Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп
консультация по физкультуре на тему
Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа жизни. Ее цель - разбудить детский организм от сна, способствовать повышению умственной и физической работоспособности, улучшить настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида
Методические рекомендации
для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры
с детьми разных возрастных групп
Подготовили: Левашова И.А. старший воспитатель,
Савинова Е.Б. инструктор по
физической культуре,
Петрова Е.В. воспитатель.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
НА ОСНОВЕ ИГРЫ
С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа жизни. Ее цель - разбудить детский организм от сна, способствовать повышению умственной и физической работоспособности, улучшить настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Во время сна центральная нервная система дошкольника находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается. Но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности (она ниже обычной) и на самочувствии - ребенок может ощущать сонливость, вялость, порой проявлять беспричинную раздражительность.
Двигательная активность после сна повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции. Выполнение специальных физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов (зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного), активизирует и восстанавливает работоспособность нервной системы ребенка, помогает сбалансировать процессы возбуждения и торможения. Таким образом, проблема грамотного планирования и реализации программ двигательной активности, в частности утренних гимнастических упражнений, является достаточно важной и нуждается в дополнительном изучении.
Формы проведения утренней гимнастики:
- Классическая
- Музыкально-ритмическая
- Полоса препятствий
- Имитационно-образная
- Игровая (подвижные игры, игровые упражнения)
Классическая форма проведения утренней гимнастики
Возраст | Продолжи-тельность | Содержание | Количество повторений |
2-я младшая группа | 4-5 мин. | 4-5 общеразвивающих упражнений | 4-5 раз |
Средняя группа | 4-6 мин. | 4-6 общеразвивающих упражнений | 4-6 раз |
Старшая группа | 6-8 мин. | 6-8 общеразвивающих упражнений | 6-8 раз |
Подготовительная группа | 8-10 мин. | 8-10 общеразвивающих упражнений | 8-10 раз |
Музыкально-ритмическая форма проведения утренней гимнастики
Возраст | Продолжи-тельность | Содержание | Количество повторений |
2-я младшая группа | 4-5 мин. |
3. Упражнения дыхательной гимнастики. | 1-1,5 мин. 2-3 мин. 1 мин. |
Средняя группа | 6-8 мин. |
4. Упражнения дыхательной гимнастики. | 1,5-2,5 мин. 1-2 мин. 2-3 мин. 1 мин. |
Старшая группа | 8-10 мин. | 1. Ходьба, бег, перестроения. 2. Ритмическая разминка. 3. Комплекс музыкально-ритмических упражнений. 4. Музыкальные игры. 5. Упражнения дыхательной гимнастики | 2-3 мин. 1-2 мин. 2-3 мин. 1,5-2 мин. 1 мин. |
Подготовительная группа | 10-12 мин. | 1. Ходьба, бег, перестроения. 2. Ритмическая разминка. 3. Комплекс музыкально-ритмических упражнений. 4. Музыкальные игры. 5. Упражнения дыхательной гимнастики | 2-3 мин. 2-3 мин. 2-3 мин. 1,5-2 мин. 1 мин. |
Полоса препятствий как форма проведения утренней гимнастики
Возраст | Продолжи-тельность | Содержание | Количество повторений |
Средняя группа | 4-6 мин. | 3-4 основных вида движений | 3-4 раза |
Старшая группа | 6-8 мин. | 4-6 основных вида движений | 3-4 раза |
Подготовительная группа | 8-10 мин. | 6-8 основных вида движений | 4-6 раз |
Имитационно-образная форма проведения утренней гимнастики
Возраст | Продолжи-тельность | Содержание |
Средняя группа | 6-8 мин. |
|
Старшая группа | 8-10 мин. |
|
Подготовительная группа | 10-12 мин. |
|
Игровая форма проведения утренней гимнастики
Возраст | Продолжи-тельность | Содержание | Количество повторений |
2-я младшая группа | 4-6 мин. | 2 1 игра малой подвижности | 2 раза 1-2 раза |
Средняя группа | 6-8 мин. | 2-3 1-2 игры малой подвижности | 2-3 раза 1-2 раза |
Старшая группа | 8-10 мин. | 2-4 1-2 игры малой подвижности | 2-3 раза 2 раза |
Подготовительная группа | 10-15 мин. | 3-5 1-2 игры малой подвижности | 2-3 раза 2 раза |
Планирование игровой формы утренней гимнастики
в течение года
Месяц | Содержание и направленность |
Сентябрь | Подвижные игры по выбору детей |
Октябрь | Подвижные игры на развитие внимания, ловкости |
Ноябрь | Подвижные игры на развитие мелкой моторики, меткости, игры с мячами |
Декабрь Январь | Подвижные игры на развитие ловкости, координации движений, парами. Командные, коммуникативные подвижные игры |
Февраль | Подвижные игры с предметами, на развитие внимания, памяти, координации, правильной осанки |
Март | Подвижные игры с обручами, в парах, на развитие ориентировки в пространстве |
Апрель | Подвижные игры на развитие прыгучести, равновесия, внимания, памяти |
Май | Подвижные игры по выбору детей |
Сентябрь | Подвижные игры по выбору детей |
Комплекс утренней гимнастики
в старшей группе на тему
«Осень встречаем, лето вспоминаем»
(имитационно-образная форма)
1. Словесно-двигательная игра «Доброе утро!»
Доброго утра! Доброго дня!
(Дети, стоя по кругу, приветствуют друг друга хором с движениями рук.)
Мы пожелаем себе и всем вам!
(Правую руку поднять вверх, затем левую руку поднять вверх.)
За руки крепко возьмемся, друзья!
(Руки сложить на груди, а затем раскрыть в стороны вверх. Берутся за руки.)
И улыбнемся, и ты, и я!
(Делают пружинку, улыбаясь, выполняют повороты головы вправо и влево.)
Разминка «Листопад» (стихи Е. Пимановой)
А повсюду - листопад!
(Ходьба по кругу на носках, руки на поясе.)
Кружит ветер озорной -
Красный листик, золотой.
(Поднять руки вверх, качая ими из стороны в сторону.)
Листья под ноги летят.
Составляют хоровод,
Листьями играя.
(Бег по кругу, держась за руки.)
Это осень к нам идет-
(Два приставных шага в центр круга, хлопая в ладоши.)
Гостья дорогая!
(Два приставных шага назад, хлопая в ладоши.)
2. Игровая гимнастика
«Как-то летом на пруду»
(стихи Ю. Кирилловой)
Летом я ходил на пруд.
(Ходьба на месте.)
Видел много там и тут.
(Ладонь ко лбу, повороты вправо и влево.)
Никогда, мои друзья,
(Наклоны в стороны.)
Не смотрел под воду я.
(Наклон вперед.)
Что растет там, кто живет?
(Поднять плечи вверх.)
Может страшный бегемот?
(Развести руки в стороны.)
Маску ловко я надел
(Руки к глазам.)
И под воду посмотрел.
(Наклон вперед.)
Там к солнцу тянется трава,
(Руки вверх.)
Чуть-чуть колышется она.
(Махи рук в стороны.)
Улитки по песку ползут,
На спинках домики несут.
(Ползание с поворотом вправо и влево.)
Мелькают под водой ерши,
Шалят, резвятся малыши!
(Лежа на животе движения руками и ногами.)
Хвостом вильнула щука
И уплыла без звука.
Щуки испугался я.
Пора на берег мне, друзья!
(Ходьба на месте.)
3. Танцевальная импровизация
«Золотые рыбки»
(музыка К. Сен-Санса)
4. Подвижная игра «Осенний ветерок»
В центре игровой площадки находятся картинки с листьями разных деревьев.
Под музыку дети бегают врассыпную. Когда музыка остановится, дети подбегают к картинкам, выбирают листья дерева, которое назвал педагог, и под музыку продолжают выполнять импровизационные движения.
Летняя тематика таких комплексов поможет развеять осеннюю, зимнюю хандру и депрессию. Более того, эти комплексы помогут эффективно решать задачи охраны и укрепления здоровья детей, а также оптимизировать совместную деятельность воспитателя группы и инструктора по физической культуре в условиях детского сада или образовательного комплекса.
Удачи вам, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.
Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале...
Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...
Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"
!6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...
Рекомендации для воспитателей «Использование занимательных дидактических игр, смекалок, головоломок на занятиях по математике с детьми разных возрастных групп».
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ...
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ.
Описание и применение современных инновационных технологий в образовательном процессе...
Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" в разных возрастных группах"
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и о...
Методические рекомендации для родителей к использованию социоигровой технологии «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации для родителей к использованию социоигровой технологии «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста....