Игра - это путь детей к познанию мира
консультация (младшая группа) на тему

Играйте с детьми, это их познание жизни. Ведь игра-дело серьезное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_put_k_poznaniyu.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - это  путь детей  к познанию мира

     Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

  Задачи:  показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры. Систематически играть вместе с ребёнком в разные игры (настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые), поддерживать интерес к играм новыми впечатлениями от окружающей действительности (прогулки, посещение зрелищных мероприятий, выставок).

   Ход собрания:  Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание, но сначала поиграем в игру, которая называется «Ассоциации» Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, игрушки, действия, роли, правила, куклы…).

 Мы раскроем значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности, обсудим вопрос об организации игровой среды в условиях семьи и обсудим бытовые вопросы нашей группы.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.    А. М. Горький говорил, что игра это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Маленький ребенок - очень деятельное и любопытное существо. Он хочет активно участвовать в жизни взрослых людей и делать все так же, как делают они.

   Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра – как метод воспитания
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движения; обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. В процессе игры комната для ребенка может быть и морем и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

     Игра – получение новых знаний. Нередко игра служит поводом сообщения для дошкольников новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей, у детей появляются новые мечты о будущей профессию, стремлением подражать любимым людям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте. Едем на поезде и рисуем.
Игра, как самостоятельная деятельность.  Игра – самостоятельная деятельность ребенка, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Дети играют из удовольствия, тем более, что в отличии от любой другой деятельности, здесь нет строгих правил.

    Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, театрализованные.

Одни развивают мышление и кругозор, другие — ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

   Мы актёры. Игра – подражание взрослым. Подражая в игре труду взрослых. Их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.
Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миров, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Отношения между детьми в игре
Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми – воображаемых, соответствующих сюжету, роли и реальных отношений участников совместной игры. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Наблюдая за играющим ребенком. Можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к другим детям, взрослым. Игра – речевое развитие
Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, Он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача, и т.д. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняем организованную функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинокого отношение к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.
Мы певицы, танцовщицы!

     В игре формируются черты будущего творца, создателя, труженика. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и на работе, когда вырастит - отмечает Макаренко.  В каждой хорошей игре есть рабочее усилие, и усилие мысли. Для того, чтобы мысли выросли инициативными, важно чтобы он играл, активно проявлял смекалку, находчивость, привыкал преодолевать возникшие трудности. Много из того, что делает ребенок, он повторят за взрослыми из любопытства. Он хочет узнать, как научится делать то или другое, понять, как и почему ведут себя так, а не иначе различные предметы – будь то телевизор, книги или обрывки бумаги.  Вы наверное все видели, как маленький ребенок играет с бумагой. Это поистине универсальный предмет. Ребенок берет в руки мятый клочок бумаги и чем больше его мнет, тем меньше этот клочок становится. Он может порвать этот клочок и засунуть его себе в рот. Пока он жует, большой плоский лист превращается в маленький мокрый шарик. Когда бумагу рвут, он шуршит, словом она воздействует на все органы чувства. Если поместить перед лицом ребенка лист бумаги, он скроет от него всю комнату, а если этот лист бумаги убрать, малыш вновь увидит ваше лицо. Так что не удивляйтесь, что он предпочтет бумагу другим игрушкам, даже очень дорогим. Малышу нравится исследовать мир, окружающий его, и он должен его исследовать, чтобы вырасти любознательным и разумным. Обязательно играть с водой? Ведь она мокрая, создает беспорядок. Можно конечно развивать воображение, рассматривая книжку – раскладушку, при этом не придется постоянно мыть пол, менять намокшую одежду. Игры с водой необходимы. Они помогают ребенку, познакомится с такими понятиями, как сухое, теплое и холодное: течение, движение, обьем и форма. Когда-то  малышу нравилось плескаться в ванне или бассейне, теперь же став постарше, он уже экспериментирует с решетом, водяной мельницей и водяным пистолетом. Но главное появляется сюжет игры. Люди не просто плавают, а плывут к острову и он капитан дальнего плавания. Игра с водой рождает у ребенка массу вопросов. Которые,  даже нас, взрослых, ставит в тупик. И таких игр, очень много: это и игры с  песком, глиной, тестом и т.д.

   Дошкольные годы- годы игры понарошку. Мир дошкольника полон фантазией. Трудно догадаться, кем он представляет себя в этот  или иной момент. Дети начинают играть  понарошку - когда учатся говорить.  Игра усложняется с развитием речи и умственной активности ребенка , достигая своего предела и конца дошкольного возраста. Игра понарошку, относится к умственным процессам, которые развиваются параллельно с речью. Фантазируя, ребенок производит действия, постигая на собственном опыте идеи, мысли и эмоции, проигрывая свои отношения с другими детьми.

