ЗА ИГРАМИ В ПОВОЛЖЬЕ (журнал "Инструктор по физической культуре №6, 2016 г,с.116)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Краткая аннотация: Конспект развлечения по двигательной деятельности «За играми в Поволжье» направлен на приобщение детей к национальным традициям физического воспитания чувашского народа и народов, населяющих Поволжье. Содержание развлечения построено в форме игры – путешествия на основе народных игр: чувашских, русских, татарских, мордовских. Основными структурными компонентами развлечения являются: игровые упражнения, элементы чувашского, мордовского, татарского, русского танцев, подвижные игры с разной степенью нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы. Символы - животные разных регионов Российской Федерации, сопровождающие детей по сюжету, учат их преодолевать препятствия на своем пути, для того, чтобы собрать карты – схемы описания игр народов Поволжья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_igrami_v_povolzhe.docx | 232.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения по двигательной деятельности
Тема: «За играми в Поволжье»
Ларионова Галина Васильевна,
Инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость»
город Новочебоксарск Чувашской Республики
Домашний адрес:
429950, г. Новочебоксарск,
улица Первомайская, дом 27а, квартира 21,
e-mail: galochka_larionova@list.ru,
Телефон:8-917-658-58-63
Список ключевых слов: толерантность, патриотические чувства, фольклор, символы: Медведь – Мишка (Российская Федерация), бельчонок - Новчик (символ города Новочебоксарска (Чувашская Республика), лиса- Ася (символ богатства и ума города Саранска (Республика Мордовия), снежный барс – Ирбис (символ - плодородия города Казани ( Республика Татарстан)
Краткая аннотация: Конспект развлечения по двигательной деятельности «За играми в Поволжье» направлен на приобщение детей к национальным традициям физического воспитания чувашского народа и народов, населяющих Поволжье. Содержание развлечения построено в форме игры – путешествия на основе народных игр: чувашских, русских, татарских, мордовских. Основными структурными компонентами развлечения являются: игровые упражнения, элементы чувашского, мордовского, татарского, русского танцев, подвижные игры с разной степенью нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы. Символы - животные разных регионов Российской Федерации, сопровождающие детей по сюжету, учат их преодолевать препятствия на своем пути, для того, чтобы собрать карты – схемы описания игр народов Поволжья.
Цель: формирование положительной мотивации для развития двигательной активности детей.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать выполнение элементов русского, чувашского, татарского, мордовского народного танцев, закрепить умение играть народные игры, прыгать с батута на батут, перепрыгивать через препятствия (модуль – куб - высота 40 с).
- Формировать представления детей о республиках, входящих в состав Российской Федерации: Чувашская республика, Республика Мордовия, Республика Татарстан, символ, расположение на карте, особенности национального костюма, танца.
Оздоровительные задачи:
- Формировать навыки здорового образа жизни (самомассаж, дыхательные упражнения, упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия)
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику, артикуляционные движения, воображение и психосоматическое состояние, быстроту, ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать толерантное отношение к народам Поволжья, уважительные, дружеские чувства путём познания фольклора посредством народных игр;
- Создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств;
Предварительная работа: выбор и разучивание народных игр, беседы о народных играх, изготовление символов и флажков народов, живущих на средней Волге (русских, чувашей, татар, мордвы), знакомство детей с образом жизни и обычаями народов Поволжья.
Материал и оборудование: атрибуты к подвижным играм (солнышко, ленточка), символика Чувашии, Татарстана, Мордовии, России, звукозаписи народных мелодий, мульти- медиа установка, презентация PowerPoint, карточки- схемы подвижных игр, элементы народных костюмов (русских, мордовских, татарских, чувашских).
Ход развлечения
Построение. Приветствие. Создание проблемной ситуации.
