СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
статья по физкультуре на тему
формирование у детей осознанного отношения к здоровью с помощью соблюдения культурно – гигиенических требований и воспитания здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования города Кировска» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ
В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
Королёва Анжелика Валерьевна, старший воспитатель, 1 кв. категория,
Волкова Оксана Ивановна, инструктор по ФК, 1 кв. категория,
Email: http://d.u.@nmail.ru
Адрес – г. Кировск, ул. Олимпийская, д. 81а, т.: 8(81531) 95600.
Современные условия жизни: наличие личного транспорта, телевизионная и компьютерная зависимость, сидячий образ жизни и др. ведут к уменьшению двигательной активности, отсутствию у родителей осознанного отношения к своему здоровью и здоровью детей. На здоровье детей, живущих в районах Заполярья и Крайнего Севера, помимо прочего, существенное влияние оказывают неблагоприятные экологические факторы и климатогеографические условия: слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, низкие температуры, полярная ночь (день). Эти факторы оказывают большое влияние на адаптивную перестройку организма северного ребёнка, его психическую и физическую выносливость.
Учитывая особенности и специфику нашего края, опираясь на современную психолого – педагогическую концепцию развития личности, наш педагогический коллектив ведёт активную работу по здоровьесбережению в условиях дошкольного образования.
С 2008 года в МБДОУ реализуется «Программа оздоровления детей в МБДОУ №54 г. Кировска» (далее Программа), направленная на создание условий для поддержания полноценного физического и психического здоровья детей от 1 года до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании», Сан ПиН 2.4.1.3049-13, Типового положения о ДОУ, писем МО и Н РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных учреждений к определённому виду», «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», приказа МО и Н «ФГТ к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», ООПДО МБДОУ «Детский сад №54 г. Кировска». Программа строится на принципах развивающей педагогики оздоровления (по Т. В. Кудрявцеву).
Цель работы коллектива – формирование у детей осознанного отношения к здоровью с помощью соблюдения культурно – гигиенических требований и воспитания здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.
Задачи:
- Создавать психологически комфортную среду в группах (саду) с помощью уважительного отношения к каждому воспитаннику, развитие дружеских отношений в повседневной жизни.
- Дать детям представление об организме человека (его основных органах), особенностях функционирования в зависимости от состояния здоровья.
- Формировать осознанное соблюдение культурно – гигиенических требований по уходу за собой с помощью установления причинно –следственных связей между: внешним обликом ребёнка и отношением к нему окружающих; своим поведением и его последствиями.
- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение с помощью проблемных игровых ситуаций в образовательной, совместной и в повседневной самостоятельной деятельности.
- Формировать культуру здоровья в соответствие с усвоенными правилами и поведением в повседневной жизни.
- Укреплять партнёрские отношения между родителями и сотрудниками детского сада на основе здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей.
Система здоровьесбережения в МБДОУ включает в себя: различные оздоровительные режимы, комплекс закаливающих мероприятий, физкультурные занятия, оптимизация двигательного режима в течение дня, организация рационального питания, медико-профилактическая работа с детьми и родителями, использование здоровьесберегающих инновационных технологий в педагогическом процессе.
Структура работы по оздоровлению детей осуществляется по следующим направлениям:
- Формирование здоровьесберегающей среды с помощью создания условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.
- Развитие и обогащение культуры профессионального здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни посредством интерактивного методического сопровождения педагогов.
- Реализация здоровьесберегающих педагогических и оздоровительных технологий в соответствие с федеральными государственными требованиями по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура» и «Безопасность».
- Валеологическое просвещение родителей на основе социального партнёрства.
- Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с целью определения последующей перспективы.
Для успешной реализации задач программы в нашем детском саду создана здоровьесберегающая среда: полностью оснащены физкультурный и тренажёрный залы, отремонтирован бассейн, приобретены необходимые атрибуты для плавания, спортивный инвентарь. Все группы оснащены специализированными приборами для увлажнения и очищения воздуха, соблюдается светоцветовой режим. В каждой группе имеются центры развития основных движений, зеленые уголки. На участке сада обустроена площадка для спортивных занятий на улице. В зимний период на прогулочных площадках возводятся снежные постройки: горки, бумы, мишени, лабиринты, снежные фигуры и др.
Педагогами разработаны: комплексная система физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ, модель физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня, алгоритм сотрудничества с родителями по оздоровлению детей (Приложения №№ 1- 3).
Содержание работы по здоровьесбережению включает в себя: перспективный план работы МБДОУ на 5 лет, планы по оздоровлению и закаливанию детей в каждой группе (в т. ч. в период полярной ночи), перспективный план спортивных мероприятий, план сотрудничества с родителями (приложение №4,5). В каждой возрастной группе в зависимости от возрастных особенностей детей внедряются следующие технологии:
- Сохранения и стимулирования здоровья - различные виды оздоровительных гимнастик, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, игровой массаж, лечебные игры (по А. С. Галанову).