    Одни дети используют игру понарошку для проработки эмоциональных проблем, другие - для определения своих отношений с родителями и друзьями.  Обычно они отражают не более чем сиюминутные интересы ребенка, то что происходит дома или в саду, дает представление о взгляде н мир глазами ребенка.

     В реальной жизни ребенок выполняет почти всегда одну и ту же роль: за нее решают, что надо и не надо делать. Но в мире игры у него свои правила. Много в жизни взрослых ребенок еще не может понять: взрослые ссорятся, уделяют больше внимания другим, чем ему, разговаривают по телефону, когда ему хочется пить. В качестве компенсации ребенок, отыгрывается на  своих куклах: он любит их, сердится на них, заставляя идти спать в самый разгар веселья.  В процессе такой игры малыш подвергает тщательному анализу свои чувства и действия, пробует свои силы. Таким образом, ребенок познает истоки отношений между людьми.

    Все игры дошкольников сопровождаются речью. Речь и игра, неразрывны. Более того во время игры ребенок тренирует речь, классифицирует правила, которые управляют отношениями, организуя свои мысли и занимается обобщениями, видя самостоятельный поиск причин того или иного действия.

   Детям нравится играть со строительным материалом, с разными видами конструктора, где ребенок развивает одновременно руки, пальцы и глазомер. Например, в конструировании ключевые операции - отвинчивание и завинчивание, скручивание,  раскручивание, соединения,  разъединение деталей, установка и балансировка.  Игра с конструктором содержит много элементарных научных и математических понятий и представлений в общем виде. Ребенок не знаком с геометрией или принципами возведения чисел в квадрат или в куб, но он может объяснить вам, что круглые фигуры покатятся, а квадратные останутся стоять на месте. Занимаясь конструированием из кирпичиков, благодаря этому ребенок делает серьезное открытие, узнает,  что из отдельных частей можно возвести целое сооружение. Сопоставляя размеры деталей,  малыш правильно рассчитает надежность своей конструкции и, следовательно, оградит его от лишних неприятностей. Благодаря этому ребенок освоит понятия объема, размера и элементарного деления.

   В игре формируются такие положительные черты характера как смелость, честность, стремление к достижению цели, коллективизм. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. Игра для детей не является просто забавой. В игре ребенок познает жизнь, играя, он  изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, изучат  растения, животных, окружающую жизнь взрослых. В игре изучение жизни протекают в доступной  и увлекательной для детей форме.

   Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!

Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

Воспитатель: И вопрос вам, родители. Помните, во что играли вы в своём детстве? (выслушиваются ответы родителей)

«Честное слово играть интересно. Жить без игры – невозможная жизнь.

И мы сознаёмся вам честно – пречестно, каждый из взрослых играет чуть – чуть»  И сейчас мы поиграем с вами.

Игра «Четвёртый лишний ». 

Что лишнее?

Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево)

Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)

Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)

Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

 Люди и животные.

Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.

Дополните фразы Глупый, как… (утка). Хитрая, как.,, (лиса). Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок).Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как… (лягушка). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки).  Порхает, как … (бабочка). Молодцы!

   Анализ анкет. При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Просмотрев ваши анкеты, мы убедились в том, что вы уделяете внимание игровой деятельности детей. Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что родители действительно стараются создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх.  Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т.д. Мы стараемся как можно больше времени уделять играм, это время до прогулки, а также после сна (показ фото  «Как мы играем»») Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни. О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.

  Ситуация. А сейчас мы предлагаем вам ситуацию для анализа.

Вопросы: Какое значение в становлении личности имеют те роли, которые берёт на себя ребёнок?

В чём, по–вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель: В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Рекомендации. - А сейчас «Острое блюдо» — игры на кухне

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки )

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку  их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

«Фасоль и манка»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

 «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Венчик для взбивания»

Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» и т.п.

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки — бусы и браслеты.

Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребёнка»

- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.

Воспитатель: У каждого ребёнка есть любимая игрушка, в которую он чаще всего играет,  и вы с уважением относитесь к их выбору. Задание родителям: нарисуйте картинку с любимыми игрушками вашего сына, дочери.  А сейчас мы зачитаем ответы детей, совпадут ли они с теми рисунками, которые вы нарисовали.

Вопросы: «Какая твоя любимая игрушка?», «Как ты в неё играешь?»

Подведение итогов. Для игры нужна практика. Играйте с детьми как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра - путь к познанию мира"

Консультация для родителей в виде презентации с использование сюжетных фотографий и доступного для восприятия теоретического материала...

Дидактическая игра, как средство познания мира

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: ...

Игра – путь к познанию мира, в котором живут дети и который призваны изменить

Скриншоты презентации по игре, которая является рекомендацией для родителей при подготовке детей к школе....

«Игра – путь к познанию мира»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмо...

Проект "Интеллектуальные игры как средство познания мира математики"

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...