти пару и покружиться, взявшись за руки.
Блины
Давайте печь блины – все берутся за руки и встают тесным кружком.
Наливаем тесто – держась за руки, все отходят назад максимально широко (чтобы получился большой блин).
Печем блин – держась за руки одновременно слегка приседают, при этом имитируют шипение блина звуком «ш».
Мажем блин сметаной – расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие и пластичные.
Скручиваем наш блин – делают еще несколько шагов назад, при этом выполняя круговое движение предплечьями, перед собой – «моторчик».
Раскрываем широко рот, вот так – раскидывают руки в стороны, и со звуком «а-а-а-ам» сбегаются к центру, соединяя ладошки с хлопком.
Комментарий – при выполнении упражнения, «начинку блина» можно менять по вкусу, спрашивать совета у детей – «С чем будет блинчик?»
Снежинки (3)
Исходное положение – руки – в стороны-вниз, ладони – вниз.
Подул ветер, закружились снежинки – кружатся на месте на носочках (медленно, плавно).
Началась снежная буря, полетели снежинки – бегут на носочках по залу врассыпную (легко, стремительно).
Ветер затих, намело сугроб – все «слетаются» к центру и собираются в один «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу.
Лесная прогулка
Исходное положение – сидим в домиках – на корточках, руки скрещены перед собой на груди.
Открыли двери – встают и разводят руки в стороны.
Идем гулять – маршируют по кругу, поднимая колени, активно размахивая руками.
Ударились ногой о корень – скачут на одной ноге.
Ударились другой ногой – скачут на другой ноге.
Ой, болото, тяжело идти – медленно идут, тяжело поднимая ноги.
Лучше прыгать по кочкам – движутся прыжками.
Кажется, медведь идет – все приседают на корточки и прислушиваются (в этот момент музыкальное сопровождение должно помочь изображением медведя).
Идем тихо, чтобы медведь не услышал – встают и идут по кругу на цыпочках (крадутся).
«Он гонится за нами!» – бегут по кругу (убегают).
Добежали и спрятались в домиках – садятся на корточки и скрещивают руки перед собой (исходное положение).
«Ну что, ушел медведь?» Дальше упражнение можно начать с начала.
Морская сюита (3)
Камни – дети резко садятся на корточки, колени прижимают к груди, голову к коленям, руки крепко обнимают колени, кисти сжаты в кулаки. Все мышцы сильно напряжены.
(В это время педагог может пройтись по залу, дотронуться до каждого, как бы убедиться – Какие твердые камни!).
Водоросли – дети встают в полный рост, вытягивают руки вверх и начинают плавно, волнообразно раскачиваться из стороны в сторону. При этом задействованы и руки, и голова, и корпус, и ноги. Все мышцы максимально расслаблены.
Морские обитатели – все двигаются хаотично по залу в образе того или иного морского обитателя. Со временем дети сами начнут придумывать обитателей и подражать им, но в начале им можно помочь:
золотая рыбка – передвижение плавное, неторопливое, мягкие движения руками сзади изображают пышный хвост;
рыба шар – надуть щеки, округлить руки по бокам и «плыть» неуклюже переваливаясь с ноги на ногу;
мальки – бегать легко на носочках, руки согнуты в локтях и кисти работают как плавнички;
акула – вытянуть руки вперед, согнуть пальцы – «зубы». Движениями рук изображать пасть акулы;
краб – ноги в стороны в полуприсяде, двигаться боком, руки вперед полусогнуты, указательные и средние пальцы изображают клешни.
Бусы (3)
Дети берутся за руки и образуют круг – «бусы». В центре – ведущий. Все водят хоровод вокруг него, произнося следующие слова:
Бусы маме смастерю
И на праздник подарю.
Праздничные бусы,
Бусы на все вкусы.
Бусинки разные:
Зеленые, красные,
Желтые, лиловые,
Синие, бордовые.
Но, они все, вот беда,
Раскатились кто куда.
Все разбегаются по залу врассыпную, приседают и замирают.
Ведущий:
Что же делать, как мне быть,
Как подарок подарить?
Я пойду по двору
Мои бусы соберу.
Ведущий идет по залу между сидящими. Касанием руки выбирает первую бусинку. «Бусинка» громко говорит: «Я – красная». Ведущий и «бусинка» берутся за одну руку, образуя первое звено. Поочередно ведущий касается всех, при этом каждая «бусинка» называет свой цвет, отличающийся от уже названных, и пристраивается в конец цепочки. Таким образом, двигаясь «змейкой» по залу, ведущий собирает все бусинки.
После того как бусы собраны, ведущий замыкает круг и говорит:
Я – на крылечке,
А бусы – в колечке.
Все хором:
Мама, дорогая,
Тебя я поздравляю!
Эту игру хорошо показывать на открытых занятиях перед родителями.
Самолет (3)
Исходное положение – все сидят на корточках.
Самолеты, завести моторы – постепенно встать на ноги, при этом руки согнутые в локтях, делают вращательные движения предплечьями перед грудью – «моторчик».
Приготовиться к полету – разводят руки в стороны как крылья (сильные и натянутые).
Полетели – совершают полет, пробежав несколько кругов по залу.
В конце делают приземление, замедлив движение и сев на корточки.
Волшебные самолеты (3)
(разновидность упражнения «Самолет»)
Ведущий, который выполняет роль волшебника, умеет превращать самолеты в бабочки.
«Самолеты» уже сделали несколько кругов по залу и Волшебник, взмахнув волшебной палочкой говорит:
«А теперь вы бабочки» – бег замедляется и сильные, напряженные руки становятся мягкими и пластичными, бабочки легко порхают на носочках.
«Теперь самолеты» – руки вытягиваются в стороны и напрягаются, самолеты стремительно продолжают свой полет.
Кругосветное путешествие
Мы едем в кругосветное путешествие! В начале на поезде – идут по кругу, поднимая колени. Руки согнуты в локтях, делают круговые движения, подражая колесам поезда.
На лодке – сидят на полу, широко расставив ноги перед собой. Изображая руками гребные движения веслами.
Теперь на велосипеде – лежа на спине, «крутят педали».
На самолете – встают, разводят руки в стороны как крылья (сильные и натянутые) и «совершают полет», пробежав несколько кругов по залу. В конце делают приземление, замедлив движение и сев на корточки.
Вот мы снова дома!
Снеговик
Исходное положение – свободное.
Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» на себе толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос морковкой и улыбку.
Вот он какой получился! – ставят ноги на ширину плеч, руки разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. Шагают по залу, перенося вес тела с одной ноги на другую (колени прямые).
Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное расслабление всего тела: повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени.
