СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
статья по физкультуре на тему

Волкова Оксана Ивановна

формирование у детей осознанного отношения к здоровью с помощью соблюдения культурно – гигиенических требований и воспитания здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление  образования города Кировска»  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ

В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»

Королёва Анжелика Валерьевна, старший воспитатель, 1 кв. категория,

Волкова Оксана Ивановна, инструктор по ФК, 1 кв. категория,

Email: http://d.u.@nmail.ru

Адрес –  г. Кировск, ул. Олимпийская, д. 81а,  т.: 8(81531) 95600.

Современные условия жизни: наличие личного транспорта, телевизионная и компьютерная зависимость, сидячий образ жизни и др. ведут к уменьшению двигательной активности, отсутствию у родителей осознанного отношения к своему  здоровью и здоровью  детей.  На здоровье детей,  живущих в районах Заполярья и Крайнего Севера, помимо прочего, существенное влияние оказывают неблагоприятные экологические факторы  и климатогеографические условия: слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, низкие температуры, полярная ночь (день). Эти факторы оказывают большое влияние на адаптивную перестройку организма северного ребёнка, его психическую и физическую выносливость.

Учитывая особенности и специфику нашего края, опираясь на современную психолого – педагогическую концепцию развития личности, наш педагогический коллектив ведёт активную работу по  здоровьесбережению  в условиях дошкольного образования.

С 2008 года в МБДОУ реализуется «Программа оздоровления детей в МБДОУ №54 г. Кировска» (далее Программа), направленная на создание условий для поддержания полноценного физического и психического здоровья детей от 1 года до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании», Сан ПиН 2.4.1.3049-13,  Типового положения о ДОУ, писем МО и Н РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных учреждений к определённому виду», «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», приказа МО и Н «ФГТ к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», ООПДО МБДОУ «Детский сад  №54 г. Кировска». Программа строится  на принципах развивающей педагогики оздоровления (по Т. В. Кудрявцеву).

Цель работы коллектива – формирование у детей осознанного отношения к здоровью с помощью соблюдения культурно – гигиенических требований и воспитания здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Создавать психологически комфортную среду в группах (саду)  с помощью уважительного отношения к каждому воспитаннику,  развитие дружеских отношений в повседневной жизни.
  2. Дать детям представление об  организме человека (его основных органах), особенностях функционирования в зависимости от состояния здоровья.
  3. Формировать осознанное соблюдение культурно – гигиенических требований по уходу за собой с помощью установления причинно –следственных связей между: внешним обликом ребёнка и отношением к нему окружающих; своим поведением и его последствиями.
  4. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее  поведение с помощью проблемных игровых ситуаций в образовательной, совместной и в повседневной самостоятельной   деятельности.
  5. Формировать культуру здоровья в соответствие с  усвоенными правилами и поведением в повседневной жизни.
  6. Укреплять партнёрские отношения между родителями и сотрудниками детского сада на основе здоровьесбережения и здоровьеобогащения  детей.

Система здоровьесбережения в МБДОУ включает в себя: различные оздоровительные режимы, комплекс закаливающих мероприятий, физкультурные занятия, оптимизация двигательного режима в течение дня, организация рационального питания,  медико-профилактическая работа с детьми и родителями, использование здоровьесберегающих  инновационных технологий в педагогическом процессе.

Структура работы по оздоровлению детей осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование здоровьесберегающей среды с помощью создания условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.
  2. Развитие и обогащение  культуры профессионального здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни посредством интерактивного методического сопровождения педагогов.  
  3. Реализация здоровьесберегающих педагогических  и оздоровительных технологий в соответствие с федеральными государственными требованиями по  образовательным областям  «Здоровье», «Физическая культура» и «Безопасность».
  4. Валеологическое просвещение родителей на основе социального партнёрства.
  5. Мониторинг сформированности   культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с целью определения последующей перспективы.

Для успешной реализации задач программы в нашем детском саду создана здоровьесберегающая среда: полностью оснащены физкультурный и тренажёрный залы, отремонтирован бассейн, приобретены необходимые атрибуты для плавания, спортивный инвентарь.  Все группы оснащены специализированными приборами для увлажнения и очищения воздуха, соблюдается светоцветовой  режим.  В каждой группе  имеются  центры развития основных движений, зеленые уголки.  На участке сада обустроена площадка для спортивных занятий на улице. В зимний период на прогулочных площадках возводятся снежные постройки: горки, бумы, мишени, лабиринты, снежные фигуры и др.

Педагогами разработаны: комплексная система физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ, модель физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня, алгоритм сотрудничества с родителями по оздоровлению детей (Приложения №№ 1- 3).

Содержание работы по здоровьесбережению включает в себя: перспективный план работы МБДОУ на 5 лет, планы по оздоровлению и закаливанию детей в каждой группе (в т. ч. в период полярной ночи), перспективный план спортивных мероприятий, план сотрудничества с родителями (приложение №4,5). В каждой возрастной группе в зависимости от  возрастных особенностей детей внедряются следующие технологии:

  • Сохранения и стимулирования здоровья -  различные виды оздоровительных гимнастик, подвижные и спортивные  игры, динамические паузы, игровой массаж, лечебные игры (по А. С. Галанову).
  • Обучения ЗОЖ  и  культуре здоровья  -  НОД по ФК, обучающие игровые и проблемные ситуации (В. М. Мельничук,  Т. В. Кудрявцев),  игровой стретчинг (Е. В. Сулим), музыкально – оздоровительные обучающие ситуации (О. Н. Арсеневская), «Уроки здоровья для дошкольников» (Гаврючина Л. В.), занятия на тренажёрах (Рунова М. А.), обучение плаванию (Воронова Е. К.), физкультурные досуги и спортивные праздники.
  • Коррекционные технологии – технология музыкального воздействия (М. Лазарев), психогимнастика (Е. А. Алябьева), артикуляционная гимнастика, релаксационная и бодрящая гимнастики, дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельников), лечебные игры (А. Галанов), игровой массаж (А. Уманская).

Развитие и обогащение  культуры профессионального здоровья педагогов осуществляется с помощью: проведения социально – психологических тренингов, семинаров – практикумов по темам: «Здоровый  воспитатель – успешные дети», «Нетрадиционные  формы оздоровления в условиях ДОУ», «Профилактика выгорания педагогов», индивидуального и группового консультирования.

  Валеологическое просвещение родителей строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества.  Для родителей детей раннего возраста работают клубы: «Счастливая семья»  (цель - сопровождение и поддержка  родителей,   имеющих    детей    раннего    возраста  и    неорганизованных  детей), «Здоровячок» - (цель -  практическая помощь родителям по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера). У родителей дошкольных групп пользуются успехом такие формы сотрудничества, как: встречи в «Семейной гостиной», встречи за «Вечерним чаем», традиционный оздоровительный проект «Здоровье детей общая забота», семинары – практикумы: «Азбука здоровья», «К здоровью – вместе»,  спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Талисман здоровья нашей семьи», «Салат здоровья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», организация фотовыставок и фоторепортажей: «Малыши - крепыши», «Я умею делать сам», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Осенний марафон здоровья», «Наши достижения» и др.

Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, выпуска буклетов, листовок и бюллетеней, размещения информации на официальном сайте учреждения.

Мониторинг сформированности   культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников осуществляется с помощью следующих методик: обследование физического развития и физической подготовленности детей 4-6 лет (автор О.М. Литвинова), комплексной диагностики культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, комплексной диагностики культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста (по программе «Детство»).

Результаты работы педагогического коллектива за 3 года показали, что:

  1. В детском саду подготовлена хорошая предметно – развивающая и оздоровительная  и дидактическая среда, помогающая постоянно формировать у детей культурно – гигиенические навыки; необходимые знания об организме человека и  его функциях; настроении людей и зависимости его от состояния здоровья; здоровьесберегающее поведение.
  2. Воспитатели и специалисты ведут работу по здоровьесбережению детей целенаправленно и систематично, опираясь на нормативно – правовые документы и инновационные здоровьесберегающие технологии; календарное и тематическое планирование соответствует возрастным, санитарным  и психологическим нормам, полностью отражает содержание работы.
  3. Значительно укрепились партнёрские отношения с родителями: степень участи родителей в спортивных и оздоровительных мероприятиях различного уровня значительно увеличилась с 33 % в 2010 году, до 60% в 2013году. Удовлетворённость родителей  работой педагогов в 2013 году составила 87%.
  4. Отмечается существенное снижение заболеваемости воспитанников  простудными  заболеваниями. Средний показатель заболеваемости детей за 3 года по яслям – 1,6%, по дошкольным группам – 1, 2%.
  5. Работа коллектива МБДОУ получила хорошую оценку со стороны педагогов и специалистов города.

Список литературы:

1.        Арсеневская О. А. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»;

2.        Полтавцева  Н. В., Стожарова М. Ю. и др. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»;

6.         Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

7.        Дергунская В. А. «ОО «Здоровье»;

9.         Мельничук В. М. «Я и моё здоровье. Методическое пособие по валеологии»;

12.         Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»"

Сообщение к семинару -практикуму "«Эффективные технологии физкультурно-оздоровительной работы в условиях введения ФГОС ДО» в рамках муниципльной пилотной площадки по направлению "Эффетивные ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»

В сообщение описывается стратегия организации работы по здоровьесбережению детей в  основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психичес...

Из опыта работы воспитателей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска» май 2021г Бушмакиной Елены Николаевны; Юдиной Алевтины Геннадьевны. Картотека упражнения на релаксацию в системе кинезеологии для детей раннего возраста (2-3 го

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характериз...

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психол...

«Система работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Малыш»

Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике образовательного учреждения для  обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения ...

Система работы по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"

quot;Чтобы ребёнка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении"Жан Жак Рус...

Система работы по здоровьесбережению детей группы №2 «Быть здоровыми хотим»

Система работы по здоровьесбережению детей группы №2 «Быть здоровыми хотим»...