Использование нетрадиционного физкультурного оборудования
консультация по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 63 «Весняночка»
Консультация для педагогов
«Использование нестандартного физкультурного оборудования»
Составил:
ИФК Л.В.Макарова
Тольятти 2014
«Использование нестандартного физкультурного оборудования»
Цель: познакомить педагогов со способами изготовления нестандартного физкультурного оборудования.
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей. Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей. Движение - это основа любой деятельности ребёнка. Но при этом в наше время многие врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, ослаблению имуннозащитных сил организма, способствует задержке физического и умственного развития. На основе собственных наблюдений могу отметить заметное снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: дети малоподвижны, не желают принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо.
1) Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
2) Увеличить объём двигательной активности детей.
3) Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
4) Поднять эмоциональный настрой детей.
Все вышеуказанные задачи легко решаются на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного физкультурного оборудования.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы,
волевых усилий;
* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет:
1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
3) Развивать чувство формы и цвета.
4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Наряду с традиционным стандартным оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом, оно обязательно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий.
Я предлагаю несколько примеров нестандартного физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками и использовать его для проведения подвижных игр в группе и на прогулке, различных игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
Тренажёр "Тигрёнок прыгает в горящее кольцо"
Деревянное или картонное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с тигрёнком (мягкая игрушка) .
Назначение: развитие ловкости, навыки точного попадания в цель,
Ребёнок должен попасть тигрёнком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.
«Воланчик»
Воланчик для игры в бадминтон можно изготовить из пластиковой бутылки, причем самодельный вариант не сильно будет уступать, тому, что продают в спортивных магазинах.
«Лошадки»
Назначение для игр и эстафет.
Материал: пластиковая бутылка, деревянная палочка, самоклеющаяся бумага, нитки или пакля.
«Тропа здоровья»
Материал: губки для мытья посуды, пуговицы, жёсткое напольное покрытие, деревянные
бусины, крышки от бутылок, поролон.
Назначение: стимуляция стопы и предупреждение плоскостопия, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Использование: физкультурные занятия, занятия по ЛФК, гимнастика после дневного сна, в течение дня.
Скакалка из «Киндер-сюрпризов»
используется для перешагивания, для перепрыгивания, в подвижной игре - как скакалка, как ориентир - в игре «Попади в цель».
Лыжи из пластмассовых бутылок
Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной изолентой или тканью.
Цель использования: развивает координацию движений, физические качества.
«Ловишка»
Материал: пластиковая бутылка, мячик или «киндер-сюрприз», шнурок.
Назначение: развитие ловкости, координации движений.
Использование: в свободной деятельности, в подвижных играх, эстафетах, специальные упражнения для зрения на физкультминутке.
«Баскетбол»
Назначение:развивать координацию движений, меткость,
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям.
Материал: пластиковая бутылка, пряжа синтетическая.
«Волшебные колечки»
Назначение: развитие ловкости, координации движений, навыки точного попадания в цель.
Использование: в ОРУ, в подвижных играх, в основных движения (метание в вертикальную и горизонтальную цель) .
Материалы: «киндер-сюрпризы», шнур.
«Пушистики»
Используются в ОРУ, подвижных играх, в основных движениях (различные задания в подбрасывании и ловле) .
Материалы: полиэтиленовые пакеты, нитки.
«Пчёлки на полянке»
Назначение: развитие ловкости, навыка точного попадания в цель.
Материал: пакеты из- под сока, скотч, «киндер-сюрпризы»- для пчёлок, материал для декора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативность использования нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию
Картотека нетрадиционного физкультурного оборудования: описание пособий и вариантов использования в непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возрас...
использование нетрадиционного физкультурного оборудования для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с нетрадиционным физкультурным оборудованием "Колечки"...
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для физического развития. «Путешествие в королевство футбольного мяча (профилактика плоскостопия и нарушение осанки)»
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование – несложн...
"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...
Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...
"Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию»
Презентация...
«Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в дошкольном учреждении»
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нужд...