- Обучения ЗОЖ и культуре здоровья - НОД по ФК, обучающие игровые и проблемные ситуации (В. М. Мельничук, Т. В. Кудрявцев), игровой стретчинг (Е. В. Сулим), музыкально – оздоровительные обучающие ситуации (О. Н. Арсеневская), «Уроки здоровья для дошкольников» (Гаврючина Л. В.), занятия на тренажёрах (Рунова М. А.), обучение плаванию (Воронова Е. К.), физкультурные досуги и спортивные праздники.
- Коррекционные технологии – технология музыкального воздействия (М. Лазарев), психогимнастика (Е. А. Алябьева), артикуляционная гимнастика, релаксационная и бодрящая гимнастики, дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельников), лечебные игры (А. Галанов), игровой массаж (А. Уманская).
Развитие и обогащение культуры профессионального здоровья педагогов осуществляется с помощью: проведения социально – психологических тренингов, семинаров – практикумов по темам: «Здоровый воспитатель – успешные дети», «Нетрадиционные формы оздоровления в условиях ДОУ», «Профилактика выгорания педагогов», индивидуального и группового консультирования.
Валеологическое просвещение родителей строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества. Для родителей детей раннего возраста работают клубы: «Счастливая семья» (цель - сопровождение и поддержка родителей, имеющих детей раннего возраста и неорганизованных детей), «Здоровячок» - (цель - практическая помощь родителям по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера). У родителей дошкольных групп пользуются успехом такие формы сотрудничества, как: встречи в «Семейной гостиной», встречи за «Вечерним чаем», традиционный оздоровительный проект «Здоровье детей общая забота», семинары – практикумы: «Азбука здоровья», «К здоровью – вместе», спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Талисман здоровья нашей семьи», «Салат здоровья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», организация фотовыставок и фоторепортажей: «Малыши - крепыши», «Я умею делать сам», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Осенний марафон здоровья», «Наши достижения» и др.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, выпуска буклетов, листовок и бюллетеней, размещения информации на официальном сайте учреждения.
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников осуществляется с помощью следующих методик: обследование физического развития и физической подготовленности детей 4-6 лет (автор О.М. Литвинова), комплексной диагностики культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, комплексной диагностики культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста (по программе «Детство»).
Результаты работы педагогического коллектива за 3 года показали, что:
- В детском саду подготовлена хорошая предметно – развивающая и оздоровительная и дидактическая среда, помогающая постоянно формировать у детей культурно – гигиенические навыки; необходимые знания об организме человека и его функциях; настроении людей и зависимости его от состояния здоровья; здоровьесберегающее поведение.
- Воспитатели и специалисты ведут работу по здоровьесбережению детей целенаправленно и систематично, опираясь на нормативно – правовые документы и инновационные здоровьесберегающие технологии; календарное и тематическое планирование соответствует возрастным, санитарным и психологическим нормам, полностью отражает содержание работы.
- Значительно укрепились партнёрские отношения с родителями: степень участи родителей в спортивных и оздоровительных мероприятиях различного уровня значительно увеличилась с 33 % в 2010 году, до 60% в 2013году. Удовлетворённость родителей работой педагогов в 2013 году составила 87%.
- Отмечается существенное снижение заболеваемости воспитанников простудными заболеваниями. Средний показатель заболеваемости детей за 3 года по яслям – 1,6%, по дошкольным группам – 1, 2%.
- Работа коллектива МБДОУ получила хорошую оценку со стороны педагогов и специалистов города.
Список литературы:
1. Арсеневская О. А. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»;
2. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю. и др. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»;
6. Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
7. Дергунская В. А. «ОО «Здоровье»;
9. Мельничук В. М. «Я и моё здоровье. Методическое пособие по валеологии»;
12. Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»"
Сообщение к семинару -практикуму "«Эффективные технологии физкультурно-оздоровительной работы в условиях введения ФГОС ДО» в рамках муниципльной пилотной площадки по направлению "Эффетивные ...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
В сообщение описывается стратегия организации работы по здоровьесбережению детей в основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психичес...
Из опыта работы воспитателей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска» май 2021г Бушмакиной Елены Николаевны; Юдиной Алевтины Геннадьевны. Картотека упражнения на релаксацию в системе кинезеологии для детей раннего возраста (2-3 го
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характериз...
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психол...
«Система работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Малыш»
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике образовательного учреждения для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения ...
Система работы по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"
quot;Чтобы ребёнка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении"Жан Жак Рус...
Система работы по здоровьесбережению детей группы №2 «Быть здоровыми хотим»
Система работы по здоровьесбережению детей группы №2 «Быть здоровыми хотим»...