«Чистый город»
статья по физкультуре на тему
Организация спортивно-физкультурных досугов «Чистый город» в рамках экологического проекта «Спаси ежика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klopova_en_statya.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Н. Клопова
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 69 «Марина»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Организация спортивно-физкультурных досугов «Чистый город»
в рамках экологического проекта «Спаси ежика»
Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека. В последние годы все отчетливее выявляется зависимость состояния здоровья человека от экологической ситуации. Усугубление экологических проблем побуждает педагогов к поиску новых средств формирования начал экологической культуры у детей.
Формирование начал экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что экологическое образование и физическая культура имеют общую задачу: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности. В этой связи актуальным является разработка и апробация спортивно-физкультурных досугов, которые одновременно решали бы задачи оздоровления детей и формирования у них экологического сознания.
Спортивно-физкультурные досуги проводились в рамках экологического проекта «Спаси ежика», направленный на формирование представления об опасных отходах и способах их утилизации.
Физкультурный досуг, считает Э.Я. Степаненкова, наполняет жизнь ребенка эмоциональной веселой двигательной деятельностью, развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (приучает ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность).
В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина считают, что физкультурные досуги обеспечивают решение образовательных и воспитательных задач, совершенствование двигательных умений, формирование интереса, потребности в занятиях физическими упражнениями, но авторы также подчеркивают, что физкультурные досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие.
Н.Н. Кожухова отмечает, что физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
По мнению С.О. Филипповой введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества.
В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках при планировании досуга ставятся задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И поэтому на первый план выходят задачи оздоровительные и воспитательные.
Приведем пример досуга для детей младшего и среднего дошкольного возраста, игр и эстафет для детей старшего дошкольного возраста.
Физкультурно-познавательный досуг «Город здоровых детей»
для детей младшего, среднего дошкольного возраста
Цель - привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом; закрепить правила дорожного движения; способствовать формированию начал экологического сознания у дошкольников.
Материалы и оборудование: подборка музыкальных композиций, знаки дорожного движения «Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Светофор», дорожка «Зебра», 4-6 складных мата, картинки с изображением Санкт-Петербурга, 4-6 ведерок - «урн», «мусор» (например, фантики), игрушка-собака, кольца от игры кольцеброс по количеству детей.
Ход досуга
Педагог: Ребята, мы с вами живем в большом и красивом городе Санкт-Петербурге. В нем много людей, домов, разного транспорта. Поэтому чтобы сохранить свое здоровье и не попасть в беду мы должны быть очень внимательными, осторожными, всегда и везде соблюдать правила поведения, чистоту, заниматься спортом. Каждый новый день нужно начинать с утренней гимнастики, чтобы быть бодрыми и веселыми.
Дети выполняют музыкальную разминку.
Педагог: Город просыпается, его жители спешат по своим делам. Кто-то на работу, кто-то в школу, кто-то в детский сад. А мы отправляемся в путешествие по нашему необычному городу. Сначала поедем на автобусе.
Дети подходят к знаку «Автобусная остановка» и с этого места под песню Железновой «Вот я в автобусе сижу» выполняют в движении музыкальную композицию.
Педагог: Вылезаем из автобуса и пешком продолжаем знакомиться с городом. Посмотрите что это? Для чего это нужно?
Обращает внимание детей на пешеходный переход.
Педагог: Ребята, где и как мы должны переходить улицу?
Знакомит детей со знаками светофора и предлагает им перейти по пешеходному переходу.
Педагог: (делает вид, что разговаривает по телефону) Ребята, мне только что позвонили и попросили найти собачку. Она убежала из дома и теперь потерялась. Можно ли уходить без спросу из дома?
Дети ищут игрушку-собаку.
Педагог: Пока мы с вами искали собачку, кто-то намусорил в городе, накидал бумаг на землю. Как вы думаете это хорошо или плохо? Куда же на улице надо бросать мусор?
Игровое упражнение «Наведем чистоту в городе» - под музыку дети бегают, подбирают мусор, бросают его в «урны» - ведерки.
