Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп
консультация по физкультуре на тему

Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии дви­гательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здо­рового образа жизни. Ее цель - разбудить детский организм от сна, способствовать повышению умственной и физической работоспособности, улучшить настроение и подготовить организм к нагрузкам пред­стоящего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида

Методические рекомендации

для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры

с детьми разных возрастных групп

                                                             

                        Подготовили: Левашова И.А. старший воспитатель,

                                  Савинова Е.Б. инструктор по

                      физической культуре,

                                                  Петрова Е.В. воспитатель.        

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

НА ОСНОВЕ ИГРЫ

 С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа жизни. Ее цель - разбудить детский организм от сна, способствовать повышению умственной и физической работоспособности, улучшить настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.

Во время сна центральная нервная система дошкольника находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается. Но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности (она ниже обычной) и на самочувствии - ребенок может ощущать сонливость, вялость, порой проявлять беспричинную раздражительность.

Двигательная активность после сна повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции. Выполнение специальных физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов (зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного), активизирует и восстанавливает работоспособность нервной системы ребенка, помогает сбалансировать процессы возбуждения и торможения. Таким образом, проблема грамотного планирования и реализации программ двигательной активности, в частности утренних гимнастических упражнений, является достаточно важной и нуждается в дополнительном изучении.

Формы проведения утренней гимнастики:

  • Классическая
  • Музыкально-ритмическая
  • Полоса препятствий
  • Имитационно-образная
  • Игровая (подвижные игры, игровые упражнения)

      Классическая форма проведения утренней гимнастики

Возраст

Продолжи-тельность

Содержание

Количество повторений

2-я младшая группа

4-5 мин.

4-5 общеразвивающих упражнений

4-5 раз

Средняя группа

4-6 мин.

4-6 общеразвивающих упражнений

4-6 раз

Старшая группа

6-8 мин.

6-8 общеразвивающих упражнений

6-8 раз

Подготовительная группа

8-10 мин.

8-10 общеразвивающих упражнений

8-10 раз

 Музыкально-ритмическая форма проведения утренней гимнастики

Возраст

Продолжи-тельность

Содержание

Количество повторений

2-я младшая группа

4-5 мин.

  1. Ходьба, бег, перестроения.
  2. Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

3.        Упражнения дыхательной гимнастики.

1-1,5 мин.

2-3 мин.

1 мин.

Средняя группа

6-8 мин.

  1. Ходьба, бег, перестроения.
  2. Ритмическая разминка.
  3. Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

4.        Упражнения дыхательной гимнастики.

1,5-2,5 мин.

1-2 мин.

2-3 мин.

1 мин.

Старшая группа

8-10 мин.

1. Ходьба, бег, перестроения.

2. Ритмическая разминка.

3. Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

4. Музыкальные игры.

5. Упражнения дыхательной гимнастики

2-3 мин.

1-2 мин.

2-3 мин.

1,5-2 мин.

1 мин.

Подготовительная группа

10-12 мин.

1. Ходьба, бег, перестроения.

2. Ритмическая разминка.

3. Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

4. Музыкальные игры.

5. Упражнения дыхательной гимнастики

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

1,5-2 мин.

1 мин.


    Полоса препятствий как форма проведения утренней гимнастики

Возраст

Продолжи-тельность

Содержание

Количество повторений

Средняя группа

4-6 мин.

3-4 основных вида движений

3-4 раза

Старшая группа

6-8 мин.

4-6 основных вида движений

3-4 раза

Подготовительная группа

8-10 мин.

6-8  основных вида движений

4-6 раз

       Имитационно-образная форма проведения утренней гимнастики

Возраст

Продолжи-тельность

Содержание

Средняя группа

6-8 мин.

  1. Словесно-двигательная игра.
  2. Игровая гимнастика (пластический этюд).
  3. Танцевальная композиция.
  4. Подвижная игра

Старшая группа

8-10 мин.

  1. Словесно-двигательная игра.
  2. Игровая гимнастика (пластический этюд).
  3. Танцевальная композиция.
  4. Подвижная игра

Подготовительная группа

10-12 мин.

  1. Словесно-двигательная игра.
  2. Игровая гимнастика (пластический этюд).
  3. Танцевальная композиция.
  4. Подвижная игра

Игровая форма проведения утренней гимнастики

Возраст

Продолжи-тельность

Содержание

Количество повторений

2-я младшая группа

4-6 мин.

2

1 игра малой подвижности

2 раза

1-2 раза

Средняя группа

6-8 мин.