Растаял снеговик, осталась одна лужа – лежать на полу, все мышцы расслаблены.
Послушные лошадки (3)
Исходное положение – руки вытянуты перед собой и сжаты в кулаки – «держат вожжи».
Лошадка идет – идут, высоко поднимая колени, носочки тянут, спина прямая.
Поскакала – с шага переходят на прямой галоп, руки при этом не опускают и немного пружинят (держим крепко лошадку, чтобы не упасть).
Идет лошадка – и упражнение повторяется
Иголка и нитка (3)
Иголка – ведущий, нитка – остальные, все держатся за руки. Ведущий двигается по залу «змейкой» спокойным шагом, без рывков. Остальные идут друг за другом, точно повторяя рисунок «иголки», руки при этом не растягивать (а то нитка порвется). Ах, какой же красивый узор получился!
Насос (3)
Исходное положение: дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова к коленям, руки их обхватывают маленькие мячики.
Ведущий берется за воображаемый насос, и делает энергичные наклоны корпуса вперед – «накачивает».
Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается, руки округляются по бокам.
Ведущий изображает удары мячом о землю вытянутой вперед ладонью.
Все «мячики» весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши – «открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, сжимаясь до исходного положения.
Жуки (3)
Исходное положение – прямой корпус, руки – в стороны, ладони – вниз.
Летят жуки – бегут по залу.
Упали и барахтаются – ложатся на спину и активно трясут и шевелят «лапками» – руками и ногами.
Полетели – быстро встают и продолжают полет.
Деревья на ветру (3)
Исходное положение – прямой корпус, ноги – на ширине плеч, руки – вверх.
Слабый ветер – слегка покачивают руками – ветками.
Ветер усиливается – амплитуда качаний увеличивается, добавляются плечи.
Ураган – задействовать все части тела: голову, руки, плечи, корпус; движения порывистые, сильные.
Ветер затихает – движение постепенно затихает, почти замирает.
Цветочек
Исходное положение – сидят на корточках, руки скрещены перед собой на груди.
Наступило утро, цветочек раскрывается – плавно встают, размыкая руки через верх и немного в стороны, образуя бутон.
Покачивается на ветру – слегка покачиваются из стороны в сторону. Наступил вечер, цветочек закрывается – руки смыкаются, одновременно приседая, и возвращаются в исходное положение.
Зайчик
Замерз зайчик, греет ручки – хлопать в ладоши. Греет ножки – активно топать. Прыгает – легкие прыжки, на носочках. Согрелся зайка!
Орел и воробушек (3)
По команде Орел – все «летят» по залу: бег медленный, плавные и широкие взмахи руками – крыльями.
По команде Воробушки – мелкий бег на носочках, руки согнуты в локтях и кисти машут как крылышки.
Угадай мелодию (3)
Аккомпаниатор в любой последовательности играет разные знакомые детям мелодии, под которые они выполняют на занятиях: бег, галоп, прыжки, кружения. Задача детей состоит в том, чтобы правильно выполнить необходимые движения под нужную музыку, без подсказки педагога.
Комментарий: упражнения добавлять периодически, после того как дети познакомятся со следующими движениями и мелодиями.
Гномик
В этом упражнении роль гномика выполняет педагог.
Он говорит:
Гномик я, со мной беда –
Я рассеянный всегда.
Забываю все на свете.
Вы поможете мне дети?
Дети отвечают: Да!
Дальше педагог называет часть тела и берется за нее руками – Голова на месте?
Все тоже дотрагиваются до головы – На месте!
Руки на месте? Колени..? Живот..? Ноги..? Нос..? Плечи..? Шея..? – ведущий называет любые части тела, а участники за ним повторяют.
Гномик говорит:
Вот какая благодать!
А теперь идем гулять.
Все дружно маршируют по кругу, поднимая колени, активно размахивая руками.
Все опять забыл – беда!
Вы поможете мне?
Дети отвечают: Да!
Комментарий: после нескольких повторов педагог начинает иногда «шутить», например: вместо головы дотрагивается до живота, дети при этом должны сказать: «Перепутал».
Я рисую
Исходное положение – руки на поясе.
Я рисую... – дети бегут по залу врассыпную.
Я рисую круг – быстро и организованно встают в круг.
Я рисую... – все разбегаются, и игра повторяется с новыми «рисунками» (линия, полукруг и т.д.)
Комментарий: необходимо заранее разучить с детьми фигуры. Постепенно, от занятия к занятию увеличивать количество фигур.
На бал к снежной королеве
Педагог на полу выкладывает дорожку из «льдинок» (например, листочки бумаги).
Мы идем на бал к снежной королеве – педагог показывает пример и первым идет по дорожке (аккуратно ступать на носочек, держать равновесие).
По цепочке друг за другом по «льдинкам» все переходят на другой конец зала.
Закружили в танце нас снежинки – дети приподнимают руки в стороны и кружатся на носочках на месте (медленно, плавно), с окончанием музыки приседают. Можно импровизировать (красиво, пластично двигаться).
Бал закончился, нам пора домой – и все идут по льдинкам обратно.
Журавль
Исходное положение – корпус прямой, ноги вместе, прямые руки прижаты к бедрам.
Мы журавли – носочек одной ноги отрывается от пола и скользит по другой ноге до колена.
Руки при этом делают взмах (как крылья), и одновременно опускаются вместе с ногой в исходное положение.
Точно-наоборот
По команде «точно» дети должны в точности повторять за педагогом все движения или выполнять их по командам:
– руки – вверх;
– сесть;
– ноги – широко.
По команде «наоборот» дети должны все делать наоборот:
– поднять руку (поднимают ногу или обе руки);
– шагнуть вперед (шагают назад или в сторону или прыгают вперед);
– наклониться в сторону (наклоняются вперед или назад).
Рекомендация: темп упражнения можно постепенно увеличивать; для запутывания можно несколько раз чередовать команды, например, «сесть»–«встать» и неожиданно повторить команду: «сесть».
ПОДВИЖНЫЕ И СЮЖЕТНО-ИНСЦЕНИРОВАННЫЕ ИГРЫ
Очень важно на раннем этапе детства заложить основы позитивного художественного восприятия, воспитать наших малышей ловкими, сообразительными, веселыми и общительными. Эти задачи игры решают великолепно, нужно лишь соблюдать принцип: не заострять внимание детей на лидерстве, прививать им вкус не к результату, а к самому процессу. Игры так же необходимы на занятиях как элемент разрядки: отдохнуть, подвигаться, повеселиться. При этом они могут служить мощным стимулом – «Вы хорошо позанимались, теперь можно и поиграть!».
Некоторые игры такие как «Паук и мухи», «Лягушки и цапля» и т. д., по сути, являются сценками, где каждый играет свою роль. В данном случае для педагога важны, а для детей интересны именно образы, пластика, мимика, а цель –догнать или спрятаться становится условной.
В играх «Поезд», «Смелый наездник» и т. д., в какой-то степени, присутствует дух соревнования, и здесь педагогу стоит сглаживать этот момент, больше обращая внимание детей на правильность исполнения движений, умение слышать музыку, ориентироваться, действовать по представлению, образно.
В играх «Я-артист», «Кино-фото», «Обезьянки» и т.д., очень важно для педагога вовремя заметить, подбодрить, похвалить даже самые робкие попытки импровизации и творческой самостоятельности ребенка.
Паук и мухи
Один из детей – паук, все остальные мухи.
Паук садится в центре зала на стул, закрывает глаза и засыпает. Мухи в это время летают по залу (бегают на носочках, руки согнуты в локтях, кисти машут как крылышки).
Наступает ночь, музыка меняется. Паук открывает глаза и встает, мухи замирают (чтобы он их в темноте не заметил). Паук медленно обходит зал, и, никого не обнаружив, возвращается к себе в домик (на стул).
Смелый наездник
Исходное положение – каждый ребенок садится на стульчик верхом, как на лошадь.
Звучит вступление в музыке, все встают рядом со стулом и берутся за «вожжи» (руки вытянуты перед собой и сжаты в кулаки).
Дети скачут прямым галопом, руки при этом немного пружинят.
Музыка резко прерывается, и каждый должен как можно быстрее добежать и сесть на стул (в исходное положение).
Комментарий – задание можно изменять: садиться только на свой стул или на ближайший свободный стул.
Я-артист
Все рассаживаются – Мы-зрители.
Первый артист выходит на «сцену» (встает в центре зала), и заказывает музыку, соответствующую придуманному заранее образу (быструю, медленную, веселую, грустную, плавную, энергичную и т.д.).
Он танцует, а все внимательно смотрят. Задача артиста – чтобы зрители догадались: кого он изображает. После выступления зрители аплодируют, затем педагог спрашивает: Как вы думаете, кого изображал артист?
Педагог выслушивает предположение ребят, говорит свое. Если кто-то первым угадал, он становится артистом, если никто – следующий выходит по очереди или по желанию.
Артист может изображать кого угодно, но если он затрудняется с выбором, то педагог может тихо ему помочь. Изображать можно, например: животных, снежинки, цветы, робота, и т. д.
Обезьянки
Один ребенок – посетитель зоопарка, все остальные – обезьянки. Посетитель может совершать любые действия, движения, строить рожицы, а обезьянки должны точно все за ним повторять.
Рекомендация ведущему: необходимо стараться внятно, не торопясь показывать движения.
Огонек
Все встают в круг. Звучит музыка, и по кругу начинает передаваться красный платочек – Огонек в руках не задерживать, а то обожжетесь.
Музыка неожиданно останавливается. И тот, у кого оказался в руках платочек, выходит в центр круга и танцует с ним под аккомпанемент. Все его поддерживают, дружно хлопая.
Потом он встает на место, и игра продолжается.
Сова
Один из участников – сова. Все остальные – жители леса (зверята, птички).
День – сова сидит на дереве (стуле). Остальные двигаются по залу, подражая какому-нибудь мелкому животному.
Ночь – сова просыпается и вылетает на охоту, все быстро приседают, замирают. Сова плавно кружит по залу, широко машет крыльями или парит.
День – сова улетает, лес оживает
Рекомендация. Задание можно менять: каждый ребенок должен придумать для себя образ (любое животное) или педагог дает всем одно общее задание (зайчики, мышки, синички).
Поезд
Вагоны в депо: все сидят на стульчиках.
Один из детей становится локомотивом. Он идет по залу к сидящим (поднимает колени, руки согнутые в локтях, делает круговые движения, подражая вращению колес). Локомотив подъезжает к первому вагону и гудком дает ему сигнал и цепляет к себе. Тот кладет ему руки на плечи, и они продолжают движение. Таким образом, собирается состав. Локомотив причудливым путем ведет состав по залу под музыку. Неожиданно в музыке звучат три предупредительных сигнала, и за это время все должны разбежаться по своим местам.
Состав расформирован. Когда играют старшие дети, вагон, который не успел в депо, может быть поставлен на ремонт, т. е. пропустить одну поездку.
Солнышко и дождик
Исходное положение – дети сидят на корточках перед стульями лицом к сидениям.
Дождик – барабанят ладошками по стулу, изображая стук дождя (чем чаще, тем лучше).
Постепенно дождик затихает.
Давайте проверим, закончился дождик? – отводят руку ладонью вверх и смотрят на «небо».
Солнышко! – все выскакивают из домиков, веселятся, прыгают, танцуют.
Кто к нам пришел
Дети садятся полукругом.
По желанию один из участников начинает игру. Педагог предлагает ему на выбор перевернутые карточки с изображением животных. Ребенок вытаскивает любую карточку и, никому не показывая, откладывает в сторону.
Педагог говорит: «Кто к нам пришел?». Ребенок, не озвучивая, изображает выбранное животное. Дети отгадывают. После этого можно показать карточку.
Рекомендация: необходимо заранее познакомить детей с пластическими особенностями животных, которые изображены на карточках.
Цирк
Силачи
Дети встают в круг. Педагог объявляет:
«На арене силачи!» – поставить ноги на ширину плеч, крепко схватиться руками за воображаемую штангу и с большим усилием выжать наверх.
Держать штангу! (все мышцы сильно напряжены).
Бросили – бросить штангу, расслабив при этом все мышцы – расслабились...!
Зрители аплодируют – все хлопают.
Эквилибристы
Растянуть прыгалку (веревку) на полу и привязать ее к ножкам стульев.
Зрители, они же артисты, стоят в шеренге рядом.
Все по очереди идут по этому «канату» на носочках, спина прямая, руки в стороны для равновесия (не раскачиваться!).
Прошедший канат до конца поднимает руки, приветствуя зрителей. Зрители аплодируют, артист кланяется и присоединяется к зрителям.
Фокусы
Педагог: «Начинаем представление». Участники встают в круг и берутся за руки – это волшебный мешочек. В центр становится любой из детей.
Кто-нибудь произносит: «Только у нас лучший в мире фокус». Все сходятся к центру и произносят заклинание: абен, трабен, буме!
Затем круг расходится, а ребенок в центре изображает по своему желанию того, в кого его превратили (профессия, животное, цветок, дерево, ...).
Зрители аплодируют. Тот, кто в центре кланяется и встает в круг. Игра продолжается.
Лягушка и цапля
На полу по всему залу разложены небольшие обручи – болотца.
Один из участников становится цаплей и отходит в сторону. Все остальные – лягушки.
Лягушки прыгают за комарами или между болотцами (сидя на корточках, колени раскрыты в стороны, ладони на полу, выпрыгивают вверх, выпрямляя ноги и квакают).
Музыка меняется, выходит цапля. Лягушки быстро (по-лягушачьи) прячутся: каждая занимает любое свободное болотце. Они прижимают тело ниже к полу, втягивают головы в плечи, замолкают и замирают.
Цапля обходит зал (высоко поднимая колени и выразительно взмахивая крыльями), и, не поймав никого, уходит.
Кошки и собака
По всему залу стоят стулья – деревья.
Один из участников – собака, все остальные – кошки и коты.
Собака сидит в конуре (приседает на корточки и держит перед собой вертикально обруч или лежит на животе под стулом).
Кошки и коты в это время гуляют по залу (мягкий, пружинящий шаг, «лапки» сложены перед собой или делают скользящие движения).
Музыка меняется и из своего домика выскакивает собака (ребенок быстро пролезает в обруч или вылезает вперед из-под стула).
Кошки и коты моментально лезут на деревья (садятся на стулья и поджимают ноги).
Собака бегает от дерева к дереву и лает на кошек и котов, те выразительно шипят и показывают когти.
Устав, собака возвращается в конуру.
Лиса и утята
На полу в центре зала огораживают скакалками небольшое пространство, чтобы в нем могли поместиться все дети, это – озеро.
Один из участников – лиса, все остальные – утята.
Лиса затаилась (прячется за спинку стула) и прислушивается.
Утята в это время гуляют вокруг озера и ищут червяков (ходят мелкими шажками, переваливаясь с ноги на ногу; руки вытянуты вниз и слегкаотведены назад).
Музыка меняется. Из укрытия выскакивает лиса.
Утята быстро (из образа не выходить!) прячутся в озере.
Лиса обходит озеро, жадно поглядывая на утят (мягкий, пружинящий шаг, когтистые лапки держит перед собой), утята держатся противоположного края озера и прижимаются друг к другу. Обойдя озеро пару раз, лиса снова прячется в укрытие.
Мыльные пузыри
Исходное положение – все участники свободно располагаются по залу и встают в центр своего обруча.
Надуваю пузыри – (педагог набирает в грудь побольше воздуха и дует), дети приседают на корточки, берутся руками за края обруча с двух сторон и встают.
Ветер подул – педагог плавно взмахивает руками.
Полетели – дети бегут по залу на носочках (летят, не сталкиваясь!).
Лопнули – (педагог хлопает в ладоши) дети останавливаются, разжимают пальцы и выпускают обруч из рук.
Кино-фото
Выбирают режиссера, он командует:
Кино – участники свободно двигаются по залу: танцуют, что-то изображают, пластически импровизируют.
Фото – все резко замирают (стоп-кадр).
Кино – каждый продолжает свое движение и т. д.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1. «Кого назвали, тот ловит». Дети ходят или бегают по спортивному залу. Инструктор держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из ребят и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют (1,5–2 мин).
2. «Передай мяч». Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч на каждое слово, произнося любую считалку. Тот, на ком мяч остановился в конце считалки, выходит на середину и говорит: «Раз, два, три – беги!». Игроки разбегаются, а стоящий в середине бежит за ними, бросая мяч в ноги убегающих. Тот, в кого попал мяч, временно выходит из игры. Когда водящий попадет мячом в 2–3 человек, все снова встают в круг, и игра повторяется.
3. «Не давай мяча водящему». Все играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук. Один назначается водящим. Он идет в середину круга. Ребята перебрасывают мяч в разных направлениях, чтобы водящий не мог коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на полу или в руках у кого-либо из играющих. Если ему удается коснуться мяча, то на его место идет ребенок, который последним бросил мяч или не уберег его от водящего. Водящий становится на место «провинившегося».
Правила игры: мяч можно перебрасывать по воздуху (не выше поднятых вверх рук). Если мяч вылетит из круга, то играющие должны быстро поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру.
4. «Мяч среднему». Дети, разделившись на равные по числу игроков группы, образуют 3–4 круга. Внутри круга – водящий. Он по очереди бросает мяч каждому игроку и ловит летящий от него. Когда мяч вернется к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча.
Правила игры: бросать мяч по очереди, не сходя с места; если мяч упал, его надо поднять, встать в круг и повторить бросок.
5. «Ловкая пара». На полу рисуют шесть параллельных линий на расстоянии 1 м одна от другой. Дети встают в две шеренги парами друг против друга между третьей и четвертой линиями (считая справа). На сигнал «Начали» каждая пара играющих по три раза подряд перебрасывает друг другу мяч. Если при этом мяч не упал, один из партнеров переходит за следующую линию (делает 2–3 шага назад), и расстояние между ними увеличивается. Если кто-либо из пары уронил мяч, надо считать броски снова. После трех бросков то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не окажутся у самых последних границ.
Правила игры: надо бросать мяч, не выходя за линию; первым переходит на следующую линию тот, кто бросал мяч.
Усложнение: добавляются еще линии с каждой стороны.
6. «Мяч водящему». 2–3 равные по числу детей подгруппы строятся в колонны. Расстояние между колоннами 3–4 шага. Перед правофланговыми колоннами проводится линия. На расстоянии 3 м от нее чертится вторая линия, параллельная первой. В каждой подгруппе выбирают водящего, который становится напротив своей колонны за второй чертой. По сигналу водящие бросают мячи стоящим впереди в своих колоннах. Поймав мяч, играющий бросает его обратно, а сам встает в конец колонны. Выигрывает колонна, быстрее закончившая переброску мяча.
Правила игры: мяч надо бросать двумя руками от груди, не заходя за черту; уронивший мяч сам его поднимает; не сумевшему поймать водящий бросает мяч еще раз.
7. «Догони мяч». Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остается свободным. Поэтому ребенку, стоящему справа от водящего, дается мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три – беги!», затем передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдет мяч.
Правила игры: мяч надо передавать только соседу после слова «беги»; водящий начинает движение тоже по этому сигналу, уронивший мяч поднимает его.
8. «Брось – поймай!». Играющие бросают мяч через натянутую волейбольную сетку, пробегают под ней и ловят мяч сразу или после того, как он отскочит от пола.
9. «Поймай мяч». Дети распределяются по трое. Двое из них становятся на расстоянии 2–3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встает между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой.
Правила игры: водящий, коснувшийся мяча, меняется местом с тем, кто бросил мяч; водящий может догнать укатившийся после неудачного броска мяч.
10. «Волейбол с воздушными шарами».
Волейбольную сетку натягивают на высоте 1,5 м. Два воздушных шара, в которые можно налить по несколько капель воды, связываются вместе. По обеим сторонам от сетки располагаются команды, по 5 детей в каждой. Играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника и не давая упасть на своей стороне.
Правила игры: нужно стараться играть дружно, передавая шары тому, кому удобнее отбить их на другую сторону; команде, на чьей стороне опустились шары, начисляется штрафное очко; шары не следует задерживать руками, а сразу же отбивать.
11. «У кого меньше мячей». Дети делятся на две равные команды по 5–6 человек. Командам дается по 6 мячей. По свистку игроки начинают перебрасывать мячи на сторону соперника до тех пор, пока не прозвучит второй свисток судьи. Выигрывает та команда, на площадке которой после свистка окажется меньше мячей.
Правила игры: мячи перебрасываются с любого участка площадки; нельзя бросать мячи под сеткой; нельзя бросать мячи после 2-го свистка судьи.
12. «Мяч через сетку» (волейбол по упрощенным правилам). Игра проводится на спортивной площадке (полу, траве, асфальте). Её размер зависит от условий детского учреждения (4х8, 5х10, 6х12, 7х14 метров). Волейбольная сетка вешается так, чтобы верхний край её был на уровне вытянутых рук ребенка – от 120 до 135 см от поверхности площадки. Вместо сетки может быть просто веревка.
Играют резиновым мячом среднего размера.
Дети делятся на две команды, которые имеют свое название. Заранее выбираются капитаны. Команды приветствуют друг друга и распределяются по обе стороны сетки в шахматном порядке (на расстоянии от 1,5 до 2 м друг от друга и от сетки, а также от границ своей площадки). Подача выполняется (броском мяча через сетку) с любого места площадки (откуда игрок сможет перекинуть мяч через сетку на сторону противника). Мяч посылается снизу и сверху двумя руками или одной от плеча, а ловят двумя снизу или сверху. Игрок, принявший мяч, может отправить его через сетку, сделав не более трех шагов, затем бросить мяч обратно или передать любому товарищу по команде.
Правила игры: не дать мячу коснуться земли (пола) на своей половине, а перебросить его через сетку так, чтобы он упал на площадку противоположной команды. При подаче мяч не должен улетать за пределы площадки. Это считается ошибкой, и очко не засчитывается, подача потеряна, мяч подает другая команда. Команды подают мяч по очереди. Игроки одной команды могут перекидывать (перепасовывать) мяч друг другу только по одному разу. Очко засчитывается команде, если мяч, перелетев через сетку, коснулся земли на площадке противника. Играют до 10 или до 15 очков, потом меняются площадками. Продолжительность игры 15 - 25 минут.
13. «Собери мячи». В центре зала корзина с мячами. Около корзины стоят дети. По сигналу воспитатель выбрасывает мячи из корзины, а дети собирают. Игра продолжается 1 мин. По сигналу «Стоп» игра прекращается. Если в корзине 7–8 мячей, то выиграли дети.
14. «Меткий стрелок». Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Водящий становится в центре круга. У ног его лежат 3–4 мяча. Водящий выполняет упражнения с мячом (отбивает рукой о пол, подбрасывает вверх, вращает пальцами рук и др.), играющие выполняют эти движения без мяча. После слов водящего «Раз, два, три – беги!», дети начинают бегать по кругу. Водящий, не сходя с места, бросает в играющих мячи один за другим. Затем, по сигналу воспитателя «Раз, два, три – в круг скорей беги!», дети снова образуют круг. Инструктор объявляет количество детей, в которых попал водящий. Выбирается новый водящий, и игра возобновляется.
15. «Быстро в обруч». Обручи разложены по всему залу. В каждом обруче – ребенок. Инструктор включает музыку, дети выбегают из обручей и выполняют любые движения по всему залу до тех пор, пока играет музыка. А инструктор тем временем убирает один – два обруча. Как только музыка перестала играть, дети должны бегом занять место в обруче. Тот, кто не успел, из игры временно выбывает. Игра повторяется 2–3 раза.
16. «Удочка». Играющие становятся в большой круг, в центре – инструктор с веревкой, на конце которой пришит мешочек с грузом. Он вращает веревку так, чтобы мешочек касался пола, а дети подпрыгивают на двух ногах, стараясь не задеть мешочек. Описав мешочком 2–3 круга, инструктор делает паузу, во время которой подсчитывается количество детей, задевших мешочек, – «пойманных на удочку», и дает необходимые указания по выполнению прыжков.
17. Игра-эстафета «По местам!». Дети строятся в две колонны друг против друга. З а д а н и е: запомнить свои места. По сигналу «Разойдись!», дети бегают, прыгают по всему залу. По команде «По местам!», дети должны занять свои места в колонне. Побеждает команда, все члены которой быстрее займут свои места.
18. Игра-эстафета «Классики». Дети строятся в 2 колонны. Перед ними разложены обручи в виде классиков: один, два, один, два, один. По сигналу инструктора, дети прыгают через обручи туда и обратно, передают эстафету следующему из своей команды легким хлопком по руке и встают в конец колонны. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.
ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ
1. Игра-эстафета «Не урони мяч». Дети образуют два круга. У одного из детей в каждом кругу в руках мяч, они – водящие. По сигналу инструктора дети начинают быстро передавать мяч по кругу. Получив мяч обратно, водящий поднимает мяч вверх. Команда, у которой мяч быстрее описал круг, становится победителем (2 мин).
2. «Добрые слова». Дети садятся на пол в круг. В центре сидит один из играющих. Инструктор говорит: «Сегодня мы будем говорить добрые слова о (называет имя сидящего в центре). Он какой?». Дети по порядку говорят об этом ребенке добрые слова (умный, скромный, ласковый и т. д.).
3. «Тик-так». Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, который становится – «стрелкой часов», он закрывает глаза и встает в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:
Т е к с т | Д в и ж е н и я | |
Тик-так, тик-так. Мы всегда шагаем так: Шаг влево, шаг вправо, Тик-так! Стрелка, стрелка покружись, На часе 5 (два, шесть...) остановись! | Ходьба на месте. Шаг влево, шаг вправо. Водящий вытягивает руку вперед. Поворачивается на месте вокруг себя. После слова «покажи» – останавливается. |
Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребенка.
4. «Необычный художник». У каждого ребенка скакалка. По сигналу дети выкладывают какую-либо фигуру из скакалки на полу. Воспитатель определяет победителя.
5. «Угадай, что пропало?». Дети сидят на полу. Инструктор раскладывает 5–6 разных предметов и дает детям время запомнить их. Затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один из предметов. После этого дети открывают глаза и отгадывают, что пропало.
6. «Нитка с иголкой». Дети держатся за руки, образуя целую цепочку. Проведя цепочку вокруг всего зала, инструктор предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики». После этого инструктор ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», поворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.
7. «Вперед с мячом». Сесть на пол, мяч зажать между ступнями ног, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед, не отпуская мяч, на расстояние примерно 3 м.
8. «Не урони мешочек». Дети стоят на одной ноге, вторую согнув в колене и положив на колено мешочек. Стараются устоять, не теряя равновесия. Мешочки кладут на колено по сигналу инструктора.
ТАНЦЫ-МИНУТКИ
Танцы – минутки придумывались для того, чтобы танцевать их вместе с детьми. Для самостоятельного детского исполнения они сложны. Но дети их любят, ведь ребенок с помощью взрослого может гораздо больше. Благодаря такому подходу мы не тратим много времени на скучную автоматизацию простейших па, дети узнают много новых, интересных движений, которые им хочется повторять. В упрощенном виде эти танцы могут быть использованы и для концертного исполнения.
Для начального этапа занятий, самым удобным построением является круг: каждый ребенок хорошо видит педагога и других детей, ему легче ориентироваться в танце, замкнутое пространство не дает рассеиваться детскому еще неустойчивому вниманию, есть возможность сравнивать свое исполнение и стараться все делать не хуже других. Замечания о том, где правая рука, а где левая нога снижают общий эмоциональный подъем.
В описаниях слева цифрами дана раскладка по тактам. Курсивом вне скобок помечены команды педагога. К командам рекомендуется добавлять образные подсказки (обозначены курсивом в скобках). Эти образные подсказки помогают детям лучше почувствовать дух танца и стимулируют интерес. Они очень зависят от музыки. Для примера, такие подсказки даны для первых двух танцев.
Капельки (танец с колокольчиками)
Эмоциональный настрой – легко и звонко.
Общие рекомендации. Движения плавные, неторопливые. Колокольчиками звенеть, мелко вращая кистью. Звенеть должна рука, которая совершает описанное в тексте движение. Там, где колокольчики молчат, это специально оговорено.
Рекомендация по изготовлению реквизита – к колокольчикам привяжите маленькие резинки – петельки и оденьте по 1-й шт. на указательные или средние пальцы каждой руки с внутренней стороны ладони.
Исходное положение: все сидят на пятках, руки опущены вниз.
1-я фигура
1–2 Поднять плавно руку вперед-вверх (локоть присогнут, кисть с колокольчиком дрожит) (пошел дождик).
3–4 Опустить плавно вниз (дождик стих).
5–8 Повторить движение другой рукой (опять пошел, опять стих).
9–12 Повторить движение обеими руками (сильный дождь).
13–14 Плавно подняли руки (еще сильнее).
15–16 Встали (пойдем гулять!).
2-я фигура
1–4 Встряхиваем ритмично рукой возле уха (8 раз) (послушаем дождик).
5–8 Повторили возле другого уха (другим ухом).
9–16 Покружились на носочках с поднятыми вверх руками (весело под дождиком!), с окончанием музыкальной фразы остановились и спрятали руки за спину (кончился дождик).
3-я фигура
1–16 Побежали на носочках по кругу (колокольчики молчат) (побежали по траве), с окончанием музыкальной фразы повернулись лицом в круг(сколько цветов!).
4-я фигура
1–4 Сбегаемся в центр круга, поднимая руки вперед-вверх (колокольчики звенят) (собираем цветы, брызги летят).
5–8 Разбегаемся (спиной из круга), разводя руки в стороны (вот какой букет собрали!).
9–16 Еще раз повторили комбинацию тактов (еще собираем, еще красивей букет!).
5-я фигура
1–12 Покружились на носочках с поднятыми вверх руками (порадуемся капелькам).
13–16 Приняли исходное положение и опустили плавно руки (вернулись домой).
Танец с ложками
Эмоциональный настрой – по народному размашисто, радостно.
Общие рекомендации. Широкие, амплитудные движения выполняются эмоционально, ярко, с настроением.
Исходное положение: ноги вместе, руки согнуты в локтях, ложки держим перед собой на уровне лица.
1-я фигура
1–3 Руки тянем вперед, корпус тянется за руками и наклоняемся, скользящие удары ложками сверху вниз и снизу вверх (вот какие ложки!).
4 Вернулись в исходное положение.
5–8 Топаем на месте (вот какие ножки!).
9–16 Повторили комбинацию.
2-я фигура
1 Ставим выпрямленную ногу на пятку по диагонали, и одновременно раскрываем руки в стороны (эх, распахнулись!).
2–7 Стучим ложками возле правого уха (здорово стучат!).
8 Приставили ногу, руки убираем за спину (спрятали).
9–16 Повторили комбинацию с другой ноги.
3-я фигура
1–4 Широко черпаем ложкой и кладем в рот (2 раза) (вкусно!).
5–8 Гладим ложкой себя по животу (наелись) и убираем за спину (убрали).
9–16 Повторили комбинацию другой ложкой.
4-фигура
1–16 Маршируем по кругу, локти в стороны, стучим ложками как барабанными палочками (а теперь на парад).
5-я фигура
1–8 Кружимся, руки в стороны, ложки вверх (карусель, карусель).
9–16 Прыгаем на месте, стуча ложками перед собой: раз, два, три, четыре (4 раза) (веселятся прыгуны). В конце музыки стоп, руки вниз.
Собачий вальс
Эмоциональный настрой – весело, игриво.
Общие рекомендации. Это не трудный и веселый танец, исполнять его необходимо легко и с хорошим настроением.
Исходное положение – ноги вместе, «лапки» сложены перед собой.
1-я фигура
1–2 Скребем «лапкой» впереди себя (4 раза).
3–4 Качаем головой из стороны в сторону (4 раза).
5–8 Повторили комбинацию другой «лапкой».
9–11 Слегка присев, крутим «хвостом».
12 Прыжок (поворачиваемся на 180° и оказались спиной), во время прыжка все дружно произносим «гае!».
13–16 Повторили движения
9–12 тактов и оказались лицом.
2-я фигура
1–3 Ставим ногу на пятку и машем ладонью возле уха (чешем «лапой» за ухом) (6 раз).
4 Вернулись в исходное положение.
5–8 Повторили комбинацию с другой ноги.
9–11 Слегка присев, крутим «хвостом».
12 Прыжок (поворачиваемся на 180° и оказались спиной), во время прыжка все дружно произносим «гае!».
13–16 Повторили движения
9–12 тактов и оказались лицом
3-я фигура
1–8 Прыгаем на месте из стороны в сторону (16 раз).
9–16 Покружились на носочках в одну сторону.
17–24 Покружились на носочках в другую сторону.
Елочки
Эмоциональный настрой – мягко и игриво.
Общие рекомендации – на заснеженной, «пушистой» полянке танцуют елочки. Движения выполняются мягко, аккуратно, даже слегка вкрадчиво.
«Елочкам» свойственно некоторое самолюбование и легкое кокетство.
Исходное положение: на корточках, руки и кисти («лапы» елей) приподняты в стороны.
1-я фигура
На вступление елочки постепенно вырастают.
1–4 Качаем головой из стороны в сторону (8 раз).
5–8 Делаем полуприседания с поворотом корпуса (4 раза) (вот какие мы красивые!).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
2-я фигура
- Ставим ногу на пятку.
- Приставляем ногу.
3–4 Повторили движение другой ногой.
5–8 Мелкие топочущие шаги на месте (топотушки).
9–16 Повторили комбинацию 1-8 тактов.
3-я фигура
1–3 Одной рукой «стряхиваем снег» с другой руки (3 раза).
4 Вернулись в исходное положение.
5–8 Пожимаем плечами с поворотом корпуса (4 раза).
9–16 Повторили комбинацию другой рукой.
4-я фигура
1–2 Делаем шаг в сторону и приставляем другую ногу.
3–4 Делаем полуприседание (один раз).
5–8 Покружились на носочках.
9–16 Повторили комбинацию в другую сторону. В конце музыки приседаем и кланяемся.
Салют (танец с ленточками)
Эмоциональный настрой – стремительно и празднично.
Общие рекомендации – все взмахи вверх делаются с такой силой, чтобы ленточки взлетали над головой. Приподнятое радостное настроение танца передается с помощью широких и летящих движений.
Рекомендация по изготовлению реквизита – изготовьте на каждого ребенка по два кольца из резинки с размером запястья. Пришейте к каждой резинке разноцветные ленточки (длиной 60 см) по 2–3 шт.
Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.
1-я фигура
- Взмах рукой вперед-вверх.
- Опустить в исходное положение.
- Взмах другой рукой.
- Опустить в исходное положение.
5–8 Повторили движения 1–4 тактов.
9–16 Делаем попеременно, взмахи руками (одна рука – вверх, другая – вниз).
2-я фигура
1–2 Сбегаемся к центру круга и делаем двумя руками взмах вперед-вверх.
3–4 Разбегаемся (спиной из круга), опуская руки вниз.
5–8 Повторили движения 1–4 тактов.
3-фигура
1–16 Побежали на носочках по кругу, руки в стороны, с окончанием музыкальной фразы (стоп) повернулись лицом в круг.
4-фигура
- Взмах одновременно обеими руками.
- Опускаем в исходное положение.
3–8 Повторили движения 1–2 тактов.
9–16 Руки в стороны, делаем полуприседания, закручивая руки вокруг корпуса.
5-фигура
1–16 Повторили движения 2-й фигуры.
В конце музыки приседаем и руки опускаем.
Макарена
Эмоциональный настрой – активно и зажигательно.
Общие рекомендации – движения выполняются свободно и непринужденно.
Движения, легкие в исполнении и простые в запоминании, нравятся детям и при этом эффектно смотрятся.
Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.
1-я фигура
- Вытягиваем руку вперед, ладонью вверх.
- Повторяем другой рукой.
- Кладем первую руку на другое плечо.
- Повторяем другой рукой.
- Переводим первую руку на то же бедро.
- Повторяем другой рукой.
- Не отрывая рук, крутим бедрами.
- Прыжок (поворачиваемся на 180°).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
2-я фигура
1–3 Шагаем к центру (6 шагов), высоко поднимая колени, активно размахивая руками.
4 Прыжок (поворачиваемся на 180°).
5–7 Шагаем на свои места.
8 Прыжок (поворачиваемся на 180°).
Жили у бабуси...гуси
Эмоциональный настрой – важно и неторопливо.
Общие рекомендации – этот танец имеет сюжетно-игровую основу и пластическим образом инсценирует песню «Жили у бабуси». Хорошо если дети будут не просто выполнять движения, а обыгрывать их. Для этого необходим артистичный, эмоционально-выразительный показ педагога. Он даже может подпевать или проговаривать слова песни, тем самым, помогая, подсказывая и заинтересовывая детей.
Исходное положение: ноги вместе, руки (крылья) приподняты в стороны.
1-я фигура
Жили у бабу: поднимаем руку (крыло) в сторону-вверх поворачиваем к ней голову и киваем (клювом чистим на крыле перышки) (3 раза)
си: вернулись в исходное положение.
Два веселых гуся: повторили движение другой рукой.
Один серый, другой белый: делаем взмахи руками – крыльями (2 раза)
Два веселых гуся: слегка присев крутим хвостиком.
2-я фигура
Мыли гуси лап: ставим ногу на пятку и крутим носком
ки: приставляем ногу.
В луже у канавки: повторили движение другой ногой.
Один серый, другой белый: делаем взмахи руками – крыльями (2 раза).
В луже у канавки: слегка присев, крутим хвостиком.
3-я фигура
Ой, кричит бабуся,
Ой, пропали гуси,
Один серый, другой белый
Гуси, мои гуси: приседаем на корточки и замираем.
4-я фигура
Выходили гуси,
Кланялись бабусе: встаем и кланяемся,
Один серый, другой белый: делаем взмахи руками – крыльями (2 раза)
Два веселых гуся: слегка присев крутим хвостиком.
Буратино
Эмоциональный настрой – энергичный и озорной.
Общие рекомендации – особенность танца в том, что он исполняется сидя на стуле. Все движения выполняются резко и энергично. Когда руки и ноги раскрываются, руки натягиваются, колени выпрямляются. В сочетании четкости и задорного, энергичного характера движений создается яркий образ деревянного и веселого человечка.
Исходное положение: дети сидят на стульях, ноги вместе, руки на поясе.
1-я фигура
- Ставим ногу на пятку в сторону (колено выпрямляется).
- Ставим другую ногу.
- Раскрываем руку в сторону.
- Раскрываем другую руку.
- Собираем одновременно руки и ноги в исходное положение.
- Раскрываем одновременно руки и ноги в стороны.
7–8 Повторили движения 5–6 тактов.
2-я фигура
- Ставим ногу обратно (в исходное положение).
- Ставим другую ногу.
- Возвращаем руку в исходное положение.
- Возвращаем другую руку.
- Раскрываем одновременно руки и ноги в стороны.
- Собираем одновременно руки и ноги в исходное положение.
7–8 Повторили движения 5–6 тактов.