Педагог: Ребята, наша прогулка по городу подошла к концу. Вам пора возвращаться в группу – в детский сад.
Игра «Автомобили» - под музыку врассыпную дети бегают по залу с «рулями», с окончанием музыки «едут» в группу.
Игры и эстафеты для детей старшего дошкольного возраста
Предварительная работа: совместное изготовление родителями и детьми из бросового материала (коробок) макетов зданий, светофора, полосок для пешеходных дорожек, контейнеров для мусора, из пластиковых бутылок – деревьев и т.д.
Эстафета «Строим город»
Дети делятся на две команды. На расстоянии 6-8 метров от команд лежат макеты разного цвета: жилые дома, больницы, детские сады, деревья и т.д. На полу по всему залу наклеены круги разных цветов, по цвету макетов. Участники по очереди подбегают к макетам, берут один макет какого-нибудь цвета, ставить его в круг соответствующего цвета и возвращаются к своей команде.
Игра «Дорожные знаки»
Прежде, чем расставить дорожные знаки по «городу», их показывают детям. Дети должны вспомнить, что это за знаки и для чего они нужны. За тем детям предлагается под музыку погулять по «городу», когда музыка перестает звучать - педагог называет какой-нибудь знак, дети подбегают к названному знаку.
Эстафета «Пешеходная дорожка»
Дети делятся на две команды. У каждого участника в руках полоски белого цвета, изготовленные совместно с детьми из бросового материала. По сигналу первые участники кладут полоску на пол, перепрыгивают через нее на двух ногах, добегают до ориентира, обегают его и возвращаются к своей команде. Таким образом, с помощью полосок выстраивается «зебра».
Игра «Батарейки»
На полу разложены малые обручи, это зарядное устройство для батареек Дети – это «батарейки». Под музыку дети бегают врассыпную по залу. С окончанием музыки они должны занять место в свободном обруче. По ходу игры обручи постепенно убираются. Дети не успевшие встать в свободный обруч, выходят из игры – батарейка вышла из строя и непригодна для использования.
Эстафета «Чистый город»
Дети делятся на две команды. Перед командами на середине зала разбросан мусор – батарейки, смятая бумага, пластмассовые бутылки. Участники должны рассортировать мусор по коробкам - батарейки к батарейкам, бумага к бумаге, бутылки к бутылкам.
Игра «Чтобы город был красивым и чистым»
Дети передают по кругу друг другу мяч, говоря при этом, что нужно делать, чтобы город был чистым и красивым. Например, нужно посадить цветы, деревья, подметать улицы, бросать мусор в урну, охранять животных, чаще улыбаться людям, быть вежливыми и т.д.
Эстафета «Сажаем деревья» (Сажаем цветы)
Дети делятся на две команды. Перед каждой командой на середине зала лежит обруч – это парк (клумба). Участники с макетом дерева (муляжом цветка) подбегают к обручу, кладут туда цветок, добегают до ориентира, обегают его и обычным бегом возвращаются к своей команде.
Используемая литература:
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения. Сценарии. – М.: АРКТИ, 2000.
- Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт.-сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный проект "Чистый город- чистая душа"
Цель: формирование представлений о нормах поведения в обществе, воспитывать желание соблюдать чистоту на улицах города, заботиться о сохранении и поддержании красоты в окружающ...
Агитационная акция «Чистый город, чистый сквер»
сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума....
Социокультурный проект " Чистый город - чистая душа"
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, формирование понятий о правилах и нормах поведения в природе и обществе....
"Чистый город - чистая душа"
Актуальность Разве сегодня можно кого-то удивить такой формой работы с детьми, как проектная деятельность? Метод проектов прочно и основательно вошел в жизнь соврем...
Социокультурный экологический проект «Чистый город – чистая душа»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа № 2092 имени И.Н.Кожедуба»ул. Марьинский парк, д.37, Москва, 109559Телеф...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета".
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета"...
Презентация " Чистый город - чистая страна"
Презентация эколого - образовательный проект " Чистый город - чистая страна"...