Ребята, скоро в нашем детском саду пройдет фестиваль игр народов Поволжья, я знаю, что вы хотите участвовать в нем. И сегодня нам предстоит совершить интересное путешествие, в котором мы познакомимся с играми разных народов. Но вначале мне ответьте на такой вопрос. Как называется наша страна? (Ответ детей - Россия). (Слайд № 1 карта России). Символы: Матрешка - добрая посланница дружбы и любви. Медведь – символ силы и мужества. (дети рассматривают символ, герб России слайд №2) Раньше наша Родина называлась Русью. Это и горы и леса и степи без края. Стерегли нашу землю славные богатыри: сильные и мужественные. А как называется наша малая Родина? (ответ детей) Да, правильно. Мы живем в чувашской Республике. На берегу, какой реки мы живем? (На берегу реки Волга). Да, или можно сказать мы живем в Поволжье. Народы, каких национальностей живут рядом с нами в Поволжье? (Ответы детей). Да, правильно русские, татары, мордва и т. д. На слайде появляется дети в русском национальном костюме. Ребята, чей это наряд? Правильно, у русского народа. Как красив русский костюм (слайд №3). Двое детей выходят в национальных костюмах.
Дети: Мы живем в России,
У нас леса густые,
У нас березы белые.
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы столицы нашей
В целом мире нет краше!
Инструктор по физической культуре: «Звонче музыка играй, всех на танец приглашай». Разнообразные виды ходьбы и бега с элементами русского танца.
- Ходьба в колонне с перекатом с пятки на носок
Мальчики- руки на поясе девочки- руки перед грудью «полочкой»
- Ходьба на носках
Мальчики- руки за спину девочки - раскрывая поочередно правую
(левую), руки в стороны
- Ходьба на пятках
Мальчики руки за голову девочки руки перед собой «круглые»
(1-2-руки в стороны,
3-4-и.п.
- Правым боком
Мальчики - приставной шаг девочки- припадания (правая
С приседанием, руки на поясе рука вертикально левой
Указательный палец к щеке
- Правой ногой- носик, топ-топ- 3 шага вперед в полуприседе, то же левой ногой
- Бег по кругу «змейкой»
Мальчики- стучат по коленям девочки- работают «локоточками»
- Бег, взявшись за руки по кругу с захлестом голеней назад
- Бег, взявшись за руки в круг (1-4), на месте (5-8), из круга (1-8), на месте (5-8)
Игра «Ручеек» (Песня «Течет река Волга»)
«Ручеек» (схема – игры «Ручеек»)
Содержание игры «Ручеек» Правила: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется. Далее детям показывать (слайд №3) карту Поволжья, где загораются яркими точками, те города, в которые мы должны попасть. А на чем мы можем отправиться к нашим соседям? (ответы детей) Я предлагаю полететь на воздушном шаре.
Игровое упражнение с элементами самомассажа «Полет на воздушном шаре»(10-15 секунд)
Сейчас мы сплетем большую корзину (дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу). Посмотрите, какой огромный шар сейчас нас поднимет в воздух. Закройте глаза и держитесь крепче. Делаем глубокий вдох-выдох, шар взлетел. Вдох-выдох, вокруг нас белые пушистые облака, лучи солнца согревают щечки. Один лучик солнца заглянул в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте его аккуратно. Он забрался на живот – погладьте животик. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком. Посмотрите, как высоко мы взлетели! Нужно обязательно произнести волшебные слова: “Земля прощай – в добрый путь!” Стало прохладно, сожмитесь, обнимите свои плечи, потрите их ручками. Почувствуйте, как сразу стало теплее. Делаем вдох-выдох и наш воздушный шар снижается.
- Смотрите, какой необычный город! Стоят необычные дома. Давайте пойдем и познакомимся с жителями этого города. Ребята вы слышите необычную музыку, это звучит мордовская народная мелодия. Мы приземлились на Мордовскую землю. (Выход мальчика с девочкой в мордовском национальном костюме). Здравствуйте ребята! «Шумбрат!»
Добро пожаловать в Мордовию.
Дети: У нас в Мордовии
Солнце ярко, небо сине,
Золотая пшеница
На полях колосится.
В доме пахнет калачом
Капуста в бочках бродит,
Стол накроем пусть любой
В гости к нам приходит.
Инструктор по физической культуре: какой интересный наряд у Мордовского народа (дети рассматривают на слайде № 4) Мы хотим приглашать вас на мордовский танец.
1.Дети встают друг против друга с левой и с правой стороны зала.
И.п. девочкируки сжаты в кулачок, мальчики обе руки в боки с левой стороны приподняты вверх и присоединены
друг другу, голова наклонена влево и
смотрится в перевернутые «воротца».
Правую ногу в левую сторону на пятку,
левую ногу в правую сторону на пятку (1-2),
покружиться вокруг себя с припаданием (1-4),
Девочки быстрыми шагами идут вперед, мальчики делает хлопки перед грудью
к мальчикам, останавливаются и опять параллельными ладошками,
кружатся с припаданием. Далее тройной притоп.
- Дети, взявшись за руки с припаданием, идут по кругу.
Девочки быстрыми шагами идут вперед мальчики хлопки перед грудью
и кружатся с припаданием. Параллельными ладошками.
- Быстрыми шагами по кругу
Девочки быстрыми шагами на носках, мальчики быстрыми шагами на носках
руки в стороны-вниз кости вверх, обе руки влево в боки
кружатся с припаданием вокруг себя, мальчики хлопки перед грудью
руки приподняты вверх параллельными ладошками
Дети, взявшись за руки быстрыми шагами, выстраиваются в одну линию.
Инструктор по физической культуре. – Мордовия представители трудолюбивого народа. Они очень любят свои народные игры. В своих играх дети изображали труд взрослых: сев, уборка урожая, охота, защита от коварных зверей. И поэтому символом города они выбрали Лису и назвали ее нежно Ася. Дети рассматривают (слайд № 5 )
Лиса-Ася приготовила нам игру «Круговой». (Слайд № 6 схема – игры «Круговой).
«Круговой» Играющие чертят большой круг, делятся на 2 равные команды и договариваются, кто будет в круге, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому – либо в кругу удается поймать мяч, он старается им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Дети благодарят символа города Саранска. Лиса- Ася дарит карточку- схему игры «Круговой». Дети снова садятся на воздушный шар. Игровое упражнение «Полет на воздушном шаре» (10-15 секунд). Инструктор по физической культуре Ребята вы слышите необычную музыку, это звучит татарская народная мелодия. Давайте здесь приземлимся (карта Татарстана с символикой и гербом слайд № 7 ) История татарских игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованием. Снежный барс – Ирбис является символ города Казани. Давайте рассмотрим национальный наряд Татарского народа (дети рассматривают на слайде № 8) Выход мальчика и девочки в национальных костюмах. Приветствуют детей на татарском языке – Здравствуйте ребята! Исэнмесез! Ребята!
Дети: Спросите нас: Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани
Поит нас Волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
Далее предлагают потанцевать татарский танец.
Под бодрую ритмичную музыку начинают перестроение из колонны в круг.
(Спинки прямые, макушкой тянемся к потолку)
Девочки–опускают вниз, ладони слегка мальчики - двумя руками как бы придерживают
отогнуты в сторону; сзади тюбетейку; выбрасывая прямые ноги
шаг с подскоком вперед. Вперед
- Веревочка (выполняется «невыворотно»)
Девочки и мальчики: правую ногу согнуть в коленях и ставить на пол носком внутрь, согнуть в коленях и ставить носком наружу (1-8), то же левой ногой
- «Молоточки»
Правую ногу вперед на пятку, 1-3 поднимаем и отпускаем пятки, так же с левой ноги
- «Елочка»
На счет «раз» «и» - приподнять правую пятку и левый носок и переставить их вправо, соединив носки, разведя пятки в разные стороны; ноги слегка согнуты в коленях;
На «два» «и» - приподнять левую пятку и правый носок и переставить их вправо, соединив пятки, разведя носки в стороны, ноги в коленях выпрямить. Движение «елочка» в левую сторону выполняется точно так же , только с левой ноги. Корпус прямой. Руки могут быть в разных положениях. Дети берутся за руки, идут на носках, выстраиваются в одну линию.
Снежный барс- Ирбис приготовила нам игру «Продаем горшки». (Слайд № 8 схема - игры «Продаем горшки).
Содержание игры: «Продаем горшки». Играющие делятся на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка. Водящий стоит за кругом. Он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Продаешь горшок?
- Продаю.
- Почем?
- По три (число можно назвать любое до 10).
После этого водящий (покупатель) хлопает в ладоши хозяину горшка столько раз, сколько стоит горшок, и они бегут по кругу в разные стороны. Кто добежит быстрее до свободного места в кругу, тот занимает это место, становится хозяином горшка, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается. Инструктор по физической культуре. Ребята нам пора возвращаться. Но смотрите на месте, откуда мы взлетаем, кто- то оставил нам письмо. Прочтем его или полетим дальше (дети находят маршрутный лист, на котором изображена схема движения «Прочти и выполни»).
Ребята с разбега перепрыгивают через полуцилиндр (модули), добегают до батута, перепрыгивают с одного батута на другой, и еще раз перепрыгивают через второй полуцилиндр. Дети выполняют основные виды движения, на самом деле это я вам приготовила сюрприз, хотела убедиться остались ли у вас силы долететь обратно. Символ города Снежный барс- Ирбис дарит карточку – схему игры «Продаем горшки». Дети снова садятся на воздушный шар. Игровое упражнение «Полет на воздушном шаре»(10-15 секунд) Ребята вы слышите музыку, это звучит чувашская мелодия. Мы приземлились на своей Родине (карта Чувашии с символикой и гербом слайд № 9) Символ «Пять серебряных уток»- стремление ксвободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. А в каком городе мы живем? Правильно, в Новочебоксарске. Какое животное является символом города Новочебоксарска? На слайде появляются четыре животных (волк, лиса, медведь, белка) и загадка:
По деревьям скок да скок! Йывас тарах сикёпёр,
Раз — и спрячется в дупло. Хавала та кёрёпёр,
Погрызет орешки там. Сара майар?сийёпёр,
Коль орешки по зубам! Унтан каллех сикёпёр.
На слайде появляется видеоролик с правильным ответом – это бельчонок – Новчик (символ города Новочебоксарска) бельчонок – Новчик. Выходят мальчик с девочкой в чувашском национальном костюме (дети рассматривают национальный костюм на слайде). Как красива чувашская вышивка. (Илемле, илемле !Илемле чаваш терри…) (слайд №10 )
Дети приветствуют детей на чувашском языке – Сывлах сунатпар, ачасем! (Здравствуйте!).
Дети: Новочебоксарск наш город новый, молодой
Он самый юный город
Великой Волгою - рекой
Омыты здесь просторы
Когда – то поле было здесь
Сейчас – дома, заводы, ГЭС
А за рекой, как раньше, лес
Река, аллея, роща, склон
Собор, спорткомплекс, стадион
Красивый он в любой сезон
Далее они предлагают станцевать чувашский танец:
- Дети встают в две колонны на одной стороне зале, вначале выход девочек, скользя по полу с построением в шеренгу, затем мальчики с подскоками с построением в шеренгу
Мальчики делает шаг с подскоком, руки Девочки скользя по полу, сводя то носки,
в это время находятся в положении то пятки, воспроизводит мелкие
накрест, с продвижением вперед; ажурные движения, напоминающие
орнамент или вышивку
- Притопами пары идут навстречу друг к другу
Идут с пятки на носок вокруг на месте выполняют каблучный ход
своей девочки.
- С подскоками с продвижением вперед идут в круг.
Положив руки на плечи друг другу, Хлопают в ладоши.
Идут по кругу «топотушками».
Присядка размашиста, руки накрест
Девочки подходят к своим мальчикам, берут их за талию и «тащат» на свои места. После соединив руки «бараночкой», кружатся на 6 счетов вправо и на счет 7, 8 выполняют тройной притоп. Те же движения влево.
Бельчонок – Новчик (переодетый ребенок): я знаю, что вы ищете новые игры для участия на фестивале народных игр Поволжья. Я предлагаю вам играть игру «Хевел тух!» («Солнышко вставай»). Чувашский народ очень трудолюбивый, они очень рано вставали и начинали трудиться.
Игра «Хевел тух!» («Солнышко, вставай!») Подготовка:
Содержание игры. Дети встают в круг, берутся за руки, идут приставными шагами по кругу, руки вперед-назад и говорят: «Хевел тух, Хевел тух! Супа сакар ситеретеп! Солнышко вставай! Солнышко вставай! Хлебом, с маслом угощу! А солнце сидит в кругу. Солнце поднимается и дети разбегаются. «Солнышко– (переодетый ребенок) ловит детей.
Инструктор по физической культуре:- наше путешествие подходит к концу и нам надо вернуться в детский сад.
Коммуникативная игра «Солнышко»: сегодня нам в нашем путешествии вам помогала хорошее настроение, дружба, сила воли и ваши веселые улыбки, а теперь покажите ладошки, сделайте лучистое солнышко, скажите в ладошки хорошие слова, возьмитесь за руки и раздайте их своим друзьям. Как вы себя чувствуете? Вот мы и дома.
Рефлексия. Наше путешествие закончилось, а мне хотелось узнать, понравилась ли вам путешествовать? (ответы детей) В каких городах мы побывали? В каком городе понравилось больше всего и почему? Куда бы вы хотели снова вернуться?
Инструктор по физической культуре. В нашем путешествии мы собрали четыре карточки со схемами игр русского, мордовского, татарского, чувашского народов, которые нам пригодятся при подготовке к фестивалю народов Поволжья. Вы прошли все препятствия, справились с трудностями во время игр и конечно же вы были отличными плясунами. А по чувашской традиции лучшим плясунам взрослые давали ломоть в каравае, следующий за горбушкой «таша челли» (плясовой ломоть). Воспитатель выносить каравай на полотенце и приглашает детей в группу угоститься караваем.
Список литературы.
- Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С, Васильевой М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е издание- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Детские подвижные игры народов СССР/ Под ред. Осокиной Т.И. – М: Просвещение, 1988. 64-73
- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие / Научный редактор кандидат психологических наук И. Л. Кириллов .- М. : Линка-Пресс, 2000.
- Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания. «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа/ - Чебоксары: Чуваш. Книжное издательство, 2015
- Махалова И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Учебно- методическое пособие./ Чебоксары «Новое время» 2006
- Махалова И. В. Ягодова Л.Г. Чувашские детские игры. Пособие/Махалова И. В., Ягодова Л.Г. -Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: «Клио»,1999
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре 2015 – 2016 учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫинструктора по физической культуреМБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №47»Деминой Веры ВалерьевныНа 2015 – 2016 учебный год...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическая культура» 2015 – 2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Структура учебной программыI. Пояснительная записка...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическая культура» 2015 – 2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Структура учебной программыI. Пояснительная записка...
План по самообразованию инструктора по физической культуре на 2016-2020 учебный год
План запланирован на 5 лет. Включена работа с детьми, родителями, воспитателями....
Сетка занятий по физической культуре на 2016-2017 учебный год.
Сетка занятий по физической культуре на 2016-2017 учебный год....
Рабочая учебная программа инструктора по физической культуре на 2016 – 2017 год.
Рабочая программа по физическому развитию детей разработана в соответствии собразовательной программой ДОУ,которая разработана в соответствии с Федеральными государственным образовательным...
Годовой план по физической культуре на 2016-2017 учебный год.
Годовой план по физической культуре на 2016-2017 учебный год. №Содержание работы, мероприятияСрок выполнения...