ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Стретчинг возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20-ть лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна. Стретчинг в переводе с английского растяжка, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг-это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников, специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_stretching.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений

Использование игрового стретчинга в структуре НОД образовательной области «Физическая культура»

                             

    инструктор по физической культуре: Перелыгина Н.Ю.                     

До тех пор, пока позвоночник гибкий-человек молод,

но как только исчезнет гибкость-человек стареет.

О СТРЕТЧИНГЕ

Стретчинг возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20-ть лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна. Стретчинг в переводе с английского растяжка, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг-это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников, специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Занятия стретчингом - это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.

ВИДЫ СТРЕТЧИНГА

Баллистический-это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен!!! Не используется при групповых занятиях с детьми.

Медленный-растяжение мышцы на максимальную длину. Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.

Статический-выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.

Пассивный-упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.

Динамический-плавный переход от одного упражнения к другому.

Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства становятся заметны уже через пару недель.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СТРЕТЧИНГА

1.Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц

2.Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.

3.Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.

4.Занятия-регулярными (не менее 2 раз в неделю).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СТРЕТЧИНГОМ

Наглядность-показ физических упражнений, образный показ.

Доступность-от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.

Систематичность-регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

Закрепление навыков-многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.

Индивидуально-дифференциальный подход-учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.

Сознательность-понимание пользы выполнения упражнений

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: подготовительную, основную и заключительную.

 Подготовительная часть: начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания, далее ОРУ или музыкально-ритмические движения. Заканчивается подготовительная часть дыхательными упражнениями.

Основная часть-упражнения стретчинга, которые чаще всего выполняются из положения сидя или лежа на полу. Главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении. Детям от 3до 4 лет предлагается до 6 игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет-до 10 упражнений. Подвижная игра.

Заключительная часть: расслабление или релаксация (приведение организма ребенка и его эмоциональной сферы в спокойное состояние после физических нагрузок; дети расслабляются, слушая спокойную, тихую музыку).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Динамическая пауза-кратковременные физические упражнения, проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в динамические паузы движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное. состояние ребенка.

Совместная деятельность-в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность-знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники. 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике игрового стретчинга на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Для того, чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений провожу индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы.

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА

«УТЕНОК КРЯК-КРЯК»

Подготовительная часть: ходьба и разминка.

Упражнение «Зернышко»

Ип сед на корточках, руки сцепить в замок и вытянуть вперед - вниз, опустив голову. В-1 медленно подняться, вытянуться вверх, развернуть ладони, 2 руки через стороны опустить вниз, 3 ип, 4-1.  

Упражнение «Индеец»

 Ип сед «бабочка», руки на коленях. В- представить себя вождем индейцев с гордой осанкой и все время за ней следить. Далее начинается игра…    

Основная часть:

Инструктор: Жил-был утенок Кряк-Кряк. Утенок очень любил плавать в большой луже, которая была рядом с его двором. Однажды на двор залетела дикая утка и рассказала, что за зелёным лугом есть чудесное Голубое озеро. Утенок решил. отправиться в путь и обязательно в нем поплавать.

Упражнение «ХОДЬБА»

Ип сед упор сзади. В- попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.

Инструктор: Шел утенок, шёл, а трава высокая, густая, куда идти дальше? Опечалился утенок: «Неужели придется идти назад, и я не увижу Голубого озера? Вдруг видит-летит бабочка.

Упражнение «БАБОЧКА»

Ип сед «бабочка». В-опустить развернутые колени до пола и задержать такое положение 5 сек. Поднять колени с пола. Дыхание произвольное. 

Инструктор: Милая бабочка, покажи мне дорогу к Голубому озеру? Согласилась бабочка, и они отправились в путь

Повторить упражнение «ХОДЬБА»

Инструктор: Вдруг прямо перед ними появилась змея.

Упражнение «ЗМЕЯ»

Ип лёжа на животе, руки в упоре возле груди. В- медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно и зафиксировать такое положение 5 сек. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох во второй.

Инструктор: Змея была доброй и не обидела утёнка, уползла, а утёнок отправился дальше и увидел высоко в небе птицу и быстро побежал за ней.

Упражнение «БЕГ»

Ип лёжа на спине, руки за головой. В-поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.

Инструктор: «Птица, покажи мне дорогу к Голубому Озеру!» - сказал утёнок. «Утенок, беги за мной» - вскрикнула птица. 

Упражнение «ПТИЦА»

Ип сед ноги врозь, руки за спиной «полочкой», спина прямая. В-1 руки вверх, наклон к правой ноге, достать до носка и зафиксировать положение на 5 секунд, 2 ип, 3 наклон к левой ноге, 4 ип.

Инструктор: Очень скоро открылось чудесное озеро. На берегу, которого сидела большая рыжая кошка.

Упражнение «КОШКА»

Ип стоя на четвереньках. В-1 голова вверх, спину прогнуть, 2 ип, 3 голова вниз, спину выгнуть вверх, 4 ип.

Инструктор: Кряк-Кряк подошел к кошке и увидел, что та следит за плавающими рыбками и хочет их поймать. Утенок, схватил веточку и бросился к кошке.

Упражнение «ВЕТОЧКА»

Ип лёжа на спине, руки за головой. В-1 поднять прямые ноги вверх, носки натянуть, зафиксировать положение ног на 5секунд, 2 ип, 3-1, 4 ип. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.

Инструктор: Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила утенка за то, что он спас ее с друзьями.

Упражнение «РЫБКА»

Ип лёжа на животе, руки вперед. В- 1 поднять руки и ноги вверх и зафиксировать положение туловища на 5 секунд, 2 ип, 3-1, 4ип. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. 

Инструктор: Кряк-Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-далеко и всем на свете рассказывала про храброго утенка Кряка.

Заключительная часть:

Релаксация под музыку-дети ложатся на пол, закрывают глаза и представляют картинку о Голубом озере.

Задание: в группе или дома нарисовать утёнка КРЯК-КРЯКА.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

1.Наклоните голову, потяните правое ухо к плечу. Задержитесь в таком положении 3 секунды, а затем повторите в левую сторону.

2.Встаньте рядом со стулом, спина прямая, обхватите левую ступню пальцами левой руки и осторожно потяните. Задержитесь 3 секунды и вернитесь в и.п., повторите упражнение правой ногой.

3. Поднимите руки вверх и потянитесь, поднимая вверх плечи и грудную клетку. Удержите 5счётов.

4. Поставьте руки назад, сцепите ладони, втяните живот и наклонитесь вперёд так низко, как можете. Удержите 15 сек.

5. Выпрямитесь, поставьте правую руку на правое бедро, левую руку поднимите вверх над головой, тянитесь левой рукой в правую сторону, как будто вы хотите толкнуть рукой стену. Удержите 15 сек. Медленно вернитесь в и.п., повторите в другую сторону.

6. Лягте на спину, притяните правое колено к грудной клетке. Удержите 5сек. Вернитесь в и.п. тоже другой ногой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Обшие принципы развития гибкости, применение игрового стретчинга на занятиях...

"Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"

Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, на­целивают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использо...

Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга

Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга. Цель:-Осуществлять физическое развитие детей, через методику игрового стретчинга.Задачи:-способствовать формировани...

Игровой стретчинг с дошкольниками

В этой статье написанно о необходимости применения игрового стретчинга в дошкольных учереждениях....

Конспект сюжетно-игрового занятия с использованием игрового стретчинга

Цель: создание условий для комплексного оздоровления детей.Задачи:Образовательные:Обучение детей культуре движений, раскованному владению своим телом.Формировать правильную осанку и свод стопы.Развива...

Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"

Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...