Здоровьесберегающие технологии во второй младшей группе детского сада
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему
Собраны методические материлы по здоровьесбережению: стретчинг, фонематическая ритмика, корригирующая гимнастика и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Корригирующая гимнастика | 137.69 КБ |
Массаж со сказками | 387.1 КБ |
Игры на релаксацию | 127.96 КБ |
Самомассаж | 89.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 33 «Аленушка»
г. Волжского Волгоградской области
(МБДОУ д/с № 33)
Подготовила:
воспитатель 1 кв. категории
Дегтяренко Т.И.
Проверила:
ст.воспитатель _____ Иванова Н.В.
Физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития детей, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.
Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Цель вводной части - повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений.
Основная часть включает - упражнения общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.
Упражнения выполняются из разных исходных положений - стоя, лежа, на спине, и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.
Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Физические упражнения и содержание корригирующей гимнастики
Вводная часть.
- Построение в колонну по одному. Ходьба ровным шагом.
- Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и наружном своде стоп, с различными положениями рук.
- Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприсяде, с высоким подниманием коленей.
- Обычный бег. Бег с захлестыванием. Ходьба обычная. Ходьба по ребристой доске, ходьба по камешкам.
- Ходьба на палке боком приставочным шагом.
- Бег на носках с высоким подниманием коленей.
- Ходьба по наклонной плоскости на носках. Ходьба обычная.
- Перестроение из шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в стороны.
Общеразвивающие упражнения:
1. Из исходного положения «стоя», поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.
2. И. п.: стоя на коленях, руки опущены. 1- правую руку на левое плечо.2- наклон вперед, коснуться правым локтем пола;3-4- обратное движение. То же другой рукой.
3. «Лодочка». И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища.1- согнуть ноги, руками захватить голеностопный сустав.2-3 с помощью рук потянуться вверх, 4- вернуться в и. п.
4. «Колесо». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.1-2- поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками ног пола за головой.3-4- вернуться в и. п.
5. «Бревнышко». И. п.: лежа на спине, руки вверх перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.
6. «Самовытяжение». И. п.: лежа на спине, руки вверх. На три счета потянуться вверх, вытягивая позвоночный столб, носки на себя. И. п.: отдохнуть.
7. «Рыбка». И. п.: лежа на животе, руки над подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, разогнутые в коленях, приподнять «рыбка».
8. И. п. лежа на спине, руки под поясницей. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к животу; не поднимая высоко ноги, выпрямить их.
9. Подпрыгивание на месте с высоко поднятыми коленями.
10. Выполнить дыхательные упражнения, лежа на спине «х-х-хо», «х-х-хо» - согреть руки - выдох; «ф-ф-ф», «ф-ф-ф» - остудить воду-выдох, «понюхать цветок»- вдох.
Заключительная часть:
- Ходьба в колонне по одному.
- Бег в быстром темпе.
- Обычная ходьба.
- Массаж рук и ног - постукивание по ногам и по рукам пальцами рук.
ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СТОП (ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 5 ЛЕТ)
ЦЕЛЬ: ортопедической гимнастики – является укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.
ЗАДАЧИ:
. обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
. повышение тонуса, работоспособности у детей;
. формирование интереса, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.
. осознанное выполнение упражнений, знание о пользе их здоровья;
. улучшение кровообращения стоп;
. улучшение координации движений.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3 : 1, 4 : 1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И. п.) с разгрузкой на стоп: сидя и лёжа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения; стоя, ходьба. При занятиях с детьми дошкольного возраста целесобразно использовать разнообразные яркие предметы; проводить занятия в форме игры. К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов; перекладыванием предметов; ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.
РАЗМИНКА
«ВЕСЕЛЫЕ ЛАПКИ»
Исходное положение(И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
«ПОСТРОИМ МОСТИК»
И.П. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в И.П.
«ГУСЕНИЦА»
И.П.сидя,cтопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать .Выполняется в медленном темпе.
«ЛЯГУШКИ»
И.П. сидя. Перекаты с пятки на носок, c подтягиванием пяток вверх. Выполняется в медленном темпе.
« БРАТЬЯ-БЛИЗНЕЦЫ»
И.П. то же. Пятки на полу, носки приподняты.Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают- на левой отдыхают и наоборот.
«ПРОКАТИ КАРАНДАШ»
И.П. то же. Выполняем движение обеими стопами, прокатывая по полу карандаш от пятки к мыску и обратно
«ПЕРЕДАЙ МЯЧИК»
И.п. то же. Правая ножка перекатывать малый массажный мячик по полу к левой ножке и обратно.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
«ЗАГРУЗИ ИАШИНУ»
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут камешки, желуди, небольшие плоды каштанов и складывают в кузов машинки, которую медленно провозит воспитатель.
«ПОСТРОИМ ЛЕСЕНКУ»
Дети стоят или сидят в одну линию. Первый ребенок берет палочку или карандаш пальцами ноги и передает следующему, не опуская на пол. Возле первого ребенка лежит 10-12 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстаивает лесенку.
«ЭСТАФЕТА»
Усложненный вариант предыдущего задания. Дети передают ногой палочку друг другу, не опуская на пол, соревнуются две команды.
«НАРИСУЙ КАРТИНКУ»
Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты ,используя палочки различного цвета и длины.
«ПОЙМАЙ РЫБКУ — ДОСТАНЬ ЖЕМЧУЖИНКУ»
В таз опускаются камешки и пробки , дети пальцами ног «ловят рыб»(пробки) и достают со дна «жемчужины»(камешки).
«СТИРКА»
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают(стирают).Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его(полощут) и снова собирают в гармошку(отжимают) и вешают платочек сушиться.
«ИГРА –ИМИТАЦИЯ-ПЕРЕЙДИ ВБРОД»
Ходьба босиком по неровной поверхности -по песку, камешкам, дорожкам с нашитыми пуговицами разной величины.
«МЫ К ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ ВЫШЛИ…»
Ходьба босиком или в носочках на носках, пятках, с поджатыми пальцами ног, с поднятыми пальцами, на внешней стороне стопы, на внутренней. Стоя на носочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
«СЛОЖИ УЗОР»
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
«УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ»
И.П.сидя. Прокат мяча подошвенной поверхностью -от пятки до носка, попеременно правой/левой стопами
И.П.сидя Внутренней поверхностью стоп ,ближе к голеностопным суставам, зажат мяч. Опираясь пальцами о пол, поднимаем и опускаем пятки, удерживая мяч.
И.П сидя на полу. Обхватываем мяч стопами с двух сторон, приподнимаем и удерживаем на весу 5-10 секунд
И.П сидя на полу. Мяч между стопами. Разведение носков в стороны, пятки удерживают мяч.
РАСЛАБЛЕНИЕ
«МЕДУЗЫ»
И.П лежа на животе, руки разведены в стороны. Ноги выпрямлены и разведены на ширину плеч. Сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в И.П
«ФУТБОЛ»
Ребенок сидит на полу, ноги широко расставлены -это «ворота».Задача -не дать попасть мяв ворота! Воспитатель или другой ребенок прокатывает мяч (медленно!) к воротам. Ребенок «отбивает» мяч стопами, без помощи рук.
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Имитация подгребания песка пальчиками ног и отгребания (можно использовать мелкие предметы, фасоль, горох).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 33 «Аленушка»
г. Волжского Волгоградской области
(МБДОУ д/с № 33)
Составила:
воспитатель 1 кв. категории
Дегтяренко Т.И.
Проверила:
ст.воспитатель _____ Иванова Н.В.
Дорогие мамы и папы!
Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. Массаж – это эмоционально–физическое общение матери и ребенка, он способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания.
Массаж улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у них внимание, развивает терпение и чувство юмора.
Массаж можно делать рукой, кисточкой, ваткой и т.п.
Предлагаем вас несколько игровых упражнений – массаж со сказками.
Нежная мама
Поглаживайте спинку малыша, приговаривая:
Нежная мама
Любимому сыну
Гладит и гладит
Любимую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гошина,
А мама Алешина.
Для девочки можно проговаривать, например, такой стишок:
Нежная мама
Дочке любимой
Гладит и гладит
Любимую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Верочки,
А девочки Леночки.
Мы рекомендуем в конце стишка подставлять имя своего ребенка, подобрав для него подходящую рифму.
Били лён |
Прилетали две тетери
Во время массажа поглаживаем, пощипываем и поколачиваем спинку:
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери.
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
Капустка
Мы капусту рубим, рубим
(постукиваем спинку малыша рёбрами ладоней),
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев),
Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами),
Мы капусту жмём, жмём
(проминание мышц пальцами),
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями).
На лугу
Для этого массажа ребенок кладется на спину, кверху животиком.
На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём ладонь на животик).
Прилетели две тетери
(пощипываем бочка снизу вверх),
Поклевали
(двумя пальцами пробегаем по животику),
Улетели
(поглаживаем).
Дождик, дождик |
Паровоз
На первые четыре строчки делайте вращательные движения кулаками, передвигая их по спине малыша:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий!
Он вагоны повез,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы да мартышки.
(О.Высотская)
На последние четыре строчки поглаживайте спинку малыша.
Рыбки плавали
Рыбки плавали, плескались,
В чистой тепленькой воде
(круговыми движениями водим по спинке малыша).
То играют, то дерутся
(прищипываем кожу на спинке малыша)
То зароются в песке.
(потереть кулаком спину)
Хомка - хомячок
Хомка, хомка, хомячок -
Полосатенький бочок
(проводим расслабленными пальцами по спине вверх – вниз).
Хомка раненько встает
(гладим ножки малыша),
Чистит лапки, воду пьет
(гладим ручки малыша).
Прибирает Хомка хатку
(гладим спинку малыша)
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять -
Хочет Хомка сильным стать!
(берем ручки малыша и делаем ими движения вверх – вниз)
Шел – шел мишка |
Рельсы - рельсы
Рельсы, рельсы
(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника),
Шпалы, шпалы
(проводим поперечные линии).
Ехал поезд запоздалый
(«едем» ладонью по спине).
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох
(стучим по спине пальцами обеих рук).
Пришли куры, поклевали
(стучим указательными пальцами).
Пришли гуси, пощипали
(щипаем спинку).
Прошёл слон
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков).
Прошла слониха
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием).
Прошёл маленький слонёнок
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть).
Пришёл директор магазина
(«идём» по спине двумя пальцами).
Всё разгладил, всё расчистил
(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз).
Поставил стол
(изображаем стол кулаком),
Стул
(стул изображаем щепотью),
Печатную машинку
(печатную машинку — пальцем).
Стал печатать
(«печатаем» по спине пальцами):
«Жене и дочке. -
Дзинь - точка
(на этих словах каждый раз щекочем бочок). -
Шлю вам чулочки». -
Дзинь - точка.
Прочитал
(водим пальцем, как будто читаем),
Помял, разгладил
(щипаем, а затем поглаживаем спинку).
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
Массаж спинки
Поглаживайте малыша по спинке:
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
(Ирина Гурина)
Жили-были дед и баба
Жили-были дед и баба.
Жили, не тужили.
Но как-то ночью закрутил у бабы живот.
И крутит, и крутит
(водим руками по окружности).
«Вставай дед, - говорит бабка, - вези меня к врачу».
Запряг лошадей дед, и поскакали они:
Скок-скок-скок
(скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса: «У-у-у-у-у».
Испугались лошади, рванули вперед,
Дед с бабкой упали из повозки.
Что делать?
Видят, стоят черепаха, комар, слон.
На чем поедешь?
Если ребенок отвечает на «комаре», то вы сделайте ему «укольчики» пальчиком.
Комар полетел, стоят тигр, слон и пчела.
На чем поедешь? И т.д.
Закончить можно так.
Бабка закричала:
«Ой, дед, все прошло,
Не болит у меня больше живот».
Обрадовались они
И как в сказке оказались дома
На своей теплой печи.
И заснули мирным сном.
Массаж медвежий
Ше-е-ел медведь. Большо-о-ой медведь…
(топчемся ладонями по спине)
Шла медведица...
(топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел ма-а-аленький медвежонок
(пальцами идем по спине).
Нашли они большо-о-ое поле
(растираем ладонью спину).
Медведь сказал: "Мое-е-е поле!"
(говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине)
Медведица сказала: "Мое-е-е поле!"
(повыше голосом и шаги помельче)
Медвежонок закричал: "Мое!"
(тоненьким голоском, мелкими прыжками)
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле
(производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз),
Разровняли
(растираем ладонями),
и посадили зернышки
(стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
Дождик зернышки полил
(тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине),
Солнышко согрело, и пшеница взошла...
Выросли большие и красивые колоски...
Пришло время и стали они жать пшеницу
(левой рукой собираем кожу в складки, а ребром правой ладони «подрезаем»).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось
(прижимаем кулак к спине).
«Ура! Ура! Ура!
(разными голосами)
Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!» -
Обрадовались медведи.
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу
(собирательные движения руками).
Лошадка повезла пшеницу на мельницу
(скачем по спинке четырьмя пальчиками).
Осталось поле чистое-чистое
(гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
А медведи смололи зерна пшеницы - получилась мука.
Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек...
Массаж живота
Поглаживайте животик малыша по часовой стрелке:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.
(Ирина Гурина)
Предварительный просмотр:
№ п/п | Название игры | Цель игры | Содержание игры |
1 | МУРАВЬИ | Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания. | По хлопку взрослого дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь, все время заполнять свободное пространство. |
2 | МОКРЫЕ КОТЯТА | Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом. | Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» - медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса. |
3 | СНЕГОВИК | Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса. | Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Взрослый говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь. |
4 | СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА | Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения. | Сначала взрослый, в дальнейшем ребенок, превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол. |
5 | КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ | Обучение полному расслаблению мышц всего тела. | Хоть и жарко, хоть и зной, |
6 | ГИПНОТИЗЕР | Обучение полному расслаблению мышц всего тела. | Взрослый превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите…Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. |
7 | САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ | Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. | Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону ( «бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты. |
8 | ПАЛЬМА | Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. | « Выросла пальма большая пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку. |
9 | КАКТУС И ИВА | Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу взрослого. | По любому сигналу(хлопку) дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде взрослого «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку взрослого хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива»- дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. |
10 | ШТАНГА | Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. | Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её, отдыхает. |
11 | БУРАТИНО И ПЬЕРО | Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. | Дети двигаются хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По команде «Пьеро»- опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. |
12 | БАБА – ЯГА | Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. | Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. |
13 | НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА | Умение напрягать и расслаблять мышцы взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом. | Дети распределяются на пары. Один ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух.Он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. |
14 | ТЮЛЬПАН | Развивать пластику рук. | Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены. |
Цель: формировать навыки и умение снимать напряжение под руководством взрослого.
Задачи:
- развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы тела;
- ориентироваться в пространстве во время движения;
- координировать движения во время игры,
Методические рекомендации:
данные игровые упражнения проводятся только в присутствии взрослого (воспитателя / родителя);
игровые упражнения могут проводиться: как часть занятия, как организационный момент, как режимный момент;
игровые упражнения проводятся как на воздухе, так и в помещении (взависимости от времени года и климатических условий).
ИГРЫ НА РЕЛАКСАЦИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(методический материал для организации и проведения мероприятий по здоровьесбережению)
Составила:
воспитатель 1 кв. категории
Дегтяренко Т.И.
Проверила:
ст.воспитатель _____ Иванова Н.В.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 33 «Аленушка»
г. Волжского Волгоградской области
(МБДОУ д/с № 33)
Составила:
воспитатель 1 кв. категории
Дегтяренко Т.И.
Проверила:
ст.воспитатель _____ Иванова Н.В.
Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.
Массаж головы
«Моем голову»
Цель: улучшение мозгового кровообращения путём воздействия на активные точки головы.
И.П. Сидя «по-турецки»
Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении:
-ото лба к макушке
-ото лба до затылка
-от ушей к шее.
«Обезьяна расчесывается»
Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к левой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются.
«Ушки»
Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательными движениями растираются в другом направлении (по горизонтали).
Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трёх раз.
Это упражнение тонизирует кору головного мозга.
«Глазки отдыхают»
Закрыть глаза. Подушечками пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить те же движения под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
«Веселые носики»
Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.
Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
«Почешем губки»
Покусывание и «почёсывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до середины языка.
«Расслабленное лицо»
Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
«Домик»
Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
«Гибкая шея, свободные плечи»
Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками:
-поглаживание,
-похлопывание,
-пощипывание,
-растирание,
-спиралевидные движения.
«Огород»
Самомассаж фаланг пальцев. Разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец) порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чесночок - Указательный пр.
Перец, томат, кабачок, - Средний пр.
Тыква, капуста, картошка, - Безымянный пр.
Лук и немножко горошка. - Мизинец пр.
Овощи мы собирали, - Мизинец лев.
Ими друзей угощали, - Безымянный лев.
Квасили, ели, солили, - Средний лев.
С дачи домой увозили. - Указательный лев
Прощай же на год - Большой левый
Наш друг – огород!!! - Большой правый
«Медведь» - самомассаж подушечек пальцев.
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминать один палец:
Шёл медведь к своей берлоге,
Мизинец пр.
Да споткнулся на пороге.
Безымянный пр.
«Видно, очень мало сил
Средний пр.
Я на зиму накопил»,-
Указательный пр.
Так подумал и пошёл
Большой пр.
Он на поиск диких пчёл.
Большой лев.
Все медведи – сладкоежки,
Указательный лев.
Любят есть медок без спешки,
Средний лев.
А наевшись, без тревоги
Безымянный лев.
До весны сопят в берлоге.
Мизинец лев.
«Прищепки»
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»
«Месим тесто» - массаж живота
Цель: снятие напряжение с мышц живота; улучшение работы кишечника.
И.П. лёжа на спине.
По часовой стрелке поглаживаем животик, пощипываем его, похлопываем ребром ладони и кулачками.
«Моемся» - массаж грудной области
Цель: воздействие на биоактивные точки грудного отдела;
И.П. Сидя «по-турецки»
-Представим, что мы сидим в тазике и моем грудку. Кладём обе ладони на грудь и начинаем её поглаживать.
Необходимо выполнять продольные, вертикальные и круговые поглаживания, имитируя принятие водных процедур.
«Лебединая шея» -массаж шеи
Цель: снятие напряжения с мышц шеи; увеличение гибкости шейного отдела позвоночника.
И.П. Сидя «по-турецки»
-Представим, что мы превратились в прекрасного лебедя, с красивой длинной шеей.
Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку.
Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо. Делать 4 поворота.
«Чебурашка» -массаж ушных раковин
Цель: улучшение работы внутренних органов путём воздействия на ушные раковины.
И.П. Сидя «по-турецки»
Нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами.
Ласково оттянуть ушки 6 раз вверх и вниз, а затем в стороны.
«Велосипед» - массаж спины Цель: улучшение кровообращения в ногах; улучшение работы кишечника; расслабление мышц ног.
И.П. Лёжа на спине. Ноги согнуты в коленях, руки – вдоль тела.
Со звуком «Ж-ж-ж-ж-…» делать плавные движения ногами, словно крутим педали велосипеда.
Массаж ног
Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.
И. п. - сидя по-турецки.
Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног,
поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы, сильно нажимает на пятку,
растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы,
делает стопой вращательные движения,
вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.."
То же - с правой ногой.
Игра "Буратино"- массаж шейных позвонков
Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела.
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.
Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево.
1 комплекс "Греем наши ручки"
Соединить ладони и потереть ими
до нагрева
"Проверяем носик"
Нажимать указательным пальцем точку
под носом
"Лепим ушки"
Указательным и большим пальцем "лепим" ушки
"Правая ноздря, левая ноздря"
Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем
"Сдуваем листик"
Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот
2 комплекс "Греем наши ручки" -
Соединить ладони и потереть ими до нагрева
"Проверяем кончик носа" - Слегка подергать кончик носа
"Сделаем носик тоненьким" - Указательными пальцами массировать ноздри
"Примазываем ушки, чтоб не отклеились" - Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
"Как мычит теленок" - Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа
"Сдуем снежинку с ладони" - Вдох через нос, выдох через рот
3 комплекс "Моем руки" - Движения кистями,как при мытье рук
"Шагаем по пальчикам" - Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки
"Лебединая шея" - Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка
"Крепко спим" - Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот
"Мы проснулись" - Несколько раз зевнуть и потянуться
Самомассаж ушных раковин для детей.
Аурикулярный массаж.
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
- Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
- Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
- Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
- Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
- При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
- Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
- Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
- Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
- Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.
Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.
«Взяли ушки за макушки»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
- Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
- Основная часть
- Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
- Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
- Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3.Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
· «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
·
«Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
«Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
«Покрутим козелком»
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
«Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем, вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
—Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик- баловник!
Он шалить у нас привык.
—Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Пальчиковые игры
Знакомство с пальчиками
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячются в теплушки.
Вот такие "пять да пять"
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
Расслабление пальцев и кистей рук
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. Оставляя на воде колечки.
"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Удержание позы кисти руки
Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.
«Моя семья»
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
«На лужок»
Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружек!
«Пальчик-мальчи».
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
«Улей»
Пальцы сжать в кулак, Затем отгибать их по одному.
Вот маленький улей, где пчелы
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две три, четыре, пять!
«Черепаха»
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть,
то высовывает голову.
Когда она хочет спать,
то прячет ее обратно.
«Замок»
На первую строчку - Пальцы в "замочек". Затем стучать о стол "замочком". Затем круговые движения, и показали ладошки.
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
«Этот пальчик»
Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
«Ласточка, перепелочка» (русская игра)
Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая:"Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела",:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.
«Кисель» (русская игра)
Бабушка кисель варила
На горушечке, (Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом)
Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга)
Через бабушкин порог.(Скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны.
Руки снова показывают горшок-черепушечку)
В черепушечке
(Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку)
У старушечки
На горушечке. (Руки вновь по горку)
Бабка плачет: "Ай-ай-ай!" (Руки "утирают")
Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки "грозит")
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Во-о-от столько! (Правая рука снова помешивает "кисель". Руки расходятся широко в стороны)
«Банька» (русская игра)
Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом - "выстроена банька".
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося: "Пусти в баньку!"
"Не протопил еще", - отвечает взрослый
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: "Пусти в баньку!"
"Мыльца нет"
Так поочередно каждый пальчик малыша "просится в баньку" - взрослый может ответить: "Водичка холодная" или "Веничка нет". Наконец взрослый зовет: "Ну, иди! " Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажмет палец ладонями.
«Барашка купишь?» (русская игра)
Взрослый заплетает пальцы руки один за другой - средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный.
Протягивает руку к малышу: " Барашка купишь?"
Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: "Ой, продал!" Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто - самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок "поймает барашка", наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом. Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный` за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка. При игре детей постарше происходит такой диалог:
- Барашка купишь?
- А сколько просишь?
- Сто.
- Много будет. Дам десять.
- Девяносто!
- Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец "покупатель" быстро произносит: "Беру!" - и пытается схватить барашка. "Продавец, чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: "Так продал!" Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.
«Колечки» (вепсская игра)
Вариант первый - потешка. Усадив малыша на колени, врослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении. Чуть подросший малыш (в 1,5 - 2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.
Вариант второй. Дети 6 - 7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: "Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
Вариант третий. Развлечение подростков: самый сложный вариант игры - обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец. В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем осуществляет движения в противоположном направлении.
«Козел» (белорусская игра)
Вышел козел из новых сеней.
Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется всю игру.
Нагнул шею:
"Дай хлеба скорее!"
Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.
Выставить "рога" "Дай пирожок!
Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен.
Протянул копытце:
"Дай воды напиться!"
Правая рука складывается "лодочкой".
Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, "бодая" воздух. При повторении игры руки меняются ролями.
«Маша-хозяйка» (игра на основе русского фольклора)
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала:
(Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху)
Плошечку собачка
Моет языком,
(Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "моет ее" (движения мизинца в сторону и обратно).
Мышка подбирает
Крошки под столом.
(Согнутые мизинец и указательный палец правой руки - "ушки", сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -"мордочка". "Мышка" пощипывает выпрямленную левую ладонь)
Кошка под окошком
(Пальцы правой руки собраны , как при фигуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округлены)
Когтями скребет
(Пальцы правой руки скребут ладонь левой)
Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок.
(Правая ладонь "подметает" выпрямленную левую.Энергичное встряхивание пальцев правой руки)
Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука. Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок - забытое название веника, а потрусить - значит вытрясти, встряхнуть. При повторении игры руки меняются ролями.
«Меленки» (русская игра)
Ребенок и взрослый садятся, друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: "Моя пашет! - вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой. Затем ребенок отвечает взрослому: "Моя сеет!" - вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: "Моя спеет!" - вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: "Моя жнет!" - поднимая средний палец левой руки.
Перечисление разных видов работ "молотит", "мелет", должно продолжаться пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков. Такой вариант игры доступен ребенку начиная с 4 - 5 лет.
Малышу взрослый сначала просто показывает "меленку на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская. Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль:
"Моя пашет!" - "И моя пашет!"
"Моя сеет!" - "И моя сеет!"
«Кольцо»
Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
«Дом»
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
«Очки»
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.
Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
«Флажок»
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег.
(А. Барто)
«Лодка»
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик. Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
«Пароход»
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
«Паровоз»
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел!
«Стул»
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.
«Стол»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
«Грабли»
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
«Скворечник»
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет
«Шарик»
Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.
Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки -
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки,
Сели и заплакали...
(А. Шибаев)
«Елка»
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.
«Корзинка»
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
«Колокольчик»
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?
«Собака»
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
«Часы»
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!”,
Один хлопок над головой.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!”
Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!”
Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация в различных видах деятельности детей здоровьесберегающих технологий, вторая младшая группа детского сада.
Здоровье – это главная ценность жизни, один из компонентов счастья человека. В будущем здоровье – залог успеха, одно из условий успешной социальной реализации личности....
Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»
На нашем первом родительском собрании планировалось осветить пять главных вопросов:•1. Знакомство родителей с жизнью детей в группе детского сада;•2. Адаптационный период в детском саду...
Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»
Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада (с использованием здоровьесберегающей технологии «физкультминутка», «артикуляционная гимнастика») «Мы были в гостях у врача»
Конспект совместной деятельности взрослого иребенка....
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада (с использованием здоровьесберегающей технологии «пальчиковая гимнастика», «дыхательная гимнастика») «Как медвежонок зиме удиви
Конспект совместной деятельности взрослого иребенка...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада по формированию математических представлений (с использованием здоровьесберегающей технологии «пальчиковая гимнастика», «физкультминутка»)
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка....
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....