3-я фигура
1–7 Ставим ногу на пятку в сторону, ладонь растопырить, и большой палец приставить к носу – дразнимся.
8 Вернулись в исходное положение.
9–16 Повторили движение другой ногой и рукой.
4-я фигура
- Делаем один хлопок в ладоши над головой.
- Раздвигаем ноги в стороны на пятки, руки кладем на колени.
3–7 Крутим носками.
8 Принимаем исходное положение.
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
5-я фигура
1–7 Обхватываем сзади руками спинку стула, приподнимаем и болтаем ногами попеременно (сгибая и разгибая колени).
8 Вернуться в исходное положение.
9–16 Маршируем, сидя на стуле, активно размахивая руками. В конце музыки раздвигаем одновременно руки и ноги в стороны.
Солнечные зайчики (танец с зеркальцами из фольги)
Эмоциональный настрой – легко, радостно.
Общие рекомендации – в движениях руками очень важно положение ладошек, их точная ориентация, чтобы поблескивание «солнечных зайчиков» было хорошо заметно.
Рекомендация по изготовлению реквизита – изготовьте на каждого ребенка по два кольца из резинки по размеру ладони. Наклейте фольгу на картон, вырежьте из него четыре кружочка (размером с ладошку) и пришейте фольгой наружу к резинкам с внутренней и внешней стороны ладоней.
Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.
1-я фигура
1–2 Вытягиваем руки вперед ладонями вперед (как будто отодвигаем от себя что-то).
3–4 Так же вытягиваем руки в стороны ладонями в стороны.
5–8 Кружимся на носочках, крутя ладошками (наклоняя их вперед-назад).
9–10 Вытягиваем руки вперед ладонями вперед.
11–12 Вытягиваем руки вверх ладонями вперед.
13–16 Кружимся на носочках, крутя ладошками.
2-я фигура
1–8 Делаем синхронно двумя руками круги: в сторону – вниз – к лицу, вниз – в сторону – наверх – к лицу, ладонями вперед (2 раза).
9–16 Поворачиваем ладони к себе и от себя (4 раза).
3-я фигура
1–16 Побежали на носочках врассыпную по залу, вытянув руки вперед, крутя ладошками (наклоняя их вправо-влево). В конце музыкальной фразы педагог предлагает детям встать в круг (лицом в центр), руки опустить.
4-я фигура
1–4 Сбегаемся к центру круга, крутя ладошками, поднимаем руки вперед – вверх.
5–8 Разбегаемся (спиной из круга), опуская руки вниз.
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
5-я фигура
1–16 Прыгаем на месте, скрещивая руки над головой. С окончанием музыки останавливаемся (стоп) и руки прячем за спину.
Лошадки
Эмоциональный настрой – грациозно и торжественно.
Общие рекомендации – благородная осанка, приподнятый подбородок, все движения лошадок четкие и грациозные.
Исходное положение: ноги вместе, руки вытянуты перед собой и сжаты в кулаки – «держат вожжи».
Все передвижения и повороты исполняются основным ходом – шагать, высоко поднимая колени, носочки тянуть, спина прямая.
1-я фигура
1–4 Поднимаем согнутую в колене ногу и опускаем в исходное положение (2 раза).
5–8 Повторили движение другой ногой.
9–12 Делаем восемь шагов, сходимся к центру.
13–16 Делая восемь шагов на месте, поворачиваемся на 360°.
2-я фигура
1–3 «Бьем копытцем» (3 раза).
4 Приставляем ногу.
5–8 Повторили движение другой ногой.
9–12 Делаем восемь шагов, расходимся спиной на свои места.
13–16 Делая восемь шагов на месте, поворачиваемся на 360°.
3-я фигура
1–2 Делаем шаг ногой в сторону и приставляем другую ногу.
3–4 Киваем головой (2 раза).
5–8 Повторили движение в другую сторону.
9–12 Делаем шаги на месте (8 раз).
13–16 Шагая, поворачиваемся на месте и в конце музыкальной фразы останавливаемся лицом в направлении движения по кругу.
4-я фигура
1–8 Скачем по кругу прямым галопом (руки пружинят вперед-назад).
9–16 Поворачиваемся и скачем в обратную сторону. В конце музыки тянем на себя «вожжи» и останавливаемся.
Лягушки
Эмоциональный настрой – весело и активно.
Общие рекомендации – стоит обратить внимание на исполнение движений.
Они не должны быть вялыми и пассивными. Движения выполняются с хорошей амплитудой, энергично и весело.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы растопырены.
1-я фигура
1–4 Тянем руки вверх и возвращаемся в исходное положение (2 раза).
5–8 Тянем руки в стороны и возвращаемся в исходное положение (2 раза).
9–12 Поднимаем согнутую в колене ногу и опускаем в исходное положение (2 раза).
13–16 Повторили движение другой ногой.
2-я фигура
1–8 Делаем полуприседания, скрещивая руки перед лицом (4 раза).
9–16 Кружимся на полусогнутых ногах. В конце музыкальной фразы садимся на корточки (колени раскрыты в стороны, ладони на полу).
3-я фигура
- Ставим ногу в сторону на пятку (выпрямляя колено).
- Приставляем ногу.
3–4 Повторили движение другой ногой.
5–8 Качаем головой из стороны в сторону (8 раз).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов.
4-я фигура
1–16 Прыгаем как лягушки (выпрыгивать наверх, выпрямляя ноги) (8 раз).
Солдатики
Эмоциональный настрой – торжественно и парадно.
Общие рекомендации – спина прямая, подбородок приподнят, корпус подтянут. Все движения выполняются сдержанно и четко, фиксируя конечные точки.
Исходное положение: ноги вместе, руки вытянуты вдоль корпуса.
1-я фигура
1–2 Энергично поднимаем согнутую в колене ногу и опускаем в исходное положение.
3–4 Повторили другой ногой.
5–8 Маршируем на месте (8 шагов), высоко поднимая колени.
9–12 Повторили движения 1–4 тактов.
13–16 Маршируем на месте (8 шагов), поворачиваясь вокруг себя на 360°.
2-я фигура
1–2 Делаем шаг в сторону, и приставляем другую ногу.
3–8 Играем на барабане (имитируют игру, сжав кулаки и выставив указательные пальцы как палочки).
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов с другой ноги.
3-я фигура
1–8 Играем на трубе (имитируют игру, повернув корпус вправо и приподняв голову).
9–16 Повторили движение, повернув корпус влево.
4-я фигура
1–4 Идем маршем (8 шагов) вперед, высоко поднимая колени.
5–6 Поклон головой.
7–8 Отдаем честь и опускаем руку.
9–16 Повторили комбинацию 1–8 тактов (отходя назад спиной).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....
Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....