"Играя, учимся плавать!"
консультация по физкультуре на тему

ВАЛБУ Светлана Александровна

«Играя, учим плавать!»

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление различных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка  на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraya_uchim_plavat_valbu_s.a.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Валбу С.А.

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка»

«Играя, учим плавать!»

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление различных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка  на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию  органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется так же нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности.

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие. 

Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде — не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть ни неприятное и не безобидное чувство.

Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника.

Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по физической культуре зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

Основная трудность входа в бассейн – спуск по лестнице.

Шаги по ступенькам – сложные движения для малышей. На первых занятиях инструктор помогает детям, следит за тем, чтобы ребенок не оступился, не поскользнулся, предупреждает его неожиданное падение в воду.

Нельзя принуждать детей.

Они любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!».

Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или руку инструктора. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Даже в успокаивающих выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не страшно». Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец» и т.п.

Хорошим средством устранения водобоязни является такое упражнение, как соскальзывание в воду с горки (при этом вода наливается в бассейн чуть выше коленей ребенка).

Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру.

Именно игра является ведущим видом деятельности малыша.

Играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром. Игры способствуют стимуляции интереса детей к занятиям плаванием. С помощью игр происходит овладение способами и приемами двигательной деятельности, что также является значимым и необходимым. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.

Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми младшего дошкольного возраста – поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обучения. Мы стремимся к тому, чтобы все игровые упражнения и игры на воде доставляли детям удовольствие и радость. Например, при обучении детей пусканию пузырей в воде, мы предлагаем вспомнить, как кипит вода. В ходе обсуждения выясняется, что вода бурлит, «горячится», пузырится. Взрослый выразительно показывает, как все это происходит, а дети отображают веселое и выразительное поведение взрослого. Инструктор говорит, у кого лучше всего получилось. Для этого широко практикуется поощрение, которое ведет не только к заметному улучшению результатов, но и способствует росту уверенности ребенка в собственных силах и формирует волевые качества личности.

Занятия в средней группе направлены на приобретение умений и навыков, обеспечивающих чувство надежности в воде. Дети научаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить).

При обучении дошкольников плаванию мы используем самые разнообразные формы организации работы с детьми:

  •  игровые упражнения
  •  игры-забавы
  •  сюжетные и бессюжетные игры.

Выбирая игры и методические приемы, мы учитываем возраст, количество детей, в группе, физическую подготовленность и степень овладения каждым навыком движения.

Движения очень простые, доступные или уже известные детям.

Большое значение при организации занятий имеет подготовка материала и оборудование среды. На занятиях для малышей мы применяем удобные шапочки и маски, различные игрушки (плавающие и тонущие), которые помогают войти в образ и обеспечивают эмоциональный подъем, способствуя преодолению боязни воды. Используем игры и упражнения разного содержания с разными заданиями: игры и упражнения на сопротивление воды, на погружение с головой, на выработку правильного дыхания, на развитие умения скольжения по воде, игры на открывание глаз в воде, с прыжками, мячом.

Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.

Литература:

1. А.А.Чеменева, Т.В. Столмакова. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.
2. Т.И.Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л.Богина. Обучение плаванию в детском саду. — М .: Просвещение, 1991.
3. Е.К. Воронова. Программа обучения плаванию в детском саду. — Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся плавать вместе.

 Обучение плаванию предполагает постепенное преодоление отдельных трудностей, которые обычно отпугивают начинающих. Первые трудности связаны с привыканием  к особенностям воды, на следующем этапе надо...

Давайте учиться плавать

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей раннего возраста в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность. Ее решение, прежде всего, связано с оказанием...

Играя, учимся плавать

Плавание благотворно вляиет на формирование личностии ребенка, развивает смелость, настойчивость, дисциплинированость.Основной формой восприятия мира до 7 лет является игра....

Учимся плавать, играя!

Консультация для родителей по организации оздоровительного плавания....

Консультация для родителей: «Учимся плавать, играя!».

Цель – проинформировать родителей, как помочь ребенку овладеть начальными навыками плавания с помощью подводящих и игровых упражнений.Задачи:1.Оказание помощи родителям в осуществлении обучения ...

Дистанционная консультация для сайта детского сада «Играя учимся плавать»

Дистанционная консультация для сайта детского сада «Играя учимся плавать»...

Консультация для родителей "Играя- учим плавать"

В игре ребенок познаёт мир, малыш отвлекается от процесса  обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблем...