Семинар практику для педагогов "Подвижная игра как путь познания России"
методическая разработка по физкультуре на тему

Феоктистова Ольга Викторовна

Семинар практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_podvizhnye_igry_narodov_rossii.pptx716.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар практикум для педагогов «Подвижная игра как путь познания России» Выполнила Инструктор по физической культуре: Трубникова О.В. Государственное бюджетное дошкольное упреждение детский сад №126 Комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербург Октябрь 2015

Слайд 2

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников, и служат важным средством приобщения детей к национальной русской культуре . Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Слайд 3

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Слайд 4

Башкирские народные игры Юрта ( Тирмэ ) Медный Пень ( Бакыр букен ) Палка- Кидалка ( Сойош таяк ) Липкие пеньки ( Йэбешкек букендер ) Стрелок ( Уксы )

Слайд 5

Юрта ( Тирмэ ) В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Слайд 6

Бурятские народные игры Табун ( Хурэг адуун ) Иголка, нитка и узелок ( Зун , утахн , зангилаа ) Волк и ягнята ( Шоно ба хурьган ) Ищем палочку ( Модо бэдэрхе ) Бабки лодыжки (Шагай наадан ) Стрельба по соломенным бабкам ( Сурхарбан )

Слайд 7

Бабки-лодыжки ( Шагай наадан ) Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника. Бадание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Слайд 8

Дагестанские народные игры Выбей из круга Палочка- стукалочка Надень папаху Подними платок Цикун-ция Слепой медведь Бег к реке Достань шапку

Слайд 9

Надень папаху ( Папахныгий .) Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь — десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать опре­деленное количество шагов и надеть папаху па джигита. Остальные участники игры счи­тают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Правила игры: Водящий не должен под­сматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Слайд 10

Кабардино-балканские народные игры Повелитель лунки ( Гъуэж ) Под буркой ( Штактуэпль ) Журавли-Журавли ( Къру-къру ) Волчок. Юла ( Чын )

Слайд 11

Под буркой ( Штактуэпль ) Играющие делятся на две команды по пять — восемь человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка (национальный вид одежды). Старший (тамада) садится на землю, укрывшись буркой, а игроки этой команды располагаются вокруг, охраняя его. Другая команда, водящая, отходит от них на 20—30 м. По указанию тамады от водящих к соперникам идут два игрока. Увидев их, охрана спрашивает: «Кто идет?» Если идущие не отвечают, то вопрос задается повторно с целью заставить их заговорить. Не доходя 2—3 м. до бурки, ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости — проходите. Добро пожаловать!» — говорит тамада под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, не снимав бурки, пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы обманщики! Медведь — это... (имя игрока), а волк... (имя игрока)». Если пришедших узнали, они сразу убегают, а охрана их догоняет. Кого охрана осалит, тот становится пленником тамады. Далее водящая команда может посылать еще двух игроков к бурке.

Слайд 12

Когда тамада под буркой ошибается, то двое пришедших спокойно забирают двух игроков из его охраны и возвращаются к своим. Если угадывается имя только одного пришедшего, охрана устремляется за ним с целью его пленить, а другой (неузнанный) забирает с собой одного из охранников. Отгаданного охрана преследует до тех пор, пока он не добежит до своей команды, которая, став в круг, имитирует крепость с одними воро­тами, образованными при помощи поднятых рук. Когда преследующий уже в кругу, все опускают руки. Если охранники по инер­ции заскакивают в круг, они становятся пленниками. Пленные обеих команд прини­мают участие в игре своей новой коман­ды. Игра заканчивается, когда одна из групп пленила всех рядовых игроков. Правила игры: Идущая пара игроков заранее договаривается, кто из них волк, а кто — медведь. Первым на вопросы дол­жен отвечать медведь, а вторым волк; си­дящий под буркой тамада соответственно называет сначала имя медведя, затем волка. Подсматривать он не имеет права. Охрана должна стоять на линии рядом с буркой и бросаться в погоню за гостями только тогда, когда те начинают убегать.

Слайд 13

Калмыцкие народные игры Игральные кости ( Альчики ) Забрасывание белого мяча ( Цаган монда хаялган ) Прятки ( Булдат наадлген ) Кружится вокруг колышка (Гас эрглген )

Слайд 14

Прятки ( Булдат наадлген ) На лесной опушке (в лесу, в парке) играющие оговаривают, где можно прятаться: за кустами, бугорком, деревьями. Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются ролями. Правила игры: Подсматривать нельзя, пока одна группа детей прячется. Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков (например, досчитав до 10).

Слайд 15

Карельские народные игры Мяч Пятнашки на санках ( Реги гиппазил ) Я есть ( Оленпа )

Слайд 16

Мяч Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость — квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры. Правила игры: Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в пределах поля, а защитники — в пределах крепости.

Слайд 17

Игры народов Коми Стой, олень! ( Сувт , кор !) Охота на оленей ( Коръясос нярталом ) Невод ( Тыв ) Ловля оленей ( Коръясос куталом )

Слайд 18

Охота на оленей ( Коръясос нярталаон куталом ) Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой. Варианты. Ловить одного оленя, т. е. набрасывать арканы на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять не мешая друг другу.

Слайд 19

Мордовские народные игры Котел! ( Котелсо налксема ) Раю-раю Салки ( Варенец понгома ) Круговой ( Мячень кунсема )

Слайд 20

Салки(Варенец понгома ) Ямки-салки роют по размеру мяча (3—4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5—1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мя­чом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим. Правила игры: Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места. Круговой ( Мячень кунсема .) Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остает­ся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящих­ся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в лю­бого ребенка за кругом. Если ему это удает­ся, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Оса­ленные выходят из круга. Ребенок, пой­мавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Слайд 21

Татарские народные игры Продаем горшки ( Чулмак уены ) Серый волк (Сары буре) Скок-перескок ( Кучтем -куч) Хлопушки ( Абакле ) Займи место (Буш урын ) Ловишки ( Тотыш уены ) Жмурки ( Кузбайлау уены )

Слайд 22

Тимербай Лисички и курочки ( Тельки хам тавыклар ) Угадай и догони ( читанме , бузме ) Кто первый ( Узыш уены ?) Кто дальше бросит ( Ыргыту уены ?) Мяч по кругу ( Теенчек цены) Спутанные кони ( Тышаулы атлар ) Перехватчики ( Куышу уены )

Слайд 23

Тимербай Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая . Он становится в центре круга . Водящий говорит: Пять детей у Тимербая , Дружно, весело играют. В речке быстро искупались, Нашалились, накупались Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер побежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так С последними словами водящий делает какое-нибудь движение . Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры: Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. В игре можно использовать различные предметы (мячи, косички, ленточки).

Слайд 24

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путь познания (рекомендации для родителей).

В данной статье представленные игры, как один из лучших антистрессовых приёмов  в воспитании гиперактивных детей....

Игра - это путь детей к познанию мира

Вся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересн...

Консультация для родителей: "Игра - путь познания"

Анализируя  данные   диагностики последних  лет, хочется отметить, что количество детей с низким  уровнем развития строительных  навыков увеличивается с  каждым  год...

Консультация для родителей "Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут"

Игра - дело серьезное. В играх у детей ярко проявляются особенности мышления, воображения, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении...

«Игра – путь познания окружающего мира»

    «Игра – путь познания окружающего мира»   Ведущее место в педагогическом процессе занимает игра. Игра является основным видом самостоятельной деятельности ребенка. Игра ...

Игра - это путь детей к познанию мира

Играйте с детьми, это их познание жизни. Ведь игра-дело серьезное....

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Освоение исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов....