Проект «Малые Олимпийские игры в ДОУ, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса»
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Воробьёва Евгения Юрьевна, Гельм Екатерина Ивановна

Основным направлением работы нашего детского сада является деятельность по совершенствованию здоровьесберегающей среды, реализация комплекса мер по укреплению физического, психического здоровья детей. Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни у всех участников педагогического процесса. Для решения данных задач в детском саду используются разнообразные формы организации работы с детьми и родителями:

-       проектная деятельность педагогов,

-       детские конкурсы, детско – родительские конкурсы,

-       приход родителя в группу,

-       тематические недели летней оздоровительной работы,

-       тематические вечера,

-       совместные утренние зарядки.

Педагоги ДОУ находятся в постоянном поиске всё новых форм по организации физкультурно-оздоровительной работы. Одной из форм является – спортивная олимпиада в  ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_malye_olimpiyskie_igry_v_dou.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №176»

Проект «Малые Олимпийские игры в ДОУ, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса»

Автор разработки: Евгения Юрьевна Воробьева

Инструктор по физической культуре

1-я квалификационная категория

ПЕРМЬ 2015 год

Содержание

  1. Обоснование разработки проекта. Актуальность темы       3
  2. Анализ исходной ситуации                                                   4-5
  3. Цель и задачи проекта                                                             6
  4. Сроки реализации проекта                                                      7
  5. Ресурсное обеспечение проекта                                             7  
  6. Механизмы реализации проекта                                            7
  7. Этапы реализации проекта                                                   8-14
  8. Библиография                                                                         15                                                                  

Обоснование разработки проекта

        По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети до 5 лет, а это значит, что здоровье нации в первую очередь зависит от двух институтов детства  семьи и дошкольного учреждения.

        Внимания в равной степени требует развитие интеллектуального, личностного, эмоционального, физического, социального, творческого и духовного потенциала здоровья ребёнка. При этом абсолютный смысл имеет народная мудрость: «Здоровый дух творит здоровое тело».  Ценности и атмосфера семьи и социальные отношения в дошкольном учреждении определяют качество среды для самореализации и саморазвития ребёнка.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Существует необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребёнку определённый социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребёнка в большой мир.

Взаимодействие подразумевает воздействие поведения, мнения, действия, родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни, приобщения их к физической культуре и спорту. Взаимодействие подразумевает равную активность и равную степень взаимовлияния.

Отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения, верно, оценить состояние здоровья собственного ребёнка, выбрать правильную спортивную секцию, делает проблему взаимодействия с семьёй особенно актуальной.

Хорошее здоровье делает человека активным и помогает добиваться успехов в школе. Не только в семье, но и в детском саду обязательно должна проводиться соответствующая кропотливая работа, тесное сотрудничество и взаимодействие всех специалистов и педагогов. Формы взаимодействия в настоящее время очень разнообразны. Помимо ежедневной утренней гимнастики, занятий физической культурой, для детей и родителей организуют оздоровительные семейные клубы, осуществляется кружковая и проектная деятельность, проводятся дни и недели здоровья, спортивные праздники.

        Актуальность темы

        Основным направлением работы нашего детского сада является деятельность по совершенствованию здоровьесберегающей среды, реализация комплекса мер по укреплению физического, психического здоровья детей. Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни у всех участников педагогического процесса. Для решения данных задач в детском саду используются разнообразные формы организации работы с детьми и родителями:

  • проектная деятельность педагогов,
  • детские конкурсы, детско – родительские конкурсы,
  • приход родителя в группу,
  • тематические недели летней оздоровительной работы,
  • тематические вечера,
  • совместные утренние зарядки.

        Педагоги ДОУ находятся в постоянном поиске всё новых форм по организации физкультурно-оздоровительной работы. Одной из форм является – спортивная олимпиада в  ДОУ.

        В нашей стране прошел грандиозный праздник спорта – XXII зимняя олимпиада в Сочи. В свете такого замечательного события наиболее актуальные в этом году задачи воспитания образования дошкольников – развитие интереса к спорту и обогащение знаний детей об Олимпийских играх, популяризация и пропаганда физической культуры, активного и здорового образа жизни.  

         Проект «Малые Олимпийские игры в ДОУ как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса» направлен на организацию разнообразных спортивных и интеллектуальных  форм с использованием ИКТ технологий для детей ДОУ, членов их семей и сотрудников, пропаганду здорового образа жизни. Учитывая связь между развитием двигательных и интеллектуальных способностей детей, педагогический коллектив опирается на принципы интеграции образовательных областей, решения задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей, единой направленности воздействия всех специалистов образовательного учреждения. Мы  предполагаем создание условий для ежегодного проведения Олимпийских игр.

Анализ исходной ситуации

Осуществив анализ существующего уровня физической готовности детей, заболеваемости детей, обучение в спортивных кружках детского сада и специализированных спортивных школах были сделаны выводы:

  • В процессе использования разнообразных форм работы педагогического состава с детьми, с семьями воспитанников, повысился интерес детей к занятиям разными видами спорта, улучшились показатели основных видов движений, снизилась заболеваемость детей.

Уровень физической готовности по основным видам движений

Учебный год

Уровень

Бег

Метание мешочка

Прыжок в длину с места

Общий уровень

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

2011-2012г

высокий

0.8%

10%

3%

16%

22%

37%

11.6%

40%

средний

97,2

68,5%

81%

81%

70%

61%

64.4%

57%

низкий

2%

21.5%

16%

3%

8%

2%

24%

3%

2012-2013г

высокий

10%

40%

23%

13%

26%

21%

16%

16%

средний

82%

58.5%

72%

76%

67%

77.2%

81%

81%

низкий

8%

1.5%

5%

11%

7%

1.8%

3%

3%

2013-2014 г

высокий

9%

40%

18%

18%

17%

18%

6%

47%

средний

85%

55%

70%

80%

76%

80%

75%

52%

низкий

6%

5%

12%

2%

7%

2%

19%

1%

Оценка состояния здоровья.

Заболеваемость

Показатели по учебным годам

2011-2012г

2012-2013г

2013-2014г

Заболеваемость на одного ребенка

2.5%

2.7%

2,4%

Случаи заболеваний

894

928

811

Часто болеющие дети

69%

45%

16,4%

Хронические заболевания

182 ребёнка (260заболеваний)

179 детей

(241 заболевание)

178 детей (239 заболеваний)

Обучение детей в спортивных секциях.

Учебный год

Количество занимающихся детей

Начало года

Конец года

2011 – 2012 г

88

99

2012 – 2013 г

85

117

2013-2014 г

73

120

         

        Для повышения результативности по вопросам развития уровня физической готовности, интереса к спорту и обогащении знаний детей об Олимпийских играх, популяризации и пропаганды физической культуры, активного и здорового образа жизни, данного направления работы мы выбрали такую форму организации детей и взрослых, такие средства и методы физического воспитания и обучения, которые обеспечивают гарантированный результат – изменение показателей личностного развития, положительной динамики физической готовности, развития физических качеств, интеллектуальных способностей, состояния здоровья. Это форма – спортивная олимпиада. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов, разнообразные формы работы,  и  по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

       

        Проблема:

      Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе.  По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.  

       Наш детский сад не исключение, состояние здоровья детей остается на среднем уровне, 811 заболевания в год, 2,4 % заболеваний в год на одного ребенка.  Какие же активные формы взаимодействия специалистов и педагогов с семьями воспитанников нужно использовать в практике для улучшения здоровья детей, развития интереса детей к спорту? Отвечая на этот вопрос, мы ставим перед собой следующую цель и задачи.

Цель проекта:

        Малые Олимпийские игры в ДОУ как одна из форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

  1. Установить взаимодействие всех субъектов проекта.
  2. Способствовать развитию у дошкольников:
  • основных физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости.
  • оздоровлению организма детей на свежем воздухе.
  • формированию волевых качеств, командного духа, взаимопомощи, сопереживания, доброты; стремления к победе и уверенности в своих силах, получать радость от своих результатов и результатов сверстников.
  • устойчивого познавательного  интереса к физической культуре и разнообразным видам спорта.

      3. Формировать представления о технике безопасного поведения на спортивных состязаниях.

Участники  проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги, специалисты ДОУ

Сроки реализации проекта:

Организационный этап с 01.10.2015г.

Реализация проекта с 15.10.2015г. – 09.02.2016г.

Обобщающий этап с 09.02.2016г. – 20.02.2017г.

Ожидаемый результат:

  • Оснащение спортивного зала и групповых уголков здоровья спортивным оборудованием и инвентарем, дидактическими альбомами, методическими материалами (Разработан план проведения Малых Олимпийских игр, сценарии открытия, закрытия Малых Олимпийских игр).
  • Повышение статуса учреждения в вопросах здоровьесбережения.
  • Упрочение связей «специалист - педагог», «детский сад-родитель», «ребенок-родитель», «детский сад – спортивные специализированные школы»
  • Возможность реализовать проект на базе любого ДОУ, используя методические разработки.
  • Физкультурный зал детского сада пополнен спортивным инвентарем и не стандартным оборудованием.
  • Физкультурные уголки в группах насыщенны спортивным оборудованием, дидактическими альбомами, избыточной информацией.
  • Оформлен стенд  «Дневник Зимней Олимпиады».
  •  Есть спортивный азарт и интерес к занятиям физкультурой всех участников.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Музыкальный центр, CD диски
  • Ноутбук и проектор
  • Smart доска
  • Спортивный инвентарь (лыжи, санки, мешочки для метания, ориентиры и т.д)
  • Наглядное пособие (плакаты с видами спорта и фото спортсменов, пиктограммы видов спорта)

Механизмы реализации проекта:

  • Конспекты бесед,
  • Презентации в программе PowerPoint,
  • Игры в программном обеспечении SMART Notebook
  • Конспекты досугов, развлечений и праздников

Стратегия и механизм достижения поставленных задач:

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Продукт деятельности

I этап – организационный

Задача: Организовать пространство, скорректировать образовательную деятельность всех участников проекта.

1

Подготовка материально-технического оснащения:

  • Приобретение спортивного инвентаря: баскетбольное кольцо, спортивные напольные ворота 4 шт., игровой парашют, лыжи и т.д.
  • Ремонт  спортивного участка, обновление беговой дорожки.
  • Приобретение дисков с музыкальным сопровождением.
  • Изготовление атрибутики  к соревновательным дням (олимпийский флаг, Олимпийский «огонь», эмблема Олимпиады – медведь «Здоровей-ка», пьедестал почета)
  • Подготовка лыжни, зимнего спортивного участка.

01.10.2014г– 15.10.2014г

Декабрь

Заведующий,  Заместитель заведующего по хозяйственной части.

Инструктор по физической

Спортивный инвентарь

Музыкальные диски

Олимпийский флаг

Пьедестал почета

2

Подготовка методического обеспечения:

  • Разработка презентаций в программе PowerPoint и методических рекомендаций для предварительной работы, конспектов бесед.
  • Разработка конспектов развлечений для детей, совместных с родителями праздников и досугов.
  • Организация экскурсий на стадионы и в специализированные школы спорта.
  • Разработка плана Олимпийской недели с конспектами всех мероприятий.

октябрь-декабрь

Заместитель заведующего по ВМР, инструктор по физической культуре, педагогический состав ДОУ.

Презентации в программе PowerPoint,

Конспекты развлечений,

План олимпийской недели,

Конспекты развлечений.

3

Механизмы реализации проекта:

Работа музыкального руководителя:

  • Подготовка показательных номеров на открытие Олимпийской недели.
  • Подготовка музыкального сопровождения на все досуги и праздники.

Работа психолога:

  • Обеспечение психологического комфорта всех участников проекта (игры и упражнения психогимнастики)
  • Совместный мониторинг, анкетирования родителей, проведения мероприятий.

Работа логопеда:

  • Обучение нижнедиафрагмальному дыханию (игры и упражнения на развитие силы и продолжительности выдоха)
  • Подготовка детей к чтению стихотворений на открытие и закрытие Олимпиады.

Работа медицинской сестры:

  • Участие в мониторинге.
  • Обеспечение медицинского контроля на протяжении проекта.
  • Оказание первой помощи на всех проводимых мероприятиях.

Работа воспитателя:

  • Оформление выставки детских рисунков  «Мы со спортом дружим», «Наш талисман Олимпиады», «Моя Олимпиада».
  • Проведение предварительной работы (беседы, составление детских рассказов).
  • Проведение конструктивных видов деятельности  с детьми на темы «Олимпиада» и «Спорт».

Работа родители + педагоги:

  • Тренировка детей и команд для участия в соревнованиях.
  • Разработка эмблемы и формы команд.
  • Оформление стенда (фото выставки) «Мы спортивные ребята», «Дневник Олимпиады».
  • Разработка семейной газеты «Наша спортивная семья».
  • Выставка, «Наш семейный спортивный герб».
  • Работа на сайте ДОУ

Работа инструктора по физической культуре:

  • Знакомство детей с историей возникновения Олимпийских игр проведение Олимпиады, знакомство с олимпийскими видами спорта (зимние) по средствам ИКТ.
  • Разработка дидактических игр на закрепление знаний
  • Разработка игр для  Smart доски на тему спорт и Олимпиада.
  • Проведение спортивных развлечений и праздников согласно плану.
  • Организация недели «Малые Зимние Олимпийские игры»

Октябрь-Февраль

Октябрь-Февраль

Октябрь-Февраль

Заместитель заведующего по ВМР, педагогический состав ДОУ

CD диски

Видео с танцевальными номерами

Картотека игр и упражнений

Карты мониторинга

Картотека игр и упражнений

Конспекты бесед

Тетрадь рассказ.

Детские, детско – родительские рисунки и поделки, макеты,

газеты

Презентации в программе PowerPoint,

Конспекты развлечений,

План олимпийской недели,

Конспекты развлечений.

4

Подготовка призов, грамот и дипломов

Январь

Заведующий, родительский комитет

Грамоты, медали, кубки

II этап – основной этап реализации проекта

Цель: Обеспечение качественной работы всех участников образовательного проекта.

1.

1.Организация деятельности детей:

Спортивное развлечение «Первые Олимпийские игры»

Методы и формы работы с детьми:

 Просмотр презентации

«Первая Олимпиада в Греции», беседа. Рассматривание иллюстраций о прошлом и настоящем олимпийского стадиона

Беседа о богах «Зевс, священный огонь»

Детско – родительская экскурсия на базу динамо.

2.Организация деятельности детей:

Методы и формы работы с детьми:

Составление рассказа «Мой любимый вид спорта»

Рассматривание фотографий специализированных залов, стадионов.

Беседа о технике безопасного поведения в спортивном зале и спортивной площадке.

Просмотр презентации «Олимпийская символика»

Закрепление поученных знаний в дидактической игре.

Детско – родительская экскурсия во дворец спорта Молот.

Спортивные развлечения «Всей семьёй на старт», «На зарядку становись!»

3.Организация деятельности детей:

Спортивное развлечение «Пять колец дружбы»

Методы и формы работы с детьми:

Рассматривание на глобусе пяти континентов.

Беседа о символике олимпийского движения.

Лепка, аппликация «Символика Олимпиады».

Конкурс рисунков «Мы со спортом дружим».

Выпуск семейного СМИ на тему «Моя спортивная семья» или

 «Спортивный герб нашей семьи»

Детско – родительский макет «Хоккей настольный»

4.Организация деятельности детей:

Методы и формы работы с детьми:

Презентация «Зимние Олимпийские виды спорта»

Закрепление поученных знаний в дидактической игре (работа с программным обеспечением SMART Notebook)

Изготовление коллажей на тему « Зимние виды спорта».

Организация деятельности детей:

«Зимняя спортивная Олимпиада»

Методы и формы работы с детьми:

Ситуации самостоятельного творческого обыгрывания олимпийских видов спорта

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

инструктор по физической культуре

Педагоги групп

Педагоги групп

инструктор по физической культуре

Родители и педагоги групп

инструктор по физической культуре

педагоги групп

Родители

инструктор по физической культуре

педагоги групп

Родители

Конспекты развлечений, презентаций, наглядные пособия, дидактические игры «Спортивный калейдоскоп», «Спортик»

дидактическая игра (работа с программным обеспечением SMART Notebook)

Презентации

Дидактическая игра

Коллаж на тему «Олимпиады»

Конспекты спортивной олимпиады

2.

Обобщающий этап.

Итоговое мероприятие:

«Зимние Олимпийские игры»

1 день. Торжественное Открытие Олимпийских игр.

2 день. Первый день соревнований (соревнования «Санный спорт», интеллектуальный конкурс «Что? Где? Когда?»)

3 день. Второй день соревнований (соревнования «Лыжный спорт», выставка «Наша дружная спортивная семья!»)

4 день. Третий день соревнований (соревнования  «Трус не играет в хоккей», детско – родительский конкурс «Знатоки»)

5 день. Торжественное закрытие  «Малых Олимпийских игр»

Февраль

Заместитель заведующей по ВМР, педагогический состав ДОУ

Родители

Сценарии открытия и закрытия Олимпиады,

Протоколы соревнований,

Фото и видео материалы

3.

Оформление фото - стенда  «Дневник Олимпиады»

Оформление выставок поделок и рисунков

Ежедневно в течение Олимпийской недели

Педагоги

Родители воспитанников

Фото

III этап – Контрольно-оценочный

Цель: Определить эффективность работы по внедрению проекта.

1.

Подготовка опыта работы проведения Малых Олимпийских игр для трансляции педагогам  на методическом объединении города с использованием фото и видео материалов

февраль

Заместитель заведующей по ВМР

инструктор по физической культуре

Опыт работы

Статья

Аналитические данные

Протоколы соревнований

анкеты

2.

Подготовка методических материалов со сценариями для публикации на сайтах дошкольного образования.

3.

Анализ проведения недели спорта «Малые Зимние олимпийские игры в ДОУ». Выступление на педагогических чтениях.

4.

Количество участников в мероприятиях (детей старшего дошкольного возраста, сотрудников, родителей (законных представителей))

5.

Количество участников, изменивших свое отношение к проблеме организации активного отдыха, здорового образа жизни. (Способ оценки - анкетирование).

6.

Мониторинг (знания, основные умения и навыки), мастер – кассы, открытые просмотры

Перспектива: Планируется трансляция проекта на методических объединениях детских садов города, а также размещение методических рекомендаций  и сценариев праздников, фото и видео материалов на сайте ДОУ. Провести Летние Олимпийские игры.

В дальнейшем планируется сделать это мероприятие ежегодным, традиционным, подключить к этому мероприятию близлежащие детские сады микрорайона.

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2010г., стр.12, Филиппова С., статья 1 «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры», «о профессиональной компетентности педагога»
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г., стр.47 Филиппова С., статья 2 «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры»
  3. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 1, 2010г., Тарасова Т.А. «Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
  4. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 6, 2011г., «Взаимодействие педагогов с семьей - условие повышения интереса детей к физической культуре»
  5. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 7, 2011г.,стр. 82, Вялых С.Н., «Семейно – спортивный клуб «Ромашки»»
  6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/04/06/opyt-raboty-vzaimodeystvie-instruktora-po-fizicheskoy-kulture-i Взаимодействие инструктора по физическому воспитанию с педагогами.
  7. http://www.resobr.ru/materials/45/28458/. Взаимодействие инструктора по физическому воспитанию с педагогами.
  8. http://mdou182.edu.yar.ru/instruktor_fizkulturi_sovetuet/sistema_vzaimodeystviya.pdf. «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»
  9. http://www.maam.ru/obrazovanie/olimpijskie-igry-v-detskom-sadu Олимпийские игры в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для воспитателей "Технология проектирования как особая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ"

В данном докладе поделилась опытом с коллегами о современном подходе в соответствии с ФГОС умений и навыков дошкольника, адаптации его к социальной жизни через совместный поиск решений т. е.  чер...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НОВАЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в условиях ФГОС ДО

Основной тезис современного понимания метода проектов:«Всё, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»....

Консультация для педагогов на тему: «Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ».

Консультация для педагогов на тему:«Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ»....

Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»

Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их    значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...

Консультация для воспитателей "Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО"

Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО. ...