«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья по физкультуре на тему
В соответствии с ФГОС ДО структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. [1] Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий - это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.[2]
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется с помощью следующих видов здоровьесберегающих технологий: - технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая осуществляется с помощью форм организации здоровьесберегающей работы:
- Дыхательной гимнастики. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания
- Релаксации. Она может проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Она способствует расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
- Пальчиковых игр - это подвижные физкультминутки прямо за столом. Главная цель пальчиковых игр: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья- несут ребенку только здоровье.
- Подвижных и спортивных игр. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
- Проводимых на свежем воздухе физических упражнений способствующих функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Оздоровительного бега, ходьбы, прыжков, метания, бросания и ловли.
- Гимнастики для глаз. [5]
- Гимнастики корригирующей. [5]
- Ритмопластики.
- Динамических пауз (физкультминуток).
- Гимнастики пробуждения и утренней, помогающей улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствующей профилактике нарушений осанки и стопы. [3]
технологии здорового образа жизни
- физкультурных занятий.
- Спортивных развлечений и досугов.
- Игр и эстафет.
- Коммуникативных упражнений. Они бывают трех типов: а) индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; б) парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его; в) групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. [6]
- Игрового массажа. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается ее основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.
- Точечного самомассажа. Элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. [4]
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Список литературы
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.
- Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». – М.: АРКТИ, 2003г.
- Н.В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» ». – М.: ТЦ Сфера 2005г.
- М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» ». – М.: АРКТИ 2002г
- Моргунова О.Н. «Физическо- оздоровительная работа в ДОУ» из опыта работы/Авт.-сост.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет-М.: ТЦ Сфера, 2008
- ФГОС ДО – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Шамшурина Е.Н.
МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г. Грайворон
В соответствии с ФГОС ДО структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. [1] Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий - это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.[2]
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется с помощью следующих видов здоровьесберегающих технологий: - технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая осуществляется с помощью форм организации здоровьесберегающей работы:
- Дыхательной гимнастики. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания
- Релаксации. Она может проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Она способствует расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
- Пальчиковых игр - это подвижные физкультминутки прямо за столом. Главная цель пальчиковых игр: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья- несут ребенку только здоровье.
- Подвижных и спортивных игр. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
- Проводимых на свежем воздухе физических упражнений способствующих функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Оздоровительного бега, ходьбы, прыжков, метания, бросания и ловли.
- Гимнастики для глаз. [5]
- Гимнастики корригирующей. [5]
- Ритмопластики.
- Динамических пауз (физкультминуток).
- Гимнастики пробуждения и утренней, помогающей улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствующей профилактике нарушений осанки и стопы. [3]
технологии здорового образа жизни
- физкультурных занятий.
- Спортивных развлечений и досугов.
- Игр и эстафет.
- Коммуникативных упражнений. Они бывают трех типов: а) индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; б) парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его; в) групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. [6]
- Игрового массажа. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается ее основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.
- Точечного самомассажа. Элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. [4]
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Список литературы
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.
- Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». – М.: АРКТИ, 2003г.
- Н.В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» ». – М.: ТЦ Сфера 2005г.
- М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» ». – М.: АРКТИ 2002г
- Моргунова О.Н. «Физическо- оздоровительная работа в ДОУ» из опыта работы/Авт.-сост.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет-М.: ТЦ Сфера, 2008
- ФГОС ДО – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Разработка на тему : « Современные здоровьесберегающие используемые в детском саду» содержит выступление и презентацию к нему. Затронуты вопросы современных здоровь...
« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....
Здоровьесберегающие технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения ...
Методическая разработка на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Описана система применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня
Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физкультурно- оздоровительной работы с детьми в ДОУ.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни....