СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
статья по теме
В сообщение описывается стратегия организации работы по здоровьесбережению детей в основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ; цели и задачи работы коллектива; представлены модели образовательного и методичнского процесса работы педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования города Кировска» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ
В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
Королёва Анжелика Валерьевна, старший воспитатель, 1 кв. категория
На здоровье детей, живущих в районах Заполярья и Крайнего Севера, существенное влияние оказывают неблагоприятные экологические факторы и климатогеографические условия: слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, низкие температуры, полярная ночь (день). Эти факторы оказывают большое влияние на адаптивную перестройку организма северного ребёнка, его психическую и физическую выносливость.
Учитывая особенности и специфику нашего города, опираясь на современную психолого–педагогическую концепцию развития личности, наш педагогический коллектив ведёт активную работу по сохранению, укреплению и развитию физического, интеллектуального и социально- личностного здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Стратегия организации работы по здоровьесбережению детей в основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ.
Актуальным для нас является корректировка здоровьесберегающей системы ДОУ в соответствии с:
- федеральным стандартом дошкольного образования,
- приоритетным направлением детского сада по физическому развитию,
- подбором современных здоровьесберегающих технологий и методик,
- координацией деятельности педагогов и специалистов детского сада,
- укреплением партнёрских отношений с родителями и социумом.
Цели работы коллектива:
- сохранение и укрепление здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
- формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья - всех участников воспитательно – образовательного процесса.
- Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
- Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития двигательных навыков и способностей детей.
- Формировать ОБЖ.
- Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ.
С 2008 года в МБДОУ реализуется «Программа оздоровления детей в МБДОУ №54 г. Кировска» (далее Программа), куда входит:
- модель образовательного и методического процессов,
- система работы с родителями по здоровьесбережению,
- паспорт социального партнёрства.
Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты:
- Реализация здоровьесберегающего подхода в организации ВОП, внедрение здоровьесберегающих технологий и методик.
- Реализация индивидуально – личностного подхода в образовании детей,
- Оптимизация ВОП за счёт учета учебной и физической нагрузки для детей разного возраста.
- Интеграция ОО для повышения мотивации воспитанников, уверенности в своих возможностях.
- Создание равных стартовых возможностей с учётом индивидуально- типологических особенностей детей.
Модель методического процесса включает в себя:
- Методическую работу по здоровьесберегающему направлению.
- Проектную деятельность, включающую в себя разработку рабочих программ, методических рекомендаций.
- Повышение квалификации педагогов.
- Разработка и внедрение методической системы ДОУ.
- Разработка и создание банка интерактивных форм работы по здоровьесбережению, учебно – методических комплектов и картотек.
Развитие и обогащение культуры профессионального здоровья педагогов осуществляется с помощью: проведения социально – психологических тренингов, семинаров – практикумов по темам: «Здоровый воспитатель – успешные дети», «Нетрадиционные формы оздоровления в условиях ДОУ», «Профилактика выгорания педагогов», индивидуального и группового консультирования.
Педагогами разработаны: комплексная система физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ, модель физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня, алгоритм сотрудничества с родителями по оздоровлению детей.
Система здоровьесбережения в МБДОУ включает в себя: различные оздоровительные режимы, комплекс закаливающих мероприятий, физкультурные занятия, оптимизация двигательного режима в течение дня, организация рационального питания, медико-профилактическую работу с детьми и родителями, использование здоровьесберегающих инновационных технологий в педагогическом процессе.
Для успешной реализации задач программы в нашем детском саду создана здоровьесберегающая среда: оснащены физкультурный и тренажёрный залы, отремонтирован бассейн, приобретены необходимые атрибуты для плавания, спортивный инвентарь. Все группы оснащены специализированными приборами для увлажнения и очищения воздуха, соблюдается светоцветовой режим. В каждой группе имеются центры развития основных движений, зеленые уголки. На участке сада обустроена площадка для спортивных занятий на улице. В зимний период на прогулочных площадках возводятся снежные постройки: горки, бумы, мишени, лабиринты, снежные фигуры и др.
Содержание работы по здоровьесбережению включает в себя: перспективный план работы МБДОУ на 5 лет, планы по оздоровлению и закаливанию детей в каждой группе (в т. ч. в период полярной ночи), перспективный план спортивных мероприятий, план сотрудничества с родителями. В каждой возрастной группе в зависимости от возрастных особенностей детей
внедряются следующие технологии:
- Сохранения и стимулирования здоровья - различные виды оздоровительных гимнастик, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, игровой массаж, лечебные игры (по А. С. Галанову).
