Презентация проекта "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской-народной культуры"
проект (подготовительная группа)
Тип проекта: познавательный, творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный.
Состав участников:
- педагоги;
- воспитанники и их родители.
Цель проекта: Формирование чувства патриотизма и приобщение к жизни русского народа, его истории и культуре детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_priobshcheniyu_k_rus-kulture_14gr.docx | 208.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №196» общеразвивающего вида
Проект
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской-народной культуры».
Подготовили:
Воспитатели группы №14
Милованова Елена Сергеевна
Вологдина Елизавета Юрьевна
Барнаул
2022
Введение
Старинная мудрость гласит:
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Актуальность проекта:
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
«Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Тип проекта: познавательный, творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный.
Состав участников:
- педагоги;
- воспитанники и их родители.
Цель проекта: Формирование чувства патриотизма и приобщение к жизни русского народа, его истории и культуре детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
- Обогащать словарный запас детей.
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
- Дидактические игры;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы:
- Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;
- Мотивационный (убеждение, поощрение).
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:
- Создание атмосферы национального быта.
- Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
- Знакомство с народным искусством русского народа.
- Знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемые результаты проекта:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- Сформировано чувство национального достоинства.
- Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Широко используются все виды фольклора.
- Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Условия реализации проекта:
- Создание предметно - развивающей групповой зоны по поликультурному
- развитию детей, включающей в себя предметы быта русского народа.
- Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа.
- Создание условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный:
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
Составление плана работы с детьми по проекту.
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2 этап. Основной:
Организация и проведение различных мероприятий с педагогами, детьми, родителями.
3 этап. Заключительный:
Анализ результатов работы;
Создание презентации из опыта работы над проектом.
Тематическое планирование на 2021-2022 год по работе с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | «Россия, Россия – края дорогие» | Формировать любовь к своей большой Родине – России. Знакомство с русской народной мелодией «Белый день», рассказ воспитателя о государстве Россия |
2 | «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса» | Знакомство с образом жизни людей в старину. Рассказ воспитателя сказки о князе Юрии Долгоруком. Познакомить с загадками |
3 | «Как жили славяне» | Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Чтение стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история» |
4 | «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Формировать представления о предметах быта в Русской избе. Познакомить с пословицами и поговорками |
5 | «Святая Русь и её защитники» | Рассказ воспитателя о русских защитниках (А. Невский, князья К. Минин, Д. Пожарский). Чтение стихотворения И. Суслов «Русь называют Святой» |
6 | «Богатыри земли русской» | Познакомить с русскими былинными богатырями. Знакомство с репродукцией картины В. Васнецова «Три богатыря» |
7 | «На героя и слава бежит» | Продолжать формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Русская народная подвижная игра «Петушиные бои» |
8 | «История русского костюма» | Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой» |
9 | «Древняя магия хоровода» | Обобщать и систематизировать представления детей о происхождении, историческом развитии и особенностях народного танца. Разучивание хоровода «Ходит царь» |
10 | «Живет в народе песня» | Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй» |
11 | «Осинины» | Воспитывать интерес и любовь к фольклору; формировать знания об осенних явлениях природы. Русская народная подвижная игра «Тяни холсты» |
12 | «Осенние посиделки» | Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Русская народная игра «Репка - репонька», повторение пословиц |
13 | «У природы нет плохой погоды…» | Расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью пословиц, загадок, народных попевок. Игра «Горелки» |
14 | «Идет волшебница - зима» | Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах. Разучивание поговорок о зиме. Слушание русской народной песни «Здравствуй, гостья - зима» |
15 | «Пришла Коляда – отворяй ворота» | Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник» |
16 | «Пришло Рождество, начинаем торжество» | Формировать знания об обрядах, традициях, песнопении. Чтение А. Мень «Свет миру. Рождество» |
17 | «Встреча весны» | Создать у детей радостное весеннее настроение. Используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Разучивание песенки «Галочка - ключница» |
18 | «Весенний праздник птиц» | Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи» |
19 | «Широкая масленица» | Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Рассказ воспитателя о Масленице. Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская народная игра «Горелки» |
20 | «Обрядовая кукла» | Знакомство с обрядовой куклой. Изготовление обрядовой куклы |
21 | «Цветы и травы – земной красоты начало» | Уточнить знания о цветах и травах, об их целебных свойствах; воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры. Чтение сказки М. А. Кузнецовой, А. С. Родинковой «Сказание о лекарственных растениях» |
22 | «Откуда хлеб пришел» | Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу. Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел» |
23 | «Дорого яичко к Христову дню» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Верба - вербочка», «Солнышко - ведрышко». Заучивание примет |
24 | «Праздник русской березки» | Приобщать детей к духовным ценностям народной культуры; воспитывать уважение к русской природе, любовь к березке – символу России. Русская народная песня «Ой березка моя беленькая». Русская народная игра «Гори, гори ясно» |
25 | «Русские народные промыслы» | Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Рассматривание игрушек: Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово |
26 | «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» | Познакомить с историей возникновения городецкого промысла Разучивание русской народной попевке «Ворон» |
27 | «Путешествие к мастерам Хохломы» | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление хохломских изделий. Художественное слово о хохломе |
28 | «В гости к дымковским мастерам» | Познакомить с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ воспитателя об истории создания игрушки. Рассматривание игрушек. Чтение стихов. |
29 | «Филимоновская игрушка» | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Филимоновские легенды. Стихи о Филимоновских игрушках |
30 | «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки» | Закреплять знание детей о матрешках из разных областях России. Рассматривание игрушек. Чтение стихов о русской матрешке |
31 | «Шаль всем на диво – нарядна, красива» | Развивать чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов. Беседа – знакомство с Павлово – Посадскими платками, шалями; рассматривание изделий |
32 | «Гжель» | Познакомить с особенностями и этапами изготовления гжельских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ – легенда Гжель |
33 | «Жостовский букет» | Познакомить детей с искусством жостовского промысла. Рассмотреть изделия выделяя характерные элементы узора |
34 | «В гостях у мастеров» | Закрепить знание детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства; прививать любовь к народным промыслам. Разучивание русской народной попевки «Коробейники» |
35 | «Ярмарка» | Обобщить и систематизировать представления о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями |
36 | Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни». | Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр видео презентации «Россия, Россия – края дорогие» |
Выводы: Воспитание подрастающего поколения на русских-народных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю. Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.
Поставленные цели и задачи проекта успешно реализованы. Ожидаемые результаты достигнуты.
Используемая литература:
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к истокам наро...
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...
Презентация "Обобщенный педагогический опыт по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
Обобщение опыта в виде презентации....