«Чистый город»
статья по физкультуре на тему

Клопова Елена Николаевна

Организация спортивно-физкультурных досугов «Чистый город» в рамках экологического проекта «Спаси ежика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klopova_en_statya.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н. Клопова

инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад № 69 «Марина»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Организация спортивно-физкультурных досугов «Чистый город»

в рамках экологического проекта «Спаси ежика»

         Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека. В последние годы все отчетливее выявляется зависимость состояния здоровья человека от экологической ситуации. Усугубление экологических проблем побуждает педагогов к поиску новых средств формирования начал экологической культуры у детей.

        Формирование начал экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста. 

        Необходимо отметить, что экологическое образование и физическая культура имеют общую задачу: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности. В этой связи актуальным является разработка и апробация спортивно-физкультурных досугов, которые одновременно решали бы задачи оздоровления детей и формирования у них экологического сознания.

        Спортивно-физкультурные досуги проводились в рамках экологического проекта «Спаси ежика», направленный на формирование представления об опасных отходах и способах их утилизации.

        Физкультурный досуг, считает Э.Я. Степаненкова, наполняет жизнь ребенка эмоциональной веселой двигательной деятельностью, развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (приучает ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность).

        В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина считают, что физкультурные досуги обеспечивают решение образовательных и воспитательных задач, совершенствование двигательных умений, формирование интереса, потребности в занятиях физическими упражнениями, но авторы также подчеркивают, что физкультурные досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие.

        Н.Н. Кожухова отмечает, что физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

        По мнению С.О. Филипповой введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества.

В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках при планировании досуга ставятся задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И поэтому на первый план выходят задачи оздоровительные и воспитательные.

Приведем пример досуга для детей младшего и среднего дошкольного возраста, игр и эстафет для детей старшего дошкольного возраста.

Физкультурно-познавательный досуг «Город здоровых детей»

для детей младшего, среднего дошкольного возраста

Цель - привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом; закрепить правила дорожного движения; способствовать формированию начал экологического сознания у дошкольников.

Материалы и оборудование: подборка музыкальных композиций, знаки дорожного движения «Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Светофор», дорожка «Зебра», 4-6 складных мата, картинки с изображением Санкт-Петербурга, 4-6 ведерок - «урн», «мусор» (например, фантики), игрушка-собака, кольца от игры кольцеброс по количеству детей.

Ход досуга

Педагог: Ребята, мы с вами живем в большом и красивом городе Санкт-Петербурге. В нем много людей, домов, разного транспорта. Поэтому чтобы сохранить свое здоровье и не попасть в беду мы должны быть очень внимательными, осторожными, всегда и везде соблюдать правила поведения, чистоту, заниматься спортом. Каждый новый день нужно начинать с утренней гимнастики, чтобы быть бодрыми и веселыми.

Дети выполняют музыкальную разминку.

Педагог: Город просыпается, его жители спешат по своим делам. Кто-то на работу, кто-то в школу, кто-то в детский сад. А мы отправляемся в путешествие по нашему необычному городу. Сначала поедем на автобусе.

Дети подходят к знаку «Автобусная остановка» и с этого места под песню Железновой «Вот я в автобусе сижу» выполняют в движении музыкальную композицию.

Педагог: Вылезаем из автобуса и пешком продолжаем знакомиться с городом. Посмотрите что это? Для чего это нужно?

Обращает внимание детей на пешеходный переход.

Педагог: Ребята, где и как мы должны переходить улицу?

Знакомит детей со знаками светофора и предлагает им перейти по пешеходному переходу.

Педагог: (делает вид, что разговаривает по телефону) Ребята, мне только что позвонили и попросили найти собачку. Она убежала из дома и теперь потерялась. Можно ли уходить без спросу из дома?

Дети ищут игрушку-собаку.

Педагог: Пока мы с вами искали собачку, кто-то намусорил в городе, накидал бумаг на землю. Как вы думаете это хорошо или плохо? Куда же на улице надо бросать мусор?

Игровое упражнение «Наведем чистоту в городе» - под музыку дети бегают, подбирают мусор, бросают его в «урны» - ведерки.

Педагог: Ребята, наша прогулка по городу подошла к концу. Вам пора возвращаться в группу – в детский сад.

Игра «Автомобили» - под музыку врассыпную дети бегают по залу с «рулями», с окончанием музыки «едут» в группу.

Игры и эстафеты для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: совместное изготовление родителями и детьми из бросового материала (коробок) макетов зданий, светофора, полосок для пешеходных дорожек, контейнеров для мусора, из пластиковых бутылок – деревьев и т.д.

Эстафета «Строим город»

Дети делятся на две команды. На расстоянии 6-8 метров от команд лежат макеты разного цвета: жилые дома, больницы, детские сады, деревья и т.д. На полу по всему залу наклеены круги разных цветов, по цвету макетов. Участники по очереди подбегают к макетам, берут один макет какого-нибудь цвета, ставить его в круг соответствующего цвета и возвращаются к своей команде.

Игра «Дорожные знаки»

Прежде, чем расставить дорожные знаки по «городу», их показывают детям. Дети должны вспомнить, что это за знаки и для чего они нужны. За тем детям предлагается под музыку погулять по «городу», когда музыка перестает звучать - педагог называет какой-нибудь знак, дети подбегают к названному знаку.

Эстафета «Пешеходная дорожка»

Дети делятся на две команды. У каждого участника в руках полоски белого цвета, изготовленные совместно с детьми из бросового материала. По сигналу первые участники кладут полоску на пол, перепрыгивают через нее на двух ногах, добегают до ориентира, обегают его и возвращаются к своей команде. Таким образом, с помощью полосок выстраивается «зебра».

Игра «Батарейки»

На полу разложены малые обручи, это зарядное устройство для батареек Дети – это «батарейки». Под музыку дети бегают врассыпную по залу. С окончанием музыки они должны занять место в свободном обруче. По ходу игры обручи постепенно убираются. Дети не успевшие встать в свободный обруч, выходят из игры – батарейка вышла из строя и непригодна для использования.

Эстафета «Чистый город»

Дети делятся на две команды. Перед командами на середине зала разбросан мусор – батарейки, смятая бумага, пластмассовые бутылки. Участники должны рассортировать мусор по коробкам - батарейки к батарейкам, бумага к бумаге, бутылки к бутылкам.

Игра «Чтобы город был красивым и чистым»

Дети передают по кругу друг другу мяч, говоря при этом, что нужно делать, чтобы город был чистым и красивым. Например, нужно посадить цветы, деревья, подметать улицы, бросать мусор в урну, охранять животных, чаще улыбаться людям, быть вежливыми и т.д.

Эстафета «Сажаем деревья» (Сажаем цветы)

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой на середине зала лежит обруч – это парк (клумба). Участники с макетом дерева (муляжом цветка) подбегают к обручу, кладут туда цветок, добегают до ориентира, обегают его и обычным бегом возвращаются к своей команде.

Используемая литература:

  1. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  2. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения. Сценарии. – М.: АРКТИ, 2000.
  3. Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт.-сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
  5. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение  детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурный проект "Чистый город- чистая душа"

Цель: формирование представлений о нормах поведения в обществе,  воспитывать  желание  соблюдать чистоту на улицах города, заботиться о сохранении и поддержании  красоты в окружающ...

Агитационная акция «Чистый город, чистый сквер»

сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума....

Социокультурный проект " Чистый город - чистая душа"

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, формирование понятий о правилах  и нормах поведения в природе и обществе....

"Чистый город - чистая душа"

Актуальность Разве сегодня можно кого-то удивить  такой формой работы   с детьми, как проектная деятельность?  Метод проектов прочно  и основательно вошел в жизнь  соврем...

Социокультурный экологический проект «Чистый город – чистая душа»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа №  2092 имени И.Н.Кожедуба»ул. Марьинский парк, д.37, Москва, 109559Телеф...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета".

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета"...

Презентация " Чистый город - чистая страна"

Презентация эколого - образовательный проект " Чистый город - чистая страна"...