- Обучения ЗОЖ и культуре здоровья - НОД по ФК,
- обучающие игровые и проблемные ситуации (В. М. Мельничук, Т. В. Кудрявцев),
- игровой стретчинг (Е. В. Сулим),
- музыкально – оздоровительные обучающие ситуации (О. Н. Арсеневская),
- «Уроки здоровья для дошкольников» (Гаврючина Л. В.),
- занятия на тренажёрах (Рунова М. А.),
- обучение плаванию (Воронова Е. К.),
- физкультурные досуги и спортивные праздники.
- коррекционные технологии – технология музыкального воздействия (М. Лазарев),
- психогимнастика (Е. А. Алябьева),
- артикуляционная гимнастика,
- релаксационная, бодрящая и дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельников),
- лечебные игры (А. Галанов),
- игровой массаж (А. Уманская).
Система работы с родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества. Для родителей детей раннего возраста работают клубы: «Счастливая семья» (цель - сопровождение и поддержка родителей, имеющих детей раннего возраста и неорганизованных детей), «Здоровячок» - (цель - практическая помощь родителям по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера).
У родителей дошкольных групп пользуются успехом такие формы сотрудничества, как: встречи в «Семейной гостиной», встречи за «Вечерним чаем», традиционный оздоровительный проект «Здоровье детей общая забота», семинары – практикумы: «Азбука здоровья», «К здоровью – вместе», спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Талисман здоровья нашей семьи», «Салат здоровья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», организация фотовыставок и фоторепортажей: «Малыши - крепыши», «Я умею делать сам», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Осенний марафон здоровья», «Наши достижения» и др.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, выпуска буклетов, листовок и бюллетеней, размещения информации на официальном сайте учреждения.
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников осуществляется с помощью следующих методик: обследование физического развития и физической подготовленности детей 4-6 лет (автор О.М. Литвинова), комплексной диагностики культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, комплексной диагностики культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста (по программе «Детство»).
Результаты работы педагогического коллектива за 3 года показали, что:
- В детском саду подготовлена хорошая предметно – развивающая и оздоровительная и дидактическая среда, помогающая постоянно формировать у детей культурно – гигиенические навыки; необходимые знания об организме человека и его функциях; настроении людей и зависимости его от состояния здоровья; здоровьесберегающее поведение.
- Воспитатели и специалисты ведут работу по здоровьесбережению детей целенаправленно и систематично, опираясь на нормативно – правовые документы и инновационные здоровьесберегающие технологии; календарное и тематическое планирование соответствует возрастным, санитарным и психологическим нормам, полностью отражает содержание работы.
- Значительно укрепились партнёрские отношения с родителями: степень участи родителей в спортивных и оздоровительных мероприятиях различного уровня значительно увеличилась с 33 % в 2010 году, до 60% в 2013году. Удовлетворённость родителей работой педагогов в 2013 году составила 87%.
Список литературы:
- Арсеневская О. А. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»;
- Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю. и др. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»;
- Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- Дергунская В. А. «ОО «Здоровье»;
- Мельничук В. М. «Я и моё здоровье. Методическое пособие по валеологии»;
- Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»"
Сообщение к семинару -практикуму "«Эффективные технологии физкультурно-оздоровительной работы в условиях введения ФГОС ДО» в рамках муниципльной пилотной площадки по направлению "Эффетивные ...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
формирование у детей осознанного отношения к здоровью с помощью соблюдения культурно – гигиенических требований и воспитания здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни....
Из опыта работы воспитателей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска» май 2021г Бушмакиной Елены Николаевны; Юдиной Алевтины Геннадьевны. Картотека упражнения на релаксацию в системе кинезеологии для детей раннего возраста (2-3 го
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характериз...
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психол...
«Система работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Малыш»
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике образовательного учреждения для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения ...
Система работы по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"
quot;Чтобы ребёнка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении"Жан Жак Рус...
Система работы по здоровьесбережению детей группы №2 «Быть здоровыми хотим»
Система работы по здоровьесбережению детей группы №2 «Быть здоровыми хотим»...