РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ И КРУПНЫХ МЫШЦ ТУЛОВИЩА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ С БОЛЬШИМ МЯЧОМ
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

- Сформированные знания детей о разновидностях мячей. - Знакомство с разнообразием игр с мячом. - Знакомство со спортивным инвентарём и экипировкой. - Активное участие детей в подвижных играх с мячом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voleybol.docx917.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 г.Белгорода

Совместный познавательно-исследовательский проект

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ И КРУПНЫХ МЫШЦ ТУЛОВИЩА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ С БОЛЬШИМ МЯЧОМ»

Автор проекта Филимонова Елена Васильевна

Воспитатель подготовительной группы

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по   физической культуре.

Белгород  2014г.

Совместный познавательно-исследовательский проект

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ И КРУПНЫХ МЫШЦ ТУЛОВИЩА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ С БОЛЬШИМ МЯЧОМ»

 Цель: 

-разработать средства сопряжённого развития крупных групп мышц и тонкой моторики с помощью  большого мяча.

 Задачи: 

- удовлетворять природную потребность детей в движении;

-формировать разумное отношение к своему здоровью;

-активизация познавательных интересов.

-развитие тонкой моторики рук у детей.

-ознакомление и обучение спортивной игре «Волейбол»

Подготовительный этап:

- рассматривание иллюстраций с изображением игры в волейбол, экипировки и  инвентаря для игры ;

- знакомство со спортивной игрой волейбол.

Вид проекта:

краткосрочный

Срок проекта:

с 01 апреля 2014 года по 26 апреля 2014 года

 

Участники проекта:

-воспитанники подготовительной к школе группы;

- воспитатели;

- инструктор по физической культуре.

 Ожидаемые  результаты по проекту:

Для детей

- Сформированные  знания детей о разновидностях мячей.

- Знакомство  с разнообразием  игр с мячом.

- Знакомство со спортивным  инвентарём и экипировкой.  

- Активное участие детей в подвижных играх с мячом.

Для родителей

- Сформированные знания о развитии тонкой моторики  у детей.

- Активное  использование рекомендованных физкультурных упражнений.

-Формировать интерес  к совместным занятиям физической культурой родителей с детьми.

 

 Результат проекта:

  • Участие в проекте 99,9% детей  подготовительной группы.
  • Дети познакомились с историей рождения мяча. 
  •  Использование детьми мяча в самостоятельной деятельности и подвижных играх.
  •  
  • Родители  совместно с детьми занимаются физкультурой (утренней гимнастикой) дома.

       Дети  ознакомились  с разнообразием  игр с мячом.

       Улучшились  показатели мелкой моторики

  • Воспитанники более подробно ознакомились со спортивной  игрой волейбол.

План реализации проекта (работа с детьми)

 

Неделя

Мероприятие

Примечание

1-я неделя

 01.04.2014-04.04.2014

Досуг «Мой весёлый звонкий мяч»:

-Беседа с детьми об истории рождения мяча.

-Игры и упражнения с большим мячом для развития мелкой моторики

-Эстафеты с мячом

-Демонстрация мячей, изготовленных из разного материала: тряпичные, кожаные, пластмассовые, резиновые.  Мячей для разных видов спорта: волейбола, баскетбола футбола.

Приложение № 1

 

 

2-я неделя

07.04. 2014- 11.04. 2014.

Использование подвижных игр  при обучении детей спортивной игре «Волейбол».

Подвижные  игры

Приложение № 2

3-я неделя

 14.04.2014-18.04.2014

Подвижная игра « Волейбол»

 

Беседа «Белогорье»  - волейбольный клуб.

 Экипировка и инвентарь для игры.

Приложение № 3

4-я неделя

21.04.2013-26.04.2014

Коллективная работа. Аппликация на тему: «Волейбол»

Приложение № 4

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1  

Беседа «История возникновения мяча» (для старшего дошкольного возраста)
Цель:
1. Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей, предназначенных для спортивных игр. 
2. Закрепить знания детей о материалах, из которых изготавливают мячи.
3. Закрепить знания детей о спортивных играх с мячами.
4. Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом
5. Расширять словарный запас детей. 
6. Развивать творческое воображение, мелкую моторику  рук.
7. Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

Оборудование:
Мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные,теннисные, декоративные, спортивные, мячи- забавы, предметы, сделанные из лопнувших мячей, дидактические игры, насос.

Наглядная информация: фото видов спорта с мячами, фото знаменитых спортсменов, старинные почтовые марки с видами спорта, фото о игре в теннис, фото мячей для забавы, фотографии «на мотивы мяча».

Папка с наглядной информацией «Мяч из древности, через моря – в нашу жизнь и для меня».

Надувные шарики (по 2 на каждого ребёнка), рис, греча, горох, воронки, ножницы, схема изготовления - для мастер - класса «Резиновый мяч для сокса и жонглирования».

Ход:
Здравствуйте, ребята!
Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сегодня вы узнаете историю появления мяча и о особенности мячей для различных видов спорта. (Дети проходят в музей и садятся на стулья).
 «История появления мяча»
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не только любили, но и... уважали.
Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа футбола.

А древние индейцы вообще не касались мяча руками, а только ракетками, потому что у них он читался символом Солнца и Луны.

Древние Римляне играли стеклянными мячами.

Японские дети в древности забавлялись мячиками кемари (мальчики пинали его ногами) и темари (обшитыми шелковыми нитями мячами девочки бережно играли только руками) (рассматриваем фото мячей темари).

Вопрос к детям: А ваши бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки рассказывали вам о том, какими игрушками они играли? Какими в старые времена на Руси были мячи? (ответы детей).

В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка.

Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». Мяч — это мягкий шар. У девушек была любимая песенка-частушка:
Пущу мякчик по дорожке, Пущай мякчик катится...


С тех пор люди изобрели много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных!.. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами!.. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые мячи.

Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал! "Идея!" - должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!

Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надувают мячи специальным приспособлением. Вот, взгляните (показывает насос) Это насос. Запомните это слово, ведь насос очень необходим для накачивания воздухом мячей для разных видов спорта.

А вы заметили, что насос состоит из нескольких частей? Самая главная часть-цилиндр с поршнем, поршень толкает воздух из цилиндра в шланг (практический показ с объяснением). К шлангу присоединяется игла, она вставляется в мяч через отверстие с клапаном и проводит воздух внутрь мяча. После надувания клапан закрывает отверстие внутри мяча, и воздух не выходит обратно.

Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.

(Дети поочерёдно накачивают баскетбольный и волейбольный мячи)

Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда одинаковая. Какой формы мяч? (Круглый.) С одним только исключением. Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы? Овальной формы (как дыня).

Давайте рассмотрим картинки с разными видами спортивных игр, сравним разные виды мячей и 
ответим вопросы:

Почему мячи такие разные?

Чем гандбольный мяч отличается от волейбольного и почему?

Почему мы метаем набивной тяжелый мяч, а отбиваем от пола резиновый?

Почему прыгаем на больших резиновых мячах, а садиться на маленькие резиновые мячи нельзя?

Что кроме мяча необходимо для игры в волейбол? (баскетбол, теннис настольный, большой, флорбол, футбол, водное поло и т.д. по картинкам) и т.д.

Кроме современных спортивных существуют еще и особенные мячи –массажные, ортопедические, фитболы, пауэрболы используемые для укрепления здоровья и укрепления мышц (рассматриваем экспонаты музея, фотографии, обсуждаем).
А для забавы и увлекательных игр придуманы мячи - головоломки, мячи с присосками, попрыгунчики, светящиеся в темноте, музыкальные, разноцветные крупеники для сокса, для жонглирования и другие.
Они изготавливаются из различных материалов (дети рассматривают экспонаты).


Послушайте, о чем мечтает каждый мяч:
Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу.
Ребята, а что делать с мячами, которые лопнули, разорвались и стали непригодными для привычных игр с мячом?
Совсем необязательно такие мячи выбрасывать и если пофантазировать и потрудиться, то можно подарить мячу «вторую жизнь». Посмотрите, можно из них сделать атрибуты для игр: шлемы, маски, различные препятствия для занятий физкультурой, круглые корзиночки для мелких предметов и даже вазы для овощей и многое другое (рассматриваем экспонаты, фото, обсуждаем).


Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать 
правила безопасности.

1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? (Мяч может их разбить).

2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? (Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию).

3. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

Почему? (Водитель может не успеть остановиться)

4. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? (Это испортит мяч).

А в заключение нашей экскурсии по мини-музею мяча я хотела бы подарить вам мяч для жонглирования. Он сделан из воздушных шаров и крупы.

                   Игры и упражнения с большим мячом для развития мелкой моторики.

    Упражнения для развития мелкой моторики:

а)обе ладони лежат на мяче- правая внизу, левая – вверху, по команде ладони меняются местами, правая вверх, левая вниз;

б) левая ладонь вертикально вверх на мяче, к её нижней части приставляется кулачок, затем положение рук меняется;

в) пальцы рук гуляют по мячу, как по дорожке.

    Упражнение на развитие мелкой моторики с большим мячом.

«Мяч одной рукой играет и  к другой перебегает

(прокатываем мяч из правой руки в левую)

Дружит мяч с моей рукой. Вот я фокусник, какой!»

(Круговые вращения мяча пальцами обеих рук поочередно)

    «Мячики дорожки». С этими мячиками дети выполняют задания: пальчики гуляют по дорожкам мяча, выполняя различные рисунки: «зигзаг», «круг», « волнистую линию».

    «Солнце».

    « Утром солнышко выходит высоко.

     Вечером заходит глубоко»(нарисовать зигзаг).

    «Мячики-пуговички». На этих мячиках пальчики перешагивают, перепрыгивают с пуговички на пуговичку или путешествуют по пуговичкам определенного цвета, размера.

    Игра « по дорожке».

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем».

«Мячики для массажа ладошек, пальчиков». Это мячики с песком, горохом, пшеном.

    Игра « Мячик».

« Я мячом круги катаю,

Взад- вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку ,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его  немножко

Как сжимает лапу кошка».

ЭСТАФЕТЫ С БОЛЬШИМИ МЯЧАМИ.

«Школа мяча».

Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих мяч. Перед каждой колонной на полу нанесен круг диаметром 60—70 см. По сигналу направляющий ударяет мячом о пол двумя руками сверху вниз и становится в конец колонны. Мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т. д. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

«Мяч в корзину».

Команды строятся в колонны по одному перед линией броска, а руках у первых номеров по мячу. На расстоянии 2—4 м от направляющих стоят большие корзины (ящики). По сигналу учащиеся выполняют броски двумя руками снизу из стойки ноги врозь, стараясь забросить мяч в корзину. Выполнивший бросок переходит в конец колонны. Побеждает команда, у которой будет больше попаданий.

«Быстро и точно».

Команды строятся в колонны по одному перед линией броска, в руках у направляющих по мячу. На расстоянии 2 — 4 м перед каждой командой стоят корзины или другие цели. По сигналу первый игрок из исходного положения стойка ноги врозь бросает мяч в корзину (цель) бежит за ним, вынимает его из корзины или подбирает с пола и возвращается в конец колонны, после чего посылает мяч вперед между ногами играющих, второй номер, поймав мяч, повторяет то же и т.д. Выигрывает команда, которая первой и с большим количеством попаданий закончит эстафету Способы броска сначала двумя руками снизу, затем — одной или двумя руками от груди.

«Попади в обруч».

Команды делятся на две подгруппы, которые строятся в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 4 - 5 м. Между ними находится стойка с вертикально закрепленным обручем на высоте 1,5 м (обруч могут держать учащиеся). По сигналу направляющий бросает мяч через обруч первому номеру находящейся напротив подгруппы, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно и также становится сзади и т.д. Если игрок не попал в обруч, он подбирает мяч и бросает вторично. Эстафета заканчивается, когда мяч вновь окажется у направляющего.

«Передача мячей».

Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1 - 2 шага (в зависимости от способа передачи мяча) в исходном положении стоика ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу направляющий передает мяч из рук в руки обусловленным способом и также возвращается назад. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Способы передачи мяча различны

«Переноска мячей».

Команды строятся в колонны по одному. Перед направляющими лежат по 2 - 3 больших мяча. По сигналу первый номер поднимает с пола мячи и бежит с ними до указанной линии, где оставляет их, затем бегом возвращается назад. Второй номер бежит, поднимает с пола мячи и, возвратившись назад, кладет их перед командой и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Варианты: 1) каждая команда делится на две группы, выполняется встречная переноска мячей со сменой мест; 2) первый номер не оставляет мячи за линией, а перекатывает их поочередно обратно, оставаясь сам за линией, второй номер, подобрав мячи, повторяет то же.

«Передвижение с мячом».

Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочередно выполняют разные задания, пробегая с мячом указанное расстояние (6—10 м) вперед и назад. Способы передвижения: 1) держа мяч на ладони, 2) ударяя мячом о пол с ловлей обеими руками (количество ударов обусловлено), 3) подбрасывая мяч вверх с ловлей обеими руками (обусловленное количество раз), 4) ведя мяч правой рукой, 5) ведя мяч левой рукой, 6) ведя мяч ногами.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Использование подвижных игр при обучении детей спортивной игре «Волейбол»

Подвижные игры

Тема: передача мяча

Цель: упражнять в умении передавать мяч двумя руками сверху. Развивать согласованность движений ног, туловища и рук, мышечную си-лу.

Игра у стены

Дети встают у линии на расстоянии 2 м от стены. По сигналу ведущего начинают бросать волейбольный мяч о стену, ловят его иделают один шаг назад. Постепенно отступая от линии, бросают и ловят мяч. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит мяч, и будет находится дальше всех от линии.

У кого меньше мячей.

Играют две равные команды, которые располагаются на своей половине площадки. У каждой команды по нескольку волейбольных мячей. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см. По сигналу взрослого игроки перебрасывают мячи на площадку противни-ка способом двумя руками сверху. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго сигнала меньше мячей.

Охотники и утки.

Дети делятся на две команды – охотников и уток. На земле чертится большой круг (d=3-4 м). Утки размещаются в кругу, охотники вокруг круга. Охотники, перебрасывая большой надувной мяч, стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали, выбывают из игры. Когда будут запятнаны все утки, команды меняются местами.

Тема: Приём мяча двумя руками снизу.

Цель: способствовать формированию умения принимать мяч двумя руками снизу.

. «Ловишка» в кругу

Дети становятся в круг (d=5-6 м, водящий в центре. Дети перебрасывают волейбольный мяч друг другу (через круг, стараясь выполнить приём мяча снизу; водящий в это время старается его поймать. Если водящий поймает мяч, он меняется местами с ребёнком, который бросал мяч.

Тема: Приём мяча сверху

Цель: развивать умение энергично отталкивать мяч пальцами рук после приёма «сверху».

Принял – садись

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встаёт на-против своей команды на расстоянии 2-2, 5 м. У капитанов в руках по волейбольному мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (от груди из стойки волейболиста) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Так капитан обменива-ется передачами со всеми игроками команды. Когда последний в колонне игрок отдаёт мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Выигрывает команда быстро и точно выполняющая передачу мяча.

Тема: Подача мяча сверху

Цель: упражнять в умении подавать мяч способом «сверху». Развивать наблюдательность в подаче, обращая внимание на направление замаха, небольшую высоту подбрасывания мяча и точку удара по мячу.

Мяч капитану

Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. Капитаны становятся в обруч, расположенный у дальнего края чужой площадки. Дети подают мяч способом сверху своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать своему капитану.

Точно в цель

Вариант 1. По середине площадки кладут большой набивной мяч весом 1кг. Дети с волейбольными мячами стоят в 3-5 м от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в цель (набивной мяч). Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого набивной мяч откатился дальше.

Вариант 2. Дети с надувными мячами становятся в круг. Ведущий подбрасывает волейбольный мяч вверх, ребята метают в «летящую ми-шень».

Тема: Передача мяча двумя руками сверху

Цель: совершенствовать умение осуществлять передачу мяча двумя руками сверху, изменять силу удара по мячу в зависимости от расстоя-ния.

Мяч в воздухе

Дети делятся на несколько команд по 5-6 игроков, образуя свой круг (d=3 м). У каждой команды по волейбольному мячу. По сигналу воспи-тателя (водящего) дети перебрасывают мяч двумя руками сверху в разных направлениях. По второму сигналу – работа с мячом прекращает-ся. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

Тема: Атакующий удар

Цель: способствовать освоению удара кистью по мячу, развивать скоростно-силовые качества и координационные способности.

.Защита укрепления

Дети становятся по кругу. В центре этого круга (d = 6-8 м) обозначается маленький круг (d = 2-3 м, в центре которого кегля. Водящий стоит перед маленьким кругом, защищает кеглю от остальных игроков, старающихся волейбольным мячом её сбить. Игрокам из общего круга вы-ходить нельзя. Тот, кому удаётся сбить кеглю, идёт на место защитника.

Картошка

Участники встают за линией круга (d = 5-6 м) и выполняют передачи волейбольного мяча друг другу, если мяч падает на землю, игрок, ви-новный в этом, садится на корточки в середине круга, а остальные продолжают играть. Играющие могут бить по мячу и одной рукой, целясь в сидящего в круге, но только не после первого подбрасывания. Если метающий не попадает в сидящих, он так же садится в середину круга. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, или пока игроки, сидящие в круге, не поймают мяч с лёта. В этом случае последний игрок, допустивший ошибку, садится в середину круга, а все остальные встают за линию круга и продолжают игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

БЕЛОГОРЬЕ – волейбольный клуб

Белогорье

VC Belogorie Logo.jpg

Основан

1976

Зал

Дворец спорта «Космос»

Вместимость

5000

Президент

Геннадий Шипулин

Тренер

Геннадий Шипулин

Капитан

Тарас Хтей

Соревнование

Суперлига

2012/2013

1-е место

«Белогорье» — мужская команда одноимённого волейбольного клуба из Белгорода. Основана в 1976 году, ранее выступала под названиями «Технолог» (1976—1981), «Локомотив» (1981—1987, 1993—1995), «Аграрник» (1987—1992), «Белогорье» (1992—1993, 1995—1997), «Белогорье-Динамо» (1997—2001), «Локомотив-Белогорье» (2001—2011). 8-кратный чемпион России, 8-кратный победитель Кубка России, 3-кратный победитель Лиги чемпионов.

 Становление

История самого титулованного волейбольного клуба России началась в 1976 году, когда ректором Белгородской государственной технологической академии строительных материалов имени Гришманова стал Вилен Алексеевич Ивахнюк. Он решил создать на базе технологической академии собственную волейбольную команду.

В дебютном сезоне «Технолог» под руководством олимпийского чемпиона, заслуженного мастера спорта Юрия Наумовича Венгеровского занял 2-е место в Кубке центрального совета добровольного спортивного общества «Буревестник». Со следующего года «Технолог» начал выступления в чемпионате России среди команд класса «А», где наивысшего достижения добился в 1979 году, став вторым. Однако этот успех не позволил белгородцам выйти в первую лигу чемпионата СССР, а спустя год после неудачно проведённого сезона «Технолог» был вынужден покинуть класс «А».

В 1981 году клуб был переименован в «Локомотив». В середине 1980-х, в сложное для команды время, в Белгород вернулся Юрий Венгеровский, собравший вокруг себя группу опытных игроков. Отношение к волейболу в городе начало приобретать профессиональные черты. Команда заняла 1-е место в студенческих республиканских соревнованиях и 2-е — во всесоюзных.

Всё время рядом с Венгеровским был Геннадий Шипулин. Неволейбольный по своим физическим данным Шипулин в состав не попадал, но из команды не уходил — помогал тренеру чем мог, выполнял любую работу. В конце 1989 года Шипулин занял пост главного тренера белгородской команды, сменившей название на «Аграрник». В 1991 году коллектив вышел в первую лигу чемпионата СССР. Перед началом чемпионата оказалось, что 14 фамилий в заявке недостаточно, так как, по регламенту, в каждой команде должно быть два состава — основной и дублирующий с несколькими запасными. Тренер вписал в заявку себя и своего помощника и получил добро на выступление «Аграрника»[1].

Кубок СССР 1991 года из-за распада СССР остался недоигранным. Чуть позже в Обнинске собрались команды, которые наиболее успешно выступили в Кубке (в том числе и «Аграрник») и сыграли за путёвки в высшую лигу чемпионата России. Белгородцы завоевали право выступать среди сильнейших клубов страны.

Достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние занятий бисероплетением на развитие тонкой моторики старших дошкольников для подготовки руки к письму».

Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто...

Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.

Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...

Методическое пособие « Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».

Методическое пособие« Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».Опыт работы с детьми по данному пособию дает положительные результаты, входе пр...

Статья на тему "Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму"

В статье рассмотрены проблемы развития мелкой моторики и координации пальцев рук  детей дошкольного возраста. Материал для воспитателей и  родителей....

Памятки Родителям 1. О развитии речи ребенка; 2. Об условиях проведения артикуляционной гимнастики дома; 3. "Ум на кончиках пальцев" - об упражнениях для развития тонкой моторики.

Памятка "Логопед Рекомендует" из серии  "Советы логопеда" знакомит родителей с развитием речи ребенка.Памятка "Ум на кончиках пальцев" из серии "Советы логопеда...

Исследование на тему: «Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму»

В виду возрастных особенностей детей, становление двигательных функций, развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 5-6 летнего возраста. Своевременная выработка у де...

Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму в доо

Важность развития мелкой моторики рук при подготовки руки старшего дошкольника к письму...