2-3

1-2 игры малой подвижности

2-3 раза

1-2 раза

Старшая группа

8-10 мин.

2-4

1-2 игры малой подвижности

2-3 раза

2 раза

Подготовительная группа

10-15 мин.

3-5

1-2 игры малой подвижности

2-3 раза

2 раза

Планирование игровой формы утренней гимнастики

в течение года

Месяц

Содержание и направленность

Сентябрь

Подвижные игры по выбору детей

Октябрь

Подвижные игры на развитие внимания, ловкости

Ноябрь

Подвижные игры на развитие мелкой моторики, меткости, игры с мячами

Декабрь Январь

Подвижные игры на развитие ловкости, координации движений, парами. Командные, коммуникативные подвижные игры

Февраль

Подвижные игры с предметами, на развитие внимания, памяти, координации, правильной осанки

Март

Подвижные игры с обручами, в парах, на развитие ориентировки в пространстве

Апрель

Подвижные игры на развитие прыгучести, равновесия, внимания, памяти

Май

Подвижные игры по выбору детей

Сентябрь

Подвижные игры по выбору детей

Комплекс утренней гимнастики

в старшей группе на тему

«Осень встречаем, лето вспоминаем»

(имитационно-образная форма)

1. Словесно-двигательная игра «Доброе утро!»

Доброго утра! Доброго дня!

(Дети, стоя по кругу, приветствуют друг друга хором с движениями рук.)

Мы пожелаем себе и всем вам!

(Правую руку поднять вверх, затем левую руку поднять вверх.)

За руки крепко возьмемся, друзья!

(Руки сложить на груди, а затем раскрыть в стороны вверх. Берутся за руки.)

И улыбнемся, и ты, и я!

(Делают пружинку, улыбаясь, выполняют повороты головы вправо и влево.)

  Разминка «Листопад» (стихи Е. Пимановой)

А повсюду - листопад!

(Ходьба по кругу на носках, руки на поясе.)

Кружит ветер озорной -

Красный листик, золотой.

(Поднять руки вверх, качая ими из стороны в сторону.)

Листья под ноги летят.

Составляют хоровод,

Листьями играя.

(Бег по кругу, держась за руки.)

Это осень к нам идет-

(Два приставных шага в центр круга, хлопая в ладоши.)

Гостья дорогая!

(Два приставных шага назад, хлопая в ладоши.)

2. Игровая гимнастика

«Как-то летом на пруду»

(стихи Ю. Кирилловой)

Летом я ходил на пруд.

(Ходьба на месте.)

Видел много там и тут.

(Ладонь ко лбу, повороты вправо и влево.)

Никогда, мои друзья,

 (Наклоны в стороны.)

Не смотрел под воду я.

 (Наклон вперед.)

 Что растет там, кто живет?

(Поднять плечи вверх.)

Может страшный бегемот?

 (Развести руки в стороны.)

Маску ловко я надел

 (Руки к глазам.)

И под воду посмотрел.

(Наклон вперед.)

 Там к солнцу тянется трава,

(Руки вверх.)

Чуть-чуть колышется она.

(Махи рук в стороны.)

Улитки по песку ползут,

На спинках домики несут.

 (Ползание с поворотом вправо и влево.)

Мелькают под водой ерши,

Шалят, резвятся малыши!

 (Лежа на животе движения руками и ногами.)

Хвостом вильнула щука

И уплыла без звука.

 Щуки испугался я.

Пора на берег мне, друзья!

 (Ходьба на месте.)

3. Танцевальная импровизация

«Золотые рыбки»

(музыка К. Сен-Санса)

4. Подвижная игра «Осенний ветерок»

В центре игровой площадки находятся картинки с листьями разных деревьев.

Под музыку дети бегают врассыпную. Когда музыка остановится, дети подбегают к картинкам, выбирают листья дерева, которое назвал педагог, и под музыку продолжают выполнять импровизационные движения.

Летняя тематика таких комплексов поможет развеять осеннюю, зимнюю хандру и депрессию. Более того, эти комплексы помогут эффективно решать задачи охраны и укрепления здоровья детей, а также оптимизировать совместную деятельность воспитателя группы и инструктора по физической культуре в условиях детского сада или образовательного комплекса.

Удачи вам, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.

Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале...

Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...

Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"

          !6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...

Рекомендации для воспитателей «Использование занимательных дидактических игр, смекалок, головоломок на занятиях по математике с детьми разных возрастных групп».

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ...

Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" в разных возрастных группах"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и о...

Методические рекомендации для родителей к использованию социоигровой технологии «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для родителей к использованию социоигровой технологии «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста....